«Он такой серьезный, обстоятельный, можно даже сказать, немного медлительный. В общем, как все итальянцы. А вот его приятель совсем не думает о деньгах и карьере, предпочитает наслаждаться жизнью не спеша. Все вечера проводит в таверне в кругу друзей за бокалом хорошего вина, у них в Америке так принято…» Вам тоже кажется, что здесь что-то не то?
А вот если бы вместо итальянцев фигурировали финны или эстонцы, и вместо США любая страна Средиземноморья, все выглядело бы вполне логично. Вас никогда не собьют с толку даже более сложные пассажи, если вы пройдете наши программы «Самопознание» и «Критическое мышление». А наша сегодняшняя тема – менталитет и особенности менталитета разных народов. И для начала небольшой исторический экскурс.
Что такое менталитет: немного истории
Сегодня можно встретить множество вариаций трактовки термина. Для удобства рассмотрения темы остановимся на самом простом и понятном. Менталитет – это, простыми словами, некий «склад ума», совокупность умственных, эмоциональных и культурных установок, ценностных ориентиров, свойственных той или другой этнической группе, народу, нации.
Такое понимание термина сложилось не сразу. Изначально данным словом обозначали тип мышления первобытных людей. Термин ввел в научный оборот французский этнолог Люсьен Леви-Брюль (1857-1939). Ему принадлежит авторство теории так называемого «доисторического мышления», свойственного первобытным людям.
И вот для того, чтобы разграничить понимание способа мышления современного человека и первобытных людей, Люсьен Леви-Брюль использовал термин «менталитет» применительно к людям, жившим в древности. Как считал ученый, первобытному мышлению были свойственны мистификация и определенная нечувствительность к практическому опыту и наблюдаемым закономерностям.
Тут можно сказать, что в первоначальном и современном понимании термина «менталитет» наблюдается кое-что общее. Такая «предустановленность» некоего набора оценок и ориентиров действительно затрудняет восприятие нового опыта и новых сведений. Условно говоря, первобытный человек считал, что все явления природы и окружающей жизни имеют сверхъестественный характер и происхождение, поэтому не пытался вникнуть в их истинные причины, пока не прошел определенный путь по лестнице эволюции.
Аналогичным образом в современном мире страны с ярко выраженными традиционными патриархальными и религиозными устоями с трудом воспринимают, например, идею равноправия женщин и демократические ценности как таковые в принципе. Им точно таким же образом нужно пройти определенный путь эволюции мышления для того чтобы разрешить женщинам водить автомобиль [RTVI, 2018]. Или, допустим, позволить девушкам учиться в университете [ВВС, 2021].
Уточним, что это действительно вопрос эволюции общества и нации, потому что несколько столетий тому назад в Европе женщин в университеты официально не принимали. Девушки из знатных семей получали домашнее образование (не путать с удаленным обучением во время локдауна). Но даже в этом случае в обществе превалировала совокупность умственных, эмоциональных, культурных установок и ценностных ориентиров такого плана, что «знатным женщинам положено получать хорошее воспитание, но не образование, которое им совершенно не подходит» [P. Findlen, 2002].
Смысловое наполнение термина «менталитет», близкое к современному, произошло уже в 20 веке благодаря деятельности французской исторической Школы «Анналов».
Для справки: Школа «Анналов» – это направление в исторической науке, которое основали французские историки Люсьен Февр и Марк Блок. В 1929 году они начали выпускать журнал Annales d’histoire économique et sociale («Анналы экономической и социальной истории»), который, сменив несколько названий, издается по сей день.
Вокруг редакции журнала стали объединяться историки, стремившиеся изучать историю как некий единый и взаимосвязанный процесс развития, не «зацикливаясь» на каких-то узких моментах и «отдельном» изучении различных аспектов исторического процесса, таких как политика, экономика, дипломатия, военные конфликты в отрыве от общеисторических процессов.
В этом контексте менталитет как объединяющая и весьма многогранная характеристика стал важной составляющей в изучении общеисторических процессов. Условно говоря, для представителей Школы «Анналов» менталитет – это то, что объединяет короля Франции и рядового солдата французской армии. Это, собственно, и есть менталитет народа или национальный менталитет, как мы его понимаем сегодня.
