Блог о саморазвитии

Макс Вебер: основные идеи и воззрения

Макс Вебер: основные идеи и воззрения

Почему одни люди становятся богатыми, а другие проживают всю жизнь в малом или среднем достатке? Почему одни готовы рисковать, а другие предпочитают спокойную жизнь? Являются ли деньги самоцелью или они лишь средство жить в гармонии с собой и окружающим миром?

Нет, это не программа новомодного бизнес-тренинга или тренинга личностного роста. Это вопросы, ответы на которые пытался найти в своих трудах немецкий философ, историк, правовед, экономист и социолог Макс Вебер (1864-1920). Разумеется, методы поиска были сообразны тому времени и возможностям, которые предоставляла эпоха.

Сегодня таких возможностей больше, в чем вы можете убедиться, если пройдете нашу программу «Когнитивистика. Развитие мышления». А пока начнем с биографии Макса Вебера и краткого экскурса в историю Германии того периода.

Из биографии Макса Вебера

Макс Вебер родился в 1864 году в Эрфурте (Пруссия). Он был старшим из семи детей в достаточно состоятельной семье госслужащего Макса Вебера-старшего и имевшей французские корни Элены Вебер. К слову, «французская родословная» матери будущего ученого напрямую связана с гугенотами – французскими протестантами-кальвинистами.

В детстве Вебер-младший любил читать и пытался переосмыслить прочитанное. Так, в свои 13 лет он сделал родителям на Рождество не по возрасту интеллектуальный подарок: написал 2 исторических эссе, посвященных истории Германии и истории Римской империи.

В юности он успел отучиться на юридическом факультете, сдать адвокатский экзамен и защитить одну за другой две диссертации, после чего начал преподавать в Берлинском университете. Основную часть жизни Макс Вебер посвятил научным изысканиям с перерывом на службу в армии в период Первой мировой войны. Кстати, в армию он отправился добровольно, хотя на тот момент ему уже было 50 лет.

Помимо Первой мировой войны, охватившей весь европейский континент, в истории самой Германии в 19-начале 20 века произошло несколько важных событий. Особо следует акцентировать внимание на процессе объединения Германии, который завершился в результате победы Пруссии во франко-прусской войне 1870-71 гг.

В свою очередь, объединение Германии дало мощнейший толчок экономическому развитию единой страны, что позволило до 1913 года нарастить объемы промышленного производства в 6 раз и занять 2-е место в мире после США.

Бурное развитие капитализма предопределило интерес ученых к различным аспектам его становления. Макс Вебер капитализм исследовал в контексте своих весьма широких научных интересов. Как считал Макс Вебер, протестантская этика, имевшая достаточно мощное влияние во многих индустриальных регионах, во многом способствовала развитию так называемого «духа капитализма». Этому посвящен один из главных научных трудов всей его жизни.

Макс Вебер: протестантская этика и дух капитализма

В своей научной работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер пытается доказать, что фундаментальные религиозно-этические принципы протестантизма породили капитализм в том виде, в каком его увидели его современники [М. Вебер, 2002]. Книга была впервые издана в 1905 году на немецком языке, и за последующие сто с лишним лет была переведена на многие языки мира и выдержала немало переизданий.

Как считает Макс Вебер, протестантская этика и дух предпринимательства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Столь далеко идущие выводы Вебер сделал на основе статистических или, как бы сейчас сказали, социологических исследований экономического положения католиков и протестантов в Бадене. Исследование было проведено его учеником Мартином Оффенбахером, обобщено в работе Konfession und soziale Schichtung. Eine Studie über die wirtschaftliche Lage der Katholiken und Protestanten in Baden («Конфессия и социальное расслоение. Исследование экономического положения католиков и протестантов в Бадене») и вошло в сборник экономических трактатов университетов Бадена [М. Offenbacher, 1901].

Так, собранные данные наглядно свидетельствовали, что среди промышленников, предпринимателей и высококвалифицированных рабочих протестантов в процентном отношении заметно больше, нежели протестантов по отношению к общей численности населения региона. Эти данные Макс Вебер экстраполировал на историческую ситуацию, в целом.

К слову, впоследствии такая региональная ограниченность статистических данных стала основой для критики воззрений Вебера и сомнений в том, насколько корректно распространять статистику по региону на всю страну и уж тем более эпоху. К тому же далеко не во всех странах Европы наблюдалось преобладание протестантов над католиками в среде коммерсантов и промышленников даже в процентном отношении относительно общего состава населения.

Впрочем, разумные основания для глобальных выводов, сделанных Вебером в начале 20 века, есть. Если вкратце, протестантизм в большей степени, чем прочие религии, приветствует финансовую состоятельность и накопительство, усилия по наращиванию материального благосостояния, и никак не осуждает ростовщичество и кредитование, кои осуждают многие другие религиозные течения. Нужно ли уточнять, что кредиты и ссуды под процент не просто так называют кровеносной системой бизнеса. Без кредитов не смог бы развиваться ни бизнес в 21 столетии, ни зарождающийся капитализм как таковой в 19 веке.

Кроме того, как указывал Макс Вебер, протестантская религия приветствует аскетизм и сдержанный образ жизни, не предполагающий расходов на алкоголь, предметы роскоши и прочие излишества, на что весьма снисходительно смотрят те же православие и католицизм. В этом плане набожный протестант имеет намного больше шансов сколотить состояние, чем столь же набожный католик или православный. Такое понимание протестантской этики Макса Вебера нашло поддержку у многих его современников, о чем наглядно свидетельствует научный труд Германа Шелла Der Katholizismus als Prinzip des Fortschrittes («Католицизм как принцип прогресса») [Н. Schell, 1897].

В работе Вебера есть множество отсылок к идеям Бенджамина Франклина (1706-1790), американского политического деятеля, чей портрет украшает 100-долларовую купюру. В частности, к тезису «время – деньги», который он последовательно развивает, и акцентирует внимание, что протестантизм едва ли не единственная религия, где накопление денег имеет самодостаточную ценность и напрямую связано с нравственностью, скромностью, сдержанностью и прилежанием.

«Следует учитывать, – пишет Макс Вебер, что самые незначительные действия влияют на решение ваших кредиторов. Стук вашего молотка, который слышит ваш кредитор в 5 часов утра и в 8 часов вечера, вселяет в него спокойствие на целых полгода. Однако если он увидит вас за бильярдом или услышит ваш голос в трактире в часы, когда вы должны быть за работой, то он уже следующим утром напомнит вам о платеже и потребует свои деньги в момент, когда их у вас не окажется» [М. Вебер, 2002].

Таким образом, набожность и следование этическим устоям в протестантизме – это, как считает Макс Вебер, дух капитализма в чистом виде, позволяющий людям делать деньги и богатеть.

Поэтому ответ на все вопросы, поставленные в начале статьи (почему одни люди становятся богатыми? почему одни готовы рисковать, а другие нет?), кроется, по Веберу, в религиозных убеждениях. Забегая вперед, скажем, что Вебер, в принципе, основной детерминантой поведения человека считал его внутренние взгляды, а не внешние обстоятельства, и именно они наиболее интересны науке.

Макс Вебер полагал, что гуманитарные науки – социология, в частности – должны заниматься поиском понимания целей и смысла тех или иных социальных процессов. А вклад Вебера в социологию заслуживает отдельного разговора.

«Понимающая социология» Макса Вебера

Итак, Макс Вебер считал, что социология должна вникать в первопричины общественных явлений, а не просто их описывать. В этом было принципиальное отличие его научной позиции от подхода, предложенного основоположником социологии Огюстом Контом.

Напомним, что Огюст Конт с позиции позитивизма считал необходимым полностью отказаться от теоретических обобщений и сосредоточиться на экспериментальной составляющей, перенеся методы, свойственные естественным наукам, в гуманитарную сферу, в том числе и социологию. Об этом он прямо говорит в своей книге Discours sur l’esprit positif, которая была переведена на русский язык и известна читателям под названием «Дух позитивной философии» [О. Конт, 1910].

Впоследствии он развил эту мысль в своей следующей работе Discours sur l’ensemble du positivisme, тоже переведенной на русский язык и вышедшей под названием «Общий обзор позитивизма» [О. Конт, 2012]. Сам Огюст Конт полностью следовал озвученным им принципам и никогда не углублялся в исследование причин наблюдаемых в обществе явлений.

В этом смысле Макс Вебер был самым настоящим антипозитивистом, т.е. был уверен, что социальная наука не может слепо копировать методы исследования, принятые в естественно-научной сфере, и полагал, что социология обязана сосредоточиться на понимании и интерпретации социальных действий. При этом Вебер не пытался создать жесткий свод правил, по которым нужно вести социологические исследования. Он сосредоточил свое внимание на человеке и культуре в целом.

В своей лекции «Наука как призвание и профессия» Вебер заметил, молодежь сегодня склонна видеть науку как некую арифметическую задачу, которая решается в лабораториях путем расчетов, и не требует душевных сил, как, условно говоря, «на фабрике». При этом рассуждающие таким образом, говорил Вебер, обычно не владеют ни тем, что происходит на фабрике, ни тем, что происходит в лаборатории» [М. Вебер, 1990].

К слову, именно Макс Вебер ввел в научный оборот словосочетание «социальное действие». По Веберу, под социальным действием следует понимать невмешательство или принятие, которое, с точки зрения действующего лица, соотносится с действиями окружающих либо же ориентируется на это действие. Немного запутанно, но если в двух словах, то социальное бездействие тоже является действием и точно так же имеет значение, как и активное физическое действие.

От обычного бездействия социальное действие отличается тем, что носит осознанный характер и ориентировано на реакцию окружающих. Именно такое определение социального действия можно найти в сборнике избранных работ Вебера в разделе «Основные социологические понятия» [М. Вебер, 1990]. Вебер выделяет 4 основных типа социальных действий.

Типы социальных действий по Веберу:

  1. Целерациональные – когда субъект осознает свою цель и ищет наилучший вариант ее достижения с помощью людей, предметов, возможностей. Это чаще всего происходит в коммерции, торговле, промышленности и т.д.
  2. Ценностно-рациональные – когда для субъекта наибольшее значение имеют духовные или нравственные ценности, и он им следует даже в ущерб достижению прочих целей. Например, капитан последним покидает тонущий корабль.
  3. Традиционные – когда субъект осуществляет те или иные действия по традиции либо в силу привычки. Другими словами, просто воспроизводит шаблон социальной активности, который воспроизводится окружающими или ранее воспроизводился в его семье.
  4. Аффективные – когда субъект действует исключительно под влиянием эмоций.

Из этой классификации социальных действий складывается система социальных отношений. Социальные отношения – это, по сути, все, что происходит в социуме. Это любовь и ненависть, конкуренция и сотрудничество, дружба и вражда, покупка и продажа и многое другое. Те социальные отношения, которые индивид воспринимает как обязательные, обретают статус законного социального порядка. Адекватно видам социальных действий различают и типы законного социального порядка.

4 типа законного социального порядка:

  1. Легальный.
  2. Ценностно-рациональный.
  3. Традиционный.
  4. Аффективный.

Исходя из вышеизложенного, думается, ясно, почему социология Вебера называется «понимающей». В ней делается акцент на понимании целей и смысла социального действия. Причем понимающая социология предполагает анализ непосредственных субъектов социальной активности, в том числе отдельных индивидов.

У Вебера акцентируется так называемая «рамка личности» в социологическом знании, а само социальное действие объясняется смыслом, который переживает субъект внутри себя и который требует соотнесения возможного на его основе действия с возможными действиями других. Другими словами, субъект совершает некие социальные действия не в силу внешних факторов, а в меру своей личной интерпретации происходящих событий, которая основывается на его мировоззрении.

Это сложное хитросплетение внутренних переживаний и ожиданий реакции окружающих складывается в «смысловую связь поведения». Собственно, изучение смысла поведения, стремление его расшифровать и объяснить как раз и составляет суть социологии в понимании Макса Вебера. Здесь мы вплотную подошли к рассмотрению взглядов Вебера в политической социологии и социологии власти.

Макс Вебер: социология власти

Первое, на чем следует остановиться, – это определение государственной власти, предложенное Вебером. По Веберу, это институт, обладающий монополией на применение силы. В своем научном труде «Политика как призвание и профессия» он уточнял, что насилие не  единственное, но специфическое  средство государства и что в наступившую эпоху отношение государства к насилию «особенно интимно». Если в древние и менее цивилизованные периоды истории физическое насилие было обычным делом, то сейчас право на физическое насилие выдается различным структурам или отдельным лицам в той мере, в какой государство допускает такое насилие [М. Вебер, 2006].

Другими словами, единственным источником прав на насильственные действия является государство. Далее Макс Вебер в теории выделял 3 типа политической власти.

Типы политической власти:

  1. Харизматический.
  2. Традиционный.
  3. Рационально-легальный.

По Веберу, харизматический тип власти очень нестабилен и потому мигрирует в более четкие форматы. Традиционный тип тоже не вполне устойчив и часто уходит в прошлое путем революций. На определенной стадии развития социум всегда приходит к рационально-легальному виду власти, который предполагает государственный менеджмент и институт госслужбы.

В своем научном труде «Хозяйство и общество» Макс Вебер выделил разные виды управления на уровне государства [М. Вебер, 2016]. Однако в контексте социологии власти нас интересуют исследования Вебером бюрократии и чиновничьего аппарата как социального института. Бюрократизация, по Веберу, является действенным и более рациональным, чем прочие, вариантом менеджмента больших территорий. Это ключевой признак рационально-легального вида власти. Чтобы бюрократизация произошла, а чиновничество сформировалось как государственный институт, нужны определенные условия.

Основные предпосылки возникновения бюрократии:

  • Увеличение подведомственной территории и численности подконтрольного населения.
  • Увеличение сложности управленческих задач.
  • Формирование монетарной экономики.

В идеале, государственное управление должно иметь четкую иерархию, строго определенные компетенции для каждого госслужащего, четко прописанные правила (протоколы) работы. Само же чиновничество должно проходить специальную подготовку и обучение.

В то же время, признавая бюрократический аппарат наиболее эффективным средством организации государственной власти, Вебер видел в нем риск для соблюдения свобод отдельного гражданина. Поэтому для создания системы сдержек и противовесов обществу нужны авторитетные политики и мощный класс предпринимателей.

При этом Вебер вовсе не говорил, что политик обязан разделять все постулаты христианской этики. Более того, он полагал, что в политике не место праведникам, потому что тут должна превалировать этика убеждений и этика ответственности за собственные действия [М. Вебер, 2006].

К слову, в какой-то степени подобный подход он считал уместным и для науки. До сих пор ходит байка, что перед началом своей лекции «Наука как призвание и профессия» в университете Мюнхена Вебер спросил у аудитории, есть ли кто-то, кто идет в науку, чтобы спасти Отчество и сделать мир лучше? Всех поднявших руку ученый цинично удалил из аудитории, заявив, что таким людям в науке не место [postnauka.ru, 2018].

Макс Вебер и его теория бюрократии по сей день вызывают интерес научной общественности. Так, ученых интересует проблема ограничения власти бюрократии в контексте взглядов Вебера [М. Масловский, 1997], а также вклад теории бюрократизации Вебера в парадигму индустриального общества [Н. Серкина, 2017].

Это далеко не полный список интеллектуального наследия, оставленного великим ученым Максом Вебером и сохранившего актуальность по сей день. Заметим, что сгенерировать такой огромный массив знаний можно лишь при условии, что вы много читаете и нестандартно мыслите. Нестандартно мыслить можно научиться на нашей программе «Когнитивистика. Развитие мышления», где вы сможете освоить новые приемы мышления и применить их на практике.

Мы не обещаем, что после нашего курса вы станете великим ученым и оставите масштабное интеллектуальное наследие. Но если вы хотите получить шанс на то, что ваши мысли будут интересны кому-то, кроме вас, их нужно формулировать и фиксировать. Конечно, кто-то может привести в пример Сократа, который не записывал свои мысли, потому что это делает более слабой память. Однако эта умная мысль дошла до потомков только потому, что ее записал Платон.

А в заключение предлагаем пройти небольшой тест по теме статьи:

Мы желаем вам быть решительней на пути к знанию и истине. И обязательно делиться нестандартными мыслями с другими людьми!

Ключевые слова: