Блог о саморазвитии

Почему все больше компаний инвестируют в EdTech?

Почему все больше компаний инвестируют в EdTech?

На самом деле, на вопрос из заголовка статьи «Почему все больше компаний инвестируют в EdTech?» можно было бы ответить коротко и ясно: потому что это выгодно! О чем тогда писать дальше? В education technology (сокращенно EdTech) за последние годы произошло столько интересного и знакового, что обсуждать это можно до бесконечности.

Сразу анонсируем для вас наши программы «Критическое мышление» и «Из мечты в цель», которые помогут вам как вовремя увидеть актуальные тенденции рынка, так и преуспеть в получении новых знаний. А наша сегодняшняя тема – EdTech. И для начала разберемся, что такое EdTech или education technology.

Что такое EdTech?

Education technology или EdTech – это технологии образования, они же образовательные технологии. Именно так переводится с английского языка словосочетание education technology. Что значит «технологии образования»? Единого мнения среди экспертов по данному поводу в настоящее нет. Равно как не существует жесткого однозначного определения, что следует понимать под образовательными технологиями.

Если попытаться объяснить, что такое EdTech простыми словами, все трактовки можно свести к двум основным определениям:

  • EdTech как синоним онлайн-образования и использования цифровых технологий в образовании.
  • EdTech как объединяющее название для любых технологий, применяемых в образовательном процессе.

Учитывая, что современное образование без цифровых технологий и онлайн-составляющей представить уже невозможно, верными можно считать оба определения.

Уточним только, что термин «технология» заметно старше цифровых устройств и Интернета. И предостережем от неверных представлений, будто образовательные технологии родились только тогда, когда в школах появились интерактивные доски и электронные журналы.

В своем исконном понимании технология – это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, что включает в себя способ и режим работы над достижением результата, последовательность действий и применение необходимых ресурсов для достижения результата и т.д.

Таким образом, учебный материал, выстроенный в порядке возрастания сложности с 1 по 11 класс, учебники, в которых этот материал изложен, подготовка учителей для преподавания этого учебного материала, здания школ, спланированные по типовым проектам, оснащение классов досками и учебно-наглядными пособиями – это все входит в образовательные технологии.

Весь этот массив материальных ресурсов и методических усилий направлен на достижение конкретного результата – обеспечить получение среднего образования гражданами государства. Для получения высшего образования и профессиональной подготовки нужна еще лабораторная и производственная база для отработки определенных навыков в зависимости от специальности, что, как вы уже догадались, входит в наполнение понятия «образовательные технологии».

Поэтому вопрос не в том, что раньше образовательных технологий не было, а вот сейчас появились. Вопрос в том, что они видоизменились. Когда-то учеба в школе (в смысле, в учебном заведении) предполагала обязательное посещение школы (в смысле, здания школы). С началом пандемии и массовым уходом обучения на «удаленку» учеба в школе перестала ассоциироваться с обязательным физическим присутствием в пространстве школьного здания.

Аналогичным образом учебный материал теперь можно почерпнуть не только из бумажных книг, но еще из электронных учебников. Наглядные пособия можно подробно рассмотреть на картинках и видео, поэтому стало необязательно штамповать огромное количество пластмассовых скелетов человека по числу кабинетов биологии в школах страны и заботиться о том, чтобы портрет Пушкина висел в каждом кабинете литературы.

Таким образом, собирать учителей и детей в школьном кабинете, писать мелом на доске, показывать висящий на стене портрет писателя, физика или математика, записывать информацию для родителей в дневнике школьника – это образовательные технологии прошлого века. А вести занятия в Zoom или на другой цифровой платформе, выкладывать лекции на YouTube, готовить конспект занятия в pdf , ставить оценки в электронный журнал, организовать родительский чат в Telegram – это современные образовательные технологии.

Если говорить о технологиях послевузовского образования для взрослых или технологиях дополнительного образования, к примеру, в деле изучения иностранных языков, они не просто видоизменились, а стали фактором расширения рынка дополнительного образования.