Можно встретить и такие понятия, как «менталитет мужчины» и «менталитет женщины». Это, скорее, производные национального менталитета плюс гендерные особенности, свойственные психологии мужчин и женщин. Этой терминологией чаще всего пользуются брачные агентства, пытаясь объяснить желающим выйти замуж за богатого иностранца, что «за бугром» немного иные порядки, сформировавшие несколько другие привычки у тамошних мужчин, с чем частенько возникают проблемы у наших женщин.
К слову, обычно в таких статьях наличествует указание на принадлежность к определенному этносу. Например, «Менталитет европейских мужчин» [Paradise Date, 2018]. Или же уточнение, что в статье пойдет речь, к примеру, про «Особенности менталитета российских женщин» [Т. Силаева, 2018]. Так или иначе, менталитет народа – тема весьма интересная, регулярно становящаяся предметом исследования ученых. И нас интересует в первую очередь, конечно же, менталитет русских людей.
Российский менталитет
Российский менталитет – это, пожалуй, одна из самых загадочных субстанций не только для иностранцев, но и для самих граждан России. Отметим, что под словом «российский» подразумевается не только менталитет этнических русских, но и, как правило, всех, кто проживает на территории России. Это вполне закономерно и объяснимо, потому что окружающая среда и воздействие социума являются важнейшими факторами формирования менталитета [Д. Песков, 2021].
О менталитете русского народа написано немало. И, прямо скажем, многие работы похожи, как близнецы-братья. Поэтому возьмем за основу более развернутое, но при этом изложенное легким понятным языком исследование, посвященное российскому менталитету [Н. Розов, 2011]. Автор сразу заявляет, что «Российский национальный характер – тема популярная и темная». Но для начала акцентирует внимание, что большинство работ, посвященных теме российского менталитета, пестрит следующими штампами-характеристиками:
- Духовность.
- Соборность.
- Коллективизм.
- Всечеловечность.
В качестве «расшифровки» этих характеристик приводятся такие исконно русские черты характера, как способность и готовность к самопожертвованию, стойкость и терпение ко всем возможным невзгодам, душевное тепло и забота о близких. И, конечно, ожидание, что все окружающие будут обладать ровно теми же качествами и той же готовностью к заботе, самопожертвованию, долготерпению.
Это своего рода российский формат тяги к справедливости, которая в наших условиях часто понимается как уравниловка в плане доступности материальных и социальных благ независимо от того, сколько труда вложил в достижение этих благ сам человек.
Коллективизм в нашей ментальности тоже часто обретает несколько непонятные гражданам других государств черты. Так, нигде за рубежом не принято ходить в гости без предупреждения, в том числе к близким друзьям и родственникам.
В эпоху гаджетов и устойчивой мобильной связи спросить разрешения прийти в гости или хотя бы предупредить о своем визите не составит труда. Однако многие наши соотечественники по-прежнему считают это излишним, как и 40 лет назад, когда мобильной связи не было, стационарные телефоны были не у всех, и поэтому согласовать срочный визит было технически невозможно.
Такая особенность менталитета русских зачастую затрудняет нашим согражданам адаптацию в других странах в случае эмиграции. Например, когда наши люди с нашей широкой «русской душой» стремятся как можно быстрее перезнакомиться с новыми соседями и установить социальные контакты. За рубежом вполне нормально толком не знать своих соседей по лестничной клетке так, как мы не особо знаем людей, живущих в соседней «многоэтажке».
К слову, широта русской души – это еще одна характеристика менталитета русских людей, на которой делают акцент практически все исследователи. «Широта русской души» – понятие многогранное. Это и готовность «отдать последнюю рубаху», что стало обобщающей характеристикой человека доброго и непрактичного.
Это и стремление «пустить пыль в глаза», взяв кредит на iPhone без малейшего представления, как этот кредит потом отдавать, или сводив на последние деньги понравившуюся девушку в ресторан, даже не слишком рассчитывая на взаимные чувства. При этом менталитету русского человека свойственны определенная двойственность и противоречивость.
Условно говоря, если чей-то муж на последние деньги заказал шампанское и фейерверк, то он романтик, а если таким образом «спустил» последние деньги собственный муж, то он идиот. Такая противоречивость имеет самые разные проявления.
Проявления противоречивости менталитета России:
- При всем ярко выраженном коллективизме и привычке ходить в гости без приглашения наши люди с трудом самоорганизуются без внешнего давления и принуждения.
- При ярко выраженном чувстве исключительности и превосходства нашего народа над другими у наших людей очень сильно «идолопоклонничество» перед «всем зарубежным»: качественными товарами, автомобилями, одеждой, обувью, бытовой техникой и т.д.
