Блог о саморазвитии

Таксономия: что это такое, примеры и принципы

Таксономия: что это такое, примеры и принципы

Бывало ли с вами такое, что вы не просто не знаете, как решить задачу, а даже не имеете представления, как подступиться к поиску решения? Если да, вы такой не один, а избежать подобной ситуации поможет знание принципов таксономии и наша онлайн-программа «Когнитивистика», позволяющая развить мышление. Но онлайн-программа займет примерно 2 месяца, а чтение статьи – не более 10 минут. Поэтому предлагаем прочитать ее прямо сейчас. И для начала разберемся, что же такое таксономия.

Из истории вопроса

Впервые термин «таксономия» предложил в 1813 году ученый-ботаник Огюстен Пирам Декандоль. В этом году как раз вышел его научный труд Théorie élémentaire de botanique («Элементарная теория ботаники»), где он представил классификацию на основе таксонов (они же таксономические группы), объединяющих отдельные элементы на основании общих признаков [А. Candolle, 1813].

Сам термин «таксономия» происходит от греческого слова τάξις (класс, строй, порядок) и слова νόμος (закон). Другими словами, таксономия – это наука о принципах классификации сложных иерархических систем. Изначально разработанные Декандолем принципы применялись исключительно в биологии, затем стали использоваться для систематизации массивов данных в геологии, географии, лингвистике, медицине (например, таксономия возбудителя какой-либо инфекции).

К слову, в биологии принципы таксономии тоже сохранили актуальность, о чем свидетельствует книга Principles of animal taxonomy («Принципы таксономии животных») [G. Simpson. 1961]. Впервые выпущенная в 1961 году и выдержавшая несколько переизданий вплоть до 2006 года, она переведена на несколько языков, в том числе на русский [Дж. Симпсон, 2006].

В 20 веке таксономия получила дальнейшее распространение и применение в сфере образования. Так, в 1956 году профессор психологии Чикагского университета Бенджамин Блум в соавторстве с группой ученых издал первую часть книги Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals (Б. Блум «Таксономия образовательных целей: классификация образовательных целей») [В. Bloom et al., 1956].

Таксономия целей образовательного процесса стала настоящим прорывом, потому что тут впервые были сформулированы и упорядочены цели обучения как такового. Таксономия Блума определяет когнитивные, аффективные и психомоторные цели обучения. Таким образом, таксономия целей Блума помогает определить, какие нужно получить в процессе обучения знания, какие навыки наработать и как при этом учесть способности обучаемого.

Впоследствии Бенджамин Блум дорабатывал свои идеи с тем, чтобы в процессе обучения максимально раскрыть способности обучаемого и помочь сегодняшним студентам достичь высот в будущем. Его мысли нашли отражение в книге Developing Talent in Young People («Развитие талантов в молодых людях» [В. Bloom, 1985].

Таксономия Блума была положительно воспринята системой образования США и получила высокую оценку ЮНЕСКО, что нашло отражение в одном из ежеквартальных обзоров сравнительного образования UNESCO: International Bureau of Education. Заслугам Блума была посвящена отдельная статья Benjamin Bloom: 1913-1999 («Бенджамин Блум: 1913-1999) [Е. Eisner, 2000].

Учитывая столь высокую оценку разработок Блума, самое время познакомиться с ними более подробно.

Таксономия когнитивных целей

Мы уже начали говорить о том, что в таксономии Блума были сформулированы и упорядочены когнитивные, аффективные и психомоторные цели обучения в плане получения знаний и навыков. Помимо этого Блум сформулировал уровни таксономии для каждой из целей, или уровни, на которых происходит получение знания или навыка. Уровни таксономии когнитивных целей выглядят следующим образом:

  1. Уровень знания.
  2. Уровень понимания.
  3. Уровень применения.
  4. Уровень анализа.
  5. Уровень синтеза.
  6. Уровень оценки.

Своей 6-уровневой системой Блум наглядно показал, что понимание материала является более высоким уровнем освоения, чем просто запоминание, а умение применить знания на практике – это более высокий уровень, чем простое понимание материала. Теперь рассмотрим подробнее каждый из уровней.

Знание

На этом уровне происходит запоминание изучаемого материала и его воспроизведение при проверке в каком-либо виде: устном или письменном. Как пример можно привести алфавит и таблицу умножения, изучаемые в начальной школе, слова на английском с транскрипцией и переводом, правила дорожного движения. Или хронологическую таблицу к какому-либо периоду истории, когда речь идет о простой необходимости запомнить, к примеру, дату Куликовской битвы (8 сентября 1380 года), Ледового побоища (5 апреля 1242 года), Бородинского сражения (7 сентября 1812 года) и других исторических событий.

В данном случае не подразумевается способность составить из английских слов цельное предложение или сделать анализ предпосылок исторического события. На этом уровне нужно просто запомнить определенный массив информации по тому или иному предмету. Это лишь несколько типовых примеров. Данный уровень представлен в любой науке, работе, профессии, виде творчества, потому что везде есть блок сведений, которые нужно для начала просто запомнить.

Слово «запомнить» является ключевым для этого уровня таксономии Блума наравне со словами «знать», «назвать», «перечислить». Для получения знаний и запоминания информации нужно читать, смотреть, слушать, повторять большое количество раз английские слова, таблицу умножения, правила дорожного движения и прочее. Это основные инструменты получения знания и запоминания информации. Только после этого возможен переход на следующий уровень.

Понимание

Это уже более высокий уровень. В качестве примера можно привести изложение на уроках русского языка, когда дети письменно пересказывают своими словами текст, который начитал учитель. Или решение примеров, в которых могут встретиться разные арифметические действия, и нужно понимать, в какой последовательности они выполняются. Аналогично нужно не просто знать формулы по физике и химии, а понимать, что обозначает каждая переменная в формуле и какой смысл она несет.

Данный уровень не предполагает глубокой аналитики, однако понять, что именно значит выученная информация, всегда сложнее, чем просто запомнить какой-то простой набор данных. Впрочем, для тех, кто прошел нашу программу «Когнитивистика», нет проблем ни с запоминанием первичной информации, ни с ее пониманием. Этот уровень нужно пройти в освоении любого предмета, дела, профессии, потому что без понимания внутренних процессов дальнейший прогресс и успешная деятельность, будь то учебная или профессиональная, невозможны.

Соответственно, ключевым словом данного уровня является слово «понимание» наряду со словами «постижение», «объяснение», «уточнение». Чтобы выйти на этот уровень, нужно не просто механически прочитать текст или прослушать лекцию. Для этого требуется самостоятельная работа с учебным материалом, самостоятельный поиск значения слов, терминов, переменных в формуле, различных понятий, связанных с изучаемой темой. И только тогда человек приближается к уровню, когда он сможет применить эти знания.

Применение

Применение полученных знаний не всегда предполагает какую-то коммерческую или другую практическую полезность. Контрольная в школе или университете – это одна из разновидностей применения полученных знаний. Лабораторная работа по химии или физике – это тоже применение знаний. Экзамен по правилам дорожного движения для сдачи на водительские права аналогично является применением полученных знаний ПДД. Тут нужно уметь сориентироваться, какую формулу применить для расчета, какое правило действует в том или другом случае.

Можно привести и более сложные примеры: составление бухгалтерского отчета, технического задания, каталога изданий, мануала к техническому устройству. Без этого уровня сам по себе процесс получения бухгалтерских, технических, любых других знаний не имеет ценности, потому что мы все, в конечном итоге, изучаем что-то для того, чтобы потом это «что-то» применить на практике, пусть даже просто для сдачи экзамена.

