Блог о саморазвитии

Кризисы возрастного развития: как проявляются и как преодолеть?

Кризисы возрастного развития: как проявляются и как преодолеть?

Мы все слышали про переходный подростковый возраст и кризис среднего возраста. И все примерно представляем себе, в чем эти явления выражаются. Кому-то это известно на собственном опыте, а кому-то – на примере детей, друзей, коллег и детей друзей и коллег.

Однако мало, кто четко понимает, что на самом деле кризисных периодов в жизни человека намного больше, чем два. И если какие-то кризисы возрастного развития человека проявляются ярко и доставляют массу хлопот самому человеку и окружающим его людям, другие проходят не так болезненно и заметно.

У вас есть шанс легко пережить все кризисы возрастного развития личности, а то и не заметить их вовсе, если вы заблаговременно пройдете наши программы «Самопознание» и «Когнитивистика». Но, даже если вы просто разберетесь, что такое возрастные кризисы психического развития человека, и узнаете, когда они могут нагрянуть, вы уже будете к ним готовы.

Как говорится, «предупрежден, следовательно, вооружен». Поэтому сегодня мы разберем понятие кризиса возрастного развития, узнаем, как его пережить самому и как помочь его пережить близким людям. А также разберемся, какие периоды кризисов возрастного развития выделяют ученые, в разное время занимавшиеся этим вопросом.

Взгляды разных ученых на проблему кризисов возрастного развития несколько отличаются, что вполне логично: люди тоже различаются между собой, поэтому возрастные кризисы могут переживать по-разному и в разные периоды жизни. Мы познакомим вас с основными взглядами и концепциями в этой области и, скорее всего, вы найдете то, что в наибольшей степени отражает ваше состояние. И начнем мы с общего определения.

Что такое кризис возрастного развития?

Кризис возрастного развития – это ситуация, когда ранее сложившееся устойчивое функционирование личности в силу разных причин нарушается, а личность постепенно переходит на новый этап своего развития. Как и любое другое кризисное явление, кризисы возрастного развития личности наступают, когда накапливается определенный массив изменений, при котором функционирование системы в прежнем режиме невозможно, и появляется объективная необходимость в переменах.

Для любых изменений нужно время, и возрастной кризис – не исключение. В идеале все возрастные кризисы психического развития человека длятся от нескольких месяцев до одного года и заканчиваются адаптацией ко всем произошедшим изменениям. В случае если человек не справляется с этим сам и/или с помощью близких людей, может потребоваться помощь психолога.

В наиболее тяжелых случаях, когда кризис переживает человек с изначально неустойчивой психикой, возрастной кризис может спровоцировать психологические и даже психические расстройства, с которыми могут справиться только психотерапевты и психиатры. Это бывает нечасто, и, в принципе, здоровый человек вполне в состоянии справиться с этой напастью.

Но справиться будет проще, если вы будете знать, когда ждать ближайшего кризиса у себя, своего близкого человека или ребенка. Ввиду того, что дети в силу объективных причин являются наиболее уязвимой категорией, начнем с рассмотрения детских кризисов в развитии.

Лев Выготский: кризисы возрастного развития детей

Первым, кто в психологии поднял тему кризисов возрастного развития как самостоятельную, самодостаточную и нуждающуюся в предметном исследовании, был российский психолог и педагог Лев Семенович Выготский (1896-1934). Многие научные концепции Выготского актуальны по сей день, и на их основе построены действующие педагогические методики. В контексте сегодняшней темы нас более всего интересуют кризисы возрастного развития детей, которые выделил и описал Лев Выготский [Л. Выготский, 1984].

Кризисы возрастного развития детей (по Выготскому):

  • Кризис новорожденности, отделяющий внутриутробный этап развития от младенчества.
  • Кризис первого года жизни, отделяющий младенчество от раннего детства.
  • Кризис 3-летнего возраста, символизирующий переход к дошкольному возрасту.
  • Кризис 7-летнего возраста, символизирующий переход между дошкольным и школьным возрастом.
  • Кризис подросткового возраста в 13 лет.

Напомним, что пик научной активности Выготского, все его научные разработки пришлись на 20-30-е годы прошлого века и являлись отражением ситуации в обществе, сложившейся на тот момент. Сегодня дети могут идти в школу с 6 лет и, соответственно, кризис, символизирующий переход между дошкольным и школьным возрастом, происходит раньше и во многом зависит от степени психологической готовности к школе.

Общество стало более разнородным в социальном плане, поэтому кризис переходного возраста необязательно случится именно в 13 лет. Кто-то «слетает с катушек» уже в 12-летнем возрасте, а кто-то может спокойно «дотянуть» до 15 лет и без происшествий пережить все подростковые гормональные бури.

Так или иначе, возрастные кризисы и социальная ситуация развития тесно взаимосвязаны. И тут есть один очень тонкий момент. Если в ранних кризисах возрастного развития детей меняется внешняя ситуация, у подростков речь идет о внутренних изменениях. Так, можно достаточно четко проследить момент, когда ребенок сделал первый шаг, сказал первое слово. Еще более четкую хронологию имеют последующие события, когда ребенок пошел в детский садик, а затем в школу.

В случае с подростком он по-прежнему продолжает ходить в школу, общаться с друзьями, возможно, заниматься в спортивной секции или творческой студии. Однако в подростковом возрасте начинается глобальная перестройка организма, прежде всего гормональная, которая «накладывается» на объективный процесс эмоционального взросления.

В этот момент происходит переоценка ценностей, появляется большее, чем раньше, стремление к независимости, которое может перерасти в бунт, если взрослые начинают избыточно вмешиваться в те сегменты жизни ребенка, за которые он может и должен отвечать сам. Например, выбор друзей, занятий по интересам, будущей профессии и т.д. В любом случае, для каждого периода детского возраста существует своя ведущая деятельность.

Алексей Леонтьев: ведущая деятельность и возрастные кризисы развития

Российский психолог Алексей Леонтьев (1903-1979) напрямую связывал понятия ведущей деятельности и возрастных кризисов развития ребенка. Собственно, именно он и ввел в научный оборот такое понятие, как «ведущий тип деятельности». Под ним подразумевается та деятельность ребенка, развитие которой предопределяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности.

Соответственно, со сменой ведущей деятельности происходит и переход к следующей стадии развития, а если переход почему-либо затруднен или не состоялся, тогда можно говорить про кризис.

Опять же, для раннего детского возраста такие переходы ярко выражены. Так, если основная деятельность младенца – кушать и спать, малыш постарше уже занимается исследованием окружающего мира, дошкольник играет со сверстниками и общается с воспитателями в детском садике, а список обязанностей современного школьника зачастую напрягает даже успешных менеджеров среднего звена.

Заметим, что пик научной активности Алексея Леонтьева пришелся на послевоенные годы, а в 40-60-е само понятие «кризис» было наделено сугубо негативным смыслом. Применительно к детскому возрасту, Леонтьев выделял кризисы 3 и 7 лет, подростковый и юношеский кризисы. Все они связаны со сменой ведущей деятельности, причем не обязательно в формальной плоскости.

Так, если с походом в садик и школу в 3 и 7 лет все понятно, у подростка при формально неизменных обстоятельствах приоритетом становится дружба и общение со сверстниками, а в юношеском возрасте – отношения с противоположным полом и необходимость определиться в профессиональном плане.

Алексей Леонтьев трактует кризис как следствие не совершившегося своевременно перехода. Другими словами, кризиса как такового в переходные моменты может и не быть, если воспитание и психологическое развитие ребенка и подростка являются управляемым процессом, а взрослые могут тактично направить энергию ребенка в нужное русло. Более подробно об этом можно прочитать в книге «Проблемы развития психики» [А. Леонтьев, 2020].

Даниил Эльконин: «большие» и «малые» кризисы возрастного развития

Весьма интересна периодизация возрастных кризисов развития у детей, которую предложил российский психолог и педагог Даниил Эльконин (1904-1984). Притом, что его периодизация во многом опирается на изыскания Выготского, Эльконин детализировал многие принципиальные моменты.

Предложенная Элькониным «структура кризисов» предполагает деление на эпохи развития, которые в свою очередь делятся на периоды. Переходы от эпохи к эпохе сопровождаются «большими» кризисами, а переходы между периодами – «малыми» кризисами. Приход человека в этот мир знаменуется кризисом новорожденности, а далее жизнь ребенка делится на 3 эпохи и 6 периодов.

Эпоха раннего детства (до 3 лет):

  • Младенчество (2-12 мес.) и «малый» кризис первого года жизни, когда ребенок начинает ходить и исследовать окружающий мир.
  • Ранний возраст (1-3 года) и «большой» кризис 3 лет, когда идет усиление автономии ребенка, что кратко можно описать словами «я сам».

Эпоха детства (с 3 до 11 лет):

  • Дошкольный период (3-7 лет) и «малый» кризис (6-7 лет), предопределенный началом школьного периода жизни.
  • Период младшего школьного возраста (7-11 лет) и «большой» кризис по его окончании, когда идет перестройка отношений со старшими и появляется первое ощущение «взрослости».

Эпоха подросткового возраста (с 12 до 17 лет):

  • Период среднего школьного возраста (12-15 лет) и «малый» кризис (15 лет), когда формируются собственная идентичность, собственное «эго» и самосознание.
  • Старший подростковый возраст (15-17 лет) и «большой» кризис (17 лет), знаменующий конец эпохи подросткового возраста и начало взрослой жизни.

Возможно, такая разбивка по периодам у кого-то вызовет сомнения, но это взгляд ученого. Напомним, мы обещали вас познакомить с разными взглядами на проблему. Более подробно поможет изучить кризисы возрастного развития таблица, составленная по работам Эльконина:

Обратите внимание, что у Эльконина есть такое понятие, как «новообразования периода». Это те самые изменения, которые, накопившись до критической массы, делают невозможным функционирование личности в прежнем формате и объективно требуют изменений и выхода на новый уровень.

Также обратите внимание, что Даниил Эльконин постулирует понятие ведущего типа деятельности, и наступающие кризисы возрастного развития во многом связаны именно с изменением ведущего типа деятельности. Желающим глубже вникнуть в концепцию Даниила Эльконина рекомендуем изучить его «Избранные психологические труды» [Д. Эльконин, 1989].

Как мы уже заметили ранее, возрастные кризисы подстерегают не только детей и подростков, но и взрослых уже сформировавшихся людей. Давайте обсудим и этот аспект темы.

Дэниел Левинсон: кризисы возрастного развития личности

Американский психолог Дэниел Левинсон (1920-1994) сосредоточил свое внимание на изучении кризисных периодов жизни взрослого человека. В целом, Левинсон выделяет 4 этапа жизни человека:

  • До 17-22 лет – «предвзрослость».
  • До 40-45 лет – этап «ранней» взрослости.
  • До 60-65 лет – этап «средней» взрослости.
  • После 60-65 лет – этап «поздней» взрослости.

Как видите, границы несколько расплывчаты и условны, потому что все люди разные и по-разному проходят этапы своего жизненного пути. Тем не менее, общие закономерности наблюдаются практически у всех, и кризисными являются как раз моменты перехода от одного этапа жизни к другому.

Кризисы возрастного развития (по Левинсону):

  • При переходе к «ранней» взрослости.
  • При переходе 30-летнего рубежа (примерно в 28-33 года).
  • При переходе к «средней» взрослости (примерно в 40-45 лет).
  • При переходе 50-летнего рубежа (примерно в 50-55 лет).
  • При переходе к «поздней» взрослости (примерно в 60-65 лет).

В понимании Левинсона, кризисы случаются лишь в случае возникновения концептуальных трудностей у человека в какой-то из переходных моментов. Например, если случается переоценка ценностей, жизненных ориентиров либо крушение юношеских надежд.

Интересно, что Дэниел Левинсон изучал отдельно кризисы возрастного развития мужчин и женщин. Так вот, он пришел к выводу, что у женщин кризисы в меньшей степени связаны с возрастом, нежели у мужчин. Зато у женщин кризисы в большей степени связаны с такими событиями, как выход замуж, рождение детей, сепарация от родителей, особенно от мамы.

Увидеть разницу более четко можно, прочитав книгу Seasons of a Man’s Life [D. Levinson, C. Darrow, 1979]. А также книгу Seasons of a Woman’s Life [D. Levinson et al., 1996]. К слову, исследования Левинсона вдохновили множество последователей, взявшихся за изучение данной темы.

Гейл Шихи: кризисы возрастного развития и немного автобиографии

Наиболее яркой последовательницей идей Левинсона можно считать американскую писательницу, исследовательницу и журналистку Гейл Шихи. Она решила проверить обнародованные Левинсоном идеи в рамках собственной автобиографии и пришла к выводу, что они во многом подтверждаются.

Результатом предпринятого всестороннего исследования своей биографии, а также биографий многих других людей, с которыми ее свела журналистская деятельность, стали полтора десятка книг, самой известной из которых в русскоязычном сегменте является книга «Возрастные кризисы» [Г. Шихи, 1999]. А ее уточненный вариант «критической периодизации» выглядит следующим образом:

  • Кризис «отделения» от родителей (20-22 года) и перехода к «ранней» взрослости, когда происходит осознание своих жизненных и профессиональных планов и создание семьи.
  • Кризис 30-летия и перехода к «средней» взрослости, связанный с анализом разрыва между желаемым и действительным, переживаниями по этому поводу, коррекцией планов на жизнь, переоценкой ценностей.
  • Период после 30 лет, наполненный заботой о материальном благосостоянии, реализацией карьерных устремлений, формированием социальных связей.
  • Кризис середины жизни, он же кризис 40-летия, он же «кризис среднего возраста», сопровождаемый разладом внутреннего мира и изменением отношения к окружающей действительности.

В этой классификации, как видите, несколько смешаны моменты кризисов и периоды относительной стабильности, но в целом исследование можно считать весьма интересным.

Эрик Эриксон: «кризис идентичности»

И, наконец, огромный вклад в дело изучения кризисов возрастного развития человека внес психолог и психоаналитик Эрик Хомбургер Эриксон (1902-1994). Он ввел в научный оборот такое понятие, как «кризис идентичности».

Под этим понятием подразумевается состояние человека, когда он ищет свое место в жизни, пытается осознать свою роль, миссию и предназначение в обществе. Это состояние сопровождается утратой прежнего понимания собственной идентичности и, по сути, и есть кризис. Однако сам Эриксон предпочитает рассматривать тему немного шире.

Стадии идентичности (по Эриксону):

  • До 1 года – кризис первого года жизни и «поиск» ответа на вопрос «Можно ли доверять миру?»
  • От 1 года до 3 лет – попытки отстоять свою автономию, что заканчивается формированием либо самостоятельности, либо нерешительности в зависимости от действий взрослых.
  • От 3 до 6 лет – социализация, формирование навыков взаимодействия в детском коллективе, результатом чего становится формирование либо инициативности, либо чувства вины, если ребенка постоянно одергивают.
  • От 6 до 12 лет – обретение навыков получения знаний и дальнейшая социализация, когда в зависимости от успехов и результатов формируется либо самодостаточность и уверенность в себе, либо сомнение в собственных силах и возможностях.
  • От 12 до 19 лет – смешение идентичности и поиск ответа на вопрос «Чего я хочу?» в комплексе с поиском будущего профессионального и жизненного пути, определением своей роли во взаимоотношениях с противоположным полом.
  • От 20 до 25 лет – формирование навыков построения близких отношений, достижения эмоциональной близости, где результаты в этой сфере предопределяют дальнейшую либо изоляцию, либо успех в построении личных отношений.
  • От 26 до 64 лет – зрелость, которая и есть жизнь со всеми ее атрибутами взрослости. В зависимости от того, как самореализуется человек в личной и профессиональной жизни, зависит, ждет его достижение целей или застой.
  • После 65 лет – анализ пройденного жизненного пути и либо ощущение целостности, либо отчаяние.

Более подробно о стадиях идентичности Эриксона вы можете прочитать в его книге «Идентичность: юность и кризис» [Э. Эриксон, 1996]. Также весьма интересна в этом плане его работа «Детство и общество» [Э. Эриксон, 1950]. Однако еще более интересно узнать, как преодолеть кризисы возрастного развития.

Как преодолеть кризисы возрастного развития?

Сейчас, когда вы уже знаете, как проявляются кризисы различных периодов и когда они могут нагрянуть, вы уже на полпути к преодолению их последствий. Как минимум, вы можете не нервничать, не понимая, что с вами не так и откуда печальные мысли на фоне относительного благополучия, когда еще вчера все казалось нормальным, приемлемым и даже крутым, а сегодня уже не удовлетворяет от слова «совсем».

Теперь, когда вы имеете представление, как могут проявляться кризисы у детей в том или ином возрасте, и знаете, что это полностью естественный процесс, вы можете не беспокоиться, что с ребенком что-то не в порядке. А это значит, что вы можете не распылять свою энергию на ненужное беспокойство и стресс и сосредоточиться на решении вопроса по существу.

Поскольку дети более уязвимы для жизненных невзгод, успешное преодоление кризисов – это, прежде всего, забота родителей. Давайте посмотрим, как психологи советуют помочь ребенку преодолеть возрастной кризис [Н. Визер, 2019].

Топ-7 правил преодоления кризиса у детей:

  • Давать детям выбор в повседневной жизни: с какими игрушками играть, какую одежду по сезону надеть, с кем дружить.
  • Хвалить детей, в том числе за мелкие достижения: нарисовал рисунок, научился завязывать шнурки, выступил на утреннике в детском садике.
  • Давать детям мелкие поручения: полить цветы, подмести пол, детям постарше выгулять собаку и сходить за хлебом.
  • Всегда сохранять самообладание и чувство юмора, уметь переводить неудобные ситуации в шутку, но при этом не высмеивать детей.
  • Минимизировать запреты: лучше создать для совсем маленьких безопасную домашнюю обстановку, когда нельзя дотянуться до розетки, режущих, колющих и бьющихся предметов.
  • Провинность и наказание должны быть тесно связаны, наказание должно быть четким, внятным и справедливым: дернул кошку за хвост – остался без сладостей и т.п.
  • Давать оценку исключительно делам и поступкам детей, а не самими детям: недопустимы выражения наподобие «Ты что, тупой?!», «Да у тебя ничего не получится!», «Не с твоим счастьем» и прочие.

Тем, кто нуждается в более подробных пояснениях по каждому пункту либо хотел бы детальнее изучить рекомендации для какого-либо конкретного детского возраста, можем порекомендовать статью «Детские возрастные кризисы: к чему готовиться?» [Источник, 2018].

Например, там можно найти советы, как справляться с детскими истериками: ни в коем случае не потакать, не поддерживать эмоционально, не ругать ребенка, а попытаться отвлечь его внимание на что-то другое. Когда ребенок уже успокоится, спокойным голосом объяснить, почему вы не можете купить ему очередную игрушку, разрешить бросить камнем в собаку, прыгнуть с разбега в грязную лужу.

Теперь давайте посмотрим, как проходить сложный кризисный этап своего жизненного пути взрослым [Е. Лебедева, 2020].

Как справиться с кризисом возрастного развития взрослому:

  • Обратиться к врачу – терапевту, эндокринологу, неврологу. Часто депрессии, перепады настроения, недовольство жизнью детерминированы проблемами со здоровьем, в том числе нарушением гормонального фона, функций щитовидной железы, надпочечников. Это все напрямую влияет на психологическое состояние.
  • Подвергнуть тщательному анализу окружающую действительность: что у вас хорошо и за что можно быть благодарным судьбе, что пока не очень и как это потенциально возможно подправить, что для вас реально важно и ценно в жизни, а что можно смело отнести в категорию «навязанные ценности».
  • Ни в коем случае не винить себя в сложившейся ситуации: просто принять кризис, если он случился, понять, что любой человек имеет право на ошибки, если вы их вдруг обнаружите в своих прежних действиях в ходе анализа и размышлений, научиться самосостраданию.
  • Потакать свои желаниям и мелким слабостям: не отказываться от прогулки в угоду генеральной уборке, не отказываться от встречи с друзьями, если вас зовут, сходить в бассейн, если давно хотелось поплавать в свое удовольствие. Минимальные навыки тайм-менеджмента позволят легко «вписать» свои удовольствия в повседневный график без ущерба делам.
  • Не стесняться обратиться за помощью и моральной поддержкой к близким людям: друзьям, супругу, супруге, родителям. Иногда простое общение и возможность «выговориться» уже облегчают душу. А проговаривая и озвучивая свои проблемы, мы их вынуждены структурировать, что помогает быстрее прийти к решению.
  • Ответить самому себе на вопрос: что вы посоветовали бы своему лучшему другу, если бы он обратился к вам с такой проблемой, как у вас сейчас? Вполне возможно, что совет может пригодиться и вам.
  • Обратиться к психологу, если собственных сил справиться с ситуацией не хватает. И даже если хватает, одна голова хорошо, а две лучше, и хороший психолог всегда может подсказать что-то дельное и сэкономить вам время на выход из кризиса.

Отдельно стоит сказать о том, что делать, если возрастной кризис случился у вашей второй половинки. Тут главное внимание, тактичность и элемент сострадания, тогда общими усилиями вы точно преодолеете кризис [Е. Лебедева, 2020].

Как помочь справиться с кризисом супругу или супруге:

  • Воздержаться от обвинений в адрес партнера.
  • Помнить, что все люди имеют право на свои чувства.
  • Соблюдать личные границы, давать возможность партнеру побыть одному, если ему это нужно.
  • Не навязываться с советами в случае, если вас об этом не просят.
  • Морально поддерживать партнера, хотя бы словами «Я вижу, что тебе трудно, я могу тебе как-то помочь?»
  • Оказать помощь, если о ней просят.
  • Проявить заботу, если твердо уверены, что именно этот формат заботы сейчас нужен вашему партнеру.
  • Продолжать заботиться о себе, потому что вам потребуются душевные силы, чтобы оказать эффективную поддержку партнеру.
  • Помнить, что от выбранной вами стратегии поведения во многом зависят отношения в будущем.

Неосторожное слово, непродуманное действие в момент, когда человеку и так плохо, может серьезно усугубить ситуацию. А вот ненавязчивая и тактичная поддержка может помочь преодолеть любые невзгоды. Помните об этом и всегда любите друг друга!

Итак, это основные и наиболее интересные разработки по проблеме кризисов возрастного развития, с которыми мы хотели вас познакомить. Напоминаем, что все эти кризисы можно пройти вполне безболезненно, а то и вовсе не заметить, если подходить к жизни осознанно и вовремя корректировать свой жизненный путь. Научиться этому можно на наших программах «Самопознание» и «Когнитивистика», куда мы вас приглашаем, потому что там всегда интересно.

Мы желаем, чтобы в вашей жизни было как можно меньше кризисов, а те, что иногда происходят, заканчивались изменениями к лучшему. Если тема вас заинтересовала, предлагаем ответить на один вопрос по теме статьи: