Что такое негативное пространство и как его используют в изобразительном искусстве, дизайне, фотографии? Негативное пространство – это пустое, незаполненное изображением пространство вокруг и внутри объекта, которое формирует объект. В пределах одного изображаемого объекта может быть одно или несколько негативных пространств.
Чем больше элементов имеет изображаемый объект, тем больше негативных пространств внутри и вокруг него. Цветовое оформление нескольких негативных пространств в пределах одной художественной композиции может совпадать или отличаться. Это вкратце, а теперь поясним конкретными примерами.
Общее понятие негативного пространства
Чтобы было понятно, о чем речь, представьте обычные ножницы. Предмет не самый сложный, однако он состоит из нескольких элементов: режущие поверхности, ручки, кольца ручек для пальцев. Если изобразить ножницы на картинке, негативным пространством будут считаться области вокруг лезвий, ручек и внутри колец для пальцев. Если изобразить раскрытые ножницы, то негативным будет считаться также пространство между двумя раскрытыми режущими поверхностями:
Рис. 1. Ножницы
Пример с ножницами весьма наглядно показывает, сколь важное значение имеет негативное пространство для визуализации объекта. Вообразите на секунду, что негативное пространство не осталось бы пустым, а было бы заполнено деталями еще какого-нибудь изображения. В этом случае ножницы просто бы потерялись на картинке. И даже не все сразу бы поняли, что это ножницы. Именно поэтому и принято считать, что негативное пространство формирует объект. И именно поэтому негативному пространству следует уделять при рисовании ничуть не меньшее внимание, чем собственно объекту. Причем независимо от того, насколько сложен или прост изображаемый объект.
Негативное пространство в изобразительном искусстве
Негативное пространство в изобразительном искусстве используется как для формирования объекта и сосредоточения внимания зрителя на объекте, так и для создания оптических иллюзий. Классический пример оптической иллюзии, созданной посредством негативного пространства, это знаменитая «Ваза Рубина»:
Рис. 2. «Ваза Рубина»
На самом деле, Эдгар Рубин даже не был художником. Он специализировался на философии и психологии восприятия, а своей работой показал, что фон и объект – не более чем элементы субъективного восприятия, и вполне могут поменяться местами в сознании человека. По сути, «Ваза Рубина» является примером обращающихся фигур, когда картинка воспринимается то как изображение белой вазы на черном фоне, то как изображение двух черных профилей людей на белом фоне.
Это самый простой классический пример, выполненный в классических черно-белых тонах и созданный не профессиональным художником. Есть и намного более сложные оптические иллюзии, созданные при помощи оригинального использования негативного пространства. Можно ли перепутать небо и воду, птицу и рыбу? Оказывается, можно, если посмотреть на работу голландского художника Маурица Эшера «Небо и вода»:
Рис. 3. Мауриц Эшер «Небо и вода»
Здесь негативное пространство вокруг птиц формирует силуэт рыбы, а негативное пространство вокруг рыб, соответственно, силуэт птицы. Чтобы зрителю легче было сориентироваться, художник сделал небольшую подсказку: вверху изображена птица, а внизу – рыба. Внутри силуэтов раскраска птичек и рыбок отличается, что придает импозантности работе. К слову, учась в средней школе, Мауриц Эшер умудрился завалить экзамен по рисованию. Так что даже если вы никогда не блистали художественными и прочими творческими способностями в школе, у вас есть шанс попробовать свои силы и добиться успеха в живописи или, к примеру, в дизайне.
Негативное пространство в дизайне
Негативное пространство нашло свое применение не только в высоком искусстве, но и в прикладном дизайне. Даже самый обычный буквенный логотип можно оживить, если в процессе визуализации разумно использовать негативное пространство. Классика рекламного жанра – логотип FedEx, в котором пространство между большой буквой «E» и маленькой буквой «x» образует стрелку, направленную вправо:
Рис. 4. Логотип FedEx
Вариант, хоть и классический, но для неискушенного зрителя не самый очевидный. Большинство людей, рассматривающих логотип, видят стрелку только тогда, когда она выделена другим контрастным цветом. Что, впрочем, никак не отменяет основ принципа использования негативного пространства. Есть и более изысканные решения. Например, логотип Pencil, где под буквами «i» и «l» прорисован кончик карандаша. Собственно, в переводе с английского «pencil» как раз и означает «карандаш»:
Рис. 5. Логотип Pencil
Еще больше изысканности и разнообразия в логотипах с картинками. Так, в фирменном знаке организации Helping Hands for Pets из штата Висконсин (США) «поместились» сразу 4 зверя: лошадь, собака, кот и попугайчик. Причем благодаря грамотному распределению негативного пространства логотип не выглядит перегруженным, как можно было бы ожидать при такой насыщенности изображения:
Рис. 6. Логотип Helping Hands for Pets
Если вы хотите узнать больше о негативном пространстве и других приемах изобразительного искусства, приглашаем на наш курс «Рисование», где за 7 несложных уроков вы сможете освоить азы и нарисовать свою первую картину. А пока продолжим тему негативного пространства.
Негативное пространство в фотографии
Думается, в целом понятно, как использовать негативное пространство, если нужно что-то нарисовать. А вот как задействовать принципы негативного пространства в фотографии, когда мы снимаем на фотокамеру то, что есть, что происходит вокруг? В принципе, точно так же, только негативное пространство нужно не создать, а увидеть и запечатлеть. В качестве классического примера использования негативного пространства в фотографии часто приводят знаменитое фото с лошадьми, бегущими по полю:
Рис. 7. Фото с лошадьми, бегущими по полю
Такой, казалось бы, достаточно обычный для сельской местности сюжет, превратился в самый настоящий шедевр именно из-за вовремя увиденной фотографом возможности формирования объекта за счет оригинального использования негативного пространства. Тут не просто темные лошади бегут по светлому полю.
Средняя треть фотокомпозиции, где изображены горы, также выполнена в темных тонах, а верхняя завершается полоской голубого неба с белыми облаками. Это создает дополнительный контраст и, хотя лошади на всей этой, кажущейся огромной, фотографии занимают лишь малую часть, они являются центральным объектом композиции, сформированным негативным пространством.
Еще один яркий в прямом и переносном смысле пример использования негативного пространства в фотографии – это фото дома в лучах солнца над горизонтом. Тут мы видим негативные пространства как вокруг объекта, так и внутри:
Рис. 8. Дом в лучах солнца над горизонтом
Пространства вокруг объекта – это небо сверху, деревья сбоку и поле с цветами снизу. Пространства внутри объекта – это окна дома с проходящим сквозь них солнечным светом. Также лучи солнца просвечивают насквозь воздушные головки одуванчиков, которые уже отцвели, но еще не облетели. И этот маленький нюанс (схожесть подсветки окон и одуванчиков) тоже придает фотографии дополнительное очарование.
И, наконец, поистине шедевральное фото с котом. Да, именно кота мы видим в первую очередь, хотя он лежит на полу, на заднем плане и в расфокусе. По сути, на фото два центральных объекта: миска с едой, стоящая на столе на переднем плане в четком фокусе, и лежащий кот:
Рис. 9. Кот как центр Вселенной
Такая сложная композиция стала возможной благодаря умело пойманной фотографом игре светотени и расположению двух объектов на одной линии. И это при том, что кот находится на полу на нижнем уровне, а миска – на столе на верхнем уровне. Негативное пространство вокруг кота сформировано тенью над ним и светом, падающим на него из окна. Негативное пространство вокруг посуды также сформировано светом от окна и собственной тенью. Как видите, шедевры и «нетленку» можно ваять даже из обычных бытовых сюжетов, если освоить искусство рисунка и фотографии и научиться работать с негативным пространством правильно.
А теперь подытожим роль негативного пространства в изобразительном искусстве, дизайне и фотографии:
- Добавляет «воздух» вокруг объекта и позволяет ему «дышать».
- Создает ауру объекта и всей композиции.
- Определяет границы объекта.
- Делает объект контрастным и выразительным.
- Придает элемент креатива и неповторимости.
- Улучшает визуальную иерархию объектов.
- Выступает объединяющим элементом композиции.
- Может использоваться для создания оптических иллюзий.
- Может объединять разноуровневые композиции.
- Привлекает внимание, заставляет смотреть вновь и вновь.
Собственно, именно с этой целью и создаются визуальные шедевры – заставить зрителя возвращаться к ним снова и снова. Поэтому, если вы мечтаете стать дизайнером, художником или фотографом, для вас научиться использовать возможности негативного пространства – задача номер один. Напомним, это возможно на нашем курсе «Рисование», где мы вас ждем в любое удобное для вас время.
Мы желаем вам неиссякаемой фантазии и творческого вдохновения! И обязательно создать свой неповторимый шедевр, который, даже если и не войдет в анналы истории изобразительного искусства, будет радовать вас и ваших поклонников своей красотой и изысканностью!