Еще каких-то 20 лет тому назад в начале «нулевых» пионеры на рынке дистанционного обучения иностранным языкам публиковали объявления о наборе на курсы в обычных бумажных газетах, а заинтересовавшимся отправляли комплект учебников и аудиокассет с уроками бандеролью наложенным платежом. Преподаватели получали выполненные учениками письменные задания обычным письмом в почтовом конверте и таким же образом отправляли комментарии и рекомендации по работе над ошибками ученикам.

Таких новаторов было откровенно мало, и большинство людей училось на обычных «живых» курсах, которые посещали после работы или основной учебы в школе либо вузе. Желающих куда-то идти после полного рабочего дня было относительно немного, да и курсы иностранных языков были не везде. Точнее будет сказать, что в большинстве небольших населенных пунктов страны их не было.

С появлением Интернета и цифровых технологий обучение стало доступно повсюду, где «ловит» Сеть, тратить время на дорогу больше не нужно, поэтому и желающих изучать иностранный язык, и готовых предоставить услугу обучения иностранным языкам за короткий отрезок времени появилось в разы больше, чем было в конце прошлого – начале нынешнего столетия.

Организация онлайн-обучения стала выгодной и быстро окупающейся инвестицией. Тем более что далеко не все частные преподаватели разрабатывают авторские учебники. Многие ограничиваются рекомендациями и ссылками на уже готовые учебные материалы, и тогда начальные инвестиции равны стоимости ноутбука и подключения к Интернету, что в большинстве случаев и так наличествует, потому что нужно для личных целей.

Дальше все зависит от личного обаяния и харизмы преподавателя и в какой-то степени от профессионализма, потому что отрицательные отзывы могут погубить любой онлайн-бизнес. Но это будет потом, а на старте вполне достаточно внятно объяснить, чему вы, собственно, собираетесь учить, сколько на это потребуется времени и денег и какой результат предполагается на финише. На сегодняшний день существует несколько основных моделей монетизации в сфере EdTech [К. Карпова, 2021].

Модели монетизации, которые использует рынок EdTech:

  • Предоплата за курс или модуль обучения.
  • Пробное занятие или базовый курс бесплатно, остальное за деньги.
  • Модель подписки.
  • Плата за сертификат об обучении.
  • Модель unbundling (разделение), которая дает возможность получить знания без сертификата или приобрести отдельный модуль программы.
  • Плата за сопровождение и обратную связь в процессе обучения.
  • Донаты (добровольные взносы).
  • Continuous certification (непрерывная сертификация или платные сертификаты, которые нужно периодически подтверждать).
  • ISA-модель как оплата за результат после трудоустройства в виде процента от зарплаты.

Сразу скажем, что ISA-модель – это отдельная тема ввиду того, что данная модель мало распространена в наших реалиях и имеет свои «подводные камни», но она есть, поэтому мы ее упомянули. По остальным моделям скажем, что они вполне могут комбинироваться в рамках одной EdTech компании. Особенно, если в арсенале компании есть набор курсов для разного исходного уровня подготовки и по разным направлениям.

Как видим, трудно не соблазниться, особенно, если вы являетесь носителем востребованных знаний. Сегодня десятки тысяч подписчиков набирают не только преподаватели английского и репетиторы по математике, но и ведущие курсов по домашнему фитнесу, оздоровлению организма, психологии отношений, игре на гитаре и фортепиано, вокалу и т.д.

Платное дистанционное образование развивают высшие учебные заведения – благо, перечень специализаций, где всю необходимую информацию можно выдать в электронном виде, достаточно велик. И практически неисчерпаем рынок образовательных услуг, предлагающих развитие различных софт-скиллз, таких как скорочтение, тайм-менеджмент, профайлинг, логическое мышление, финансовая грамотность и прочих навыков, полезных в повседневной жизни представителям любой профессии.

Так или иначе, рынок EdTech в России и за рубежом заметно вырос за прошедшие годы. Давайте посмотрим, что изменилось за последнее время и что происходит в этой сфере сейчас.

EdTech-рынок-2022: что изменилось?

Внимание экспертов давно приковано к этому сегменту рынка, поэтому аналитики на сегодняшний день накопилось достаточно для изучения, ознакомления и каких-то самостоятельных выводов. Нам в помощь статья «Итоги-2022 для EdTech-рынка: как будет дальше развиваться онлайн-образование» [С. Смыслова, 2022]. И еще изучим статью «Взлеты и падения российского EdTech в 2022 году: вызовы, решения, тренды» [Д. Александров, 2022].

Обратим ваше внимание, что эксперты часто употребляют термин EdTech как синоним онлайн-образования. Мы уже выяснили, что традиционное образование без онлайн-сегмента сегодня практически невозможно, поэтому разделение на онлайн и офлайн сегодня весьма условно.

В этом плане видится относительно реальной задачей отследить лишь тот сегмент EdTech-рынка, где обучение происходит исключительно в дистанционном формате с использованием цифровых технологий. Однако учитывая, что цифровые платформы обладают высокой способностью к миграции и весьма быстро реагируют на изменение ситуации, точность подсчетов остается под вопросом. Тем не менее, давайте посмотрим, что же нам насчитала статистика, и к каким выводам пришли эксперты.

Развитие рынка EdTech:

  • 25 из 50 ведущих мировых EdTech-компаний работают в США.
  • 46% рынка EdTech составляет образование для взрослых (профессиональная переподготовка, корпоративное и бизнес-образование, развитие софт-скиллз).
  • 36% рынка EdTech составляет образование для детей (подготовка к экзаменам, репетиторство, дополнительное образование).
  • 18% рынка EdTech составляет обучение иностранным языкам.
  • В 2021 году мировой рынок EdTech получил 15 млрд. долларов инвестиций.
  • В 2022 году мировой рынок EdTech получил 5 млрд. долларов инвестиций.

Еще раз напомним, что из-за сложности учета перемещения денежных средств в онлайн-сегменте и использования разных методик подсчета, применяемых аналитическими компаниями, вы можете встретить и совсем другие цифры. Однако падение объема инвестиций в рынок образовательных технологий в мировом масштабе заметили практически все. С чем это связано?

Эксперты выделяют два основных фактора, повлиявших на ситуацию. Во-первых, это ограничения, введенные Китаем для EdTech-компаний, чьи услуги предназначены для детей школьного возраста. Ограничения жесткие, начиная от запрета иностранных инвестиций в эту сферу и заканчивая запретом репетиторства и преподавания школьных предметов, что является наиболее востребованным направлением среди учеников выпускных классов. Руководствовались в Китае, конечно же, благими намерениями снизить учебную загрузку на школьников, а в результате получили массовое недовольство абитуриентов и их родителей.

Во-вторых, из-за санкций сократились инвестиции в EdTech-компании России. По некоторым оценкам, их количество уменьшилось в 4 раза [К. Пардаева, 2022]. Если говорить прямо, остались преимущественно внутренние инвестиции. Например, ВЭБ.РФ вложил 520 миллионов рублей в развитие цифровой платформы «Профилиум». И это по итогам 2022 года самое крупное вливание в EdTech России.

Есть и другая сторона подобных ограничений. Из-за санкций и запрета россиянам пользоваться многими образовательными услугами западные EdTech-компании недополучают значительный массив денежных средств. Так, из-за запрета на регистрацию и сдачу международных экзаменов IELTS, TOEFL и Cambridge English Language Assessment компании, предоставлявшие данную услугу на территории России, понесли заметные убытки.

Точную сумму убытков еще предстоит оценить, но, учитывая, что в прошлые годы сертификационные центры на этом неплохо зарабатывали, ущерб заметен в любом случае. Конечно, сейчас есть вариант сдать экзамен дистанционно, зарегистрировавшись онлайн в зарубежном сертификационном центре, однако далеко не у всех есть родственники за рубежом, могущие оплатить услугу со своего счета. Карты российских банков все по тем же санкционным причинам к оплате не принимаются.

Данная ситуация, кстати, может повлиять на дальнейшее развитие мирового EdTech-рынка, когда обстановка нормализуется. Уже сейчас ВШЭ разработала аналог этих экзаменов для россиян, и если зарубежные вузы и компании начнут признавать его результаты в индивидуальном порядке, у ранее работавших на этом рынке структур могут возникнуть проблемы с восстановлением довоенных объемов прибыли года [Habr, 2022].

Так или иначе, если посчитать не вложения, а выручку, окажется, что многие EdTech-компании России чувствуют себя вполне уверенно. По подсчетам некоторых экспертов, российский EdTech-рынок прибавил 17% по итогам 2022 года [EdTech.ru, 2022].

