Как научить ребенка принимать решения

Как научить ребенка принимать решения

Люди – не слишком логичные существа, хотя практически все слышали, что такое логика и логическое мышление. А те, кому довелось учиться в вузе, даже изучали такие предметы, как «Формальная логика» или «Математическая логика» в зависимости от специфики вуза.

Люди не всегда логичны в своих поступках и своих ожиданиях от окружающих. Сначала они полжизни «стоят над душой» у детей, заставляя их съесть кашу, надеть шапку, сделать уроки, навести порядок на столе. А потом удивляются, почему дети выросли такими несамостоятельными «бытовыми инвалидами», которые не в состоянии сами спланировать личный бюджет, поддерживать порядок в доме и не хотят съезжать от родителей до 40 лет, даже если те готовы купить им отдельную квартиру.

Быть может, дело в неверно выстроенных коммуникациях с подрастающим поколением, что вполне можно подправить на нашей учебной программе «Лучшие техники коммуникаций». А может, выросший ребенок так и не освоил процесс принятия решений, коль скоро все решения за него всегда принимали родители.

Как этого не допустить, как научить ребенка принимать решения самостоятельно и что делать, если вы уже что-то успели упустить? Давайте разбираться!

Что значит принимать решения?

Сначала давайте поймем сами для себя, чего мы, собственно, собрались требовать от детей и что значит «принимать решения». Принятие решений – это процесс выбора одного варианта из нескольких возможных на основе имеющейся информации, анализа ситуации и осознания последствий.

Это важный навык, который влияет на самостоятельность, уверенность в себе и способность справляться с жизненными вызовами. Что подразумевает принятие решений?

Что нужно для принятия решений:

  • Правильно оценивать ситуацию.
  • Рассматривать разные варианты.
  • Предвидеть возможные последствия.
  • Брать на себя ответственность за выбор.

Давайте теперь рассмотрим подробнее основные принципы принятия решений.

Основные принципы принятия решений:

  • Четкое понимание цели – хорошее решение вытекает из понимания, чего вы хотите в долгосрочной перспективе. Цель помогает отсеивать ненужные варианты. Тестируйте любое принимаемое решение вопросом: «Это приближает меня к моим целям или нет?»
  • Осознанность – прежде чем принять решение, важно остановиться, подумать и осознать ситуацию, а не действовать на автомате. Как говорится, «между стимулом и реакцией есть пространство. В этом пространстве – наша сила выбирать».
  • Сравнение вариантов – выбирать нужно не из вариантов «делать» или «не делать», а из нескольких альтернатив. Для этого можно составить таблицу плюсов и минусов, использовать матрицу Эйзенхауэра и другие инструменты планирования.
  • Учет последствий – следует оценить возможные последствия каждого варианта решения по важным аспектам, причем как краткосрочные, так и долгосрочные. Для удобства можно использовать шкалу от 1 до 10 для каждого показателя. Проще говоря, нужно понимать последствия как на ближайшие 5 минут или 5 дней, так и на ближайшие 5 месяцев, лет, десятилетий.
  • Интуиция и логика – интуиция основана на накопленном опыте. Интуиция – это способность человека понимать и проникать в смысл событий посредством одномоментного бессознательного вывода. Логика – это разумность, рациональность, закономерность и последовательность в явном или неявном виде. Оптимально, если интуиция и логика работают в тандеме.
  • Принцип достаточности – не всегда нужно искать идеальное решение. Более того, перфекционизм – убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, а несовершенный результат не имеет права на существование – может быть вреден, потому что тормозит ваши проекты. В большинстве случаев нужно ориентироваться на принцип минимальной готовности, когда найденный вариант решает основную проблему и позволяет при необходимости работать над усовершенствованием.
  • Тестирование гипотез – если решение можно протестировать с минимальными затратами сил, времени и прочих ресурсов, значит, это нужно сделать. Мини-эксперимент часто дает больше информации, чем бесконечно долгие размышления. Например, если есть сомнения в выборе или смене профессии – стоит пройти стажировку и принять решение на основе практического опыта.
  • Советы экспертов и обратная связь – для решений по сложным вопросам, где не хватает собственной компетентности, стоит прибегать к мнению экспертов и тех, кто уже решил сходную проблему тем или иным способом. Так будет проще увидеть всю палитру альтернатив.
  • Принятие неопределенности – правда жизни такова, что идеальных или универсальных решений с 100% гарантией успеха в большинстве случаев не существует, а риск обычно наличествует. Можно гарантировать лишь то, что ваше решение беречь здоровье, читать книги, освоить компьютер и выучить английский вам точно не повредит.
  • Ответственность за выбор – помните, что любой выбор, который вы сделаете, – это исключительно ваша ответственность независимо от того, следовали вы чьим-то советам или приняли решение сами.

