«Кем быть? Куда пойти учиться?» Этим вопросом ежегодно задаются сотни тысяч выпускников и их родителей. Кто-то определяется заранее, тщательно готовясь к поступлению на подготовительных курсах, а кто-то спохватывается в последний момент, судорожно мечась между профессиями юриста, экономиста, актрисы театра и кино и инженера-технолога текстильного производства. Последнее обычно на случай, если больше никуда не примут. Благо, сегодня российским выпускникам позволено подавать документы в пять вузов одновременно.
Как не запутаться в собственных желаниях? Как искать баланс между «хочу», «могу» и «востребован на рынке труда»? Где эта грань между родительским желанием помочь детям найти свое место в жизни и прямым вмешательством в профессиональный выбор уже достаточно взрослого человека? Ответы на все эти вопросы даст вам наша программа «Самооценка 360», которую лучше пройти заблаговременно, пока у вас все хорошо и вы можете уделить время саморазвитию и самопознанию.
И первым шагом на пути к адекватной самооценке и самопознанию может стать несложный и занимающий минимум времени тест Голомштока, который разработал российский педагог и исследователь Александр Ефимович Голомшток.
Методика Голомштока и опросник Голомштока: краткое описание
Итак, методика Голомштока – что это такое? Методика Голомштока в широком понимании направлена на определение ведущих интересов человека и ранжирование предпочтительных сфер профессиональной деятельности по степени их выраженности на основе диагностики интересов и склонностей человека.
Интересы и склонности Голомшток предлагает тестировать с помощью специально разработанного им в 1968 году опросника, который известен под названием «Карта интересов». Основная сфера применения опросника – профориентация: Голомшток значительную часть своей жизни посвятил исследованиям в этой сфере, прежде всего среди школьников.
Опросник Голомштока включает ряд вопросов о том, какие занятия, задачи или виды деятельности больше нравятся человеку. Для каждого утверждения предлагается выбрать один из вариантов ответа.
Варианты ответа в опроснике Голомштока:
- «Очень нравится»
- «Нравится»
- «Затрудняюсь ответить / Безразлично»
- «Не нравится»
- «Совсем не нравится»
Формулировки в разных редакциях теста могут различаться, однако все они в результате дают представление о наклонностях человека и подсказывают, какая сфера деятельности ему подходит более всего: техническая, гуманитарная, научная, творческая, работа с людьми и т.д.
Таким образом, профессиональные склонности Голомштока – это нечто большее, чем выбор профессии врача или учителя. Это выбор своего места в жизни, потому что можно работать врачом в районной поликлинике в двух шагах от дома, а можно поехать в составе миссии «Красного Креста» в зону военных действий, и это будут две совершенно разные биографии при том, что профессия одна – врач.
Как работает методика Голомштока? Давайте посмотрим!
Опросник Голомштока и его основные модификации
Итак, как проходит тестирование и диагностика интересов? Голомшток в своей базовой версии теста, вышедшей в 1968 году, предлагает ответить на 174 вопроса, которые охватывают в общей сложности около трех десятков направлений деятельности.
Забегая вперед, скажем, что методика Голомштока продолжает развиваться по сей день, «впитывая» новые профессиональные тренды и учитывая появление новых сфер приложения усилий для молодежи. А начнем с базовой версии.
Базовая версия опросника Голомштока
Как мы помним, Александр Голомшток опросник для школьников разработал в далеком 1968 году. Сегодня этот тест под оригинальным названием «Карта интересов Голомштока» доступен в режиме онлайн:
В данной редакции теста ответы представлены не словами, а знаками:
Соответствие вариантов ответа в опроснике Голомштока:
- Очень нравится – это + + (два плюса).
- Нравится – это + (один плюс).
- Затрудняюсь ответить / безразлично – это 0 (ноль).
- Не нравится – это – (минус).
- Совсем не нравится – это – – (два минуса).
Выбрав ответ, нажимаете кнопку «Далее» и переходите к следующему вопросу:
По окончании теста нажимаете «Завершить» и знакомитесь с результатом. Чем больше плюсов, тем ярче выражена склонность к той или иной деятельности. Итоги представлены в числовом значении от 6 до –6, где 6 — наибольший интерес, –6 — наименьший интерес.
Методика «Профиль» Галины Резапкиной
Спустя почти два десятилетия появилась новая модификация теста — Методика «Профиль», учитывающая дальнейшее развитие науки и техники в СССР и развернувшуюся в 1984 году реформу общеобразовательной и профессиональной школы.
Методика «Профиль» предлагает на выбор всего два варианта ответа: «Нравится» или «Не нравится». С одной стороны, это избавляет от значительной части сомнений и недосказанности. С другой стороны, такая категоричность может сбить с толку неокрепшую детскую психику, и так склонную метаться из одной крайности в другую.
Так или иначе, тест по методике «Профиль» можно пройти онлайн и получить рекомендации по выбору направления дальнейшего развития:
Обратите внимание, что уже тогда в тесте учли зарождающуюся компьютеризацию, хотя в 1984 году компьютеры были только в компьютерных классах наиболее «продвинутых» школ и вузов:
Результаты теста представлены по всем привычной в то время 5-балльной системе, где «4» и «5» означают наиболее ярко выраженный интерес к той или иной сфере:
Соответственно, «0», «1» и «2» означают слабо выраженный интерес либо отсутствие такового.
Тест Голомштока и модификация Ольги Филимоновой
Спустя еще 20 лет появилась очередная модификация опросника Голомштока. В 2004 году свою обновленную версию представила психолог и педагог Ольга Григорьевна Филимонова. В опросник Филимоновой добавлены новые сферы, актуальные для молодого поколения начала нового тысячелетия. В частности, IT-технологии, экономика, бизнес, философия, социология, что сделало тест ближе к современному рынку труда.
Участникам тестирования предлагается оценить 145 видов деятельности в предложенном самим Голомштоком формате от «Очень нравится» до «Совсем не нравится»:
Итоги презентуются в баллах от 10 до –10, где 10 — это наивысший интерес. При этом далеко не всем удается что-то полюбить или возненавидеть на 10 баллов. У среднестатистического человека максимальные показатели могут колебаться в пределах плюс-минус 5-6 баллов:
Обратите внимание, что на сайте приветствуется обратная связь, и вы можете поделиться своими впечатлениями от тестирования, нажав кнопку «Похоже на правду», «Совсем не про меня» и т.д.
Опросник Голомштока и модификация Азбель-Грецова
Нечто похожее мы видим в модификации опросника Голомштока, предложенной Анастасией Азбель и Андреем Грецовым. В опроснике Азбель-Грецова нужно ответить на 120 вопросов, а вместо категоричного «Безразлично» предлагается вариант «Затрудняюсь ответить»:
Модификация вышла в свет в 2006 году и еще больше приблизилась к реалиям рынка труда. Вплоть до того, что есть вопросы, выявляющие интерес к дизайну интерьеров:
Результаты представлены в баллах от 12 до –12:
Как видим, при всем сходстве модификаций и вопросов тестов результаты могут заметно отличаться. С разницей прохождения тестов в 10 минут интерес к изобразительному искусству может упасть с 4 баллов до 0, а интерес к спорту с 5 баллов до –4.
Вряд ли структура личности человека может претерпевать столь быстрые изменения. Скорее, дело в самих тестах и формулировках вопросов. Поэтому самое время поговорить о достоинствах и недостатках модификаций теста Голомштока и методики Голомштока как таковой.
Прежде, чем перейти к следующей части статьи, скажем, что на сегодняшний день существует еще одна адаптация «Карты интересов» Голомштока. Это «Опросник профессиональных интересов и предпочтений старшеклассников», который представила педагог и психолог Оксана Ахрарова.
Опросник пока не доступен онлайн, однако его апробация уже прошла в 2022-2024 годах. Сам опросник можно получить по запросу. Изюминкой опросника является таблица с рекомендациями по выбору учебных дисциплин для ЕГЭ и ОГЭ и основ профиля обучения в старших классах [О. Ахрарова, 2024].
Таким образом, ученики 9-х классов могут сориентироваться при выборе предметов для государственной итоговой аттестации и при выборе профиля обучения в старшей школе, а учащиеся 11-х классов получают возможность вовремя откорректировать выбранный профиль обучения в соответствии с выявленными профессиональными интересами и предпочтениями.
Итак, мы рассмотрели основные модификации опросника Голомштока, а теперь поговорим о плюсах и минусах самой методики Голомштока.
Преимущества и недостатки методики Голомштока
Как и большинство научных разработок, методика Голомштока имеет свои преимущества и недостатки. К однозначным плюсам можно отнести простоту, доступность и быстрый результат тестирования. Давайте остановимся на них подробнее.
Основные преимущества методики Голомштока:
- Простота прохождения — вопросы формулируются в форме предпочтений, поэтому выбор ответа не требует специальных знаний или подготовки.
- Универсальность применения — тест Голомштока пригоден для использования в школах, центрах профориентации, психологических консультациях как детей, так и взрослых людей.
- Большой охват сфер деятельности — базовая и прочие модификации охватывают почти три десятка сфер деятельности, что позволяет заметить скрытые интересы, о которых сам человек не задумывался.
- Доступность и скорость — в базовой версии прохождение теста занимает до 20 минут, сокращенные версии можно пройти за 5-10 минут.
- Наглядность результатов — человек сразу видит, какие сферы ему ближе, а какие не вызывают интереса, что облегчает дальнейший выбор учебных предметов и профессии.
- Гибкость и модифицируемость — методика постоянно развивается, адаптируясь под разные эпохи и социальные запросы, благодаря чему опросник Голомштока остается актуальным всегда.
- Хорошая основа для профконсультации — результаты теста можно использовать как отправную точку для беседы с психологом или карьерным консультантом.
Таким образом, Голомшток-тест-профориентация позволяет уточнить личные склонности человека, что помогает в самооценке, самопознании и выборе жизненного пути. Это снижает риск ошибочного выбора профессии.
Основные недостатки методики Голомштока:
- Имеет элементы субъективизма — ответы строятся по принципу «нравится/не нравится», поэтому результат может меняться в зависимости от настроения, окружения, социальных ожиданий, давления учителей или родителей.
- Слабо отражает взаимосвязь теоретических интересов и практических устремлений — интерес к истории не означает готовность стать историком или археологом, желание рисовать не означает талант к живописи и т.д.
- Допускает широкие вариации толкования вопросов — из-за этого возможен широкий разброс результатов и рекомендаций относительно выбора профессионального пути для одного и того же человека, прошедшего разные модификации теста.
Для более корректного профориентационного вывода нужны дополнительные тесты, в том числе на интеллект, мотивацию, личные качества и т.д.
Таким образом, методика Голомштока полезна как первый шаг в профориентации, однако ее результаты нужно дополнять другими инструментами: различными тестами, живым общением со специалистами по профориентационной работе и практическими шагами в будущей профессии. В этом случае методика Голомштока станет отличным вспомогательным средством, позволяющим увидеть все возможности дальнейшего роста и не упустить то, что для вас действительно важно.
Резюме
Итак, мы рассмотрели методику Голомштока и опросник Голомштока, основная задача которого состоит в том, чтобы помочь школьникам и взрослым понять свои интересы и выбрать подходящее направление развития.
Мы изучили базовую версию и основные модификации опросника, такие как методика «Профиль» Г. Резапкиной, модификация О. Филимоновой, вариант А. Азбель и А. Грецова, и адаптация О. Ахраровой. Кроме того, мы изучили преимущества и недостатки методики, и теперь у вас есть достаточно полная информация о методике.
Опросник Голомшока — это психологический опросник («Карта интересов»), созданный в 1968 году Александром Ефимовичем Голомштоком для выявления профессиональных интересов и склонностей человека.
В опроснике используются вопросы-утверждения, для которых нужно выбрать один и пяти ответов: «Очень нравится», «Нравится», «Затрудняюсь ответить/Безразлично», «Не нравится», «Совсем не нравится» либо соответствующие им + +, +, 0, –, – –. Результаты презентуются в баллах, где наивысший балл присваивается наиболее предпочтительным сферам деятельности.
Методика «Профиль» содержит всего 50 вопросов, ответы только «Нравится/Не нравится», что позволяет быстрее пройти тест, но теряет глубину и допускает излишнюю категоричность. Результат представлен по 5-балльной шкале в отличие от базового опросника Голомштока, где результаты оцениваются в баллах от 6 до –6.
В модификацию теста Ольги Филимоновой добавлены новые сферы (IT, экономика, бизнес, философия, социология), что сделало тест более современным. Итоги презентованы в баллах от 10 до –10.
В модификации теста Азбель-Грецова расширен перечень современных сфер деятельности, в том числе добавлена сфера дизайна, а результаты теста представлены в баллах от 12 до –12.
Версия теста Оксаны Ахраровой ориентирована на школьников 9-11 классов, помогает им выбирать предметы для ЕГЭ/ОГЭ и профиль обучения в старшей школе.
Основные преимущества методики Голомштока — это простота, универсальность, широкий охват сфер деятельности, быстрота прохождения, наглядность результатов, гибкость адаптаций и ценность как основы для консультации.
О недостатках методики Голомштока мы уже сказали. Это определенная субъективность ответов, слабая связь между интересами и способностями, вариативность интерпретации и разные результаты в модификациях. Эти издержки можно нивелировать, если использовать опросник Голомштока вкупе с другими тестами и обучающими программами, в том числе с нашей программой «Самооценка 360». В любом случае, вы уже знаете, как пройти опросник Голомштока, и можете использовать результаты тестов как ориентир и стартовую позицию для выбора жизненного и профессионального пути.
Методика Голомштока — это полезный инструмент для тех, кто ищет свое профессиональное направление. Она помогает лучше понять себя, свои интересы и склонности. А значит, сделать более осознанный выбор и построить карьеру, которая будет приносить не только доход, но и удовольствие.
А сейчас давайте проверим, как вы усвоили основные понятия темы с помощью небольшого теста: