Блог о саморазвитии

Шахматы для начинающих

Шахматы для начинающих

«Поединок между Крабовым и Кальмаровым за “Корону Подводного Шахматного Королевства” вышел на новый этап. После 5 лет сражений, 50 поражений и 140 боевых ничьих Кальмаров смог одержать свою первую победу над Крабовым».

Люди, давно и прочно влюбленные в шахматы, прекрасно поняли, о чем речь. Конечно же, о рекордном по продолжительности и количеству партий поединке между Анатолием Карповым и Гарри Каспаровым за титул чемпиона мира по шахматам, который длился с 9 сентября 1984 года по 15 февраля 1985 года.

Шутка про Крабова-Карпова и Кальмарова-Каспарова стала ответом за затянувшееся «выяснение чемпионских отношений». Сегодня эту шутку с трудом помнит даже поисковый сервис Google, упорно выдавая по запросу «поединок между Крабовым и Кальмаровым» рецепты салатов из крабов и кальмаров, и лишь на второй странице выдачи «согласившись», что такой юмор имел место быть [Т. Сулханишвили, 2010].

Немножко лучше «память» у «Яндекса». Он до сих пор помнит новость из «Спортивного оборзения», что «522-я партия на первенство мира между гроссмейстерами Крабовым и Кальмаровым отложена в связи с туманом, который образовался в головах обоих участников» [К. Мелихан, 1985].

Те, кто прошел наши программы «Лучшие техники самообразования» и «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни», помнят даже то, что забыли Google и «Яндекс». А еще творческий подход и хорошую память можно развить, обучаясь играть в шахматы.

Итак, наша сегодняшняя тема – игра в шахматы для начинающих: детей, взрослых, мужчин, женщин и всех, кого может заинтересовать эта замечательная игра.

Правила игры в шахматы для начинающих

Что нужно для того, чтобы положить начало в шахматах? Как и в любой другой игре, нужно изучить правила. Итак, шахматы – это настольная игра, для которой нужна шахматная доска на 64 клетки (32 белых и 32 черных) и два комплекта по 16 шахматных фигур, так же черного и белого цвета.

Соответственно, за одной шахматной доской сражаются два соперника: один играет черными фигурами, второй – белыми. До начала «сражения» фигуры расставляются в определенном порядке.

Шахматные фигуры и шахматная нотация

Для того, чтобы было проще ориентироваться, шахматная доска размечена по горизонтали цифрами от 1 до 8 и по вертикали латинскими буквами от А до Н. Это как раз 8 букв латинского алфавита, а 8 х 8 = 64 клетки или поля. За белыми фигурами «закреплены» линии 1 и 2, за черными – линии 7 и 8.

Уточним понятия «по вертикали» и «по горизонтали». Разумеется, на столе шахматная доска стоит горизонтально. Однако есть настенный вариант доски, и вот там понятия «по вертикали» и «по горизонтали» обретают наглядность:

Теперь о фигурах. Самая главная фигура – это Король. Его легко отличить по специфической «острой» короне на верхушке фигуры:

Целью игры является захватить «в плен» самую главную фигуру, т.е. Короля. Это называется «поставить мат».

Самые бдительные читатели, пока не знакомые с шахматами, уже заметили, что на картинке всего по 6 фигур каждого цвета, а мы писали про комплект из 16 фигур. Тут все просто, потому что некоторые фигуры дублируются, а некоторые нет.

Итак, что входит в комплект:

  • 1 Король.
  • 1 Ферзь.
  • 2 Ладьи.
  • 2 Слона.
  • 2 Коня.
  • 8 Пешек.

Перед стартом игры фигуры расставляются симметрично:

  • Король находится возле буквы Е (белый – Е1, черный – Е8).
  • Ферзь находится возле буквы D (белый – D1, черный – D8).
  • Фигуры Слонов стоят по бокам от Короля и Ферзя (белые – C1, F1, черные – C8, F8).
  • Фигуры Коней стоят рядом со Слонами (белые – B1, G1, черные – B8, G8).
  • Фигуры Ладьи стоят по углам доски (белые – А1, Н1, черные – А8, Н8).
  • Пешки занимают весь ряд (2 ряд – белые, 7 ряд – черные).

Как видите, запомнить несложно. Иногда новички путают визуально похожие фигурки Короля и Ферзя. Различить тоже очень легко: у Короля «острая» корона, у Ферзя округлая верхушка. Если попадется доска без буквенно-цифровой разметки, помните, что Ферзь в стартовой позиции должен находиться на клеточке «своего» цвета. Таким образом, белый Ферзь стоит на белой клетке, а черный Ферзь, соответственно, на черной.

Иногда можно слышать, как Ферзя называют Королевой, намекая на его вторую роль после Короля. Это, скорее, художественный образ, чем верное наименование. Хотя насчет второй по значимости после Короля фигуры – чистая правда.

Уточним, что обозначения Е1, Е8, D1, D8 и прочие – это номера клеток или шахматных полей, которые образуются из пересечений горизонтальных и вертикальных линий. Такое обозначение расположения фигур называется словосочетанием «шахматная нотация»:

Все ходы шахматной партии записываются в соответствии с нотацией, т.е. сначала стартовая позиция фигуры перед ходом, потом финишная позиция, когда ход сделан. Для удобства записи почти все шахматные фигуры имеют свои обозначения:

  • Кр – Король.
  • Ф – Ферзь.
  • Л – Ладья.
  • С – Слон.
  • К – Конь.

Пешка буквенного обозначения не имеет, поэтому фиксируется только собственно движение: Е2-Е4.

Для тех, кто предпочитает «один раз увидеть, чем сто раз прочитать», можем порекомендовать видеоурок №1, где кандидат в мастера спорта и тренер по шахматам Сергей Алексеев объясняет базовые правила шахмат для начинающих, в том числе расстановку фигур и шахматную нотацию:

Теперь пора понять, как играть в шахматы – для начинающих важно разобраться, что такое шахматный ход и как может ходить каждая из фигур.

Ход шахматной фигуры

Ход фигуры в шахматах – это перемещение по шахматной доске с одной клетки на другую. Первый ход делают белые фигуры, затем черные и далее по очереди: белые-черные, белые-черные, белые-черные до тех пор, пока кто-то из них не выиграет.

Победе предшествует множество перемещений и «взятий» фигур. «Взятие» – это когда одна фигура может «срубить» или «съесть» фигуру соперника и встать на его клеточку или поле. Итак, как могут ходить и что могут взять те или иные фигуры?

Пешка движется только вперед, т.е. по вертикали. Первый ход можно сделать как на одно поле вперед, так и на два поля вперед. Далее движение возможно только на одну клетку вперед:

«Бьет» или «берет» другие фигуры пешка только по диагонали на одну клетку, будучи единственной фигурой, у которой «ходить» и «бить» – это разные направления:

Если пешка доходит до последней «линии обороны» соперника и занимает там какую-либо клетку, она «превращается» в ту фигуру, место которой заняла. Единственная фигура, которую не может таким способом «заменить» пешка, – это Король.

Кроме того, для Пешки существует такое правило, как «взятие на проходе». Это значит, что, если «битое», т.е. ранее пройденное Пешкой поле находится в «зоне действия» Пешки противника, эта «вражеская» Пешка может не только занять ранее «битое» поле, но и «съесть» Пешку, ушедшую вперед:

Конь ходит и «бьет» условной буквой «Г». Почему условной? Потому, что Конь перемещается на два поля вперед и на одно поле в любую сторону. Буковку «Г» мы пишем строго определенным образом, а вот вариаций хода Конем гораздо больше:

Кстати, шахматный Конь, как и обычная лошадь в жизни, может перепрыгивать препятствия. В нашем шахматном случае подразумевается, что Конь может перепрыгнуть фигуры, свои и чужие, стоящие на клетках, через которые проходит условная буква «Г».

Слон ходит и «бьет» по диагонали на любое расстояние, однако перепрыгивать фигуры не может, причем ни свои, ни чужие. Чужую фигуру, которая стоит на пути Слона, можно только «взять» или «побить»:

Ладья ходит и «бьет» по прямой вправо, влево, вперед (вверх) и назад (вниз). Перепрыгивать свои и чужие фигуры Ладья не может, а может только «взять» фигуру оппонента, которая стоит у нее на пути:

 

Ферзь может ходить и «бить» во все стороны, но не может перепрыгивать фигуры. Таким образом, Ферзь обладает в сумме всеми опциями, свойственными Коню и Слону:

И, наконец, самая главная фигура в шахматах – Король. Он может ходить и «бить» во все стороны, как и Ферзь, но лишь на одну клетку:

Итак, мы разобрались, как ходят и «бьют» все шахматные фигуры. Для тех, кто предпочитает живое объяснение, можем порекомендовать видеоуроки Сергея Алексеева, где он объясняет игру шахматы для начинающих бесплатно. Урок №2 посвящен тому, как ходит Ладья:


Про Ферзя и Слона пойдет речь в уроке №3:

Про Коня и Пешку вы узнаете из урока №4, в котором наглядно продемонстрировано правило «взятия на проходе». Кроме того, в уроке продемонстрировано «превращение» Пешки в различные фигуры, о чем мы упомянули в начале объяснения:

Урок №5 посвящен главной фигуре любой шахматной партии – Королю, а также подробно объясняется, что такое шах и мат. Если вкратце, шах – это когда Король оказывается под угрозой «захвата», а мат – это когда Король уже не может избежать «захвата».

Всего есть три варианта защиты от попытки «захвата» Короля:

  • Король может уйти от «нападения».
  • Король может «взять» угрожающую ему фигуру противника.
  • Короля можно «закрыть» какой-либо другой фигурой.

Если конфигурация на шахматной доске не позволяет реализовать ни один из трех вариантов – это мат. Под «не позволяет реализовать» подразумевается, что, ни одна фигура не может прийти к нему на помощь, а если Король уйдет от нападения или съест угрожающую фигуру, он окажется под ударом какой-либо фигуры соперника.

Способов помощи может быть достаточно много в зависимости от положения фигур на доске. Одним из популярных считается рокировка, когда Король перепрыгивает через одно поле вправо или влево, а Ладья встает на соседнее с ним поле. Рокировка засчитывается как один ход, хотя местоположение меняют сразу две фигуры: Король и Ладья. У рокировки есть свои правила:

  • Король и Ладья не сделали ни одного хода.
  • Между этими фигурами нет других фигур.
  • Клетка, через которую перепрыгивает Король, не находится под ударом фигур соперника.
  • Королю не объявлен шах.

Различают «длинную» и «короткую» рокировку в зависимости от того, в какую сторону и с какой Ладьей рокируется Король. Как вы помните, исходная позиция Короля – Е1 у белых и Е8 у черных, а Ладьи стоят по краям доски в 3 или 4 клеточках от Короля.

Короткая рокировка – это рокировка с Ладьей на Н1и Н8:

Длинная рокировка – это рокировка с Ладьей на А1 и А8:

Рокировку можно сделать один раз в течение партии. Наглядно рокировки рассматриваются в уроке №7, который подготовил для своих подписчиков Сергей Алексеев:

Таким образом, мы разобрались, как ходят фигуры и в каких случаях они могут прийти к шаху и мату. А вот как быть с ничьей?

Ничья в шахматах

Ничья в шахматах – это отдельная тема. Не сказать, что она очень актуальна для новичков, потому что начинающие обычно проигрывают все партии подряд, когда садятся играть с компьютером или соперником хоть чуть сильнее.

Партии между начинающими особого смысла не имеют, потому что новички сначала сильно путаются, куда и как могут ходить различные шахматные фигуры. По этой причине новичкам лучше играть либо с онлайн-программой, когда за соблюдением правил игры следит специальный алгоритм, либо с соперником, имеющим некоторый опыт в шахматах и четко запомнившим правила перемещения фигур.

Тем не менее, нужно всегда думать о будущем, и со временем вы обязательно станете тем самым игроком, который имеет некоторый опыт и может свести вничью шахматную партию, если перспективы выигрыша пока нет.

Итак, в каких же случаях возможна шахматная ничья? Например, когда на доске остались только Короли, белый и черный. Это потому, что Король даже теоретически не может «напасть» на другого Короля, потому что в этот момент сам окажется под угрозой «захвата». Таким образом, мат поставить не может ни один из соперников, и поэтому партия завершается вничью.

Бывают и другие случаи, когда фигур на доске несколько, но ни одна из комбинаций не позволяет поставить мат кому-либо. Например, когда у каждого из соперников остается Король и Слон, Король и Ладья, Король и Ферзь. И даже если у одного из противников остается пара фигур против «одинокого» Короля, часто складывается ситуация, что эти фигуры постоянно ставят шах, а Король постоянно уходит от шаха на другую позицию.

Ситуация «закольцовывается», и такие переходы могут длиться бесконечно. Если позиция на доске повторяется троекратно и никто из соперников не собирается менять тактику и «подставляться» под удар, такую партию сводят к ничьей. И даже если позиция на доске меняется, однако все равно получается «вечный шах» без перспективы поставить мат – это основание, чтобы считать партию законченной вничью.

Бывает и ситуация, которая в шахматах называется патовой. Это когда у соперника есть право сделать ход, но технически он не может его сделать, хотя ни шаха, ни мата в партии нет. Вариантов пата потенциально достаточно много, вы можете посмотреть наиболее наглядные примеры пата для черных:

Есть и еще один повод для ничьей. Это 50 ходов без «взятия» фигур и без перемещения Пешек соперников. Как вы помните, шахматная нотация позволяет фиксировать все ходы, а онлайн-программы игры в шахматы фиксируют все ходы автоматически. Подсчет ходов без взятия фигур и без движения Пешек тоже ведется автоматически.

Подробнее о вариантах ничьей с наглядными примерами рассказывает Сергей Алексеев в уроке №6:

Теперь подытожим 5 основных случаев, когда шахматная партия заканчивается вничью:

  • На доске осталось два Короля.
  • Позиция на доске повторилась три раза подряд.
  • «Вечный шах».
  • Патовая ситуация.
  • 50 ходов без «взятия» фигур и без перемещения Пешек.

На самом деле. Перемещение и «взятие» фигур соперника – это гораздо более обширная тема, чем просто понимание, куда можно ходить и «бить», а куда нельзя. В шахматах есть еще такое понятие, как ценность фигур.

Ценность шахматных фигур

Мы уже знаем, что самой ценной фигурой на доске является Король. Если вы потеряли Короля, вы проиграли, и партия на этом завершается. Как измерять ценность остальных фигур и зачем это нужно?

Затем, что, продвигаясь в «тыл» соперника и «забирая» его фигуры, вы ставите под удар и свои фигуры. Задача игрока состоит в том, чтобы «захватить» как можно больше ценных фигур соперника, не рискуя своими ценными фигурами и жертвуя, если это необходимо, только малоценными.

Как измерять ценность фигур в шахматах? Одинаковые фигуры противников равны по ценности, т.е. белый Ферзь равен черному Ферзю, белый Конь равен черному Коню и т.д. Как сопоставлять разные фигуры?

За единицу измерения принято брать Пешку. Само собой, что одна черная Пешка равна по ценности одной белой Пешке, а вот дальше начинается самое интересное. Различают так называемые «легкие» и «тяжелые» фигуры. К «легким» фигурам условно относят Коня и Слона. Их ценность условно составляет три Пешки.

К «тяжелым» фигурам относится Ферзь и Ладья. Ценность Ладьи условно равна пяти Пешкам, ценность Ферзя – десяти Пешкам. Почему мы везде употребляем слово «условно»? Потому что очень многое будет зависеть от конкретной конфигурации фигур в партии.

Гипотетически, «легкая» фигура Конь может иметь большую ценность в конкретной партии, чем Ладья, если Конь занял намного более выгодное положение, а Ладья оказалась «запертой» и не способной использовать свои преимущества. Тем не менее, общие ориентиры в плане ценности фигур могут очень выручить в игре в шахматы для начинающих.

Как минимум, вы будете понимать, что вам следует беречь Короля и Ферзя в первую очередь, а видя возможность «взять» Пешку соперника, сначала оценить, не поставите ли вы под удар своего Коня или Слона так, что размен получится неравноценным. Больше наглядности в видеоуроке №8, который посвящен ценности шахматных фигур:

Тема ценности шахматных фигур напрямую связана с тем, как лучше начать партию. Этот вопрос актуален для новичков. На самом деле, классический ход Е2-Е4 потому и стал классическим, что полностью отражает суть оптимальной стратегии. Первыми должны «выдвигаться» легкие фигуры, а игрок должен стремиться взять под контроль центр доски.

Далее нужно обязательно защитить «тяжелые» фигуры. Короля нужно рокировать с Ладьей, как только «легкие» фигуры ушил вперед и Король остался без такой надежной защиты, как в начале партии. По этой же причине следует как можно дольше держать на стартовой позиции крайние Пешки. И не стоит слишком рано вводить в игру Ферзя, чтобы лишний раз не рисковать такой ценной фигурой.

Итак, шахматы для начинающих – обучение вы вкратце прошли. Теперь самое время опробовать полученные знания на практике. Даже если у вас нет соперника, можно в шахматы играть с компьютером: начинающие могут делать это совершенно бесплатно!

Шахматы бесплатно: начинающий набирает опыт!

Где же можно потренироваться и, что называется, «набить руку», применяя полученные знания на практике и получая советы и подсказки по поводу совершенствования собственной игры? Предлагаем обзор сервисов, где можно сыграть в шахматы с компьютером для начинающих бесплатно.

Сервис Chess.com

Сервис Chess.com имеет русскоязычный интерфейс и предлагает варианты игры как с компьютерным ботом, так и с шахматистом вашего уровня. Для тех, кто зарегистрируется, возможностей больше. Но, в принципе, для того чтобы в шахматы начинающим играть бесплатно, регистрация необязательна:

Если вы не доиграете партию и вернетесь к ней позже, система предложит начать с того хода, на котором вы остановились.

Сервис Xchess.com

Сервис Xchess.com имеет самый простой интерфейс и набор жизненно необходимых для начинающих шахматистов кнопок: «Вернуть ход», «Ход вперед» и «Новая игра»:

Опция «Вернуть ход» нужна, если вы передумали и хотите сделать другой ход. Система возвращает и ваш ход, и ответный ход вашего соперника – шахматного бота. Сколько раз нажмете кнопку – столько ходов вернет назад система. Кнопка «Ход вперед» позволяет отменить действие кнопки «Вернуть ход», опять же на любое количество ранее сделанных ходов.

Сервис Chess-Samara

Весьма интересен сервис Chess-Samara Тут масса настроек: от выбора цвета фигур и уровня сложности до возможности разыграть выбранный дебют, когда вы поднатореете в шахматах. Для этого нужно ввести название или ЕСО-код дебюта. Система тут же даст вам полное название и нотацию дебюта, который вы можете разыграть:

Так что данный сервис стоит запомнить, если вы намерены расти в шахматах, не ограничиваясь уровнем новичка.

Сервис ChessDay

Сервис ChessDay тоже дает перспективу роста. Тут есть 10 уровней сложности. Обратите внимание, что предустановлен уровень 4, поэтому начинающим следует переключиться на уровень 1:

К слову, сервис не просто так называется ChessDay. Название символизирует ваш тренд развития: если вы будете тренироваться каждый день, вы с каждым днем будете играть все лучше и лучше.

Сервис ChessOk

Сервис ChessOk сразу предлагает вам предустановленный начальный уровень, а еще литературу по шахматам, шахматные новости, краткие биографии чемпионов мира по шахматам и много другой полезной информации:

Впрочем, как истинный новичок, вы всегда можете вернуть ход или несколько ходов назад или же отменить свое действие, если решили, что лучше все равно пока не сыграете.

Разумеется, сервисов, где предлагается в шахматы начинающим играть бесплатно, гораздо больше. Мы показали только самые популярные. Подытожим и перечислим их еще раз:

Итак, вы получили базовые знания, как играть в шахматы для начинающих. Тем, кто хочет больше подробностей, можно порекомендовать курс из 10 уроков для начинающих, изложенный в традиционном письменном формате с картинками на Megachess [megachess, 2021].

Вы научитесь учиться гораздо лучше, если пройдете наши программы «Лучшие техники самообразования» и «ТРИЗ на практике». Мы желаем вам успехов в освоении любых нужных вам знаний и просим ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:,