«Применение», «составление», «вычисление», «подсчет» – это ключевые слова данного уровня таксономии. Чтобы выйти на этот уровень, нужна постоянная тренировка, практика, отработка приемов, решение задач. Часто на этом уровне уже задействуется командная работа, потому что многие процессы, начиная от сложных лабораторных работ по физике и заканчивая отладкой производственных механизмов, сложно или невозможно выполнить в одиночку, без «второй пары рук». И даже если речь идет о несложных, на первый взгляд, повторяющихся процессах, начиная с определенного уровня нам всем нужен анализ.

Анализ

Анализ – это очень широкое понятие, и не всегда это нечто сложное и крупномасштабное. Обычный каменщик, выкладывающий кирпичную стену, задействует элементы анализа ситуации, чтобы стена получилась ровной. Повар, хотя и готовит по рецепту, однако всегда анализирует полученный результат и в следующий раз кладет большее или меньшее количество тех или иных ингредиентов. Водитель такси, автобуса, троллейбуса анализирует дорожную ситуацию, когда решает, успеет ли он «проскочить» на мигающий желтый или лучше остановиться.

Само собой, без анализа вообще никуда в бизнесе, маркетинге, науке, медицине, компьютерных технологиях, банковском деле. Любой протокол лечения терпит корректировки с учетом индивидуального состояния пациента. Любая заимствованная маркетинговая стратегия нуждается в адаптации под конкретный бизнес. И даже типовой проект одноэтажного домика нуждается в привязке на местности и корректировке прочности фундамента от типа почвы, устойчивости грунта, прочих факторов, которые нужно подвергнуть анализу, чтобы принять окончательное решение.

Слово «анализ» является ключевым для данного уровня, равно как и слова «сравнение», «сопоставление», «поиск», «дифференциация», «обобщение». Такие сложные процессы часто требуют не только мыслительных ресурсов, но и использования специального программного обеспечения, составления сравнительных таблиц и диаграмм, схем и черновых проектов. Все это инструменты данного уровня, с помощью которых реализуется анализ. Для многих видов деятельности анализ является высшим уровнем, который, в принципе, нужен для успешной работы. Но если вы хотите чего-то большего, чем быть рядовым сотрудником, вам необходимо освоить следующие уровни. В частности, синтез.

Синтез

Под синтезом традиционно подразумевается процесс исследования чего-либо в единстве и взаимной связи различных частей и процессов с тем, чтобы свести воедино результаты анализа. Это общее определение, справедливое для всех сфер деятельности, где нужно вырабатывать стратегию или план действий, продумывать тактику и шаги по движению к цели и в принципе видеть на пару шагов вперед. Лучше всего данный процесс представлен в бестселлере автора теории ограничений Элияху Голдратта «Цель. Процесс непрерывного совершенствования» [Э. Голдратт, 1984].

Суть теории ограничений в том, что любая система в ныне действующем виде имеет ограничения в плане роста и развития, а локальные улучшения без общего видения ситуации не приведут к положительному конечному результату. Применительно к бизнесу разросшиеся и разрозненные процессы тормозят достижение главной цели – увеличения прибыли. Применительно к системе образования растущий объем преподаваемых знаний по отдельным предметам часто заслоняет конечную цель: помочь человеку найти оптимальное применение его собственных способностей и дать ему необходимый инструментарий по достижению желаемого.

Ключевые слова данного уровня таксономии целей – это «обобщение», «группировка», «допущение», «моделирование», «реконструкция», «проектирование». Чтобы справиться со всеми этими задачи, приходится отвечать на довольно сложные вопросы. Например, «о чем говорит это явление?», «какой вывод можно сделать из этого обстоятельства?», «к чему приведет отсутствие изменений?», «что нужно изменить, чтобы достичь цели?»

Обратимся еще раз к книге Голдратта. Если производственный цех выпускает все больше и больше продукции, результат его работы считается положительным. Однако если продукцию не удается продать, происходит затоваривание и фактическое замораживание капитала в виде неликвидного товара, что вредно для бизнеса как такового [Э. Голдратт, 1984].

