Грамотно разработанные и научно обоснованные тесты – это ценный ресурс для самоисследования в разрезе психологии, поиска своих сильных сторон и определения вектора для их улучшения и прокачки.
В статье мы представим подборку из лучших тестов для саморазвития и самопознания, которые способствуют раскрытию потенциала и стремлению к лучшему «Я», расскажем о необходимости тестирования и узнаем, что об этом думают ученые.
Исследуйте себя по 50 характеристикам на онлайн-программе «Самооценка 360» с помощью тестов и упражнений, эффективность которых подтверждена исследователями в области психологии. Вы обязательно узнаете о себе много нового и сможете впоследствии раскрыть свой скрытый потенциал.
Узнавать новое о себе и мире и беспрерывно учиться – это нормальное состояние для человека, который хочет реализовать свой потенциал и жить счастливо. Сделайте этот процесс жизненной концепцией на онлайн-программе «Лучшие техники самообразования». А мы начинаем нашу статью.
Что это за тесты?
Тесты по саморазвитию и самопознанию – это инструменты, которые помогают людям узнать больше о себе, своих способах проявления, гранях личности и темпераменте. В них используются различные наборы вопросов, утверждений или заданий, анализ ответов на которые помогает человеку осознать свои возможности и впоследствии реализовать сильные стороны, лучше понять себя, свои эмоции и уровень самосознания. С помощью тестирования можно узнать о своих предпочтениях, стиле мышления, способах восприятия информации, уровне стрессоустойчивости и других аспектах личности.
В зависимости от специфики тест может содержать различные вопросы, сценарии или задания, направленные на соответствующие аспекты, по анализу которых и строится заключение о тех или иных чертах и особенностях человека.
Тесты по саморазвитию личности представлены в разных форматах:
- Онлайн-тесты с ответами, доступные для прохождения через Интернет. Они могут включать вопросы, утверждения или ситуации, на которые необходимо выбрать подходящий вариант или дать краткий ответ. Результат программа считает сама и вы сразу узнаете, к чему склонны.
- Бумажные анкеты с вопросами или утверждениями, которые заполняются вручную. Человек отвечает на вопросы, выражает свои предпочтения или дает оценки. Результат в таком варианте оценивает специалист или подсчитывается с помощью предложенной системы.
- Интервью и беседы, где человек отвечает на вопросы и обсуждает свои мысли, чувства и опыт с интервьюером – психологом или другим специалистом, проводящим диагностику и впоследствии делающим выводы о характеристиках личности.
- Групповые дискуссии и фокус-группы, где участники обмениваются своими мнениями, идеями и опытом по определенной теме или вопросам. В этом случае диагностику проводят ведущие группу специалисты и сами участники, взаимодействуя друг с другом.
- Проектные задания, когда человеку предлагается выполнить конкретный проект или выполнить задачу, которая требует саморефлексии, самоанализа и применения навыков саморазвития.
- Ролевые игры, в которых человеку предлагается принять определенную роль или сценарий и сыграть его, что помогает понять собственное поведение, эмоции и реакции.
Каждый из этих форматов имеет свои особенности и может быть эффективным инструментом для саморазвития и самопознания, в зависимости от целей и предпочтений человека.
Важно отметить, что результаты тестов не являются строго определяемыми для личности или способности человека, они – лишь из один инструментов для самостоятельного анализа.
Насколько нужны тесты для саморазвития?
Зачем вообще узнавать о себе больше? На самом деле, как оказалось, от этого зависят разные аспекты, которые непосредственно влияют на ход событий в жизни:
- Личный рост и развитие. Понимание себя помогает нам осознать свои особенности, слабости, таланты и потенциал для самосовершенствования и будущих достижений, позволяет сфокусироваться на целях более предметно и осознанно.
- Принятие осознанных решений. Когда вы понимаете свои ценности, интересы и предпочтения, вы можете принимать более осознанные решения в своей жизни, пути и варианты, соответствующие вашим целям и идеалам.
- Управление эмоциями и стрессом. Понимание своих эмоций и причин их возникновения позволяет вам лучше управлять своим состоянием, в том числе в стрессовых ситуациях. Вы можете развить навыки саморегуляции, повысить эмоциональный интеллект и научиться эффективно справляться с провокациями.
- Улучшение межличностных отношений. Тесты позволяют людям лучше понять себя, что способствует развитию эмоционального интеллекта, эмпатии, снижает ожидание реакций со стороны других людей. Как результат, это придает более гармоничный и ощутимый вкус в межличностных отношениях любого характера.
- Повышение качества жизни. Понимание своих потребностей, желаний помогает вам создавать более гармоничную и интересную жизнь. Вы можете построить ее в соответствии с вашими истинными потребностями и смыслами, с уверенностью в том, что все задуманное реализуется.
Понимание себя и своих особенностей помогает вам стать более аутентичным, удовлетворенным человеком и построить более счастливую и осмысленную жизнь. Тесты с целью самопознания помогают в этом – дают почву к саморефлексии, размышлениям и пониманию себя.
Нужно ли их проходить – это решение каждого отдельного человека.
Тесты для самопознания, эффективность которых подтвердили ученые
При выборе тестов по самопознанию не стоит смотреть на все подряд. Достоверный результат покажут те материалы, в разработке которых использовался научный подход, подкрепленный исследованиями и весомыми доводами авторитетных лиц или организаций.
Исследуйте источник, который предлагают тесты, или обратитесь к профессиональному психологу – он наверняка предложит достоверные материалы для диагностики. Также используйте несколько разных тестов, чтобы получить более полную картину о себе – так вы сможете оценить информацию с разных сторон.
Важно помнить, что тесты по самопознанию – это только инструмент. Они должны быть использованы в сочетании с саморефлексией, осознанностью и открытым взглядом на себя, в том числе при искреннем ответе на вопросы без попыток придумать того, чего на самом деле нет. Будьте готовыми быть откровенным с самим собой. Не принимайте результаты тестов как единственную и окончательную истину, но используйте их в качестве стимула для дальнейшего самоисследования.
Предлагаем вашему вниманию несколько тестов для саморазвития и самопознания, которые имеют научное обоснование и широко используются исследователями.
Тест Павлова «Готовность к саморазвитию»
Оказывается, не любой человек, который задумался о саморазвитии и самопознании, понимает, готов он к этому процессу или нет. Возможно, вы уверены в том, что у вас все в порядке и не видите особых проблем в своей жизни. Есть ли у вас ресурс на самосовершенствование, способны ли вы преодолеть возможный стресс от столкновения со своими потаенными сторонами? Ответить на эти вопросы и выявить готовность к изменениям помогает тест Владимира Леонидовича Павлова «Готовность к саморазвитию».
Систему В. Л. Павлова используют для диагностики студентов, педагогов и людей с профессиональным развитием через преодоление разных жизненных ситуаций. Эффективность тестирования доказали специалисты в области педагогики и психиатрии и признали его пригодным для диагностики барьеров саморазвития у людей с низкой выраженностью к этим процессам [В. Л. Блинова, 2015].
В тесте Павлова на готовность к саморазвитию 14 вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет» («+» или «-»), в случае затруднения поставьте знак «?».
Далее нарисуйте график с двумя осями: вертикальная ГЗС (готовность знать себя), горизонтальная ГМС (готовность менять себя). Перенесите ответы на график:
Способность к саморазвитию и самопознанию в этом тесте оценивают по квадрату, в котором оказалась точка ответов:
- А – могу совершенствоваться, но не хочу о себе знать.
- Б – я не хочу о себе знать и не желаю меняться.
- В – Хочу знать о себе и меняться.
- Г – хочу знать о себе, но не могу себя изменить.
Положение точки внутри сектора тоже имеет значение и говорит о степени погружения в проблему или блок, его оценивает специалист при диагностике человека.
Методичка для самодиагностики доступна в печатном виде [Studfiles, 2023] или онлайн – последняя дает возможность сразу без специалиста более точно определить свою готовность к процессам самоулучшения.
«Свет Эннеаграмм» Мэрилин Аткинсон
Методика «Свет Эннеаграмм» определяет девять основных типов личности, каждый из которых имеет свои характеристики, мотивации, страхи и стратегии взаимодействия с окружающим миром. Названия и описания этих типов обычно представлены в виде чисел от 1 до 9 или названий:
- Рационалист.
- Помощник.
- Перфекционист.
- Романтик.
- Наблюдатель.
- Лидер.
- Энтузиаст.
- Приятель.
- Миротворец.
Каждый тип имеет свою уникальную динамику, что помогает людям лучше понять себя и свои взаимодействия с другими людьми.
Методика «Свет Эннеаграмм» связана с учением и наследием известного русского философа и учителя Георгия Ивановича Гурджиева. Он представил концепцию как символическую систему, представляющую девять типов личности. Этот символический подход к эннеаграмме был в дальнейшем развит и адаптирован Л. Г. Гольдштейном и другими последователями.
Методика «Свет Эннеаграмм» находит широкое применение в психологии, тренингах по развитию личности, профориентации, межличностных отношениях и лидерстве. Она может быть использована как инструмент самопознания для помощи людям, чтобы лучше понять себя и свои взаимодействия с другими, а также в контексте развития и роста, позволяя определить области для саморазвития и улучшения.
Важно отметить, что методика «Свет Эннеаграмм» является практическим подходом к пониманию личности и субъективным инструментом, и ее результаты не являются окончательной классификацией личности, а лишь предоставляют понимание и ориентир для самоисследования и развития.
Методика диагностики «Свет Эннеаграмм» сложная и многоступенчатая, ее практикуют посвященные и специально обученные специалисты. Подробное описание системы приведено в Раздаточном материале для участников курса Казанского федерального университета. Пройти ознакомительное тестирование, чтобы определить свой тип личности, можно онлайн бесплатно на международном интернет-ресурсе Idrlabs.com.
Тест Большой пятерки личности (Big Five Personality Test)
Big Five Personality Test (тест на пять основных личностных черт) основан на измерениях основных личностных параметров: экстраверсия, нейротизм, сознательность, привязанность и открытость новому опыту. С помощью системы изучают влияние личностных черт на различные аспекты жизни: работу, здоровье, отношения и благополучие. Например, может быть установлена связь между экстраверсией и социальной адаптацией, нейротизмом и психическим здоровьем, сознательностью и профессиональной успешностью и т.д.
Авторство теста для саморазвития Big Five Personality Test нельзя определить однозначно, т.к. идея измерения пяти основных личностных черт возникла из множества исследований и работ разных ученых. Вероятно, в основе лежала трехфакторная модель Г. Айзенка [Студенческая библиотека, 2023]. Впоследствии ее в разное время дорабатывали Э. Тупес [Scientific Research, 1961], Уоррен Норман [APA Psyc Net, 1963], Эдгар Ф. Боргатта в рамках исследований ВВС США [Wiley Online Library, 1964]. Среди важных исследователей в этой области также можно назвать Льюиса Голдберга, Рэямонда Кэттелла, Пола Косту и Роберта Маккрея. Есть версии тестирования, в которых применяется 6 и даже 7 аспектов оценки личности, например, в детской психологии [APA Psyc Net, 1994].
Big Five Personality Test также нашел широкое применение в практических областях, где используется психологический подход: подбор персонала, психологические консультации, исследования личностных различий и развитие лидерства. Он используется как инструмент для понимания и оценки личности, что помогает людям лучше понять себя и свои взаимодействия с другими, а также может быть полезен для различных профессиональных и психологических целей.
В опросник входит разное количество вопросов, что возможно благодаря использованию разных подходов исследователей, составляющих систему, полных и сокращенных версий. Выбирайте тот, где большое вопросов – результат получится более глубоким. Например, тест на самопознание онлайн из 135 вопросов на Testometrika.
Тест на характерные стороны развития (VIA Survey of Character Strengths)
VIA Survey of Character Strengths (опросник VIA по характерным качествам) разработан авторами Мартином Селигманом и Кристофером Питерсоном в 2004 году [wikibrief.org, 2004]. Этот опросник базируется на теории положительной психологии и направлен на выявление и оценку индивидуальных характерных качеств человека, которыми он обладает.
Всего тестирование затрагивает 24 качества личности, разделенные на 6 категорий:
- Мудрость и знания – креативность, кураторство и умение видеть перспективу, любовь к обучению.
- Мужество и смелость – аутентичность, храбрость, напористость, жизнеспособность.
- Гуманность и человечность – любовь, доброта, социальный интеллект, перспектива.
- Справедливость – лидерство, справедливость, любопытство, честность.
- Умеренность и смирение – прощение и милосердие, умеренность, покорность, сдержанность.
- Трансценденция – благодарность, надежда, духовность, чувство юмора.
Опросник VIA имеет научное обоснование и доказанную эффективность. Его апробировали исследователи по всему миру, в частности, в Московском педагогическом государственном университете, где в 2021 году признали его надежность для диагностики педагогов [Cyberleninka, 2021]. Этот инструмент позволяет людям получить информацию о своих сильных сторонах и использовать ее для личностного роста, саморазвития и принятия осознанных решений. Тестирование используют в психологическом консультировании, психотерапии, развитии личности, образовании и управлении.
Опросник VIA проводится онлайн, в нем нужно дать реакцию на 240 утверждений. Результаты предоставляются в виде ранжированного списка характерных качеств, начиная с наиболее выраженных. Прохождение опроса займет около 20 минут, это бесплатно, но необходимо пройти простую регистрацию на сайте.
Тест на эмоциональный интеллект
Детальные тесты на эмоциональный интеллект используются для оценки и измерения способности человека понимать, выражать и управлять своими эмоциями, а также распознавать и учитывать эмоции других людей. Методика частично совпадает с элементами научно подтвержденной идентификации личности «Большая пятерка», о которой мы говорили ранее.
Эмоциональный интеллект играет важную роль в межличностных отношениях, эффективном руководстве, коммуникации и общем благополучии. Тесты для его оценки могут использоваться психологами, консультантами, тренерами, рекрутерами и другими профессионалами в области развития личности и управления. Методики могут помочь людям лучше понять свои эмоциональные навыки, сильные и слабые стороны и предоставить информацию для развития эмоциональной компетентности.
Принцип опроса при контроле эмоционального интеллекта может варьироваться в зависимости от конкретной методики. Чтобы оценить свой уровень эмоционального интеллекта, ответьте на 60 вопросов, давая ответ в градации от «Не соглашаюсь» до «Соглашаюсь». В результате вы получите информацию о компонентах собственной личности, которую можно использовать в ознакомительных целях.
Инвентаризация стилей обучения (тест на стили обучения)
Инвентаризация стилей обучения – это инструмент, разработанный для определения предпочтений и индивидуальных стилей обучения учащихся. Он основан на предположении, что каждый человек имеет уникальные способы восприятия и обработки информации. Если им соответствует учебный процесс, он может быть более эффективным.
Инвентаризация стилей обучения обычно представляет собой опросник, состоящий из серии вопросов или утверждений. Результаты такого тестирования помогают выявить стилевые предпочтения получения информации. Их классификация отличается в зависимости от методики. Одна из наиболее популярных разработана психологами и социологами Хони и Мамфордом. Согласно ей, человек получает опыт с помощью рефлексии, опыта, действия или размышления. В зависимости от этого он может относиться в одной из соответствующих групп:
- Теоретик, который все систематизирует, действует по плану, придерживается логики и порядка.
- Прагматик, который проверяет идеи на практике и любит экспериментировать в поисках подходящих вариантов.
- Деятель всегда в работе и движении, всегда думает над новыми делами и идеями, склонен к риску.
- Мыслитель – скорее, наблюдатель, чем тот, кто действует, он вдумчив, осторожен и осмотрителен.
Система тестирования по Хони и Мамфорду довольно широко распространена в практике психологов, педагогов, специалистов по персоналу и обычных людей для самоанализа и саморефлексии. У методики нет твердых научных обоснований, некоторые исследователи указывают на несоответствие результатов тестирования и реальных дел у конкретного человека, но подобной критике подвержено большинство методик для определения подходящего стиля обучения.
Пройти тест на самопознание личности в плане поиска предпочтительного стиля обучения по Хони и Мамфорду можно онлайн. Он содержит 80 вопросов, для ответов на которые понадобится 15-20 минут.
Индикатор типа Майерс-Бриггс на предпочтения личности
Карл Юнг в 1921 году в книге «Психологические типы» предположил, что человеку помогают воспринимать мир через четыре психологические функции:
- Мышление.
- Чувства.
- Интуиция.
- Ощущения.
Кэтрин Бриггс, американская писательница, изучала типологию, предложенную Юнгом, а ее дочь, Майерс-Бриггс, в годы Второй мировой войны расширила теорию для определения индивидуальных личностных предпочтений женщин, которые должны были заменить на производстве ушедших на фронт мужчин с учетом своих талантов. Так появилась система Myers-Briggs Type Indicator (MBTI). Позже методика была исследована разными учеными и получила хорошие отклики по результатам практическими наблюдений. Подробнее об этом мы писали в статье «Тест на тип личности по Майерс-Бриггс (MBTI)». В ней же вы можете пройти тестирование на 20 вопросов онлайн.
По результату тестирования вы узнаете, какой тип личности в вас преобладает:
- Реалист, администратор, руководитель.
- Командир, предприниматель.
- Организатор, инспектор.
- Увещеватель, наставник.
- Учитель, энтузиаст.
- Аналитик, вдохновитель.
- Вдохновитель, консультант, советчик.
- Исполнитель, хранитель, защитник.
- Изобретатель, искатель, мечтатель.
- Непоседа, маршал, реалист.
- Медиатор, чемпион.
- Аниматор, политик, деятель.
- Архитектор, критик, аналитик.
- Мастер, умелец.
- Созерцатель, лирик, целитель.
- Придумщик, композитор.
По результату тестирования вы узнаете, к какому типу относитесь и познакомитесь с его описанием.
Gallup Clifton Strengths
Исследователи института Gallup в течение нескольких лет проводили интервью для изучения мастерства людей в разных областях. В результате им удалось выделить 34 модели талантов, которые были разделены на четыре группы:
- Executive (исполнитель).
- Influencing (влияние на других).
- Relationship building (построение взаимоотношений).
- Strategic thinking (стратегическое мышление).
Исследователи создали тест, с помощью которого определяется количество каждого из талантов, и по результату вы получите градацию качеств от большего к меньшему. Это отличный материал для саморефлексии – вы узнаете свои сильные стороны, сможете применить их для достижения желаемого или подкорректировать уже существующие планы. Например, если в пятерку преобладающих характеристик вошло «достижение», значит, с большой вероятностью, вам нужны победы буквально каждый день, сидеть и ждать у моря погоды будет плохой стратегией, чего бы это ни касалось.
Тестирование Gallup Clifton Strengths можно пройти онлайн, оно займет 30-40 минут. Единственный момент – оно платное. Несмотря на это, по методике работают продвинутые специалисты в области рекрутинга, психологии и социологии по всему миру.
Кодекс Голланда в профориентации (RIASEC)
Кодекс Голланда в профориентации (The Holland Code) – это система классификации, разработанная американским психологом Джоном Голландом в 1950-х годах. Методика представляет собой инструмент для ориентации в выборе профессии и понимания соответствия между индивидуальными интересами и предпочтениями и определенными типами занятий.
Кодекс Голланда основывается на шести основных типах личности или предпочтений, которые соотносятся с различными областями работы:
- Реалистичный (Realistic) относится к людям, предпочитающим физические и реальные задачи, такие как строительство, механика или сельское хозяйство.
- Исследовательский (Investigative) относится к людям, интересующимся исследованием, наукой и анализом, таким как исследователи, ученые или аналитики.
- Артистичный (Artistic) относится к людям, творческим и экспрессивным, таким как художники, писатели или музыканты.
- Социальный (Social) относится к людям, предпочитающим работу с людьми, таким как социальные работники, психологи или учителя.
- Предпринимательский (Enterprising) относится к людям, предпочитающим лидерство, бизнес и предпринимательство, таким как менеджеры, предприниматели или продавцы.
- Конвенциальный (Conventional) относится к людям, предпочитающим структуру, организацию и работу с данными, таким как бухгалтеры, секретари или аналитики.
Кодекс Голланда, который можно пройти онлайн бесплатно, помогает людям лучше понять свои предпочтения и интересы в работе и на основе этого подбирать подходящие профессии. Это может быть полезным в процессе выбора профессии в школе или при желании смены деятельности. Схему широко используют на Западе в профориентации, в корпоративном секторе, даже в Министерстве труда США. Однако важно помнить, что это всего лишь один из инструментов, а окончательный выбор профессии должен учитывать и другие факторы, такие как навыки, ценности и личные цели.
Самопознание для детей
Включение игр и тестов с целью самопознания в программу в лагере или в школе может быть полезным и интересным для юных участников – они смогут помочь им лучше понять себя и свои личностные характеристики.
Примеры тестов, которые могут быть включены в программу самопознания в лагере:
- Тест на характерные черты личности. Он поможет участникам определить основные характеристики личности – экстраверсия или интроверсия, эмоциональная стабильность, ответственность и другие. Тест поможет детям лучше понять, какие черты характера присущи им и как они могут влиять на их взаимодействия с другими людьми, сверстниками, педагогами и т.д.
- Тест на типы интеллекта. Он помогает участникам определить предпочтительные способы мышления и обучения. Например, они могут выяснить, являются ли визуальными, аудиальными или кинестетическими обучающимися, чтобы использовать эти знания для эффективного усвоения новой информации.
- Тест на эмоциональный интеллект. Он помогает участникам разобраться в их способности понимать собственные эмоции и управлять ими, а также эмоциями других людей. Это может способствовать развитию навыков эмоциональной осведомленности, эмпатии и улучшению межличностных отношений.
Важно выбирать тесты, которые подходят для конкретного возраста и интересов участников опросов. Материалы зачастую необходимо адаптировать, чтобы корректно их интерпретировать, а это задача педагогов и психологов. Ребенку зачастую, возможно, не так интересно, какие черты характера у него преобладают – без должной поддержки и объяснения он не сможет в полной мере воспользоваться этой информацией. Однако она будет полезна родителям и учителям для выстраивания гармоничных отношений с ребенком и помощи в его начинаниях и реализации талантов.
Есть множество пособий, тестов и игр с целью саморазвития у детей 5-10 классов с разными форматами получения ответов в открытом доступе: «Учебно-методический кабинет», «Инфоурок» и т.д. Везде необходимо участие специалистов. Если родители используют методики дома, консультация со школьным психологом или педагогом для верной интерпретации результатов будет полезной. По этой причине в психологии самопознания для детей тестов с ответами сравнительно немного.
Подытожим
Взрослым тестирование для саморазвития может быть полезно по нескольким причинам. Во-первых, оно помогает им лучше понять себя, свои интересы, ценности и потребности, что способствует более осознанному принятию решений и направлению собственного развития. Во-вторых, опросники предоставляют возможность обратить внимание на собственные сильные и слабые стороны для личностного роста и повышения самоэффективности. Наконец, эти тесты могут служить вдохновением для реализации новых возможностей и целей, помогая взрослым продолжать развиваться и достигать личностного удовлетворения.
Определение критериев саморазвития обучающихся разного возраста учитывается при составлении тестов с ответами в соответствии с возрастом, интересами и целью диагностики.
В любом случае, тесты – это один из ключей к пониманию себя, не стоит воспринимать их результаты как беспрекословную константу или диагноз. Для более глубокого и корректного погружения во внутренний мир используйте несколько инструментов, которые позволят посмотреть на себя с разных сторон. На онлайн-программе «Самооценка 360» вы пройдете несколько тестов и упражнений, эффективность которых доказана исследователями, а значит, их результат будет максимально достоверным. В результате вы познакомитесь с собой ближе, раскроете сильные стороны и сможете пробудить и использовать спящий потенциал. Узнавайте о себе новое непрерывно и сделайте этот процесс частью жизни. Обучитесь этому искусству на онлайн-программе «Лучшие техники самообразования».
Желаем вам интересного путешествия в свой собственный внутренний мир!
В завершение предлагаем вам поучаствовать в опросе: