Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите про ценностные ориентиры? Для многих это нечто надоевшее то ли из выпусков новостей, то ли из многочисленных тренингов личностного роста. Однако если отбросить пафос политиков и разной степени успешности коучей, ценностные ориентиры – это то, что есть у каждого человека, даже если он это не осознает или называет как-то иначе.
Ценностные ориентиры – это то, что заставляет человека поступать тем или иным образом, высказывать (или держать при себе) то или другое мнение по поводу происходящих вокруг событий. И, в принципе, выбирать тот жизненный путь, который человек выбирает. Вам будет проще справиться с этими задачами и понять, что вам нужно на самом деле, если вы пройдете наши программы «Самопознание» и «Сам себе психолог».
А сегодня вы можете сделать вклад в копилку своих знаний о себе, изучив два основных теста, применяемых сегодня в психологии для выявления ценностных ориентиров личности. Это опросник Шварца и американский тест Рокича. Но для начала стоит разобраться чуть подробнее, что такое ценностные ориентиры.
Ценностные ориентиры: что это такое?
На сегодняшний день существует множество определений того, что же такое ценностные ориентиры. Можно встретить определение ценностных ориентиров как важнейших элементов внутренней структуры личности человека, которые подкреплены жизненным опытом и совокупностью всех переживаний человека и которые отграничивают наиболее значимое и существенное для данного человека [О. Захарова, 2018].
Можно встретить мнение, что ценностные ориентиры складываются, с одной стороны, из идейных, моральных, политических, эстетических и прочих оснований для оценки окружающей действительности, а с другой стороны, из способа организации человеком своего поведения. Во втором случае ценностные ориентиры становятся своего рода «индивидуальной идеологией стиля жизни» [HR-Portal, 2009].
Существует и такое видение, что ценностные ориентации – это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, в котором выражается сознательное отношение человека к социальной действительности. Можно сказать, что это «предпочтение определенных смыслов в качестве жизнеорганизующих начал и готовность им следовать» [Л. Нагоева, 2011].
Так или иначе, ценностные ориентации – это некие предпочтения личности, «шаблоны восприятия», которые помогают человеку ранжировать объекты и события по значимости. Именно эти ориентировки и выступают в качестве побуждающих стимулов к тем или иным действиям и выполняют функцию регуляторов социального поведения.
Множественность определений позволяет нам составить свое собственное более или менее внятное представление о такой многогранной социокультурной категории, как ценностные ориентиры. И это правильно, потому и ценностные ориентиры, и понимание сущности ценностных ориентиров у каждого свое. Как понять, что представляет для человека ценность? Давайте рассмотрим ныне существующие способы!
Американский тест Рокича на ценностные ориентиры
Начнем с краткого исторического экскурса. Так называемый «Американский тест на ценностные ориентиры» разработал американский психолог польского происхождения Милтон Рокич. Интересно, что свою карьеру он начал в качестве психиатра, однако большую часть своей сознательной жизни посвятил психологии. В частности, исследованию системы ценностей человека.
Милтон Рокич создал собственную концепцию ценностных ориентаций личности. В его научном понимании ценность это устойчивое убеждение человека в предпочтительности определенных целей или способов действия перед другими целями и способами действия. Он провел огромный массив практических исследований, прежде чем вывел некие теоретические закономерности и предложил общественности готовый опросник.
Так, его работа The Open and Closed Mind («Открытый и закрытый разум») являет собой монографический отчет по итогам 9 лет исследований природы человеческих убеждений. Автор подчеркивает, что акцент сделан на структуре, а не на содержании системы убеждений. Некогда его заинтересовала тема авторитарной структуры характера, в связи с чем он сосредоточился на том, чтобы проанализировать идеологический догматизм в области политики, религии и науки, обеспечить лучшее понимание процессов, посредством которых люди создают и организуют системы убеждений [M. Rokeach, 1960].
В дальнейшем ученый развил свои наблюдения и выводы в работе Beliefs, attitudes and values: a theory of organization and change («Убеждения, отношения и ценности: теория организации и изменений»), где они как раз и приняли форму законченной концепции, о которой мы упоминали ранее [M. Rokeach, 1968].
А в 70-е годы 20 столетия вышел его, пожалуй, самый масштабный труд The Nature of Human Values («Природа человеческих ценностей») [M. Rokeach, 1973]. На этом этапе он окончательно пришел к выводу, что человеческие ценности относительно немногочисленны и организованы в определенную систему.
При этом абсолютно все люди обладают одним и тем же «комплектом» ценностей, а разница лишь в том, что каждая ценность у того или другого человека выражена в неодинаковой степени. Собственно, именно этот постулат и позволил создать единый тест, где представлены общие для всех людей ценности, и который позволяет выявить разницу в степени значимости тех или иных ценностей для каждого человека.
Итак, что же представляет собой тест Рокича на ценностные ориентиры? Тест состоит из двух частей. Первая часть теста «А» посвящена так называемым «терминальным ценностям», а вторая часть теста «Б» посвящена «инструментальным ценностям». Отметим, что Рокич все ценностные ориентиры личности группирует в две основные категории:
- Терминальные ценности-цели – те, что касаются целей индивидуального существования.
- Инструментальные ценности-средства – те, что связаны с образом действий и достижения целей.
От испытуемого требуется изучить последовательно список ценностей в каждой из частей теста и расположить их в порядке убывания значимости сверху вниз. Если откроете тест Рокича онлайн на Survio, вы увидите инструкцию. При прохождении теста требуется расставить цифры от 1 до 18, где под номером 1 будет расположена ваша самая главная ценность, под номером 2 тоже важная, но чуть менее значимая ценность, и т.д.
Таким образом, под номером 18 автоматически окажется наименее значимая для вас ценность из числа предложенных. Разумеется, это не значит, что данная ценность не имеет для вас совсем никакого значения. Просто в том рейтинге, что был предложен, нашлись гораздо более для вас важные на текущий момент ценности.
Кстати, пусть вас не сбивает с толку инструкция «расставить цифры от 1 до 18». Писать цифры нигде не нужно. Нужно нажимать стрелочки вверх-вниз слева на строчке с указанием ценности, и «ценность» автоматически будет перемещаться и маркироваться новым номером:
Как вариант, можно просто «захватить» нужную строчку левой клавишей мышки (той, которой вы всегда работаете) и перенести ее на нужную позицию. Например, пункт «здоровье (физическое и психическое)» с позиции 3 на позицию 1, а пункт «интересная работа» с позиции 4 на позицию 2. Тогда изначально находившиеся на позициях 1 и 2 пункты автоматически сместятся на позиции 3 и 4:
Аналогичным образом строится работа со второй частью теста. В части «Б» тоже 18 пунктов, и их тоже можно смещать на нужные позиции при помощи стрелок вверх-вниз или же «перетаскивая» строчки мышкой:
В целом, у этого сервиса всего один недостаток: вы сможете увидеть вердикт по своей персоне только в случае, если поделитесь результатами теста в одной из популярных соцсетей. Если вы слишком скрытны, тогда вердикт системы по итогу теста останется скрытым и для вас.
Можно найти и другие варианты прохождения теста. Так, например, тест Рокича на сервисе Testometrika предлагает сначала изучить весь список, а потом последовательно нажать на каждый из пунктов в порядке значимости по убыванию. После нажатия пункт исчезает из списка, и «вернуть» его, если вы вдруг обнаружили, что хотели бы поставить ценности в другом порядке, уже нельзя. Названия ценностей сформулированы чуть иначе, чем в оригинальном тесте, но суть остается прежней:
По итогам теста вы просто получите готовый список с «пронумерованными» ценностями в том порядке, в котором вы их расположили. Никакого вердикта или вывода из ваших ответов система не предлагает.
Существует и такой вариант, как, к примеру, тест Рокича на Quizterra, где не нужно ранжировать ценности, а можно просто оценить, насколько вам важна каждая из ценностей по 5-бальной системе:
Можете поставить 5 «звездочек» хоть каждой позиции. Сервис в любом случае выдаст вам свой вердикт, который вы сможете сразу прочитать. Если вы для каждой позиции поставите 5 «звезд», вывод системы будет следующий:
К слову, если везде эксперимента ради поставить 4 «звездочки», вывод системы будет точь-в-точь таким. Эксперимент с одинаковыми ответами мы ради вас уже поставили, так что у вас уже есть материал для сравнения и собственных выводов относительно релевантности данного варианта теста.
Итак, мы с вами рассмотрели тест Рокича на ценностные ориентиры. Теперь рассмотрим ценностный опросник Шварца – тест, его структуру и вопросы.
Ценностный опросник Ш. Шварца
Для начала уточним, что опросник Шварца для изучения ценностей личности разработан на основе методики Милтона Рокича. Социальный психолог Шолом Шварц модифицировал исходный тест, существенно расширив его концептуальную базу и увеличив суммарное количество вопросов с 36 до 97.
Прежде, чем предложить свою усовершенствованную вариацию теста, Шварц провел масштабное научное исследование, итогами которого поделился в отчете Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries («Универсалии в содержании и структуре ценностей: теоретические достижения и эмпирические проверки в 20 странах») [S. Schwartz,1992].
Главное внимание в данном исследовании было сосредоточено на 4 основных вопросах:
- Существенное содержание человеческих ценностей.
- Выявление комплексного набора ценностей.
- Степень эквивалентности значения тех или иных ценностей для разных групп людей.
- Способ, которым были структурированы отношения между различными ценностями.
В итоге были определены 10 мотивационно различных типов ценностей, которые с высокой степенью вероятности будут распознаваться внутри и за пределами культур и использоваться для формирования ценностных приоритетов.
Также был выявлен набор типов ценностей, который можно назвать «относительно всеобъемлющим» и охватывающим практически все типы ценностей, которым люди придают хотя бы умеренное значение в качестве критериев оценки. Данные из 20 стран наглядно показали, что значение и понимание типов ценностей в исследованных группах весьма сходны [S. Schwartz,1992].
Как мы помним, к похожим выводам пришел в свое время Милтон Рокич, представивший в своих работах подтверждения, что абсолютно все люди обладают одним и тем же «комплектом» ценностей, а разница лишь в том, что каждая ценность у того или другого человека выражена в неодинаковой степени.
В 1992 году Шварц представил научной общественности свой вариант теста. Тест-опросник Шварца для изучения ценностей личности состоит из двух частей:
- Часть 1 (вопросы 1-57) позволяет оценить внутренние ориентиры испытуемого и ценности, которые он разделяет.
- Часть 2 (вопросы 58-97) выявляет особенности поведения испытуемого, реализацию его ценностей с учетом социализации.
Часть первая – это собственно список ценностей, всего 57 штук, представленных в форме существительных и прилагательных. Испытуемый должен оценить каждую из них в баллах от 7 (самая большая ценность) до минус 1 (антиценность).
Вторая часть – это, если можно так сказать, «профиль личности», содержащий 40 описаний, которыми можно охарактеризовать 10 типов ценностей. Здесь испытуемый должен оценить каждое описание в баллах от 4 до минус 1.
Если мы откроем ценностный опросник Шварца онлайн на Test Pad, мы не увидим жестких ограничений по количеству баллов, которые можно присвоить ценностям или описаниям. Однако в инструкции содержится просьба по возможности использовать все предложенные цифровые значения:
Далее начинаются собственно пункты опросника (перечень ценностей в первой части и описания характеристик во второй части), под каждым из которых находится шкала от высшего балла к низшему и кружочек напротив каждого значения. Испытуемый должен выбрать тот балл, на который он оценивает важность предложенной ценности, и перейти к следующему пункту:
Если нужно прерваться, всегда можно нажать кнопку «Завершить» (внизу справа), и система сохранит результат. Вернуться к прохождению теста можно в любой момент и стартовать с вопроса, на котором остановились.
Аналогичным образом выстроена и вторая часть теста. Там предлагаются различные описания характеристик людей, а испытуемый должен оценить в баллах, насколько такой «условный человек» с предложенной характеристикой похож или не похож на него:
Пусть вас не смущает, что система помечает вопросы как «83 из 98», «95 из 98» притом, что в опроснике всего 97 вопросов. Последний 98-й вопрос – это вопрос с просьбой указать ваш пол, мужской или женский. Есть и опросники, где указано 97 вопросов. Например, опросник ценностей Шварца на сервисе «Банк тестов». Но там просят указать имя, которое, как предполагается, прольет свет на гендерную принадлежность испытуемого:
Затем полученные баллы обрабатываются, и система выдает результат в процентах. Правда, значок % может не отображаться. Чем выше показатель, тем большее значение имеет для испытуемого представленная ценность, которая выявляется как через прямую оценку (в первой части), так и через описание признаков (во второй части). Предлагается следующая интерпретация теста:
- От 81 до 100% очень высокая важность ценности.
- От 61% до 80% сильная выраженность ценности.
- От 41% до 60% умеренная выраженность ценности.
- От 21% до 40% ценность не представляет особого интереса.
- От 0% до 20% ценность не важна и не выражена.
Тем, кому интересно вникнуть в тайны подсчета результатов, можем предложить ознакомиться с материалом «Ценностный опросник Шварца» –
к 1 и 2 части ответы представлены в виде ключа для обработки результатов теста [HR-Portal, 2009]. Сам ключ к тесту продублируем здесь:
Теперь стоит подробнее рассказать о ценностях в том понимании, как их представил в своем опроснике Шолом Шварц. Это поможет избежать разночтений и двусмысленных трактовок результатов.
Ценности личности (по Шварцу):
- Власть (Power) – подразумевается, что часто в межличностных отношениях есть такие нюансы, как доминантность и подчиненность. Главная цель этого типа ценностей – стремление к высокому социальному статусу, престижу, власти над людьми, доступу к ресурсам (материальные блага, общественное признание и прочее).
- Достижение (Achievement) – подразумевается успех через так называемую «социальную компетентность» и общественное одобрение. Главной целью этого типа ценностей является успех через компетентность и соответствие социальным стандартам.
- Гедонизм (Hedonism) – подразумевается стремление к наслаждению жизнью и получению чувственных удовольствий.
- Стимуляция (Stimulation) – является производной от потребностей в разнообразии и оптимальном уровне активности. Ценность может иметь разное «наполнение» у разных людей, однако основная цель, присущая данному типу ценностей – это стремление к новизне и глубоким переживаниям.
- Самостоятельность (Self-Direction) – подразумевает свободу мышления и свободу выбора способов действия, стремление к творческому разнообразию и креативу. Ценность является производной от потребности в самоконтроле.
- Универсализм (Universalism) – подразумевает терпимость, стремление к взаимопониманию, защита благополучия человека и окружающей среды. Ценность является производной от потребностей выживания группы и индивида, что обретает актуальность при расширении группы и/или контактах за пределами своей группы и своей среды.
- Доброта (Benevolence) – подразумевает более узкое понимание просоциальных ценностей в сравнении с универсализмом и фокус на благополучии в повседневном взаимодействии.
- Традиции (Tradition) – подразумевает приверженность порядкам и ритуалам, выработанным группой, что является символом солидарности и гарантией выживания.
- Конформность (Conformity) – подразумевает сдерживание и предотвращение действий, которые способны нанести вред окружающим и/или выходят за рамки социально ожидаемых.
- Безопасность (Security) – подразумевается стремление к стабильности, гармонии и всему, что обеспечивает личную и коллективную безопасность (семьи, группы, государства и т.д.)
Показательно, что Шварц не разделял индивидуальные и групповые ценности безопасности, полагая, что одно проистекает из другого и потому тесно взаимосвязано. Так, безопасность в государстве в значительной степени гарантирует безопасность личности, а устойчивый социальный порядок в стране способствует уверенности в завтрашнем дне, как своем, так и своей семьи.
В своих последующих научных работах Шварц развил эту мысль, нашедшую подкрепление в его многочисленных исследованиях. В частности, результаты исследований с новыми данными теперь уже из 27 стран отображены в статье
Evaluating the structure of human values with confirmatory factor analysis («Оценка структуры человеческих ценностей с помощью подтверждающего факторного анализа») [S. Schwartz, K. Boehnke, 2004].
Как вариант, систему ценностей можно представить как «Круг ценностей Шварца»:
Эту схему можно использовать как шаблон для отображения собственных результатов тестирования и наглядного представления, насколько у вас сбалансированы разные стороны характера и бытия.
Весьма интересна вариация, в которой представлен ценностный опросник Ш. Шварца на Quizterra. Там вопросы сгруппированы парами и нужно давать не абсолютную оценку, а относительную, выбрав одну наиболее весомую ценность из двух предложенных:
По сути, тут предложено пройти только первую часть теста, содержащую 57 вопросов. 27 спаренных вопросов и 28-й вопрос, содержащий 3 варианта ответа – это как раз и будет равно 57:
27 х 2 = 54
54 + 3 = 57
В принципе, даже сокращенный вариант теста достаточно информативен и позволяет составить общее представление о системе ценностей испытуемого. А полный тест дает развернутую характеристику личности человека, понимание его абстрактных идеалов и практических мотивов действий, и позволяет предположить, чего от него ждать в повседневной жизни и экстремальных обстоятельствах, которые в последнее время для многих стали неотъемлемой частью повседневной жизни.
И теперь самое время вернуться к вопросу, вынесенному в заголовок статьи: что круче, опросник Шварца или Американский тест Рокича на ценностные ориентиры? Собственно, мы уже знаем, что опросник Шварца изначально построен на основе теста Рокича. И это вовсе не значит, что какой-то из этих вариантов менее ценен как вторичный или успел устареть как предложенный полвека тому назад. Если пройти оба теста, можно легко увидеть, что результаты, в целом, сходны.
Так что вполне справедливым будет остановиться на том, что тест Рокича на 36 вопросов больше подходит для экспресс-диагностики, а опросник Шварца на 97 вопросов более пригоден для глубокого исследования и выявления нюансов ценностных ориентаций личности. Мы тоже внесем свою лепту в тему опросов и предложим ответить на вопрос по теме статьи. Мы желаем вам жить в ладу с собой и окружающим миром, и приглашаем на наши программы «Самопознание» и «Сам себе психолог».