Подобные примеры можно найти в любых сферах. Так, если отдел маркетинга непрерывно поднимает конверсию интернет-магазина до 50, 70, 100 и более заявок в день, результаты работы отдела считаются положительными. Однако если отдел продаж может обслужить лишь 40-50 заявок в день, эти титанические усилия маркетологов совершенно бесполезны с точки зрения главной цели бизнеса – получения прибыли. Именно поэтому так важно вовремя оценить последствия разрабатываемых стратегий, тактик, планов и шагов.

Оценка

Оценка – это нечто большее, чем «хорошо» и «плохо», «положительное» и «отрицательное», «черное» и «белое». Мир как таковой всегда многополярен, поэтому не все кажущиеся очевидными оценки оказываются верными. Тут нужен и многофакторный анализ, и синтез данных, и моделирование разных концепций, и лишь когда накопится определенный массив данных, можно будет достоверно оценить последствия той или иной стратегии, плана, решения до того, как они принесут положительный или отрицательный результат.

Ключевые слова данного уровня – это «оценка», «суждение», «критика», «трактовка», «интерпретация». Классика жанра – это SWOT-анализ как метод оценки сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Собственно, аббревиатура SWOT так и расшифровывается:

  • Strengths (сильные стороны).
  • Weaknesses (слабые стороны).
  • Opportunities (возможности).
  • Threats (угрозы).

Это один из примеров. В разных сферах деятельности могут применяться самые разные как общие, так и узконаправленные методики оценки. В любом случае, Бенджамин Блум считает это высшим уровнем в иерархии когнитивных целей.

Итак, мы с вами разобрались, как выглядит таксономия учебных или когнитивных целей. Однако мы помним, что таксономия Блума включает еще аффективные и психомоторные цели. Поговорим теперь о них.

Таксономия психомоторных целей

Мы учимся не только физике и математике, литературе и географии, биологии и английскому языку. Мы учимся бегать и прыгать, забивать гвозди и вышивать крестиком, водить машину и играть на фортепиано. А это уже не только мыслительные процессы, но и двигательные, они же психомоторные, потому что речь идет об осмысленных и обдуманных целенаправленных движениях. И эти навыки осваиваются в некой логической последовательности.

Заметим, что у самого Блума не представлена подробная и развернутая классификация уровней психомоторных целей, как это сделано для целей когнитивных. Блум указывает, что таковые существуют, и дает им общую характеристику [В. Bloom et al., 1956]. Его теорию развили последователи. В частности, в книге Principles of animal taxonomy («Принципы таксономии животных») показано, как осваивают двигательные навыки животные [G. Simpson. 1961].

Свой вклад внесли авторы книги A taxonomy for learning, teaching, and assessing («Таксономия для обучения, преподавания и оценивания» [L. Anderson, D. Krathwohl, 2001]. Стоит упомянуть и книгу Designing a new taxonomy of educational objectives («Разработка новой таксономии образовательных целей») [R. Marzano, 2001]. Итак, как же выглядит таксономия психомоторных целей? Расскажем и приведем краткие примеры.

  • Восприятие – способность воспользоваться сенсорной подсказкой для собственного действия. Например, понять, где приземлится футбольный мяч, и куда бежать, чтобы успеть им завладеть. Ключевые слова – это «выбирать», «обнаруживать», «различать».
  • Готовность к действию – знание последовательности простых процессов, физическая способность к их исполнению, установка на достижение результата. В качестве примера можно привести любой физический труд, требующий определенного набора действий. Ключевые слова – это «начинать», «продолжать», «реагировать».
  • Управляемый ответ – имитация на раннем этапе освоения сложного навыка. В качестве примера можно привести любое следование обучающим инструкциям, указаниям тренера или наставника. Ключевые слова – «копировать», «подражать», «воспроизводить».
  • Механизм – промежуточный этап освоения сложного навыка, когда выученные движения даются легко и выполняются точно. Это может быть что угодно, начиная от танцев и заканчивая калибровкой приборов. Ключевые слова – все, что описывают конкретные действия: «танцевать», «калибровать», «ремонтировать», «шлифовать», прочие.
  • Сложный открытый ответ – освоенный сложный навык, точные скоординированные движения. В качестве примера можно взять любую командную спортивную игру или работу бригады. Ключевые слова совпадают со словами из предыдущего пункта, однако дополняются словами «быстро», «легко», «эффектно».
  • Приспособление – отлично развитые навыки плюс способность менять алгоритм под обстоятельства и обучать этим навыкам других. Ключевые слова – это «адаптировать», «изменять», «реорганизовать», «перестраивать».
  • Происхождение – формирование новых алгоритмов действия и новых методик обучения и тренировок. Ключевые слова – это «создавать», «проектировать», «инициировать».

С психомоторными целями, думается, все понятно. И нам осталось разобрать таксономию аффективных целей.

Таксономия аффективных целей

Человек – существо социальное, и поэтому способен формировать навыки в сфере эмоций. Есть и обратный процесс, когда эмоциональные навыки формируются в процессе обучения. Например, навык концентрации внимания.

Как же выглядит таксономия аффективных целей? Следующим образом:

  • Получение – человек просто слушает или смотрит, и таким способом получает какую-то информацию. Это базовый уровень, без которого невозможно обучение как таковое.
  • Ответ – человек реагирует на информацию, пытается вникнуть и, возможно, задать вопросы.
  • Оценка – человек способен оценить степень важности информации, отделить системообразующие знания от второстепенных деталей.
  • Организация – человек способен самостоятельно организовать свою схему изучения материала и получения знаний.
  • Абстракция – человек способен абстрагироваться от конкретики и обдумать тему шире.

К слову, те дополнения, что внесли авторы книги A taxonomy for learning, teaching, and assessing («Таксономия для обучения, преподавания и оценивания», часто фигурируют в литературе как «обновленная таксономия Блума» [L. Anderson, D. Krathwohl, 2001]. Как и у Блума, там представлено 6 уровней когнитивных целей, но в несколько видоизмененной трактовке:

  1. Помнить (Remember).
  2. Понимать (Understand).
  3. Применять (Apply).
  4. Анализировать (Analyze).
  5. Оценивать (Evaluate).
  6. Создать (Create).

Как видим, 5-й и 6-й уровни «поменялись местами». И, если вчитаться внимательно, обновленная таксономия понимает под креативом примерно то, что понималось под синтезом в первоначальной версии.

На сегодняшний день принципы таксономии применяются в самых разных сферах и самых разных странах. Примеры применения принципов таксономии в сфере инвестиций в ЕС можно найти в статье Applying the EU Taxonomy to your investments, how to start? («С чего начать, применяя таксономию ЕС к вашим инвестициям?») [N. Humphreys, 2021].

Принципы таксономии применяются в экономической науке, как можно видеть из статьи Classification of Sustainable Activities: EU Taxonomy and Scientific Literature («Классификация устойчивой деятельности: таксономия ЕС и научная литература») [C. Lucarelli, 2020]. Применимы эти принципы и в российской экономике. В частности, используется «Принцип таксономии при классификации рисков воспроизводства недвижимости» [В. Сироткин, 2011].

Есть примеры использования таксономии в IT-сфере. В частности, в блоге Microsoft можно прочитать весьма интересную статью Towards a taxonomy of civic technology («Таксономия гражданских технологий») [M. Stempeck, 2016].

И, конечно же, любое великое учение всегда находит как сторонников, так и критиков. Основная критика таксономии Блума сводится к тому, что его иерархия уровней не так самоочевидна, как в естественных науках, откуда, собственно, и пришел термин «таксономия». В частности, на это указано в работе Taxonomy of educational objectives («Таксономия образовательных задач») [R. Morshead, 1964].

Мы не будем спорить, но от себя заметим, что науки потому и подразделяются на точные, естественные и гуманитарные, что точность данных и естественность выводов в гуманитарной сфере, в частности, в педагогике, отличается от понимания точности в математике и естественности в биологии.

Желаем, чтобы вы всегда находили точное решение стоящих перед вами задач!

Ключевые слова: