Блог о саморазвитии

Ораторская этика, или Как впечатлить и не обидеть слушателя?

Ораторская этика, или Как впечатлить и не обидеть слушателя?

Скажите, вы ведь обычно волнуетесь, если вам нужно выступить перед большой аудиторией? Если вы не учитель в школе, не преподаватель в вузе, не глава совета директоров, и ваша повседневная деятельность никак не связана с публичными выступлениями, то, скорее всего, да.

А можете себе ответить на вопрос, чего вы, собственно, боитесь? И что именно вас так волнует в вашем выступлении или потенциальной реакции аудитории?

Если вы пройдете наши программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Современная риторика», всю остальную часть жизни у вас будет только одна проблема – быть хорошо подготовленным и компетентным по теме своей речи. А наша сегодняшняя статья посвящена такой важной составляющей, как этика ораторского выступления и ораторского искусства.

Этика ораторского искусства: что это такое?

Мы все примерно знаем, что такое этика. Данным термином обозначают как науку, изучающую нормы поведения, морали и нравственности, так и собственно нормы поведения, морали и нравственности. Помимо понятия этики в широком смысле данный термин часто употребляется с каким-нибудь определением. Например, профессиональная этика, корпоративная этика, врачебная этика, спортивная этика и т.д.

Что же означает в таком случае ораторская этика? Такой профессии, как оратор, в ныне действующем общероссийском классификаторе профессий нет [ОКПДТР, 2022]. Однако и к хобби подобная деятельность вряд ли относится. Это, скорее, составляющая профессий, предполагающих умение выступать перед аудиторией. А еще это важный soft skill для всех, кто намерен делать карьеру, причем в любой области.

Будете вы строить инфобизнес и проводить вебинары для аудитории в 200-300 человек или напишите сборник стихов и станете предлагать его издательствам, лично общаясь с представителем издательства один на один, ваши ораторские способности, этика и эстетика ораторской речи могут стать важными факторами, которые склонят ситуацию в вашу пользу.

Что это такое и почему это имеет столь важное значение? Этика ораторского искусства – это совокупность норм, ценностей и правил поведения, определяющих отношение выступающего к аудитории. Этика ораторского искусства предполагает, что к аудитории нужно относиться уважительно и доброжелательно, причем независимо от того, будет аудитория настроена лояльно, индифферентно или агрессивно.

Понятия «уважительно» и «доброжелательно» вмещают в себя достаточно широкий смысл. И это означает не только стандартные формы вежливости наподобие «здравствуйте» и «до свидания», «спасибо» и «пожалуйста». Это, в частности, уважительное отношение к личному времени аудитории, даже если это время не совсем личное, а рабочее. И дело не только в том, чтобы не опаздывать, вовремя начинать выступление и «вписываться» в заданный хронометраж и регламент.

У слушателей не должно остаться ощущения, что они потратили время зря. Поэтому крайне важно не разливаться «мыслью по древу», а изъясняться по существу заявленной темы. Отвлечения и аналогии должны быть уместны. Если необходимость «лирического отступления» не совсем самоочевидна, следует пояснить, зачем оно здесь есть. Этика ораторского выступления предполагает множество подобных нюансов, поэтому есть резон рассмотреть их подробнее.

Ввиду того, что далеко не во всех школах и вузах обучают основам ораторского мастерства, мы в нашем сегодняшнем материале будем опираться на учебную литературу. Итак, нам в помощь учебник «Русский язык и культура речи» [В. Максимов, А. Голубева, 2010]. И для начала рассмотрим самые основы этики ораторского искусства.

Основы этики ораторского выступления

Итак, что же самое главное в ораторском выступлении? Здесь видится уместным начать не с того, что нужно делать оратору, а с того, чего нельзя делать категорически. В противном случае «запретные приемы» могут напрочь испортить впечатление от выступления даже самого компетентного, умного и начитанного оратора.

Чего нельзя делать оратору:

  • Пренебрежительно отзываться об умственных способностях, профессионализме и других качествах присутствующих.
  • Позволять себе угрозы и оскорбления в адрес аудитории.
  • Увлекаться демагогией, манипуляциями и скатываться в «откровенную ложь».
  • Переходить на личности, когда не хватает аргументов по существу вопроса.
  • Обижаться на аудиторию за что-либо (некомпетентность, равнодушие, агрессию, глупые шутки) и тем более как-то демонстрировать свою обиду.
  • Слишком отвлекаться от заявленной темы и постоянно «забывать», зачем вы здесь собрались.
  • Быть категоричным в своих суждениях и высказываниях.
  • Отказываться от пояснений, если они нужны, и заменять их фразами наподобие «это и так ясно», «об этом незачем говорить», «это само собой разумеется», «никто не будет это отрицать» и т.д.
  • Постоянно хвастаться своими успехами и требовать «поклонения» исключительно на основании своих титулов, заслуг, дипломов и сертификатов.
  • Отождествлять свои знания с познаниями аудитории или считать, что они полностью соответствуют ожиданиям слушателей.

Последний пункт видится целесообразным слегка пояснить простым примером. Любой адекватный учитель, преподаватель, ведущий семинара или тренинга, понимает, что, коль скоро он сегодня выступает в роли учителя, преподавателя или ведущего, он по умолчанию знает больше, чем ученики, студенты или слушатели, заплатившие за тренинг. Пометка «адекватный» здесь не лишняя, потому что учителя и ведущие тренингов бывают разные.

Однако большинство учителей и преподавателей, почему-то считает, что ученики и студенты должны в совершенстве знать весь предыдущий материал, предшествующий сегодняшнему занятию. Гипотетически учителя правы, и ученики, конечно же, должны, однако далеко не все они одинаково умны, собраны и устремлены к знаниям. Далеко не все они обладают одинаково высоким интеллектуальным потенциалом и хорошей памятью, чтобы досконально разобраться и запомнить весь ранее пройденный материал.

В идеале перед объяснением новой темы учителю следует сделать экспресс-опрос и выяснить, как школьники помнят термины и темы, знание которых понадобится на сегодняшнем занятии. Причем сделать опрос не с целью поставить побольше двоек и обругать детей, какие они разгильдяи, а с целью выяснить, нет ли каких-то «белых пятен коллективного разума» и ликвидировать выявленные пробелы в знаниях до того, как начать объяснять новую тему. В противном случае новые знания будут попросту непонятны с самого начала объяснения, и количество «белых пятен» в учебном материале возрастет.

Примерно таким образом обстоит дело и в других сегментах образовательной сферы. Так, если слушатель заплатил за семинар, посвященный каким-то суперприемам интернет-маркетинга, теоретически ведущий вправе рассчитывать, что слушатель, как минимум, владеет основами интернет-маркетинга, знает термины и умеет пользоваться основными сервисами продвижения в Сети. Но это чисто теоретически, потому что на практике людей, которым из названия семинара понятно только словосочетание «интернет-маркетинг», может быть две трети от общего числа присутствующих.

Это не значит, что ведущий семинара должен разочаровать «акул маркетинга» и не дать им обещанных «суперфишек», вместо этого объясняя азы остальным «заблудшим». Однако опытный ведущий прекрасно понимает, что эти «заблудшие» готовы инвестировать в свое обучение, коль скоро они заплатили за семинар, поэтому грех не монетизировать такую возможность. Умело лавировать между полюсами аудитории, никого не обижая и не разочаровывая, – это такой же важный элемент этики ораторского искусства, как все остальные.

Какие остальные? Мы уже рассказали о том, чего нельзя делать оратору. Теперь давайте разберемся, что делать можно и нужно.

Основные правила для оратора:

  • Руководствоваться интересами дела и подчинять ему свои чувства, эмоции, личное отношение к чему-либо или кому-либо.
  • Быть последовательным и логичным в изложении темы, идеи, концепции.
  • Пояснять свою позицию, концепцию, утверждение, если слушателям не все понятно.
  • В случае если аудитория реагирует на что-либо неадекватно, относиться к аудитории так, как доктор должен относиться к пациенту.
  • Быть сдержанным и обладать навыками самоконтроля эмоций и поведения.
  • Обладать эмоциональным интеллектом, уметь чувствовать настроение аудитории и правильно реагировать на его изменение.
  • Спокойно воспринимать критику в свой адрес и возражения по поводу высказанных постулатов.
  • Владеть нормами речевого этикета, уметь стимулировать внимание аудитории, тактично выражать свое согласие или несогласие с мнением аудитории, вовремя и логично завершить выступление, раскрыв тему и предложив задать вопросы.
  • Владеть основами ораторского мастерства, контролировать свой голос и речь: силу, громкость, темп, тембр и т.д.
  • Владеть основами сценического движения, умело использовать мимику, жесты, «язык тела».
  • Следить за своим имиджем с тем, чтобы он соответствовал теме, обстановке, возрасту и уровню подготовки аудитории.

В принципе, адекватность ситуации и обстановке является полезным качеством для всех, не только для ораторов. Однако для оратора данный нюанс имеет особое значение, потому что от этого напрямую зависит успех выступления. Более того, понимание нюансов будущей аудитории и обстановки, в которой предстоит выступать, позволит лучше продумать не только имидж, но и саму речь.

Так, чем больше аудитория, тем быстрее она реагирует на эмоции. Зная о том, что предстоит выступать перед большой аудиторией, можно заранее продумать наглядные образы, иллюстрирующие основные концепты вашего выступления, что заметно приблизит вас к успеху.

Разумеется, образность и наглядность будут полезны и для камерной обстановки. Однако при выступлении перед немногочисленной аудиторией возможностей установить контакт и найти общий язык несколько больше, потому что легче охватить взглядом всех присутствующих, проще понять их настроение и придумать нечто объединяющее и синхронизирующее.

Для аудиторий численностью в сотни и тысячи людей таких возможностей нет. Равно как и у всех присутствующих сотен и тысяч людей нет возможности установить, скажем, так, «более интимный контакт» с оратором, подсев поближе, кивнув в ответ на какое-то высказывание и т.д. Поэтому если камерная аудитория еще как-то допускает немного однообразное и затянутое выступление, если оно по делу и несет пользу, то выступление перед многочисленной аудиторией должно быть эмоционально окрашенным – без этого никак.

Как добиться того, чтобы выступление было эмоционально окрашенным и увлекательным для аудитории любого масштаба? Давайте теперь поговорим и об этом.

Ораторские приемы, соответствующие риторической этике

Итак, мы разобрались, что должен и что не должен делать оратор, дабы соблюсти ораторскую этику и завоевать сердца аудитории. А вот каким образом он должен это делать? Как именно оратор должен контролировать свой голос и речь, правильно реагировать на настроение аудитории, стимулировать внимание аудитории и все остальное, что мы ранее успели обсудить?

Для этого у оратора есть свой набор инструментов, почти как у слесаря, токаря, фрезеровщика и любого другого профессионала. Это так называемые «ораторские приемы». Разумеется, все эти ораторские приемы соответствуют риторической этике. По сути, к ораторским приемам, соответствующим риторической этике, относят все ораторские приемы, за исключением «черной риторики» и еще некоторых запрещенных приемов, направленных на откровенное манипулирование мнением аудитории.

Максимально полное представление об этих приемах можно получить из книги «Секреты великих ораторов: Говори, как Черчилль, держись, как Линкольн» [Д. Хьюмс, 2012]. Автором книги является бывший спичрайтер пяти американских президентов. Он выделяет 10 приемов ораторского искусства, которые из обычной речи делают великую, и объясняет, как ими пользоваться. Вот эти приемы:

  • Пауза в начале.
  • Первая фраза.
  • Яркое начало.
  • Главная мысль.
  • Цитаты.
  • Юмор.
  • «Правильное» чтение.
  • Запоминание.
  • Вопросы к слушателям.
  • Оптимистичный финал.

Теперь подробнее о каждом из приемов, о которых рассказано в книге «Секреты великих ораторов».

Пауза в начале

Пауза в начале выступления позволяет добиться тишины в зале и внимания аудитории. Для достижения всей полноты эффекта следует осмотреть аудиторию, зафиксировать взгляд на ком-то из слушателей, мысленно проговорить первое предложение из выступления и только потом произнести его вслух.

С точки зрения ораторской этики, пауза перед речью – это очень важный элемент. Такая пауза помогает аудитории сосредоточиться на грядущем выступлении, сконцентрировать внимание и приготовиться слушать. Все это избавляет от необходимости «догонять» речь оратора, пытаясь понять смысл выступления. Так что пауза перед стартом выступления – это полезно не только для оратора, но и для аудитории.

Первая фраза

Первая фраза должна полностью оправдать ожидания слушателей, заинтригованных эффектной паузой в начале. Автор вышеупомянутой книги «Секреты великих ораторов» сравнивает первую фразу спича с таким телевизионным понятием, как «прайм-тайм».

Данное сравнение вполне корректно, потому что на старте выступления аудитория оратора максимальна. Причем максимальна не только в плане формального присутствия, но и в смысле готовности слушать. Даже те, кто видит оратора в первый раз, готовы какое-то время слушать с тем, чтобы понять, насколько интересен выступающий, насколько полезен его доклад.

Далее, так или иначе, начнется некоторый отсев, потому что кому-то тема выступления покажется неинтересной, кого-то отвлечет сосед и т.д. Как говорится, у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление, поэтому используйте свой единственный шанс достойно и «по полной программе».

Яркое начало

Яркое начало – это чуть больше, чем сильная первая фраза. Это может быть яркая история, реальная или чуть приукрашенная. Это может быть отсылка к нашумевшей новости – такая интертекстуальность полностью соответствует трендам эпохи постмодернизма, в которой мы живем.

Если удается найти подходящий для презентации темы выступления афоризм, пословицу, поговорку – это все можно и нужно использовать. Главное, чтобы афоризмы и поговорки были уместны.

Так или иначе, слушателя нужно заинтересовать, и, если хотите, развлечь, даже если предстоит серьезная тема. Используя данный прием, оратор демонстрирует эмпатию, понимание настроения аудитории и способствует тому, чтобы задать нужный настрой.

Главная мысль

Главная мысль – это то, ради чего, собственно, и затеяно выступление. Мы уже выяснили, как важна первая фраза выступления, как важно яркое начало, потому что это прайм-тайм выступления. Поэтому для оратора важно продумать свою речь так, чтобы самое главное «вместить» в самое начало выступления, а уже потом подробнее развивать озвученные тезисы.

С точки зрения этики ораторского выступления, это продемонстрирует уважительное внимание к такому ресурсу слушателей, как время. Самое главное из того, что собирается сказать оратор, они услышат практически сразу, и смогут решить для себя, нуждаются ли они в более подробных пояснениях.

Те, кто «останется» своим вниманием с оратором, должны получить анонсированное. Важно, чтобы выступающий не отклонялся от главной мысли на протяжении всего выступления. Все «лирические отступления» должны быть краткими и сопрягаться с основной идеей выступления.

Об этом следует позаботиться еще на этапе подготовки речи. Сначала следует определиться, что именно нужно донести до сознания слушателей, а уже потом составлять план выступления, подбирать аргументы, факты, примеры из жизни, уместные цитаты.

Цитаты

Цитаты – это то, о чем стоит рассказать подробнее. Автор книги «Секреты великих ораторов» настаивает, что цитата должна «откликаться» в первую очередь самому оратору. Тогда цитата прозвучит максимально убедительно. И, соответственно наоборот, если цитата глубоко неинтересна выступающему, он вряд ли сможет «зацепить» ею слушателей.

Будет лучше, если аудитории известен человек, чьи слова оратор приводит в качестве цитаты. Если нет, желательно пояснить в двух словах, чья именно цитата использована и чем примечателен персонаж, которого цитирует оратор.

Для наиболее значимых цитат можно создать соответствующую обстановку: пауза, очки, заранее подготовленный материальный носитель (лист бумаги, карточка, прочее), с которого зачитывают цитату. Так выступающий убивает сразу двух зайцев: интригует аудиторию и избавляет себя от необходимости заучивать дословно наизусть фразу для цитаты.

Это очень выручает, если процитировать нужно длинную фразу. Разумеется, читать с листа нужно без запинки и с выражением. Краткие цитаты на 4-5 слов можно вставлять вы речь без специальной подготовки и «разогрева» аудитории.

Юмор

Юмор – это то, что поднимает нам настроение и раскрашивает нашу жизнь яркими красками. И к тому же шутки, анекдоты, веселые афоризмы зачастую гораздо ярче иллюстрируют основную мысль выступления, чем длинные заумные рассуждения.

Как и в случае с цитатами, тут важно не переборщить. Этика и эстетика ораторской речи требуют, чтобы юмор был уместен и не был скабрезным. Если оратор заимствует известную шутку, следует позаимствовать и соответствующее настроение. Если выступающий генерирует юмор сам, важно учитывать существующие законы построения юмористической фразы, понимать, что такое сетап и панчлайн, «завязка» и развитие короткого шуточного сюжета.

Неуместный юмор может обидеть и оскорбить аудиторию. И еще один момент: в отличие от цитаты, шутку читать нельзя, потому что шутка должна выглядеть как экспромт, даже если этот шутливый «экспромт» хорошо и заранее подготовлен.

«Правильное» чтение

Чтение речи с листа – это отдельная и поистине неисчерпаемая тема для обсуждения. Можно выступать «по бумажке» или нельзя? Если можно, то в каких случаях? Если нельзя, тогда что делать, если речь длинная и там много цитат, которые полностью уместны и которыми не хочется «жертвовать»?

С цитатами мы уже разобрались, а вот все остальное придется выучить или сократить. Оратор, читающий все выступление по бумажке, «не отвлекаясь» на аудиторию и ее реакцию, никогда не произведет нужного впечатления и не сможет донести основную мысль просто потому, что его не будут слушать.

Если оратору необходимо «подглядывать» в текст, делать это следует с умом: пауза, взгляд в бумажку, взгляд на аудиторию, продолжение речи.

Наработать навык можно следующим образом:

  • Взять для тренировки какой-либо текст.
  • Опустить глаза и мысленно «сфотографировать» несколько слов.
  • Поднять голову.
  • Посмотреть на какой-либо предмет посреди или в конце помещения.
  • Произнести или пересказать своими словами «сфотографированную» часть текста.
  • Сделать паузу, посмотреть и «сфотографировать» следующую часть текста.

Таким нехитрым способом оратор на этапе подготовки может выяснить для себя, как много информации он способен запомнить за один заход и как часто ему нужно подглядывать в текст. Так или иначе, этика ораторского выступления требует, чтобы выступающий нашел контакт с аудиторией, поэтому оратор должен уметь работать и с текстом, и с аудиторией.

Запоминание

Мы разобрались, в каких случаях и как можно использовать написанный или распечатанный текст выступления. И уже поняли, что большую часть того, что оратор собирается сказать аудитории, нужно будет запомнить и удерживать в голове.

Оптимальным вариантом будет постоянная тренировка памяти. Однако кое-что можно сделать и непосредственно при подготовке выступления, если память пока «не очень». Автор книги «Секреты великих ораторов: Говори, как Черчилль, держись, как Линкольн» рассказывает, как готовился к выступлениям Уинстон Черчилль. Черчилль «расписывал» свои будущие выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и выделяя под каждую фразу отдельную строку.

Помимо этого, можно использовать различные рифмы и «внутренние созвучия». Например, фразу «Мы должны следовать принципам гуманизма, а не бюрократизма» будет легко запомнить и воспроизвести «без бумажки» именно по причине ярко выраженного внутреннего созвучия. Разумеется, как во всем остальном, тут нужна мера. Не стоит злоупотреблять рифмами на протяжении всего выступления. Пару раз за 10 минут вполне достаточно.

Вопросы к слушателям

Вопросы к слушателям – один из способов установить контакт с аудиторией. Важно, чтобы вопрос был интересен и понятен аудитории. Тогда речь можно будет оживить небольшой дискуссией. С точки зрения этики ораторского искусства, выступающему всегда следует демонстрировать заинтересованность во мнении аудитории, а не просто транслировать собственные взгляды.

Но, конечно же, ответ на свой вопрос к аудитории знать нужно, дабы не терять инициативу и не отклоняться от основной идеи выступления. Дать аудитории «увязнуть» в бесполезной дискуссии – это разочаровать заинтересованных слушателей, которые пришли за конструктивом. Разочаровывать аудиторию, как мы уже разобрались, крайне нежелательно.

Оптимистичный финал

Оптимистичный финал – это для успешного оратора возможность эффектно завершить выступление, а для неудачного выступления – последний шанс исправить впечатление. Дабы закрепить ранее произведенное положительное впечатление, в финальной части выступления рекомендуется призвать на помощь такие эмоции, как надежда, гордость и любовь.

Если же выступление почему-либо получилось «скомканным» и невнятным, оратору стоит не сдаваться, а собраться с мыслями и еще раз кратко повторить основные тезисы и основной вывод выступления. И да, в этом случае завершать речь тем более нужно на мажорной ноте.

Автор многократно упомянутой нами книги «Секреты великих ораторов» советует читателям и ранее советовал своим «подопечным» президентам, для которых писал речи, всегда завершать выступление на позитивной волне. Завершая речь на минорной ноте, выступающий просто уничтожает свою репутацию как оратора и заодно свою карьеру в той сфере, которой касается подготовленное им выступление.

Это были 10 приемов ораторского искусства, которые, как вы успели заметить, в значительной степени отражают структуру эффектного выступления. Однако есть еще одна рекомендация, которая никак не привязана ни к структуре, ни к плану выступления.

Рекомендация следующая: удивлять и заставать врасплох слушателей. Сделает ли оратор это в начале выступления или в самом конце, удивит ли слушателей цитатой из трудов великого человека или обращенным к ним вопросом, это не суть важно. Важно, чтобы в речи было место удивлению и прочим неожиданностям, мотивирующим аудиторию вникать в тему и далее.

Мы не просто так привели эту рекомендацию самой последней. В принципе, оратор, который умеет удивить аудиторию, может не сильно вникать во все остальные рекомендации. Скорее всего, все остальное он делает просто «на автомате», даже не задумываясь, где вставить шутку, а когда процитировать высказывание великого мыслителя прошлого.

Вы сможете всему этому научиться и впредь «не тормозить» на элементах своего выступления, если пройдете наши программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Современная риторика». Мы желаем вам успеха на ораторском и любом другом поприще, которое вы для себя изберете. Мы ждем вас на наших программах и курсах и предлагаем ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:,