Конечно, это больше похоже на «среднюю температуру по больнице», когда высчитывают среднее арифметическое между моргом и лежащими с температурой 39,5°C пациентами. Если мы посмотрим рейтинг EdTech-компаний России по итогам 2022 года, то увидим, что у кого-то из топ-10 рост составил 111%, у кого-то 1,83%, а кто-то потерял 30% от объемов дохода прошлого года [EdTech.ru, 2022]. Как выглядит «Великолепная десятка» EdTech России? Давайте посмотрим!

Топ-10 EdTech-компании России за 2022 год от Smart Ranking:

  1. Skillbox Holding Limited.
  2. Группа компаний Skyeng.
  3. Яндекс.Практикум.
  4. Like Центр.
  5. Учи.ру.
  6. NovaKid.
  7. Умскул.
  8. Фоксфорд.
  9. Нетология.
  10. Компьютерная академия ТOP.

Если кого-то интересует, по каким параметрам распределяет места в топе аналитическое агентство Smart Ranking, вы можете ознакомиться с методикой оценки в статье «Аналитики Smart Ranking оценили EdTech-компании РФ: лучшими стали Skillbox, далее “Яндекс.Практикум” и “Нетология”» [Habr, 2022].

Вкратце скажем, что Smart Ranking берут за основу пакет опций, предлагаемый компаниями в организации обучения (институциональность), взаимодействии со слушателями (учебный процесс) и помощи в трудоустройстве, и выделяют 12 критериев в рамках каждой из этих трех групп. По каждому из критериев начисляются баллы по шкале от 0 до 2 либо от 0 до 3, а при наличии негативно влияющих на результат факторов баллы вычитаются.

Помимо собственно образовательных услуг, для развития рынка EdTech важно соответствующее программное обеспечение, позволяющее генерировать качественный обучающий контент: видео, аудио, презентации. В этом плане серьезный вклад внесла в развитие EdTech Movavi – компания-разработчик программ для монтажа видео. Важно не путать с работающей в сфере EdTech NovaVi, которая позиционирует себя как парк высоких технологий, строит бизнес по модели франчайзинга и почему-то успела собрать массу нелестных отзывов о своей работе.

Что еще изменилось в образовательных технологиях в 2022 году? Тут стоит обратиться к материалу с говорящим само за себя названием «Бум IT-курсов и стоп на инвестиции: как 2022 год изменил рынок образования в России» [Н. Подлипский, 2022]. Посмотрим, что еще увидели эксперты.

Изменения в EdTech России:

  • Снижение объема инвестиций.
  • Ограничение возможностей выхода на западный рынок и переориентация на рынки Китая, Индии, стран Латинской Америки.
  • Переориентация на внутренний рынок из-за санкционных ограничений доступа к западным образовательным платформам.
  • Изменение маркетинговых стратегий из-за блокировки ряда популярных соцсетей, ранее использовавшихся для привлечения клиентов.
  • Рост востребованности дополнительного профессионального образования.
  • Рост сегмента образования для детей.
  • Рост спроса на обучение IT-профессиям.
  • Более продуманные траты на онлайн-образование среди населения.
  • Меньше отказов от прохождения уже оплаченных курсов.
  • Рост интереса к офлайн-образованию и гибридным форматам.

Так, в течение 2022 года под брендом Skillbox было открыто 7 офлайн-пространств. Как мы выяснили ранее, граница между онлайн и офлайн становится все более размытой, и цифровые технологии приходят как в онлайн, так и в традиционное офлайн-образование.

Все большим спросом пользуются гибридные лагеря с интенсивным обучением для программистов или, как их еще называют, буткемпы. Elbrus Bootcamp в 2022 году увеличил выручку почти в 2 раза, а «Яндекс Практикум» показал двойной рост всего за несколько месяцев с момента запуска в августе и до конца года.

Не исключено, что отчасти сыграли свою роль ограничения, постепенно вводимые Западом на выдачу виз россиянам для поездок в Европу, поэтому возможность совместить приятное с полезным – поездку с получением новых знаний – стала более востребованной. Может, людей обрадовал конец ограничений, связанных с пандемией, когда стало можно учиться «вживую», а не только онлайн.

Думается, не стоит уточнять дополнительно, что в лагере для программистов цифровые технологии применяются в полной мере, потому что того требует специфика профессии. Кстати, формат становится настолько популярным, что вполне серьезно обсуждается образовательная формула «Лагерь вместо МВА» [М. Шакирова, 2023].

И еще один момент, который нельзя обойти вниманием, когда речь идет о мировых трендах EdTech-2022. Это ситуация с онлайн-образованием и применением образовательных технологий в Украине. При чем здесь мировые тренды? При том, что, во-первых, именно в украинский EdTech-рынок сейчас массово инвестируют самые различные структуры, начиная от Евросоюза и заканчивая частными компаниями.

Во-вторых, в Украине сейчас накапливается поистине уникальный опыт полного перевода школьного образования в онлайн там, где здания школ физически разрушены, и очная либо смешанная форма обучения неизвестно, когда будет невозможна в принципе.

Плюс к этому развитие онлайн-образования подстегнул массовый выезд семей студентов и школьников за рубеж из-за опасностей, связанных с военными действиями, идущими на территории страны. Свою лепту внесли и отключения электроэнергии из-за повреждений в ходе боевых действий объектов инфраструктуры, когда то учителя, то ученики не могут выйти в онлайн к началу урока.

По ситуации на январь 2023 года в Украине почти 30% школ работали исключительно в режиме онлайн, 287 школьных зданий были полностью разрушены, еще более 2200 зданий школ получили различные повреждения [Е. Жирий, 2023].

Тем не менее, даже физическое уничтожение здания школы не означает автоматического расформирования ученого заведения. Наработанный за время пандемии опыт организации учебного процесса онлайн получил дальнейшее развитие, и дети по-прежнему учатся в своем классе, у своих учителей, по учебным программам Министерства образования Украины даже в случае, если школы больше нет физически либо они сами выехали за рубеж. Или, наоборот, не успели эвакуироваться из зоны боевых действий и оказались на той части территории страны, которая в настоящее время фактически неподконтрольна Украине.

Этим, кстати, можно объяснить не слишком большое количество желающих перейти на образовательные стандарты РФ, к примеру, в Херсоне, откуда многие учителя и ученики не смогли эвакуироваться из-за быстрого развития событий в феврале-марте 2022 года [Интерфакс, 2022]. С точки зрения украинского законодательства, такой переход является наказуемым, с точки зрения практической полезности он нецелесообразен, потому что можно продолжать получать украинское образование онлайн.

Дополнительно к этим факторам выход России из Болонской системы очень сильно уронил авторитет российского образования в глазах молодежи, ориентированной на Запад. Таковых среди молодых людей в южных, западных и центральных регионах Украины превалирующее большинство.

Участие вузов в Болонском процессе – это и участие в программах обмена студентами, и «двойные» дипломы для вузов, имеющих соответствующие соглашения, и более доступная интеграция в западноевропейское сообщество, на которую нацелена основная часть украинской молодежи.

Разумеется, перебои с электроэнергией и связью создают немалые проблемы с организацией полноценного учебного процесса во всех регионах находящейся в состоянии военного конфликта страны. Однако наиболее мотивированная часть учащихся и их родителей изыскивает возможности для учебы. Более того, сложившаяся ситуация вызвала рост сегмента частного онлайн-образования в Украине.

Каким образом? Все нюансы расписаны на конкретных примерах в статье «Война превратила государственное образование в хаос. Как на этом научились зарабатывать украинские онлайн-школы» [А. Шкальова, 2022].

Если вкратце, наиболее успешная бизнес-модель выглядит следующим образом: частная школа предлагает индивидуальные уроки по различным предметам с 1 по 11 класс в соответствии с учебной программой, утвержденной Министерством образования Украины. Родителям учащихся предлагается оплатить либо какое-то количество уроков, либо доступ на определенный период.

Наиболее востребованными предметами являются математика и английский язык. Так, одна из школ, которая специализируется на преподавании математики, за 11 месяцев 2022 года заработала в 5 раз больше, нежели за весь довоенный 2021 год.

Таким образом, если ученики и родители видят, что преподавание какого-либо предмета «просело» из-за того, что учитель не смог выехать из зоны боевых действий либо же школа не может организовать трансляцию уроков из-за длительного отключения электроэнергии, это не повод отстать от учебной программы.

В этом случае на помощь приходят частные онлайн-школы, где можно присоединиться к учебному процессу в любой момент, начиная с любой темы, на которой «затормозилось» обучение, и заказать 10, 20 или больше уроков по программе. Либо же оплатить доступ к урокам на месяц или другой период, в течение которого предвидятся трудности с организацией учебного процесса по месту основной учебы.

Отдельная тема, ставшая актуальной для украинского рынка EdTech в 2022-2023 годах – это как преподавать онлайн без Интернета. Показательно, что спрос на уроки не «уронили» даже блэкауты. Как подсчитали в одной из онлайн-школ, частота занятий «просела» на 15%, но клиентов не стало меньше [А. Шкальова, 2022]. Там, где статистику пока «не подбили», признают, что учащиеся стали чаще просить перенести занятия, но при этом родители продолжают оплачивать пакеты уроков наперед.

Преимущество частных онлайн-школ в том, что они имеют возможность сотрудничать с преподавателями из самых разных городов и стран. И если преподаватель не может провести плановый урок из-за отсутствия электричества или Интернета, администрация школы может оперативно найти ему замену среди учителей, у которых в данный момент свет и связь есть, и которые могут объяснить ученику запланированную тему.

Такой опыт может оказаться полезен в мирной жизни, когда мерилом эффективности образования окончательно станут полученные знания и возможность применить их в любых обстоятельствах, а не только в родной школе, где и стены помогают, и родители регулярно дарят подарки классному руководителю.

Вполне возможно, что, подобно тому, как сейчас «деньги идут за семейным врачом», так и в перспективе в системе государственного образования финансирование будет идти за педагогом, чьи лекции наиболее востребованы у учащихся. Но до этого еще нужно дожить, причем многим в прямом, а не в переносном смысле. Поэтому посмотрим, что ждет рынок образовательных технологий в 2023 году.

EdTech-2023: что ждет рынок?

Прогнозы, конечно, дело неблагодарное. Особенно в нынешних постоянно меняющихся обстоятельствах. С другой стороны, совсем без прогнозов не обойтись никак. Особенно, если дело касается бизнеса. В противном случае бизнес попросту невозможно будет вести.

Нам в помощь материал «Мировой рынок онлайн-образования (аналитический обзор: история, тенденции, перспективы, прогнозы)» [А. Ручков, 2022]. И статья «ISA, кастомизация, “короткий метр”: тренды уходящего года и прогнозы EdTech’2023» [М. Бутчер, 2022].

Так или иначе, все эксперты сходятся во мнении, что рынок образовательных технологий продолжит развиваться, невзирая ни на какие катаклизмы, и инвестировать в EdTech будут, потому что это выгодно в самой ближней перспективе.

Перспективы EdTech-2023:

  • Рост сегмента образования для детей (общего, школьного, дополнительного).
  • Рост востребованности курсов, развивающих hard skills и дающих профессии, где возможна относительно быстрая монетизация.
  • Более осмысленный интерес пользователей к освоению soft skills без пропусков занятий и зря потраченных денег.
  • Развитие сегмента микрообучения с преобладанием коротких курсов и образовательных блоков, посвященных конкретным навыкам и компетенциям.
  • Более активное внедрение в образование технологий иммерсивного обучения с использованием VR/AR (виртуальной и дополненной реальности).
  • Дальнейшее внедрение в образование технологий искусственного интеллекта, голосовых интерфейсов, блокчейна, возможностей робототехники и машинного анализа действий пользователя.
  • Развитие онлайн-обучения по модели «Контент по требованию» и техническое обеспечение данной модели за счет интерактивных элементов (навигации, встроенных запросов, фраз-указателей).

Так видятся перспективы EdTech-2023 в самом начале года, а что еще к этому может добавить жизнь, мы пока знать не можем. Однако искренне желаем, чтобы все перемены делали вашу жизнь лучше, чем она была ранее. Напоминаем, что мы ждем вас на наших программах «Критическое мышление» и «Из мечты в цель», и предлагаем ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:,