Блог о саморазвитии

Музыка и память: связь между музыкой и улучшением памяти и когнитивных функций

Музыка и память: связь между музыкой и улучшением памяти и когнитивных функций

Что будет с вашим настроением, если сходить на концерт любимой группы или скачать музыку на карту памяти телефона и слушать все подряд любимые песни? Настроение однозначно улучшится! А еще у вас улучшатся когнитивные функции и функционирование мозга в целом. Не верите? Тогда айда на концерт, но только не вместо того, чтобы делать уроки или готовиться к сессии в университете, разумеется.

А если серьезно, вы узнаете о возможностях своего мозга намного больше, если пройдете наши программы «Мозг и нейронауки» и «Когнитивистика». И обязательно научитесь пользоваться возможностями своего мозга, что называется, «на полную». А наша сегодняшняя тема – музыка и память: связь между музыкой и улучшением памяти и когнитивных функций.

Что такое когнитивные функции?

Начнем с уточнения терминов. Что же такое когнитивные функции? Когнитивные функции относятся к различным психическим процессам и способностям, связанным с получением, обработкой и использованием информации в нашем разуме.

Когнитивные функции играют ключевую роль в нашем восприятии, мышлении, решении проблем, памяти, внимании, языке, воображении и других когнитивных процессах. Вот некоторые из основных когнитивных функций:

  • Внимание – способность сосредоточиться на определенном объекте или задаче, игнорируя ненужные или отвлекающие факторы.
  • Память – способность сохранять, кодировать и извлекать информацию из прошлого.
  • Восприятие – способность воспринимать и интерпретировать информацию из окружающего мира с помощью органов чувств.
  • Мышление – процесс формирования и использования понятийного аппарата, обдумывания проблем и принятия решений.
  • Язык – способность понимать и использовать символы и правила для коммуникации.
  • Воображение – способность создавать идеи и образы, манипулировать идеями, образами и ситуациями, которых нет в настоящем.
  • Решение проблем – процесс определения проблемы, разработки стратегий ее решения и оценки результатов предпринятых действий.
  • Планирование – способность разрабатывать последовательность действий для достижения определенной цели.
  • Восприятие времени – способность оценивать время и последовательность событий.

Когнитивные функции взаимосвязаны и влияют друг на друга. Их развитие и эффективность играют важную роль в нашей способности обучаться, адаптироваться и функционировать в повседневной жизни. За все вышеперечисленные процессы отвечают различные участки мозга.

Слишком углубляться в анатомию мозга не будем, и больше поговорим о том, как влияет музыка на когнитивные способности, чем полезна музыка для памяти, мозга, слушать ли ее осознанно или достаточно включить фоновым звуком, и нужен ли нам абсолютный слух для того, чтобы получить все преимущества от прослушивания музыки.

Как музыка влияет на мозг?

Научные исследования в данном направлении ведутся достаточно давно, и ученые выяснили, что музыка оказывает значительное влияние на мозг, может вызывать различные физиологические и психологические реакции. В частности, ученых интересует такое явление, как абсолютный слух.

Абсолютный слух – это пример весьма специфического когнитивного навыка, неравномерно распределенного в популяции, и изучение его нейронной основы помогает понять различные аспекты функционирования памяти, расширяет возможности изучения индивидуальных различий в организации мозга, которые лежат в основе различных навыков [R. Zatorre, 2003].

Однако, даже если вы не обладаете абсолютным слухом, музыка все равно задействует ваши когнитивные функции, способствует концентрации внимания, развивает воображение и творческий потенциал, вызывает воспоминания и эмоции [L. Speranzaet al., 2022].

Музыка изменяет химию мозга, вызывая высвобождение нейротрансмиттеров, они же нейромедиаторы, и гормонов (дофамин, серотонин, окситоцин), активирует систему вознаграждения и просоциальное поведение. В целом, можно выделить несколько основных способов, которыми музыка воздействует на мозг:

  • Эмоциональная реакция – музыка способна вызывать эмоциональные реакции, такие как радость, грусть, волнение или умиротворение. Это связано с активацией определенных областей мозга, ответственных за обработку эмоций, таких как амигдала (миндалевидное тело) и гипоталамус.
  • Дофаминовая система – прослушивание приятной музыки активизирует дофаминовую систему, что вызывает чувство удовольствия. Дофамин также связан с мотивацией и вниманием.
  • Ритм и движение – музыка со стабильным ритмом может стимулировать двигательные области мозга. Это объясняет, почему нам часто хочется подпевать, пританцовывать или покачиваться в такт музыке.
  • Пластичность мозга – обучение игре на музыкальных инструментах способствует структурным и функциональным изменениям в мозге. Музыкальная практика может улучшать память, внимание и координацию, способствовать развитию нейронных связей.
  • Улучшение настроения и снятие стресса – музыка имеет способность повышать настроение и уменьшать стресс. Гармоничная мелодия способствует выработке эндорфинов, естественных анальгетиков и «гормонов счастья».
  • Память – музыка способствует улучшению памяти, формированию ассоциативных связей вплоть до того, что прослушивание определенной мелодии может «вернуть» нас в определенные моменты жизни и вызвать приятные воспоминания.