Зачем все это детям? Принятие каких решений можно и нужно доверить ребенку? И почему важно научить ребенка принимать решения самостоятельно? Давайте по порядку!

Почему нужно научить ребенка принимать решения?

Самостоятельные решения – важная составляющая взрослой жизни. И даже если вы готовы доверить ключевые решения своей второй половине, а себя посвятить ведению домашнего хозяйства – это уже само по себе решение. Далее вам предстоит сделать удачный выбор второй половины, которая все это «потянет», проанализировать массу факторов и держать «руку на пульсе» всю оставшуюся жизнь, охраняя ваше благополучие и безбедную жизнь, которую вам обеспечит супруг или супруга.

Если же вы намерены строить свою собственную карьеру, навык самостоятельных решений вам тем более необходим. И вам, и вашему ребенку, который совсем скоро (да, не успеете оглянуться) станет взрослым.

Почему самостоятельные решения важны для ребенка:

  • Развитие критического мышления – ребенок учится анализировать ситуацию, взвешивать плюсы и минусы, предсказывать последствия своих поступков.
  • Формирование ответственности – когда решение принимает сам ребенок, он несет за него ответственность, а не перекладывает ее на взрослых. Это учит быть осознанным.
  • Уверенность в себе – каждое принятое (особенно удачное) решение является маленькой победой, которая укрепляет самооценку и уверенность в своих силах.
  • Навыки навигации в сложных ситуациях – жизнь полна неоднозначных ситуаций. Умение принимать решения помогает не теряться в сложностях, а действовать, даже если нет идеального выбора.
  • Защита от давления – ребенок, привыкший думать самостоятельно, реже поддается плохому влиянию и различным манипуляциям. У него есть внутренний компас, который позволяет сохранять ориентиры.
  • Подготовка к сложностям взрослой жизни – чем раньше ребенок начнет тренироваться в принятии решений, тем увереннее он будет чувствовать себя в будущем.

Заметим, что научившиеся принимать решения и нести за них ответственность дети, решение проблем, возникающих в их детской жизни, своими силами – это благо не только для детей, но и для их родителей.

Польза для родителей, когда ребенок принимает решение сам:

  • Больше свободного времени – если ребенок умеет сам выбирать, оценивать ситуацию и действовать, он реже бежит к родителям с каждой мелочью: «Что надеть?», «Что делать?» и т.д. Снижается нагрузка на родителей, родители меньше устают и могут уделить больше внимания себе и друг другу.
  • Меньше беспокойства за ребенка – когда ребенок учится думать и анализировать, он не попадет под чужое негативное влияние, а родителям не придется постоянно контролировать каждый его шаг, волнуясь за его благополучие и за то, «что он будет делать без нас».
  • Взаимное доверие – когда родители не давят, а дают право выбора, ребенок чувствует себя уважаемым, услышанным и любимым. Отношения становятся теплее и крепче, ребенок охотнее делится мыслями и проблемами, а родители всегда в курсе его дел и намерений.
  • Меньше конфликтов – ребенок, которому разрешают выбирать, реже вступает в конфронтацию. В этом нет необходимости, потому что у него есть пространство для маневра, его личные границы не нарушают и готовы выслушать его аргументы. Разумеется, ребенку нужно прививать понимание, что родители имеют право на свое мнение, как и сам ребенок.

Думается, мы разобрались, как важно научить ребенка принимать решения самостоятельно. Теперь осталось понять, как это сделать.

Как можно научить ребенка принимать решения: советы, игры, рекомендации

Чтобы ребенок вышел во взрослую жизнь самостоятельным и ответственным, учить принимать решения нужно с самого раннего возраста. Педагоги и психологи давно работают над этим и готовы помочь родителям справиться с этой задачей. Так, немало полезных советов вы найдете в статье «Я не знаю, чего хочу: Почему дети не умеют принимать решения и 6 способов научить их этому» [Мел, 2022].

Для самых маленьких предпочтительнее всего игровая форма и имцплицитное научение. Уточним, что имплицитное научение – это обучение, происходящее без осознания того, что именно является предметом обучения. Совсем маленький ребенок не может осознанно сосредоточиться на обучении в силу возраста, а более взрослые дети, прямо скажем, не все и не всегда хотят учиться в принципе. Но учить нужно, и есть доступные способы, как это сделать.

Давайте ребенку выбор с самого раннего возраста:

  • «Какую футболку ты сегодня хочешь надеть: синюю или зеленую?»
  • «Ты хочешь на завтрак кефир или ряженку?»
  • «Какую сказку тебе почитать перед сном?»

Чем раньше ребенок начнет делать выбор хотя бы из предлагаемых вариантов, тем легче ему будет в будущем принимать более сложные решения.

Если ситуация выбора более сложная – например, выбор спортивной секции, выбор музыкальной или художественной школы – и ребенок не готов ответить сразу, не стоит его торопить, а стоит дать время на размышления.

Если он все равно затрудняется, следует научить его рассуждать. Например, выяснить, что для него важнее – чтобы было веселее заниматься или чтобы были максимальные шансы на успех.

Следует пойти навстречу его выбору в любом случае, даже если вы понимаете, что с невысоким ростом ребенок вряд ли преуспеет в баскетболе, но при этом он очень хочет играть в одной команде со своими друзьями и друзья хотят его видеть в своей команде.

Объясняйте, что не все решения одинаково важны:

  • «Не важно, выберешь ты кефир или ряженку, но выбор нужно сделать быстро, чтобы не опоздать в детский садик».
  • «Ты можешь выбрать любую футболку, но через 5 минут ты должен быть готов на выход».
  • «Если ты не знаешь, какую сказку хочешь, я прочитаю ту, которая нравится мне».

Такой подход в будущем облегчит ребенку понимание, что такое приоритеты и как их выставлять.

Позволяйте ошибаться и учите делать выводы из ошибок:

  • «Ты решил не надевать шапку, и теперь тебе холодно. Возможно, шапку стоило надеть, чтобы не замерзнуть?»
  • «Ты решил не готовиться к контрольной, думая, что и так все знаешь, и в итоге получил плохую оценку. Может, имеет смысл повторить материал хотя бы перед экзаменом, чтобы не получить плохую оценку еще и там?»

Так ребенок понимает, что решения имеют последствия, а ошибки – это часть обучения, а не повод для наказания.

Помогайте ребенку развивать критическое мышление:

  • «Как ты думаешь, что будет, если ты наденешь легкую одежду в холодную погоду?»
  • «Как тебе кажется, что будет, если человек съест сразу много еды?»
  • «Каким образом можно быстрее убраться в комнате – сначала собрать игрушки или сначала разложить вещи по местам?»
  • «Что случится, если ты опоздаешь на автобус? Что можно предпринять в этом случае?»

Если ребенок не знает ответа на вопрос – помогайте ему выстроить логическую линию рассуждений, а не выдавайте сразу готовый ответ. Вам самим будет интересно, что выберет ребенок в последнем случае – вернуться домой, пойти пешком, добраться с пересадками другим маршрутом или потребует с вас деньги на такси.

Играйте в игры, которые предполагают принятие решений:

  • «Ты – капитан корабля, а на море начинается шторм. Что ты будешь делать?»
  • «Ты – охотник и заблудился в лесу. Как поступишь?»
  • «Ты – король, и в королевстве закончилось мороженое, которое любят подданные королевства. Что можно сделать в этой ситуации?»
  • «Ты – ветеринар, и тебе нужно дать лекарство от бешенства диким зверям. Как ты это сделаешь?»

Последнее задание часто задают детям в рамках системы ТРИЗ (творческое решение изобретательских задач). Нашим читателям, кто не знает ответ, подскажем, что для этого на «звериных тропах» разбрасывают пищу, в которую заранее введены нужные препараты.

Учите ребенка взвешивать плюсы и минусы:

  • «Если ты будешь долго гулять, то нагуляешься, но не успеешь сделать уроки».
  • «Если сделаешь уроки сразу, у тебя будет больше свободного времени вечером».
  • «Если съешь сразу весь торт, ты будешь радоваться вкусной сладкой еде в ближайшие 20 минут, а завтра у тебя будет болеть живот весь день».

Такой подход учит ребенка анализировать последствия и находить баланс между «хочу» и «надо».

Не навязывайте свое мнение:

  • Важно направлять, но не решать за ребенка.
  • Если ребенок выбирает что-то, что вам не кажется лучшим вариантом, спросите: «А как ты думаешь, что может случиться, если ты выберешь этот вариант?»
  • Предлагайте компромиссы: «Прежде, чем бросать школу и идти на завод, давай ты поработаешь на заводе во время каникул, чтобы понять, подходит тебе это или нет?»

Это наименее конфликтные варианты. Тем более что дети зачастую не понимают, что далеко не всегда нужно отказываться от чего-то, чтобы получить что-то еще. Часто есть возможность совмещать.

Учите ребенка брать ответственность за свои решения:

  • Если ребенок не успел сделать уроки, не делайте их вместо него в последний момент. Позвольте ему самому разобраться с последствиями и сделать свои выводы, как поступать в следующий раз.
  • Если ребенок решил не делать домашние задания вовсе, а списывать у одноклассника, объясните возможные издержки такого варианта. Например, ссора с одноклассником или жесткий контроль при ответах по теме домашнего задания, когда одноклассник не будет иметь возможности подсказать и выручить.
  • Если вы хотите, чтобы ваш ребенок учился в вузе, а он хочет быть водителем-дальнобойщиком, следует разъяснить, что обладатель диплома всегда может «повесить его на стенку» и получить водительские права нужной категории. А вот поработав пару лет дальнобойщиком и уставая, как собака, сохранить нужный для учебы в вузе уровень знаний почти невозможно, и вы ему тут ничем потом не поможете.

Так что лучше сначала получить диплом, а потом экспериментировать с тяжелым физическим трудом. Собственно, это вполне вписывается в общие для всех рекомендации сначала делать более сложное дело, пока на это есть силы и энергия, а потом переходить к менее интеллектуально-затратным задачам.

Показывайте личный пример:

  • Объясняйте, как вы принимаете решения: «Я выбрал этот маршрут, потому что он безопаснее, и не выбрал короткий путь, потому что он пролегает через неосвещенный участок пустыря».
  • Показывайте, что вы тоже ошибаетесь и учитесь: «Я не взял зонт, потому что не проверил погоду. В следующий раз посмотрю прогноз».

Дети копируют поведение взрослых, и делают то, что видят, а не то, что им говорят. Условно говоря, если вы рассказываете ребенку о пользе чтения, но он вас ни разу не видел за чтением книги – вам будет сложно выглядеть убедительно.

Научить ребенка принимать решения – значит дать ему инструменты для самостоятельного анализа ситуаций, взвешивания последствий и ответственности за свой выбор. Чем больше ребенок практикуется в выборе, тем увереннее он становится в своих решениях и в себе.

Итак, мы разобрались, как научить ребенка принимать решения самостоятельно. В любом случае, для этого нужно быть «в контакте» с ребенком. Правильно выстроить общение и с детьми, и со взрослыми, принимающими участие в жизни вашего ребенка, поможет наша программа «Лучшие техники коммуникаций».

Это самое главное, что следует знать по данной теме. А сейчас давайте проверим, как вы разобрались в материале, с помощью небольшого теста: