Помните шутку про воспитательницу детского садика, которая настроила вай-фай в пределах песочницы, и теперь может спокойно заниматься своими делами целый день, не опасаясь, что дети куда-то разбегутся? Налицо креативный творческий подход к решению традиционно сложно решаемых задач.
Вы тоже сможете додуматься до чего угодно, если пройдете наши программы «Когнитивистика» и «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни». А сегодня мы поговорим о том, как вам могут пригодиться основы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) в педагогике и воспитании детей.
«А что такое педагогика?..»
Пусть вам не покажется странным вопрос «Что такое педагогика?» Коль скоро мы собрались разбираться с основами ТРИЗ-педагогики, вполне логично сначала вспомнить, что мы подразумеваем собственно под педагогикой.
С одной стороны, мы все вроде как понимаем, что значит педагогика и педагог, слышали слова «педагогично» и «непедагогично», и догадываемся, что в педагогическом университете не просто так люди учатся 5 лет. Видимо, есть чему учиться.
С другой стороны, у большинства людей это знание и понимание носит весьма сумбурный характер, в котором смешано буквально все, от попыток научить младенца первым словам и шагам до мотивации и подготовки к поступлению в вуз старшеклассников.
На самом деле, термин «педагогика» происходит от древнегреческого παιδαγωγική (читается как «педагогики»), причем этим словом называли раба, который сопровождал детей в школу, а отнюдь не учителя или преподавателя.
Возможно, такое происхождение термина как-то проливает свет на поистине рабское положение многих учителей, живущих от зарплаты до зарплаты и вынужденных угождать всем вокруг, от директора и не всегда адекватных проверяющих из районов до родителей учеников, тоже не всегда адекватных.
Но вернемся в Древнюю Грецию. В обязанности раба-педагога входила физическая охрана ребенка от возможных опасностей – драк, потасовок, нападений. Зачастую этому же человеку поручали научить ребенка элементарной грамоте до поступления в школу. Тем не менее, для определения профессии учителя в греческом языке есть другое слово δάσκαλος (читается как «даскалос»).
Педагогика как отдельное направление в системе научных знаний существует с начала 17 века. Начало такому положению дел положил английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Сегодня педагогика – это целостная самодостаточная наука о воспитании и обучении подрастающего поколения.
Практическая педагогика подразделяется на педагогику дошкольного возраста, педагогику младшего, среднего и старшего школьного возраста, специальную педагогику и дефектологию для детей, нуждающихся в специальных условиях обучения.
Особняком стоит педагогика профессионально-технического образования и педагогика высшей школы, где решается задача подготовки молодежи к профессиональной деятельности.
В целом, можно сказать, что педагогика складывается из двух основных составляющих:
- Воспитание
- Образование.
В свою очередь, образование тоже складывается из двух взаимосвязанных элементов:
- Усвоение знаний, накопленных человечеством.
- Умение учиться, генерируя новые знания и новые подходы к решению задач.
Речь идет как о решении уже известных, так и новых задач, которые встают перед человеком по мере развития научно-технического прогресса. И вот как раз основа ТРИЗ-технологий в педагогике и состоит в том, чтобы «научить учиться» решать нестандартные задачи, находить нестандартные решения для уже известных задач и генерировать новое знание.
Собственно, научить изобретательству – это и есть первоначальная амбициозная задача, которую поставили авторы ТРИЗ изобретатели и «по совместительству» писатели-фантасты Генрих Альтшуллер (1926-1998) и Рафаэль Шапиро (1926-1993). Они проанализировали сотни изобретений и нашли общие закономерности процесса рождения нового знания и нового изобретения, что заставило пойти дальше и задаться вопросом: а можно ли этому научить?
Учить – это как раз из сферы педагогики. Тем более что авторы ТРИЗ считали важным начать не столько с технических нюансов, сколько с психологических, о чем и рассказали в своей совместной книге «О психологии изобретательского творчества» [Г. Альтшуллер, Р. Шапиро, 1956]. Рассмотрим принципы, лежащие в основе ТРИЗ, в контексте педагогики и образования.
Принципы и основы ТРИЗ-педагогики
ТРИЗ-педагогика в качестве научно-педагогического направления в нашей стране сформировалась в конце 80-х годов. В ее основу были положены идеи, высказанные авторами ТРИЗ Генрихом Альтшуллером и Рафаэлем Шапиро. За рубежом в английском языке помимо транслитерации TRIZ используется акроним TIPS, что переводится как theory of inventive problem solving.
И у нас, и за рубежом ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование творческого аналитического мышления, воспитание разносторонне развитой творческой личности, которая будет психологически готова к поиску нестандартных решений, и при этом будет владеть основными приемами творческого поиска.
Принципы, лежащие в основе ТРИЗ-образования:
- Принцип субъектности, согласно которому ученик является субъектом обучения, самостоятельным участником образовательного процесса, разделяющим ответственность за результаты своего обучения.
- Принцип целостности знаний, который подразумевает формирование целостного мировоззрения, понимания взаимосвязей между предметами и явлениями окружающего мира.
- Принцип развития креативности, что подразумевает развитие самостоятельного мышления, умения выходить за рамки уже известного и при этом творчески использовать ранее накопленные знания.
- Принцип получения знаний через творчество, что предполагает множество практических исследовательских задач.
- Принцип приоритета методов мышления, согласно которому инструменты и подходы к решению задач столь же важны, как и базовые знания.
Все эти принципы являются прямым следствием основных постулатов ТРИЗ-педагогики, сформулированных авторами теории решения изобретательских задач [Г. Альтов, 1989]. Заметим, что Генрих Альтшуллер многие свои книги, особенно для детей, выпустил под псевдонимом Генрих Альтов, который запомнить намного проще, чем фамилию автора.
Основы ТРИЗ-педагогики:
- Знания важнее природных ресурсов.
- Навыки важнее знаний.
- Умение учиться важнее навыков.
- Умение творчески адаптировать и применять знания важнее умения учиться.
Эти формулировки стали своего рода «взглядом в будущее», в котором человек становится главным ресурсом. Человечество прошло немалый путь от сырьевой экономики до экономики впечатлений, и именно в экономике впечатлений креатив и нестандартные подходы обретают особый вес.
Впрочем, деятельностный креативный подход, являющийся основой ТРИЗ-технологии, вовсе не означает, что нужно забыть про теорию. Итак, теоретической основой ТРИЗ являются:
- Понимание объективности законов развития и функционирования систем, которые должны быть учтены в поиске оптимального решения.
- Понимание противоречивого характера эволюции систем и объективности возникающих противоречий, которые должны быть преодолены посредством найденного оптимального решения.
- Понимание конкретности как особенностей, облегчающих или затрудняющих изменение конкретной системы. Оптимальное решение должно учитывать внутренние и внешние особенности конкретных проблемных ситуаций.
По последнему пункту уточним, что внутренние особенности определяются внутренней базой, на которой строится та или иная система. Внешние особенности формирует та среда, в которой функционирует система. Это что касается теории.
Прикладные аспекты педагогического процесса раскрыл Анатолий Гин в своей книге «ТРИЗ-педагогика: учим креативно мыслить» [А. Гин, 2016]. Кроме того, весьма интересна книга, которую написал Орлов Михаил «Основы классической ТРИЗ» [М. Орлов, 2006].
Книга Анатолия Гина более ориентирована на работу с детьми, в то время как «Основы классической ТРИЗ» Михаила Орлова ориентированы на инженеров, менеджеров, экономистов, аналитиков, представителей бизнеса и всех, кто желает развить креативное мышление в контексте своей профессиональной деятельности.
Еще круче, когда основам ТРИЗ обучают в вузе еще до того, как человек «окунется с головой» в мир профессии. В этом плане весьма интересен учебник ТРИЗ, написанный коллективом преподавателей ведущих московских вузов, таких как МАИ, МИИТ, МГТУ имени Н. Э. Баумана и других [А. Гасанов и др., 2016]. Эти лекции по основам ТРИЗ скачать можно практически в любом из наиболее распространенных форматов по ссылке бесплатно.
Давайте рассмотрим, чем могут быть полезны основы ТРИЗ на разных этапах развития личности.
Основы ТРИЗ-педагогики в дошкольном образовании
Основы ТРИЗ давно применяются в детских садах. Составлены и успешно используются парциальные программы на основе ТРИЗ. Уточним, что парциальные программы – это программы дополнительного образования и реализуются в придачу, а не вместо основных программ развития.
Наиболее известной парциальной программой на основе ТРИЗ является программа «Умка», название которой происходит от слова «ум» и заодно содержит отсылку к известному сказочному персонажу. Целью этой программы является развитие у дошкольников активных форм мышления и творческого воображения, для чего предусмотрено обогащение предметно-пространственной среды дошкольного учреждения [Л. Курбатова и др., 2015].