Ранее мы уже начали говорить о том, что когнитивные функции взаимосвязаны между собой и активно влияют друг на друга. Так, память как таковая была бы невозможна без способности человека к концентрации внимания и восприятию информации. Воображение было бы невозможно без мышления, а для мышления нам нужен язык.

Таких взаимосвязей и взаимозависимостей можно найти превеликое множество. Память, музыка, мозги работают в одной связке. Поэтому, когда мы будем сегодня говорить о том, насколько полезна музыка для улучшения памяти, мы обязательно будем обращаться и к другим когнитивным функциям.

Музыка, песня, память: какая связь?

Музыкальная память считается частично независимой от других видов памяти. Вплоть до того, что при болезни Альцгеймера и различных типах деменции музыкальная память удивительно устойчива, как и при других поражениях головного мозга, влияющих на различные виды памяти.

К такому выводу пришли ученые, проводившие исследование на тему Why musical memory can be preserved in advanced Alzheimer’s disease («Почему музыкальная память может сохраняться при прогрессирующей болезни Альцгеймера») [J. Jacobsen et al., 2015].

Этому исследованию предшествовало другое, не менее знаменательное открытие, сделанное в рамках изучения влияния музыки на последующее распознавание ассоциированной вербальной информации у пациентов с болезнью Альцгеймера.

В ходе эксперимента тексты незнакомых детских песен испытуемым предъявлялись бимодально, а визуальные стимулы сопровождались либо пением, либо записью речи. Пациенты с болезнью Альцгеймера продемонстрировали лучшую точность распознавания спетых текстов, чем просто «проговоренных», в то время как здоровые пожилые люди не показали существенной разницы между этими двумя состояниями.

Больше подробностей эксперимента можно найти в статье Music as a memory enhancer in patients with Alzheimer’s disease («Музыка как усилитель памяти у пациентов с болезнью Альцгеймера») [N. Simmons-Stern et al., 2010]. Но даже краткого обзора достаточно для того, чтобы увидеть взаимосвязь между музыкой, песней и памятью человека.

В контексте вышеприведенных данных весьма интересно еще одно исследование, в ходе которого ученые изучали когнитивные эффекты прослушивания фоновой музыки на примере пожилых людей. Оказалось, что у испытуемых увеличивалась скорость обработки информации, если они слушали оптимистичную музыку. А вот память улучшалась независимо от того, какая музыка звучала фоном, оптимистичная или изрядно мрачноватая [S. Bottiroliet al., 2014]. Так что если слушать музыку, память улучшится в любом случае.

Более поздние исследования показали, что эффект положительного влияния на память и прочие когнитивные функции пожилых людей проявляется сильнее в том случае, если на текущий момент когнитивные функции уже существенно снижены.

Проще говоря, чем хуже память у пожилого человека, тем проще ее слегка улучшить при помощи музыки. Как зафиксировали в своем отчете исследователи, «влияние эффекта Моцарта на эпизодическую память здоровых взрослых нулевое, но низкофункциональные пожилые люди могут быть исключением» [S. Silva et al., 2020].

Для тех, кто не в курсе, поясним, что под эффектом Моцарта подразумевается теория, согласно которой прослушивание музыки, написанной Моцартом, способно положительно повлиять на умственное развитие ребенка, если такую музыку давать слушать детям в раннем возрасте, и улучшить показатели IQ-теста, если ее слушать непосредственно перед тестированием. К таким выводам, в частности, пришли исследователи, поставившие в 1993 году эксперимент на выполнение музыкальных и пространственных задач [F. Rauscher et al., 1993].

Спустя буквально пару лет другая группа исследователей поспешила опровергнуть выводы коллег [J. Newman et al., 1995]. Впрочем, речь тут можно вести не столько об опровержении, сколько о том, что «раз на раз не приходится» и, видимо, точь-в-точь воссоздать обстоятельства в случаях, когда задействована творческая составляющая, вряд ли возможно.

Это было в середине 90-х годов прошлого столетия, однако и в наступившем третьем тысячелетии интерес к теме отнюдь не меньше, о чем свидетельствует само по себе количество научных исследований, которое выдает поисковик при запросе «эффект Моцарта»:

И это только в англоязычном сегменте. Заметим, что отечественная наука не отстает и регулярно обращается к данной теме:

В чем же загвоздка и чем вызван такой не спадающий интерес к теме на протяжении многих лет? Причина, думается, понятна – слишком велик соблазн найти «волшебную таблетку», позволяющую запросто сделать всех детей умными, не прилагая к этому никаких усилий, кроме как скачать на карту памяти музыку на телефон и поставить ребенку Моцарта вместо очередных мультиков.

Но нет, это так не работает, и, к сожалению для многих учителей и родителей, детьми нужно целенаправленно заниматься. Впрочем, это никоим образом не умаляет значение музыки для растущего организма. Есть данные, что под воздействием музыки улучшается набор веса у недоношенных младенцев [R. Lubetzkyet al., 2010]. Кроме того, музыкальная терапия может улучшить состояние детей, страдающих эпилепсией [D. Brackney, J. Brookset al., 2018].

Учитывая то обстоятельство, что все процессы в организме так или иначе регулируются мозгом, все эти исследования поддерживают вывод о положительном влиянии музыки на мозг. Если же говорить собственно о влиянии музыки на интеллектуальное развитие и когнитивные способности детей, то оно будет заметно больше, если дети будут получать музыкальное образование, а не просто слушать музыку.

Давно доказано, что дети, которые учатся игре на музыкальных инструментах, имеют лучшую вербальную память, лучшую точность произношения на втором языке, способность к чтению и лучшие исполнительные функции [E. Miendlarzewska, W. Trost, 2014].

Уточним, что в нейропсихологии под исполнительскими функциями подразумевается система высокоуровневых процессов, позволяющая планировать текущие действия в соответствии с заданной целью, изменять реакцию в зависимости от контекста, избирательно уделять внимание нужным стимулам.

Это что касается «долгоиграющей» перспективы. Однако даже если вы никогда не занимались музыкой, вы все равно можете поставить себе на службу эффект Моцарта. Каким образом? Просто включать произведения Моцарта в качестве звукового фона, когда вы заняты чем-то, что требует интеллектуальных усилий.

Ученые выяснили, что фоновая музыка и когнитивные процессы связаны самым непосредственным образом [L. Angel et al., 2010]. Так, был поставлен эксперимент, в котором использовались стандартизированные наборы тестов для оценки влияния музыки в быстром темпе на когнитивные способности 56 студентов мужского и женского пола.

Задания на лингвистическую обработку и задания на пространственную обработку были выбраны из набора задач по критериям, разработанным для оценки вербальной и невербальной производительности. Далее были отобраны 10 отрывков из музыки Моцарта, подобранных по темпу. Как показало исследование, такая фоновая музыка увеличила скорость пространственного восприятия и точность лингвистической обработки.

Как видим, музыка имеет существенное влияние на память и прочие когнитивные функции. Она может стимулировать различные области мозга, связанные с памятью, вниманием и восприятием, что, в конечном счете, способствует улучшению памяти. Давайте подытожим, как именно музыка влияет на память:

  • Активация эмоциональных центров – музыка может вызывать эмоциональные реакции и усиливать эмоциональное впечатление от определенных событий или моментов. Эмоции сильно связаны с памятью, поэтому музыка, способная вызвать эмоциональный отклик, может помочь запомнить определенные события или переживания.
  • Связь с эпизодической памятью – эпизодическая память относится к запоминанию конкретных событий и связанных с ними контекстов. Музыка может стать важным контекстуальным элементом, связывающим определенные песни или мелодии с определенными событиями или периодами времени. Таким образом, когда мы слышим знакомую музыку, она может вызывать воспоминания и ассоциации с определенными эпизодами нашей жизни.
  • Музыка как способ запоминания – люди, которые могут легко запоминать и воспроизводить мелодии, музыкальные произведения и звуки с высокой точностью, могут использовать этот навык для запоминания любой другой информации. Например, обозначив определенные блоки информации нотами или аккордами.
  • Улучшение способности к концентрации внимания – музыка, особенно с регулярным ритмом и повторяющимися мотивами, может помочь улучшить внимание и концентрацию. Когда мы слушаем музыку с определенным ритмом или повторением, это может способствовать более глубокому запоминанию информации, так как ритм и повторение помогают установить структуру и организацию в памяти.

К слову, последний пункт во многом проливает свет на ситуацию, почему эффект Моцарта носит именно его имя, а не имя любого другого выдающегося композитора, чья музыка наполнена смыслом и заставляет думать. Дело в том, что Моцарт повторяет мелодическую линию гораздо чаще, чем другие известные композиторы [J. Hughes, 2001].

Это отличительная черта его музыки. Завидующие успеху Моцарта менее известные композиторы иногда пытаются утверждать, что Моцарт не написал более 600 произведений – он написал одно произведение более 600 раз. На самом деле, даже если бы это было так, это ничуть не уменьшило бы заслуг Моцарта, коль скоро мы готовы слушать его музыку спустя столетия снова и снова.

Примеров, когда музыка продолжает звучать в сердцах и телефонах людей еще долгие годы после того, как автор музыки «ушел в лучший из миров», немало. И это не только классики 18-19 столетия, но и те, кто творил «на стыке эпох» в конце 20 – начале 21 века: Виктор Цой, Курт Кобейн, Эми Уайнхаус…

Мы уже начали говорить о том, что когнитивные функции тесно связаны между собой, поэтому, исследуя влияние музыки на память, нельзя обойти вниманием прочие когнитивные способности человека. Поэтому видится уместным отдельно поговорить о том, как разные стили и направления музыки влияют на когнитивные функции и мозг человека.

Музыкальные жанры и когнитивные функции

Нам в помощь обзор «Мозг и музыка: как разные жанры влияют на человека» [И. Рудевич, 2019]. И специально для любителей рока статья «Как тяжелый рок влияет на мозг и психику? Рассказывает психиатр» [В. Шуров, 2022]. Итак, какую музыку, и в каких случаях нужно включать:

  • Для концентрации внимания и улучшения памяти – Моцарт и прочие музыкальные композиции, похожие на произведения Моцарта.
  • Для расслабления – Шопен и прочие музыкальные композиции, похожие на произведения Шопена.
  • Для развития речи и облегчения усвоения новой информации – классика, джаз, рок, электронная музыка.
  • Для избавления от негативных эмоций и агрессии – рок-музыка, желательно heavy metal.
  • Для подъема настроения – джаз и любая другая музыка, которая нравится лично вам.
  • Когда вам грустно – любая грустная музыка, особенно блюз. Любители чего-то более современного могут послушать Vaporwave.

Относительно грустной музыки уточним, что ее целебный эффект заключается в способности помочь пережить и «переработать» эмоцию грусти, справиться с грустью без последствий для психического здоровья. Помимо этого, грустная музыка развивает эмпатию и «подсказывает», как справиться с проблемой.

Если музыка и настроение будут на «одной волне», это исключительно полезно и никоим образом не усугубляет ситуацию, как ошибочно думают некоторые люди. Не стоит слушать веселую музыку и пытаться искусственно «развеселить» себя, если вам сейчас не хочется веселья, а хочется «побыть внутри себя» и наедине с собой. Лучше включить бодрящие мелодии потом, когда вы справитесь с грустью и будете готовы к другим эмоциям.

Отдельно стоит сказать пару слов о влиянии рок-музыки на когнитивные функции. Психиатры не рекомендуют включать рок в качестве фоновой музыки. Особенно, если вам нужно собраться с мыслями и что-то сделать. Любители рока будут отвлекаться на прослушивание, ритм и текст, а те, кому рок не нравится, будут раздражаться из-за такого специфического звукового фона.

Предположения относительно какого-то особого вреда, наносимого рок-музыкой, были опровергнуты известным экспериментом, в ходе которого участникам задавали провокационные и раздражающие вопросы. Оказалось, что более спокойно реагировали на провокации как раз те, кто перед этим слушал рок [L. Sharman, G. Dingle1, 2015].

По поводу какого-либо еще отрицательного влияния рока на мозг и когнитивные функции человека ученые выяснили, что таковое наблюдается, только если слушать рок слишком громко и слишком долго. Однако это справедливо по отношению к любой другой музыке и любым другим звуковым воздействиям. Условно говоря, навредить можно и в случае, если включить экстремально громко пение соловья или «Маленькую ночную серенаду» Моцарта [В. Шуров, 2022].

Врачи утверждают, что наиболее комфортным является звуковой фон в 20-30 дБ. Громкий звук от 110 дБ и выше потенциально может привести к разрыву барабанной перепонки. На многих рок-концертах уровень звука достигает 106-108 дБ, что очень близко к пограничному значению. Однако учитывая то обстоятельство, что мы ходим на концерты не каждый день, вряд ли стоит преувеличивать вредоносное воздействие рока для обычного зрителя и слушателя.

Что еще можно сказать по нашей сегодняшней теме? Слушайте хорошую музыку. Благо, сегодня можно скачать музыку бесплатно, памяти современного смартфона хватит на сотни треков. Если у вас мощный Wi-Fi, можно слушать музыку без памяти, т.е. не скачивая музыку в телефон, непосредственно с музыкального сайта или из эфира.

Мы желаем вам идти с песней по жизни. Мы ждем вас на наших программах «Мозг и нейронауки» и «Когнитивистика» и предлагаем ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:,