- При всем недовольстве государством и властью наличествует ожидание «отеческой заботы» со стороны государства и принятие произвола властей как чего-то должного и обязательного для всех.
- При всей начитанности, смекалке, изобретательности существует патологическая ненависть ко всем, кто выделяется своим талантом, трудолюбием, достижениями, наличием собственного мнения и суждения, в том числе о власти.
По поводу последнего пункта стоит сказать, что большинство наших людей «запрещают» отличаться от усредненной массы не только другим, но и себе. Знаменитое грибоедовское «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь» максимально тонко отображает эту особенность русского менталитета. Произведение «Горе от ума» было впервые опубликовано в 1825 году, однако подмеченные Александром Грибоедовым черты менталитета русского человека потрясающе актуальны и сегодня.
Впрочем, многие исследователи считают, что десятилетия работы над созданием новой исторической общности под названием «советский народ» тоже сказались на менталитете наших людей, а результаты этой работы ощущаются до сих пор [Н. Розов, 2011].
Особенности советского и постсоветского человека:
- «Массовидный» и усредненный, ориентированный на шаблон поведения «не высовываться» и «быть как все».
- Способный приспосабливаться ко всему новому посредством пассивной адаптации через снижение уровня собственных запросов.
- Относящийся с подозрением ко всему необычному, что не вписывается в стандарт «как все», «как у всех», «как всегда».
- Ориентированный на простые решения, упрощенные образцы отношений, уже апробированные кем-то шаблоны жизни.
- Недовольный существующим положением дел, и при этом редко когда пытающийся что-то изменить самостоятельно.
- Считающий себя вправе обманывать государство, начальство, партнеров по бизнесу, членов семьи и всех, с кем имеет дело.
- Неуверенный в себе, своем государстве, собственной защищенности, завтрашнем дне – каким оно будет, завтрашнее дно?
- Компенсирующий собственное недовольство и неуверенность осознанием собственной исключительности в плане принадлежности к великой державе, великому народу и т.д.
- «Иерархический» и сознающий порядок распределения благ в четком соответствии с занимаемой должностью, социальным статусом и т.д.
Последний «иерархический» пункт, пожалуй, стоит пояснить подробнее. Наши люди, особенно старшее поколение, с трудом понимают и воспринимают чьи-то заслуги в отрыве от занимаемой должности, званий и регалий, выданных государством.
Условно говоря, звание «Заслуженный артист», «Народный артист» заставляет считать артиста артистом, даже если это профессионал в высшей степени среднего уровня. А вот оценить талант начинающего музыканта или композитора большинство наших соотечественников не в состоянии не только ввиду отсутствия музыкального образования, но более ввиду неготовности принять чьи-то заслуги ранее, нежели они будут отмечены дипломом, грамотой, Гран При конкурса и т.д.
Примерно такое же отношение в обществе к молодым ученым и изобретателям. Даже если ученый предложит вполне толковую идею, способную облегчить труд тысяч людей и принести прибыль государству, вряд ли эту идею кто-то будет рассматривать ранее, чем изобретатель обзаведется ученой степень доктора наук и ученым званием профессора.
Можно ли считать все вышеперечисленное влиянием советского и постсоветского времени? В этом плане весьма интересна книга российского философа Николая Бердяева (1874-1948) «Судьба России» [Н. Бердяев, 2004]. Он предпочитал понятие «русская душа», но, по сути, писал о русском менталитете в том понимании, о котором мы говорим сегодня. Не будем отступать от трактовки нашего великого соотечественника и посмотрим, что же он говорил о «русской душе».
Характеристики «русской души» (по Бердяеву):
- Женственна, со слабым «мужским началом», нуждается во внешнем упорядочивании, не склонна к самоорганизации и самодисциплине.
- Антиномична, т.е. широка и размашиста, склонна впадать в крайности, не знать чувства меры.
- Религиозна в своем стремлении к возвышенному, и даже когда отвергает Бога, делает это с особой неистовостью.
Как видим, тут очень много того, о чем мы уже говорили ранее. Николай Бердяев тонко подметил такие особенности менталитета русского человека, как противоречивость, сложность самоорганизации без принуждения, широту и размах мышления.
О такой субстанции, как менталитет, можно говорить бесконечно долго. Она настолько манит интеллектуалов, что ее даже используют для названия учебных заведений. Так, есть гимназия «Менталитет» (Екатеринбург). Если кому-то интересно, носит название «Менталитет» гимназия 202.
А еще это слово должны знать все, кто готовится сдавать ЕГЭ. Не только это слово, конечно, а и еще несколько десятков относительно сложных для написания и запоминания. Забиваете в поисковик «комбинезон, менталитет, наваждение» и получаете полный список [4ЕГЭ, 2020].
Однако есть ученые, которые решительно заявляют, что никакого менталитета… нет! Тогда что же мы с вами обсуждали все это время? Давайте разбираться!
Менталитет: существует или нет?
Итак, кто и почему считает такое понятие, как «менталитет», лженаучным? Одним из таких критиков является доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман. Она прямо заявляет, что «никаких признаков менталитета, которые можно пощупать, не существует». Честно говоря, мы много чего не можем в этой жизни «пощупать», но это еще не значит, что «непощупанное» нами не существует вовсе.
Впрочем, Екатерина Шульман предлагает свою альтернативу. Вместо термина «менталитет» предлагается использовать понятие «ценности», потому как, по ее мнению, именно ценности образуют культуру, а культура в разных странах разная, так что такой подход будет вполне отображать различие в умственных, эмоциональных и культурных установках, ценностных ориентирах, свойственных той или другой этнической группе, народу, нации.
Ссылку на первоисточник мы предложить, к сожалению, не можем, потому что и радиостанция «Эхо Москвы», и интернет-издание Znak.com, где презентовала свои идеи Екатерина Шульман, прекратили свою работу 4 марта 2022 года в связи с ограничениями, введенными в отношении СМИ властями РФ.
Кто еще не однозначно относится к термину «менталитет»? Это, например, ведущий научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания НИУ ВШЭ Максим Руднев. Он тоже предпочитает понятие «ценности» и при этом считает, что сегодня можно наблюдать определенные манипуляции такими понятиями, как «традиционные ценности», «базовые ценности», «духовные скрепы» [М. Руднев, 2019].
По его мнению, складывается ошибочное впечатление, будто ценности россиян являются настолько уникальными, что, сформировавшись несколько столетий назад, так и застыли в виде некоего «менталитета», и в итоге сравнения с другими странами невозможны. Термин «менталитет» в статье Максима Руднева «Традиционные ценности и реальность» употребляется в кавычках, что указывает на определенные нюансы его трактовки.
При том, что национальный менталитет – это больше о различиях, чем о сходстве, в реальности системы ценностей разных народов мира весьма похожи: здоровье, семья, безопасность и т.д. Если и приходится говорить о различиях, то это, скорее, различия между отдельными людьми, детерминированные особенностями их характера, психологии, темперамента, воспитания, образования.
Тогда как же быть с определенными культурными особенностями, которые отличают финнов от итальянцев, греков от американцев? Это как раз то, с чего мы начали эту статью. Условно говоря, среднестатистический итальянец более живо выражает свои эмоции, нежели среднестатистический финн. Это ни хорошо, ни плохо, просто это так.
И, конечно, если мы воспринимаем американцев, как нацию энергичных и целеустремленных людей, это вовсе не значит, что в США нет никого, кто предпочел бы самообразованию и личностному развитию бокал хорошего вина, и так каждый вечер. И это тоже ни хорошо, ни плохо, это просто разнообразие человеческой природы, назови это разнообразие хоть менталитетом, хоть особенностями.
Собственно, этот мир интересен, в первую очередь, своим разнообразием, потому что именно разнообразие дарит нам самые незабываемые впечатления. Именно эта тяга к разнообразию зовет нас в путешествия в новые страны и на живые концерты рок- и поп-исполнителей, заставляет менять надоевшую работу и надоевший круг общения, покупать модную одежду и гаджеты с новыми функциями.
И, путешествуя по разным странам, мы стремимся не только посмотреть новые достопримечательности, но и познакомиться с новыми людьми, узнать, как они живут в своей стране, какие у них устои и семейные традиции, сколько они зарабатывают и на что хватает заработанного. И даже по тому, что и как рассказывают местные русскоговорящие гиды о своей стране, можно составить некоторое представление о менталитете и особенностях менталитета граждан этой страны.
Мы желаем вам как можно больше новых хороших впечатлений от жизни. Мы приглашаем вас на наши программы «Самопознание» и «Критическое мышление». И предлагаем ответить на вопрос по теме статьи: