«Весь мир театр, а люди в нем…» Да, все правильно – актеры, которые играют различные роли. Есть роли, полученные нами с рождения (сын, дочь), а есть роли, которые мы получаем чуть позже (школьник, студент). Некоторые роли мы выполняем на постоянной основе (отец, мать), а некоторые ограничены конкретными обстоятельствами (строгий начальник, веселый тамада).
Как и в театре, где кто-то из актеров справляется со своей ролью лучше, а кто-то хуже, так и в жизни у каждого из нас разная степень удачливости в каждой из своих ролей. Кто-то учится в школе хорошо, а кто-то не очень. У кого-то хорошая дружная семья, а у кого-то бесконечная череда семейных скандалов и разборок.
Кому-то строгий стиль руководства позволяет быстро двигаться по карьерной лестнице, а кто-то так всем надоест своими придирками, что от такого менеджера счастливы избавиться не только подчиненные, но и собственники компании, потому что прибыль можно получить и без таких «перегибов на местах», а искать замену разбежавшимся из-за нездоровой атмосферы специалистам слишком хлопотно.
В какой-то момент человеку может надоесть та или иная его роль либо то, как она реализуется в этой жизни. И тогда встанет вопрос, что с этим делать: как выйти из надоевшей роли или как ее откорректировать? Как вариант, можно пройти наши программы «Психическая саморегуляция» и «Сам себе психолог» и найти ответ на все волнующие вас вопросы.
Если ситуация не терпит отлагательства, стоит обратиться к специалисту. Психологи и психотерапевты имеют в своем распоряжении целый арсенал методов, как помочь людям в той или другой ситуации. И один из таких методов – это метод психодрамы.
Что такое психодрама: исторический экскурс
Психодрама – это метод психотерапии и психологического консультирования, основанный на постановочном розыгрыше реальных и вымышленных ситуаций, внутренних монологов и диалогов человека, его фантазий о будущем. Однако такое относительно внятное понимание метода появилось не сразу.
Тут видится целесообразным проследить историю возникновения техники психодрамы, потому что далеко не каждое направление в психотерапии имеет точную дату и уж тем более время рождения. Психодрама как метод психотерапии родилась на свет 1 апреля 1921 года в промежутке с 19 до 22 часов.
Откуда такая точность? В тот пятничный вечер в Театре комедии Вены (Австрия) состоялся спектакль, который организовал социолог, психолог и психиатр Якоб Леви Морено (1889-1974). Он вышел на сцену один и занял красное кресло-трон с позолоченной вышивкой, стоявшее посреди сцены. В самой верхней части высокой спинки кресла-трона была вышита корона, которая как бы подчеркивала статус сидящего в кресле.
К чему такой пафос? Сам Морено называет это попыткой сеанса групповой психотерапии с целью вылечить пришедших в театр зрителей от «патологического культурного синдрома», которым была охвачена послевоенная Вена в условиях отсутствия стабильного правительства, императора, короля, лидера [Я. Морено, 2008].
Впрочем, Морено вовсе не присвоил себе императорскую корону, а поделился этой ролью со зрителями. Каждый желающий мог выйти на сцену, занять кресло-трон и сыграть короля так, как он видел это актуальным с учетом насущных проблем тогдашней Австрии, необходимости послевоенного обустройства государства и перспектив дальнейшего развития.
Сам по себе эксперимент можно считать скорее неудачным, чем удачным. Далеко не каждый человек, просто пришедший в театр посмотреть спектакль, способен выйти на сцену и экспромтом сыграть предложенную роль. Среди посетивших Венский театр комедии 1 апреля 1921 года таковых не оказалось, поэтому зрители остались не вполне довольными такой постановкой, а театральные критики и вовсе сочли ее провальной.
Якоба Морено это не остановило, и он продолжил свои дальнейшие эксперименты. Тем более что это была далеко не первая неудача Морено в публичном пространстве. Еще будучи 4-летним ребенком, он предложил своим ровесникам игру в Бога и ангелов, в которой себе скромно отвел роль Бога. Ввиду того, что Богу подобает обитать на небесах, «путь в небо» соорудили из стульев, поставив их пирамидкой на дубовый стол.
В какой-то момент конструкция не выдержала накала страстей и лишних движений маленького Якоба, сидевшего на верхнем стуле, как на троне или как на небе, и тот упал вниз, заполучив перелом правой руки. Во взрослом возрасте Морено в шутку называл это «первой психодраматической сессией», которую он когда-либо проводил.
Шутки шутками, однако, ни один метод в науке, в том числе психотерапии, не рождается одномоментно. Знаменательной дате 1 апреля 1921 года предшествовали долгие годы учебы, научных исследований и частной практики, предпринимаемой Морено в различных встречавшихся на его жизненном пути обстоятельствах.
Так, еще до того, как для метода был придуман термин «психодрама», Морено фактически использовал данный метод в работе с пациентом, решившим покончить жизнь самоубийством. Морено вместе со своей подругой, помощницей и соратницей Марианной Лорницо разыграли фантазии пациента в формате драмы, и пациент, «выпустив пар» и мучавшие его эмоции, отказался от намерения сводить счеты с жизнью.
Впоследствии Морено многократно использовал техники психодрамы в терапии, работая в медицинских лечебницах и интернатах, лагерях для беженцев и различных режимных учреждениях. Кроме того, в практике Морено была так называемая «спонтанная» психотерапия – психодрама, которая разыгрывалась в местах массового скопления людей с привлечением прохожих или игравших в парке детей в качестве участников процесса.
Сам Якоб Морено, кстати, очень гордился тем, что его метод психодрамы сформировался на основе практики, а не на основе теоретических изысканий в тиши кабинета. И придавал большое значение элементу спонтанности как психотерапевтическому средству. Из той не совсем удачной постановки 1 апреля 1921 года Морено сделал правильный вывод, что публике нужен разогрев, прежде чем она будет готова к участию в каком-либо действе, а любой экспромт должен быть продуман и подготовлен хотя бы со стороны организатора.
Впоследствии Морено начал продумывать все эти моменты, прежде чем что-либо предпринимать, и дела пошли намного лучше. В 1924 году вышла в свет книга Морено «Театр спонтанности», в которой он подытожил некоторые результаты своей деятельности [Я. Морено, 1924]. В частности, он выделил четыре типа театра:
- Театр конфликта (так называемая «аксиодрама»).
- Театр импровизации, раскрывающий творческие способности человека при помощи воображения.
- Терапевтический театр, где люди играют самих себя.
- Театр творения, основанный на самоактуализации каждого человека.
Однако по-настоящему в полную силу ему удалось «развернуться» со своей психотерапевтической практикой в США, куда он эмигрировал в 1925 году из-за растущих антисемитских настроений в Европе и опасений за свою безопасность, которая могла оказаться под угрозой ввиду еврейских корней Морено.
В 1931 году он открыл свой «Театр импровизации» и основал журнал Impromptu, посвященный «спонтанному театру». Далее его пригласили провести исследование в тюрьме Синг-Синг и выдать рекомендации по созданию более здоровой психологической обстановки. Исследование оказалось настолько успешным, что вскоре его пригласили провести аналогичное исследование в Нью-Йоркской государственной школе для девушек в городе Хадсон.
В 1936 году Морено открывает собственную психиатрическую лечебницу «Бикон-Хилл», на базе которой начинает обучение методу психодрамы своих последователей. В 1941 году в госпитале «Сент-Элизабет» официально открывается психодраматический театр и учреждается официальная должность специалиста по психодраме. Со временем театр психодрамы появляется во многих лечебных учреждениях США, а затем и в университетах, где обучают будущих психологов и психотерапевтов.
В 1942 году Морено основывает «Общество психодрамы и групповой психотерапии», которое уже со следующего года начинает проводить ежегодные конференции и разрабатывать стандарты обучения психодраме. А в 1946 году Морено выпускает знаменитую книгу «Психодрама», переведенную впоследствии на многие языки мира [Я. Морено, 2008].
Свой успех в Америке Морено объяснял тем, что в США «идти и делать» является более предпочитаемым форматом, нежели «сидеть и читать», поэтому идея групповой терапии, где каждый мог разыграть свою ситуацию, как на сцене, нашла отклик. В Европе, по мнению Морено, люди более консервативны, в большей степени сопротивляются публичности и менее готовы выносить свои личные переживания на всеобщее обозрение, что является необходимым условием помощи человеку в формате психодрамы.
Тем не менее, начиная с 50-х годов, Морено популяризирует психодраму по всему миру, как лично, так и с помощью своих учеников, прошедших подготовку под его руководством. В1957 году он становится президентом Международного совета по групповой психотерапии, в 1961 году создает Всемирную академию психодрамы и групповой психотерапии.
Морено приезжал однажды и в СССР. В рамках своей поездки Морено побывал в Институте психологии и Академии медицинских наук в Москве, Институте имени Бехтерева и Институте имени Павлова в Ленинграде. Тогдашнее медицинское сообщество было не готово принять столь радикальные идеи, зато сейчас Московский Институт Гештальта и Психодрамы включил наследие Морено в учебную программу института [МИГиП, 2023].
Московский Институт Психодрамы обучение распределил на три ступени: на первую ступень берут всех желающих с образованием не ниже среднего, на вторую – выпускников первой ступени, на третью – выпускников второй ступени. В целом, психодрама и гештальт достаточно тесно связаны, поэтому объединение этих направлений в рамках Московского Института Гештальта и Психодрамы вполне логично.
Чему же учат будущих специалистов по психодраме? И что в принципе представляет собой психодрама как терапия? Вкратце мы уже затронули этот вопрос, теперь самое время рассмотреть его подробнее.
Основы метода психодрамы
Для начала рассмотрим, как должна проходить психодраматическая сессия в классическом исконном варианте, предложенном автором метода Якобом Морено. Можно выделить несколько основных этапов такой сессии.
Этапы психотерапии по методу психодрамы:
- Разогрев – двигательное либо медитативное упражнение для вовлечения участников группы в действие и настроя на определенную тематику.
- Выбор протагониста – участника, на решение проблемы которого будет работать группа в течение сеанса. Важный нюанс – фактором выбора должна быть проблема или актуальная для участника тема, а не персона участника.
- Этап действия – протагонист с помощью психотерапевта и участников группы поэтапно, сцена за сценой, разыгрывает волнующую его ситуацию. Важный нюанс – протагонист не обязательно должен играть самого себя. Он может выбрать другую роль, а на «свою» роль пригласить кого-либо из группы. Этап считается завершенным, когда будет найдено решение проблемы или когда протагонист почувствует, что получил достаточно информации о ситуации.
- Шеринг – обмен впечатлениями по итогам работы между участниками действия. Сначала участники делятся своими эмоциями от роли, в которой они выступали в течение сеанса, а потом, по желанию, ситуациями из жизни, если когда-либо сталкивались с чем-то похожим.
Уточним пару моментов: в рамках психодрамы можно воспроизводить как события, произошедшие в реальной жизни, так и некие вымышленные символические ситуации, позволяющие представить разные варианты развития событий.
И еще пару слов по поводу шеринга. Это важная часть психотерапии, которая, помимо собственно обмена впечатлениями, должна вернуть протагонисту ту душевную энергию, которую он вложил в сеанс, и дать ему почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях. Поэтому на шеринге запрещены любые высказывания, которые потенциально могут обидеть или ранить протагониста или любого другого участника группы.
Более подробно о том, как должна выглядеть классическая психодрама, можно прочитать в трудах учеников и последователей Якоба Морено. Например, в книге «Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено» [Г. Лейтц, 2007]. В частности, именно там сформулированы основные принципы групповой психотерапии Морено в понятной для массового читателя форме.
Принципы групповой психотерапии Морено:
- Каждый индивид может воздействовать на другого индивида в качестве терапевтического агента, а любая группа – в качестве терапевтического агента на другую группу. Таким образом, терапевтическое воздействие в рамках групповой терапии не является исключительной прерогативой психотерапевта.
- Групповая психотерапия стремится к наиболее оптимальной группировке участников процесса и содействует при необходимости перегруппировке членов группы, максимально учитывая симпатии и прочие спонтанные мотивы участников группы.
- Групповая психотерапия – это терапия не только отдельного человека или протагониста, но и всех участников группы, помогающих разыграть реальные или вымышленные сцены для поиска решения проблемы протагониста.
- Целью групповой психотерапии является содействие интеграции человека в социум в противовес неконтролируемым силам, которые на него воздействуют.
Собственно, сам Морено еще на ранних стадиях своих исследований отмечал такие аспекты групповой психотерапии любого рода, как определенная автономность и безымянность группы, когда границы между отдельными эго участников группы ослабевают, а важность приобретает сама группа как единое целое. В какой-то степени этому служит групповой диагноз, который является предварительным условием групповой психотерапии.
И для лучшего понимания классики психодрамы следует сказать несколько слов о теории ролей Морено. Он определял роль как «актуальную в текущий момент осязаемую форму, которую приняла самость человека» либо как «некий обобщенный характер или функция, которая существует в социальной реальности».
Кроме того, в теории ролей Морено роль может рассматриваться как «кристаллизация жизненных ситуаций человека» и как «специфическая сфера оперирования, освоенная человеком». В работах последователей Морено, популяризировавших его наследие, можно встретить определение роли как «единицы консервированного поведения» [Г. Лейтц, 2007].
Роли в теории ролей Морено:
- Психосоматические роли, такие как «сексуальный партнер», «тренирующийся спортсмен».
- Психологические роли, такие как «жертва», «спасатель», «преследователь».
- Социальные роли, такие как «отец», «мать», «врач», «полицейский», «учитель».
Это, если можно так выразиться, «внешние роли», а есть еще роли внутренние. Они бывают трех типов:
- Функциональные – помогают человеку решать конфликты, развиваться, взаимодействовать с окружающими.
- Дисфункциональные – мешают разрешению конфликтов, развитию и сами могут генерировать конфликтные ситуации.
- Коупинговые – позволяют совладать с ситуацией, снять напряженность и при необходимости отсрочить развязку ситуации.
В свою очередь, у этих ролей есть своя классификация и детализация.
Функциональные роли:
- Устойчивые – обретенные давно, которые быстро актуализируются.
- Зарождающиеся – в одних ситуациях актуализируются, в других ситуациях не актуализируются.
Дисфункциональные роли:
- Стабильные – обретены давно, проявляются постоянно в определенных ситуациях.
- Уходящие – специфицированы под ситуацию, проявляются не всегда, в идеале, постепенно «уходят» из списка ролей.
Коупинговые роли:
- «Движение к…» – например, в случае агрессии «пристроиться» к агрессору.
- «Движение от…» – например, в случае агрессии игнорировать агрессора.
- «Движение против…» – например, в ситуации агрессии повести себя агрессивно.
Теория ролей нужна в основном как инструмент анализа процесса психотерапии. С ее помощью можно наблюдать взаимодействие ролей и результат, который получается в ходе конфликта ролей, их взаимных переходов и «перетеканий» и т.д.
Всем, кто хотел бы вникнуть собственно в теорию ролей, можно рекомендовать статью «Психология Валькирии»: ролевой анализ мифа о Брюнхильд [Л. Огороднов, 2004]. А мы продолжим нашу тему и посмотрим, что представляет собой психодрама в современной психотерапии.
Современная психодрама
За прошедшее с момента зарождения метода психодрамы столетие мир изменился до неузнаваемости. Поэтому вполне логично, что классическое понимание психодрамы претерпело некоторые изменения и дополнения.
Масштабы применения психодрамы давно вышли за пределы исключительно групповой психотерапии, когда терапия происходила либо в составе группы людей, либо с привлечением ассистента психотерапевта для инсценировки ситуации. Например, как в ранее рассмотренном примере работы Морено с пациентом, решившим покончить жизнь самоубийством. Тогда, напомним, Морено обратился за помощью к своей подруге и соратнице Марианне Лорницо, и они все вместе разыграли фантазии пациента в формате драмы, после чего тот отказался от намерения сводить счеты с жизнью.
Сегодня психодрама – это интегральный метод психотерапии, который базируется на ролевой игре, но не ограничивается ею. Психодрама позволяет исследовать ситуацию с различных взглядов, воспринять позицию другого, понять неосознанные факторы поведения окружающих.
Помимо собственно психотерапии, психодрама как метод активно используется на всевозможных тренингах в бизнесе, политике, сфере образования, профессиональной подготовке по различным направлениям. Возможно использование психодрамы как в групповом формате, так и в формате индивидуальной консультации [Psyfactor, 2021].
Основные направления психодрамы:
- Групповая психотерапия для решения проблем человека с участием группы.
- Тренинги личностного роста для самопознания и саморазвития человека.
- Бизнес-тренинги для решения бизнес-задач, таких как увеличение продаж.
- Монодрама в индивидуальном консультировании, когда вместо других людей в постановке «участвуют» какие-либо предметы.
- Социодрама для проработки тем, актуальных для большой группы.
- Аксиодрама как разновидность социодрамы для работы с личностными ценностями, реальными и символическими.
- Драматерапия как постановочный розыгрыш литературных сюжетов с психотерапевтической целью.
- Библиодрама как разыгрывание библейских сюжетов, содержащих основные архетипные конфликты человека.
- Мифодрама как разыгрывание мифологических сюжетов (древнегреческих, скандинавских и т.д.)
- Использование импровизационных ролевых игр в учебном процессе для лучшего усвоения учебного материала.
- Театр Playback как формат театра импровизации, где зрители рассказывают личные истории, а актеры воплощают их на сцене.
Такой формат, как театр Playback, зародился по историческим меркам недавно, в 1975 году. Заинтересовавшимся можем рекомендовать книгу Beyond Theatre: A playback theatre memoir [J. Fox, 2015].
Как и в классическом варианте психодрамы, в современной психодраме возможна постановка и сюжетов, имевших место в реальности, и вымышленных ситуаций. Технический арсенал приемов психодрамы за прошедшее столетие заметно расширился, и сегодня применяются самые разные техники психодрамы. По некоторым оценкам, их сегодня более двух сотен, поэтому мы остановимся только на самых популярных [Psyfactor, 2021].
Основные современные техники психодрамы:
- Самопрезентация – это серии коротких ролевых инсценировок, в которых протагонист изображает самого себя либо важного для себя человека.
- Выполнение роли или акт принятия роли кого-либо другого – человека, части тела, животного, неживого объекта, понятия.
- Диалог – инсценировка взаимоотношений между людьми.
- Монолог – изложение своих мыслей и эмоций вслух, комментирование своих действий в ролевых играх, возможность «посоветоваться» с самим собой.
- Дублирование – вспомогательному персонажу предлагается сыграть специальную роль, которая дублирует роль протагониста, одновременно с протагонистом, для того чтобы стать его «внутренним голосом».
- Реплики «в сторону» – дополнение к дублированию, когда протагонист поворачивает голову в сторону, противоположную от вспомогательного персонажа, прикрывает рот рукой и вслух говорит, что он на самом деле думает. Вспомогательный персонаж должен продолжать действовать так, как будто он этого не слышал.
- Обмен ролями – два участника психодрамы меняются местами физически и психологически. Например, протагонист может на время стать вспомогательным персонажем.
- Пустой стул – протагонист действует без помощи других, взаимодействуя с воображаемым человеком, предметом, явлением, роль которого «играет» пустой стул.
- Зеркало – осуществляется вспомогательным персонажем, выполняющем роль протагониста, когда протагонист наблюдает за ним, выйдя из пространства действия.
В рамках одного сеанса может использоваться как одна, так и две-три техники психодрамы. Причем эти техники могут быть как самодостаточными для решения проблемы человека, так и сыграть вспомогательную роль наряду с другими методами психотерапии. В частности, техники психодрамы используются в решении такой проблемы, как выход из надоевшей роли [М. Петраш, 2019].
Более углубленно с различными техниками психодрамы и примерами психотерапевтических сеансов можно познакомиться в книге «Клинические ролевые игры и психодрама» [Д. Киппер, 1993]. Кроме того, техникам психодрамы посвящена отдельная глава в учебнике «Психотерапия» для высших учебных заведений [Л. Бурлачук, А. Кочарян, М. Жидко, 2012].
Думается, мы с вами разобрались в общих чертах, что такое психодрама. Мы желаем, чтобы жизненные обстоятельства всегда складывались для вас наилучшим образом. Мы приглашаем вас на наши программы «Психическая саморегуляция» и «Сам себе психолог», а также предлагаем ответить на вопрос по теме статьи: