В процессе познания окружающей среды, получения новых знаний люди опираются, прежде всего, на свой опыт и ощущения. Именно так познает мир ребенок.
По мере взросления у человека развивается способность сравнивать, видеть логические связи между предметами и явлениями, а затем и обобщать увиденное. Такое обобщение влечет за собой формирование и усвоение понятий – как уже существующих, так и созданных внутри собственного опыта. В дальнейшем человек способен распознавать и идентифицировать предметы и явления как ранее виденные или незнакомые, относить их в ту или иную категорию понятий. Это и есть понятийное мышление.
В подробностях о нем вы сможете узнать на нашей программе «Когнитивистика», а в этой статье мы вкратце затронем его общие аспекты.
Инструменты понятийного мышления
Понятийное мышление не является врожденным. Оно нарабатывается в процессе взросления, более глубокого знакомства с окружающим миром, обретения нового опыта и знаний. Более того, его формирование требует определенного уровня развития и владения определенными инструментами когнитивного восприятия.
Основные инструменты понятийного мышления:
- Анализ – изучение составных частей или признаков предметов и явлений.
- Синтез – способность объединять части в целое.
- Сравнение – сопоставление явлений или событий между собой.
- Абстракция – выделение основных признаков и способность оперировать ими вне конкретной ситуации и безотносительно данного предмета в будущем.
- Обобщение – сведение разных понятий в единую категорию.
- Систематизация – сведение категорий в логическую систему.
Понятие как таковое имеет две особенности. С одной стороны, это итог некоего мыслительного процесса. С другой стороны, это начало и возможность нового мыслительного процесса, но уже на более высоком уровне. Чтобы лучше понять эти особенности, следует рассмотреть составные элементы понятийного мышления.
Составные элементы понятийного мышления
Понятийное мышление – это высший уровень мыслительных процессов. Это больше, чем просто абстрактное мышление или способность к обобщениям. Понятийное мышление требует владения всеми инструментами, и только тогда оно сможет стать логичным и целостным.
4 основных элемента понятийного мышления:
- Понимание сущности процессов, явлений, умение различать главные и второстепенные признаки.
- Понимание родовой и видовой иерархии понятий.
- Понимание причинно-следственных связей процессов и явлений.
- Понимание единства противоположностей.
Далее стоит отдельно остановиться на каждом элементе понятийного мышления, чтобы проще было сложить картину в целом.
Понимание сущности процессов и явлений
Основные характеристики процессов и явлений не всегда самоочевидны, поэтому добираться до сути приходится через череду случайных единичных признаков и/или событий. Для этого нужно научиться анализировать получаемую информацию, синтезировать единичные процессы в целостную картину, выделять основной объединяющий фактор. Это путь к навыкам абстрактного мышления, когда человек сможет абстрагироваться от второстепенного и уловить главное в процессе или явлении.
Понимание родовой и видовой иерархии понятий
После того как стала понятна суть процесса или явления, нужно отнести его к той или иной категории. Ранее выделенные объединяющие факторы и способность абстрагироваться от второстепенных признаков облегчает данную задачу. Наиболее наглядным примером служит биологическая классификация живых существ. Например, птицы – это родовое понятие, а воробьи, вороны, чайки – видовые классификации.
Это пример уже готового обобщения и систематизации понятий, однако решая свои собственные жизненные задачи (например, постановка целей и расстановка приоритетов), нам тоже приходится приводить свои планы и действия в некую иерархическую систему.
Понимание причинно-следственных связей
Тут самое время вспомнить шутку, популярную некоторое время тому назад: «Вася всегда ездит в плацкартном вагоне, поэтому у него нет денег». У многих людей рядом стоящие явления зачастую сплетаются в мозгу настолько чудодейственным способом, что они не в состоянии различить, где причина, а где следствие.
Для тех, кто не является фанатом железнодорожного сообщения, поясним, что плацкарт – это самый дешевый способ добраться куда-либо, и им обычно пользуются те, кто желает с экономить. Случаев, чтобы человек превратился из богача в бедняка из-за поездок в плацкартном вагоне, пока не наблюдалось, поэтому у Васи нет денег вовсе не из-за трат на плацкарт, а, наоборот, он ездит плацкартом, потому что, вероятнее всего, не имеет денег на оплату более комфортного способа перемещения.
Формирование причинно-следственных связей и их правильное понимание – головная боль большинства педагогов средних учебных заведений, т.к. абстрактное мышление у детей формируется постепенно, с разной скоростью и степенью успешности. Более того, есть такие врожденные заболевания, связанные с поражением участков головного мозга, которые исключают или сильно ограничивают возможность формирования абстрактного мышления.
И даже абсолютно здоровым взрослым людям бывает трудно абстрагироваться от чего-либо и посмотреть на процесс со стороны. Особенно, если взрослые и здоровые люди не получили нормального образования, которое является важным фактором развития интеллекта.
Понимание единства противоположностей
Единство противоположностей наблюдается везде. Это плюс и минус в математике, черное и белое в изобразительном искусстве, минор и мажор в музыке, день и ночь в живой природе, положительно и отрицательно заряженные частицы, важные для понимания многих физических и химических процессов.
И даже в психологии можно встретить такой постулат, что достоинства человека – это продолжение его недостатков, и наоборот. Примерно столь же часто можно встретить попытки опровергнуть данный постулат, что лишь подтверждает его актуальность. А чтобы превратить недостатки в преимущества, нужно обладать достаточно высоким уровнем понятийного мышления, которое позволит осознать, что единство и борьба противоположностей – это и есть движущая сила прогресса, и без этого развитие стало бы невозможным. Зачем человеку осознавать это все? Давайте подумаем!
Зачем нужно понятийное мышление
Самые внимательные читатели могут удивиться подзаголовку: как зачем? Ведь, вроде, уже подробно расписали, что понятийное мышление предполагает понимание сути явлений и процессов, их причинно-следственных связей и т.д. Вопрос в другом: зачем нам это все понимать? Действительно, а что изменится, если мы, подобно детям, каждый день будем открывать мир по-новому и видеть только самые яркие его стороны? И что с того, что они окажутся второстепенными?
В общем-то мы уже начали говорить о том, что некоторые врожденные заболевания, связанные с поражением участков головного мозга, исключают или сильно ограничивают возможность формирования абстрактного и понятийного мышления. Такие люди изначально считаются умственно неполноценными, не могут освоить сложные профессии, требующие высшего или среднего специального образования.
Более того, они не в состоянии полностью адекватно понимать окружающих, которые оперируют абстрактными понятиями, необходимыми для описания процессов, которые нельзя наблюдать в режиме «здесь и сейчас». А такая необходимость есть. Как минимум, это запрет движения на красный сигнал светофора, потому что движение на красный свет может привести к аварии. Увидеть последствия нарушения запрета, конечно, можно, однако это слишком дорогая цена для такого способа объяснения.
Также мы начали говорить о том, что среди умственно и физически здоровых людей тоже возможно недопонимание, связанное с неодинаковым уровнем развития понятийного аппарата, а также разным жизненным опытом, уровнем знаний, сферой деятельности и т.д. Тут проблему могло бы решить приведение всех понятий к единому знаменателю.
Как говорил французский философ и математик Рене Декарт, цитируем: «Договоритесь о терминах, и половина человеческих споров исчезнет». Другими словами, значительная часть разногласий возникает не по существу обсуждаемой темы, а потому, что люди по-разному понимают понятия, которыми оперируют.
Это особо заметно, когда что-либо обсуждают представители разных профессий, т.к. в разных сферах одно и то же слово может иметь разные значения. Так, если в психологии слово «реализация» обычно подразумевает воплощение в жизнь планов, идей, целей, то в торговле «реализация» – это факт продажи чего-либо покупателю. Такая путаница может наблюдаться и в более близких сферах. Например, реализация лекарств в аптеке – это продажа, а под реализацией лекарственных препаратов в больнице в условиях стационара подразумевается расход лекарств для лечения больных.
Еще более разительными могут быть отличия в трактовке юридических терминов правоведами и обычными гражданами без юридического образования. Именно поэтому в договорах часто прописано, что следует понимать под тем или иным термином. Теперь подытожим сказанное.
Для чего нужно понятийное мышление:
- Для синтеза, анализа, сравнения, обобщения и систематизации явлений, признаков, процессов.
- Для понимания причинно-следственных связей явлений и процессов.
- Для понимания сути, родовой и видовой иерархии предметов, процессов, явлений.
- Для понимания процессов и явлений, которые нельзя проверить эмпирическим путем.
- Для донесения окружающим информации, которую нельзя продемонстрировать наглядно.
- Для принятия решений и адекватного осознания их последствий.
- Для взаимопонимания в обществе, семье, на работе.
Как видим, роль понятийного мышления многогранна. Встает вопрос: а можно ли его развить? Или нужно лишь ожидать естественного взросления ребенка и уповать на то, что его понятийное мышление сформируется на должном уровне само по себе? Вовсе нет! Более того, свои мыслительные навыки можно улучшить даже во взрослом возрасте! Например, наша программа «Когнитивистика» позволяет освоить самые разные типы и способы мышления, которые вам обязательно пригодятся в жизни. А сейчас подробнее остановимся на развитии понятийного мышления у детей.
Как развивать понятийное мышление
Начнем с детского возраста. Ранее мы выяснили, что у маленьких детей понятийного мышления нет, они способны воспринимать мир только так, как они его видят. В этом контексте интересен эксперимент, поставленный швейцарскими психологами Жаном Пиаже и Барбель Инхельдер. Суть в следующем: детям дошкольного возраста демонстрировали макет, на котором было сооружено три горы разной высоты. Каждая из них имела свою особенность – домик, речка, заснеженная вершина. Также детям давали посмотреть фотографии, где все три горы были сфотографированы с разных сторон, и просили указать на те фото, где гора выглядела так, как они ее видят. На этом этапе с заданием справлялись все.
Затем с другой стороны макета помещали куклу, у которой вместо головы был гладкий шар, и просили детей выбрать фото, где изображение совпадает с тем, как его могла бы видеть кукла. Глаз у куклы не было, т.к. вместо головы был гладкий шар, а просто предположить, где могли бы быть у куклы глаза и как она могла бы видеть горы, у детей стабильно не получалось. В итоге все дети выбирали фото, где гора изображена так, как видят ее они сами.
Напомним, макет был сфотографирован со всех сторон, и если бы дело было лишь в неточном угадывании направления взгляда, дети ошиблись бы только с ракурсом обратной стороны горы. Однако в отсутствие четкого указания, где у куклы глаза и куда она смотрит, дети, не обладающие понятийным мышлением, просто давали ответ из своего уже знакомого опыта, не пытаясь анализировать ситуацию.
К слову, работая учителем в школе и помогая директору обрабатывать итоги тестов IQ, которые проходили школьники, Жан Пиаже обратил внимание, что дети примерно одного возраста совершают одни и те же ошибки. Это дало толчок новым исследованиям, в результате чего Пиаже вывел классификацию стадий развития интеллекта у детей.
Стадии развития интеллекта у детей по Пиаже:
- Сенсомоторный интеллект (0-2 года) – простейшее восприятие с помощью органов чувств.
- Дооперациональные представления (2-7 лет) – дети создают свои образы и аналогии.
- Конкретные операции (7-11 лет) – начинают развиваться навыки абстрактного мышления – математические операции с невидимыми предметами, понимание родовой и видовой классификации животных и т.д.
- Формальные операции (после 12 лет) – способность понимать метафоры, точку зрения других людей, если она отличается от собственной, и прочее.
Можно ли как-то ускорить интеллектуальное созревание ребенка и помочь ему овладеть понятийным мышлением? В разумных пределах – да. Ключевые слова – в «разумных пределах». Естественно, что годовалый ребенок не поймет объяснение, предназначенное для младшего школьника. Однако помочь детям подниматься по ступеням познания и сделать этот подъем более легким и приятным мы, взрослые, вполне можем.
Как развивать понятийное мышление у детей
Развивать мышление ребенка лучше всего в игровой форме. Это наиболее адекватный подход, особенно для детей младшего возраста. Так будет легче всего объяснить малышу элементарные вещи и нивелировать типовые ошибки восприятия, допускаемые в младшем возрасте.
Типовые ошибки восприятия и их исправление:
- Маленькие дети всегда считают, что любой большой предмет тяжелее любого мелкого, поэтому будет полезным наглядно показать, что большой предмет (допустим, упаковка ваты) может быть легче мелкого (допустим, камня).
- Детям сложно выстроить в своем сознании родовую и видовую иерархию, поэтому с ними стоит играть в «лишнее слово»: например, найти лишнее слово в ряду «соловей, воробей, курица, птица, страус». После объяснить, что соловей, воробей, курица и страус – это птицы, и перейти к родовидовой иерархии понятий.
- Детям сложно научиться синтезировать понятия и явления, поэтому им нужно помочь конкретными примерами. Например, объяснить, что ложка – это столовый прибор, столовые приборы – это приспособления для еды. И попросить назвать другие столовые приборы, т.е. приборы, которые используются для еды.
- Детям сложно обобщать увиденное и услышанное и выделять главный признак. Поэтому для начала стоит предлагать выбор из готовых вариантов. Например, прочитать короткий рассказ и выбрать 1 из 3 заголовков, наиболее точно отражающих суть. Потом задачу можно усложнить и попросить ребенка придумать заглавие самостоятельно.
- Школьникам можно предложить учебу «от обратного»: сначала посмотреть вопросы к параграфу, а потом читать параграф, пытаясь найти ответы на вопросы.
Четких возрастных ограничений по пунктам нет, и вы всегда можете ставить задачи уровнем выше или, как гласит одна из концепций Льва Выгодского, в «зоне ближайшего развития». В двух словах, зона ближайшего развития – это то, что ребенок уже в состоянии осознать, но еще не может понять самостоятельно и нуждается в помощи взрослого.
Разумеется, приемов развития понятийного мышления намного больше. Обращаем внимание, что обучение понятийному мышлению является обязательным элементом. Как считает руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ Людмила Ясюкова, сформировать понятийное мышление без обучения невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки [Чеснокова Т., 2013]. Под изучением подразумеваются и школьные уроки, и занятия в детском садике, и познавательные беседы, которые ведут родители с детьми дома.
Развивать понятийное мышление могут и взрослые, но им это придется делать самостоятельно: читать книги, смотреть новости, изучать экономические обзоры, попытаться освоить новое хобби и профессию. В таком активном режиме инструменты понятийного мышления задействуются быстрее, и, как следствие, мышление развивается лучше. Учитесь, развивайтесь и познавайте эту жизнь во всех ее проявлениях! Мы желаем вам радости познания и просто радости в этой жизни!