Преимуществом данной программы является ее целостность, продуманность и взаимосвязь всех ее частей. Так, есть базовая часть, направленная на развитие умственных и творческих способностей дошколят, есть модуль для реализации в студиях эстетического развития, и есть программа подготовки воспитателей к работе по реализации программы «Умка» на основе ТРИЗ.
В рамках такой подготовки педагоги изучают методы работы по парциальной программе на основе ТРИЗ, такие как мозговой штурм, морфологический анализ, метод фокальных объектов, метод моделирования маленькими человечками и многие другие. Подробное описание этих и многих других методов вы можете найти в нашем материале «Методики ТРИЗ в детском саду».
Воспитатели получают практические рекомендации, как простые и привычные действия – рассматривание различных предметов, картинок, пейзажей и прочего можно превратить в занимательную познавательную игру для детей, которая подарит им положительные эмоции и заставит работать их мозг с тем, чтобы увидеть то, чего они не замечали раньше.
Кроме того, воспитатели в рамках такой подготовки поймут, как именно нужно учить детей придумывать рассказы, игры и сказки, как дети могут «помочь» сказочным героям преодолеть различные трудности, выпадающие им по ходу развития сюжета.
Еще один интересный элемент программы «Умка» на основе ТРИЗ – это развитие творческого мышления с помощью эмпатии. Так, детям предлагается представить себя каким-то предметом или растением, вжиться в роль и ответить, о чем может мечтать, например, куст смородины. А также чего и кого он может бояться, о чем могут пошептаться между собой листики кустика и т.д.
Независимо от выбранных методов, всегда нужно помнить, что основы ТРИЗ-педагогики строятся на идеях свободы выбора, открытости, обратной связи, действия и получения результата. Проще говоря, дети должны понимать, что и зачем они делают, иметь при этом свободу высказывать свои идеи и выбирать тот или иной способ действия, и всегда «держать в голове», какой результат им нужен и чего они хотят достичь в результате своих действий.
Авторы программы «Умка» исходят из принципа так называемой «природосообразности обучения», согласно которому важно учитывать природные особенности как определенной возрастной группы детей, так и особенности каждого конкретного малыша.
Кроме того, разработчики программы опираются на научное наследие великого российского педагога и психолога Льва Выготского, который считал, что маленькие дети принимают любую программу обучения ровно настолько, насколько она становится их собственной. Это касается, в частности, программ по развитию мышления и речи [Л. Выготский, 1999].
В целом, любая программа ТРИЗ для дошкольников – это коллективные игры и занятия в группах детского садика, где воспитатели могут играть роль помощника, наставника, ведущего, модератора. Задачей ТРИЗ является не заменить, а дополнить основную образовательную программу, увеличив ее эффективность.
Найти конкретные примеры занятий и заданий для дошкольников вы можете в нашей статье «Занятия ТРИЗ для детей: растим гениев и просто счастливых людей». Заметим, что некоторые из них вполне можно реализовать в домашних условиях в формате игры с ребенком.
Основы ТРИЗ-педагогики в школьном образовании
Мы уже начали говорить о том, что в основе технологии ТРИЗ лежат принципы целостности знаний, развития креативности, получения знаний через творчество, приоритета методов мышления. Кроме того, нужно всегда помнить, что ребенок – это полноправный субъект учебного процесса, несущий ответственность за результаты своего обучения. Это в полной мере относится к методикам ТРИЗ, которые применяются для работы с детьми школьного возраста.
Чем ТРИЗ-педагогика может быть полезна в условиях общеобразовательной школы? Нам в помощь статья «ТРИЗ-педагогика: заменить смекалку алгоритмом» [А. Миронова, 2020]. И пусть не пугает такое название, которое придумано лишь для того чтобы привлечь больше внимания к материалу.
На самом деле, детям, сообразительным от природы, методология ТРИЗ дает в руки дополнительные инструменты для решения нестандартных задач и поиска нестандартных и более эффективных решений для ситуаций, которые все привыкли решать стандартно.
Как метко замечает ТРИЗ-педагог Анна Кутузова, «тех, кто уже силен от природы, она подкрепляет методологией, а тех, у кого природных данных нет, ТРИЗ подращивает» [А. Миронова, 2020]. Разумеется, школьникам в рамках ТРИЗ-образования предлагаются более сложные задания, нежели придумать сказку или игру, как малышам в детском садике.
Какой инструментарий использует ТРИЗ-педагогика в работе со школьниками? ТРИЗ-педагогика работает с открытой задачей. Школьникам ставят некую исследовательскую задачу: им нужно найти ответ на вопрос «почему». Например, почему гремит гром и сверкает молния, почему идет дождь и дует ветер?
Для ответа на простые вопросы зачастую достаточно хорошо усвоенных знаний из школьной программы. Однако далеко не все школьники могут одинаково хорошо усвоить все сведения из школьной программы. Как тогда применять эти знания на практике, если их даже не получается нормально усвоить?
Методики ТРИЗ позволяют решить все эти задачи, в том числе «научить учиться» добывать недостающие знания. Школьникам предлагается перейти к решению изобретательских задач. Например, подумать, как потенциально можно использовать энергию молнии, как нейтрализовать опасность, которую несет молния, какие ограничения при этом придется преодолеть.
Для чего это нужно? Как минимум, чтобы как можно прочнее закрепить базовые знания по школьным предметам. Если сразу начать рассказывать про электрическую природу молнии, может быть много непонятного, а школьники будут вынуждены просто механически запоминать информацию.
Если же идти от открытых задач, у школьника возникает масса вопросов, появляется необходимость поиска ответов на них. Инструментарий, с которым работают ТРИЗ-педагоги, зиждется на двух основных компонентах:
- Идеальный конечный результат, которого нужно достичь.
- Противоречие, которое нужно разрешить.
Дети учатся сначала формулировать задачу, потом искать все, что требуется для ее решения (информацию, ресурсы), а также думать, как преодолеть препятствия и противоречия. Так, во время грозы между тучами и поверхностью Земли возникает напряжение в 1000000000 В, а воздух ионизируется, что генерирует электрический разряд с силой тока до 300000 А [К. Матвеев, 2015].
В условиях дефицита и высокой стоимости энергоресурсов для многих стран можно было бы найти массу возможностей применения такого бесплатного атмосферного электричества. Однако для этого существует много ограничений, начиная от опасности, которую представляет столь мощный разряд, и заканчивая сложностью аккумулирования атмосферного электричества и нерегулярностью возникновения такого источника энергии.
К слову, в рамках такого занятия по физике с применением методик ТРИЗ можно ненавязчиво рассказать, что громоотвод изобрел Бенджамин Франклин, чей портрет наличествует на купюрах достоинством 100 долларов США и который более известен как человек, подписавший Декларацию независимости и Конституцию США. А также рассказать про эксперимент, который он поставил 15 июня 1752 года, запустив из окна собственного дома прямо в глубину грозовой тучи воздушного змея с медным стержнем в основании [Политехнический музей, 2014].
К концу веревки, оставшейся внизу, Франклин прикрепил металлический ключ, что позволило увидеть электрический разряд, «спустившийся» сверху по мокрой веревке. Эксперимент позволил наглядно продемонстрировать электрическую природу молнии. Кстати, в ходе этого эксперимента Бенджамин Франклин испытал работу изобретенного им громоотвода.
Конечно, обо всем этом можно рассказать в ходе обычного урока, постоянно прерывая объяснения замечаниями в духе «Вася, не вертись», «Петя, не отвлекайся», «Лена, прекрати шептаться с Катей». Однако если детям с самого начала поставить открытую ТРИЗ-задачу и постоянно сопровождать их на пути ее решения новыми вводными и различными подсказками, это будет гораздо более интересный урок.
Если дети с самого начала будут понимать, что от них требуется придумать что-то новое, а не просто заслушать очередной блок скучной и непонятно зачем нужной им информации, дело пойдет быстрее. Нужная для решения информация запомнится быстрее и легче, поскольку запоминание будет не какой-то конечной самоцелью, за которую ставят оценку, а средством для достижения более серьезной цели. В частности, разработки вариантов использования электрической энергии молнии.
Разумеется, в работе со школьниками основной акцент делается не столько на практической применимости возникших идей и решений, сколько на том, чтобы стимулировать мыслительный процесс в нужном направлении, снять барьеры на пути анализа и поиска новых возможностей. И при этом дети учатся помнить об объективности законов развития и функционирования систем, которые должны быть учтены в поиске оптимального решения, противоречивом характере явлений и конкретности как особенности, облегчающей или затрудняющей изменение конкретной системы.
Другими словами, предлагаемые школьниками креативные решения – это не какая-то абстрактная «волшебная палочка» с неограниченным функционалом, а вполне логичные с точки зрения законов природы варианты, которые могли бы быть реализованы, если бы это было целесообразно и для этого можно было найти вполне конкретные ресурсы. Это уровень школы, а вот основы ТРИЗ-педагогики, реализуемой в рамках вузовских программ, обычно предполагают «на выходе» вполне конкретный проект, а иногда даже внедрение на производстве и в реальном секторе экономики.
Основы ТРИЗ-технологий в вузовском образовании
Для реализации ТРИЗ-технологий в рамках вузовских учебных программ действуют все уже известные нам принципы и основы ТРИЗ-педагогики, включая принцип субъектности, принцип целостности знаний, принцип развития креативности и т.д. Однако все эти принципы реализуются в контексте подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности с прицелом на решение конкретных задач.
В данном направлении достигнуты определенные весьма существенные успехи и сделаны полезные для дальнейшего применения наработки. Изучение ТРИЗ в рамках вузовских программ возможно как в виде отдельной учебной дисциплины, так и в формате интеграции ТРИЗовских методик в учебный процесс при изучении различных дисциплин.
Для преподавания ТРИЗ как отдельной вузовской дисциплины уже разработаны учебники, универсальные и ориентированные на специфику конкретных профессий, которым обучают в том или другом вузе. В качестве универсального можно назвать ранее упомянутый учебник ТРИЗ, написанный коллективом преподавателей ведущих московских вузов, таких как МАИ, МИИТ, МГТУ имени Н. Э. Баумана и других [А. Гасанов и др., 2016].
Примером интеграции ТРИЗовских методик в учебный процесс при изучении различных дисциплин может служить внедрение в образовательный процесс программы «Аддитивные технологии» Московского политехнического университета. Там практиковалось «сквозное» преподавание комплекса дисциплин студентам бакалавриата в течение всего срока обучения, а также участие студентов в действующих проектах университета и совместная работа с партнерами вуза.
Итоги этого учебного эксперимента подведены в статье «Современный ТРИЗ в системе подготовки специалистов для аддитивного производства» [П. Петров, П. Строков, 2019].
Для справки: Аддитивные технологии – это технологии послойного наращивания и синтеза объектов, которые имеют широкое применение, в частности, в 3D-печати.
Элементы ТРИЗ использовались и в заданиях для студентов, обучающихся по специальности «Инженерная и компьютерная графика» в Балтийском государственном техническом университете «Военмех» им. Д. Ф. Устинова [М. Ракитская, 2017]. В частности, студентам предлагалось найти недостатки различных конструкций и выработать меры по их устранению.
И, конечно, самым активным образом ТРИЗ-технологии внедряются в образовательную программу педагогических университетов, потому что именно там готовят педагогов и воспитателей для детских садов и школ, которые будут заниматься с нашими детьми по методикам ТРИЗ. Так, в Уральском педагогическом университете с методиками ТРИЗ работают будущие учителя физики и математики [О. Майорова, 2020].
В педагогическом университете в Набережных Челнах готовятся использовать ТРИЗ в условиях модернизации технологического образования учащихся [Р. Валиева, 2019]. Есть и более общие рекомендации, применимые сразу к нескольким дисциплинам. Они изложены, в частности, в обзоре «Развитие творческой активности обучающихся средствами ТРИЗ-технологии: на примере изучения естественных наук» [И. Фуфаев, 2012].
В целом, таких примеров можно найти немало. Так что если возникает вопрос, когда и как использовать основы ТРИЗ-технологии в практической педагогической деятельности, всегда можно найти подсказку и изучить опыт тех, кто уже начал это делать в условиях дошкольного, школьного и вузовского образования.
Кроме того, вы всегда можете пойти своим путем и найти собственный вариант, как заинтересовать ТРИЗ-задачами своих детей, как внедрить ТРИЗ-технологии в преподавание того или иного предмета, как, в конце концов, использовать преимущества ТРИЗ в своей работе.
В этом вам также помогут наши программы «ТРИЗ на практике» и «Когнитивистика». Мы желаем вам свободного полета вашей творческой мысли и предлагаем ответить на вопрос по теме статьи: