Эмоции помогают нам понимать себя и окружающий мир. Однако для детей они часто становятся настоящим испытанием. Малыши и подростки нередко сталкиваются с трудностями в управлении своими чувствами, что может проявляться в виде истерик, срывов или замкнутости.
Для родителей такие ситуации становятся серьезным вызовом и одновременно предоставляют возможность научить ребенка эмоциональной саморегуляции. Это умение не появляется само по себе – его необходимо развивать и поддерживать.
Умение управлять своими эмоциями помогает детям справляться с повседневными трудностями, формирует уверенность в себе, учит строить здоровые отношения и развивает навыки разрешения конфликтов.
В этой статье мы рассмотрим практические шаги, которые помогут вашему ребенку научиться понимать свои состояния, справляться с ними и находить здоровые способы их выражения.
Чтобы вы могли помочь в управлении эмоциями другому человеку, критически важно начать с себя. Научитесь управлять вспыльчивостью, гневом, сохранять равновесие в стрессовых ситуациях, работать в команде, разрешать конфликты, понимать мотивы поведения людей и развивать эмпатию на онлайн-программе «Эмоциональный интеллект». Мы ждем вас! А далее погрузимся в мир детской эмоциональной регуляции.
Дети и эмоции
Эмоции – это естественная реакция на происходящее вокруг, но без умения управлять ими дети могут столкнуться с трудностями в общении, обучении и даже в понимании самих себя. Например, ребенок, который не умеет справляться с гневом, чаще конфликтует со сверстниками, из-за чего имеет мало друзей, а тот, кто не может выразить и прожить грусть, рискует замкнуться в себе.
Младенцы плачут, малыши устраивают истерики, и со временем взрослые ожидают, что ребенок сможет контролировать свои чувства без громких срывов. Однако эмоциональная саморегуляция – сложный навык, требующий целенаправленного развития внимания, планирования, когнитивных способностей. Как отмечает психолог Памела Коул из Университета штата Пенсильвания, этот процесс проходит у каждого ребенка по-разному [APA, 2023].
Способность справляться с эмоциями зависит от нескольких факторов: генетики, темперамента, окружающей среды и даже повседневных условий, таких как усталость или голод. Но именно стратегии управления эмоциями взрослых оказывают решающее влияние на то, насколько успешно ребенок освоит этот навык. Дети, которые научились контролировать эмоции, легче адаптируются в школе и лучше взаимодействуют с окружающими [Science Direct, 2007].
Исследования показывают, что дети, развивающие эмоциональную регуляцию, демонстрируют более высокий уровень эмпатии, лучше решают проблемы и легче переносят стрессовые ситуации [Child Development, 2010]. Это не только помогает им в детстве, но и закладывает основу для успешной взрослой жизни.
Почему дети бывают неуправляемыми?
Доктор Мэтью Рауз объясняет, что проблемы с контролем эмоций у детей возникают из-за сочетания природных особенностей и приобретенного поведения [Childmind, 2025].
«От природы у каждого ребенка свой уровень самоконтроля, зависящий от характера и особенностей личности», – говорит специалист. Например, если малыш сильно сопротивляется во время купания или переодевания, это может говорить о том, что в будущем ему будет сложнее управлять своими эмоциями».
Однако важную роль играет и то, как ведут себя родители. Когда мамы и папы постоянно идут на поводу у детских капризов или слишком стараются успокоить ребенка при каждом его недовольстве, это мешает развитию у него самодисциплины. «В таких случаях дети привыкают полагаться на родителей как на внешних “тушителей пожаров”, – объясняет доктор Рауз. – Если это повторяется часто, ребенок может просто не научиться самостоятельно справляться с эмоциями».
Особенно сложно приходится детям с СДВГ или повышенной тревожностью – им требуется дополнительная помощь в развитии навыков управления эмоциями.
Эмоциональная безопасность ребенка и семья
Эмоциональная безопасность – состояние, при котором человек в определенной микросреде чувствует себя защищенным от страха тревоги, стыда или унижения. Это способность открыто выражать свои чувства и мысли, не опасаясь осуждения, насмешек или наказания, в том числе в процессе социализации [Psyjournals, 2017].
Эмоциональная среда в семье сильнее всего влияет на социализацию ребенка и его умение регулировать свое состояние. Дети усваивают убеждения родителей, включая. поведенческие. Так, если мама или папа вспыльчивые, для ребенка будет нормой остро реагировать на раздражители, и убедить его в обратном будет непросто. А если родители запрещают выражать негативные эмоции или поощряют их открытое проявление, это может привести к проблемам во взаимодействии с окружающими.
Эффективнее всего нейтральное отношение родителей к выражению негативных эмоций ребенком без специального поощрения [Cambridge, 2013].
Напряженная обстановка дома, в частности, разногласия между взрослыми, серьезно влияет на психологическое состояние ребенка, который испытывает тревогу за близких, что часто приводит к заметным изменениям в его поведении. Это может проявляться в снижении успеваемости и сложностях в общении с одноклассниками.
При этом дети с неэффективным управлением эмоциями нередко сталкиваются с физическими недомоганиями: головными болями и расстройствами пищеварения. Именно поэтому родителям необходимо внимательно следить за состоянием ребенка и создавать условия для его гармоничного развития [Researchgate, 1994].
Авторы теории эмоциональной безопасности (ТЭБ) Патрик Дэвис и Мередит Дж. Мартин считают, что конфликты между родителями создают напряженность в семье, влияющую на эмоциональное регулирование ребенка. Известно, что дети, наблюдающие родительский конфликт, испытывают стресс и ищут способы восстановить собственную эмоциональную безопасность.
Существует два механизма, через которые конфликты родителей приводят к нарушениям адаптации у детей: прямой, где ребенок напрямую страдает от стресса из-за проявленных разногласий, и опосредованный, где важна привязанность ребенка к родителям, где он проявляет переживания за маму или папу внутри себя.
Согласно ТЭБ, система защиты в конфликтных ситуациях, направленная на устранение межличностных угроз, проявляет себя через четыре паттерна когнитивно-поведенческих стратегий, которые использует ребенок, находящийся в условиях конфронтации родителей:
- Надежный паттерн. Дети уверены, что конфликт временный и разрешится без ущерба для отношений. Они испытывают легкий негативный аффект, признают дистресс и стараются его уменьшить, не вмешиваясь в конфликт. Надежный паттерн формируется в условиях управляемых конфликтов без интенсивного гнева, при гармоничной семейной системе и доступности родителей. Ребенок учится управлению негативными эмоциями. Предикторы: волевой контроль и высокий порог негативного аффекта.
- Мобилизующий паттерн. Дети считают конфликт серьезной угрозой. Паттерн формируется при постоянных родительских стычках. Ребенок проявляет сверхбдительность, активно участвует в конфликте, демонстрирует дистресс и уязвимость, часто пытается контролировать отношения родителей. Для него характерны пессимистические взгляды на конфликт. Предикторы: сверхконтроль, нарушенные границы в семье, высокая чувствительность к порицаниям.
- Доминантный паттерн. Дети напрямую включаются в конфликт, выражают агрессию и враждебность. Их стратегии включают принуждение и стремление к власти. Паттерн формируется при среднем уровне враждебности, равнодушии взрослых и нарушенной семейной иерархии. Предикторы: слабый волевой контроль, импульсивность, уязвимость к дистрессу.
- Демобилизующий паттерн. Дети подавляют эмоции, замирают, отдаляются от родителей. Поведение формируется в условиях тяжелых конфликтов с высокой агрессией и отсутствием поддержки. Стратегия позволяет избежать рисков в агрессивной среде. Предикторы: антисоциальное поведение родителей, дезорганизованная привязанность, высокая сензитивность к порицаниям.
Деструктивные паттерны защиты от угрозы родительского конфликта связаны с риском развития психопатологий. Мобилизующий паттерн приводит ребенка к замкнутости в себе, переживанию тревоги или депрессии; доминантный зачастую способствует чрезмерной агрессивности и непослушанию, а демобилизующий – к серьезным психическим нарушениям. Однако концепт мультифинальности предполагает разные результаты для одних и тех же условий.
Чтобы снизить риски для психического здоровья ребенка и свести конфликты в семье или любых других ситуациях к минимуму, научиться управлять ими и преодолевать, рекомендуем познакомиться с нашим экспресс-курсом «Конфликтология и управление конфликтами».
Эмоции детей в зависимости от возраста
Каждый возрастной период – от младенчества до подросткового возраста – приносит свои уникальные вызовы и возможности для эмоционального развития.
Младенцы до года
Младенцы, по своей природе, действуют под влиянием эмоций, которые заложены в их мозге. Например, плач часто служит способом избежать дискомфорта или привлечь то, что приносит удовольствие, будь то еда, ласка или объятия.
Исследования показывают, что уже в первые шесть месяцев жизни младенцы могут испытывать стресс и реагировать на него, используя самоуспокаивающие действия, например, сосание [Online Library, 1996]. Кроме того, ученые обнаружили, что уже в младенчестве у детей начинают формироваться навыки саморегуляции. Они способны выбирать свое поведение, в зависимости от того, как это влияет на их эмоциональное состояние [PubMed, 2001].
Управление эмоциями для детей – это залог спокойствия для родителей. Как помочь малышам успокоиться:
- Включайте музыку. Согласно недавнему исследованию, прослушивание игровых песен помогает поддерживать у младенцев в возрасте от шести до девяти месяцев спокойное или нейтральное состояние значительно дольше, чем прослушивание речи, обращенной к ребенку или взрослому. Исследование также указывает, что мультимодальное пение, например, сочетание музыки, движений и визуальных элементов, лучше успокаивает сильно возбужденных 10-месячных младенцев, чем простая материнская речь [Pubmed, 2015]. Более того, игровые песни оказываются более действенными в снижении стресса у малышей, чем традиционные колыбельные.
- Обеспечивайте физический контакт и укачивайте. Это один из самых мощных инструментов для успокоения младенцев. Объятия, ношение на руках и укачивание помогают ребенку чувствовать себя в безопасности и снижают уровень стресса. Удалось выяснить, что физический контакт снижает уровень кортизола, гормона стресса, у младенцев и способствует их эмоциональному благополучию [PsycNET, 2010]. Если малыш плачет, попробуйте взять его на руки, покачать или прижать к себе. Это помогает активировать парасимпатическую нервную систему, которая отвечает за расслабление.
- Создайте предсказуемую среду. Регулярный режим дня, привычные ритуалы и знакомые звуки помогают снизить тревожность. Исследование показало, что младенцы, живущие в стабильной и предсказуемой среде, демонстрируют более низкий уровень возбудимости и лучше справляются с эмоциональными перегрузками [PsycNET, 2002]. Установите регулярный режим сна, кормления и игр. Используйте знакомые звуки – белый шум или тихую музыку, чтобы создать ощущение безопасности.
- Реагируйте на плач. Плач – это основной способ, с помощью которого младенцы сообщают о своих потребностях. Быстрое и чуткое реагирование на плач помогает ребенку чувствовать, что его понимают и поддерживают. Исследователи выяснили, что младенцы, чьи потребности быстро удовлетворяются, развивают более устойчивые навыки саморегуляции и меньше испытывают стресс в будущем [NCBI, 2007]. Если ребенок плачет, проверьте, не голоден ли он, не нуждается ли в смене подгузника или просто в вашем внимании. Быстрое реагирование помогает малышу почувствовать себя защищенным и скорее успокоиться.
- Эмоциональная связь через зрительный контакт и улыбку. Младенцы воспринимают эмоции взрослых через глаза, мимику и интонации голоса. Улыбка и мягкий тон общения помогают ребенку ощутить любовь и защиту. Согласно исследованию 2007 года, визуальное взаимодействие и положительные эмоции со стороны взрослых укрепляют эмоциональную связь и уменьшают тревожность у детей [Pubmed, 2007].
Регулирование эмоционального состояния младенцев – это процесс, который требует внимания, чуткости и понимания их потребностей со стороны родителей. Физический контакт, музыка, предсказуемая среда, быстрое реагирование на плач и эмоциональная связь – все это помогает малышам чувствовать себя безопасно и лучше справляться с эмоциями.
Малыши от 1 до 3 лет
Уже к году малыши начинают понимать, что родители – их эмоциональная опора. В этом возрасте дети учатся связывать определенные ситуации с конкретными чувствами, причем страх оказывается одной из самых сложных для восприятия эмоций [PubMed, 1998].
К двум-трем годам дети осваивают первые стратегии управления эмоциями, например, могут отойти от того, что их расстраивает. Исследования показывают, что наиболее эффективными способами помочь малышу справиться с гневом или страхом становятся избегание стрессовых ситуаций, их изменение, или отвлечение внимания. Помощь в этом становится ключом к тому, чтобы ребенок научился справляться со своими чувствами [NCBI, 2011].
Как еще можно помочь ребенку в возрасте от 1 до 3 лет научиться справляться с эмоциями:
- Используйте игры и модели. Это естественный способ для малышей учиться. Ролевые игры, например, «Покажи, как мишка злится», помогают детям понять эмоции и способы их выражения. Если ребенок раздражается, предложите ему показать, как его любимая игрушка справляется с гневом. Это поможет ему перенести свои чувства на игровую ситуацию и найти решение.
- Дышите с малышом. Предложите ребенку «подуть на свечу» или «понюхать цветок». Когда он расстроен, скажите: «Давай вместе подышим, как будто нюхаем цветочек, а потом дуем на свечку». Это помогает переключить внимание и снизить напряжение.
- Используйте визуальные подсказки. Малыши лучше воспринимают информацию через образы, которые можно увидеть. Используйте карточки с изображением эмоций: если ребенок злится, покажите ему карточку с изображением злого лица и спросите: «Ты сейчас чувствуешь себя так? Давай найдем способ успокоиться».
- Придумайте ритуалы для успокоения. Это может быть счет, чтение книги, объятия или прослушивание спокойной музыки – они помогут ребенку почувствовать себя в безопасности и быстрее успокоиться. Если ребенок расстроен, предложите ему сесть с вами на диван, обняться и почитать сказку.
- Обучение через пример. Малыши учатся, наблюдая за взрослыми. Покажите, как вы справляетесь с эмоциями: «Я сейчас немного злюсь, поэтому сделаю глубокий вдох и посчитаю до пяти». Если вы чувствуете раздражение, скажите: «Мама сейчас злится, но я дышу глубоко, чтобы успокоиться». Это поможет ребенку понять, что эмоции – это нормально, и он постепенно научится справляться с ними.
Обсуждение эмоций помогает детям понять, что чувствовать – это нормально. Повседневные ситуации предоставляют отличные возможности для таких разговоров:
- «Этот человек (герой, персонаж) выглядит сердитым. Как ты думаешь, почему?»
- «Почему он кажется таким грустным?»
- «Что ты чувствуешь?»
Кроме того, малыши учатся управлять своими эмоциями, наблюдая за взрослыми, копируя их действия. Ваше поведение и реакции становятся примером, поэтому следите в первую очередь за собой.
Детство от 3 до 7 лет и старше
Истерики у детей дошкольного возраста – это нормально, особенно для малышей до трех лет. Однако этот процесс должен стабилизироваться примерно к 6-7 годам [PubMed, 2004]. Способность к управлению эмоциями и чувствами у каждого ребенка индивидуальна: кому-то она дается легко, а кому-то требуется больше усилий. Как мы уже говорили, иногда проблема возникает из-за излишней опеки родителей, которые постоянно решают проблемы ребенка за него. Дети с СДВГ или тревожностью также часто испытывают сложности с самоконтролем.
Специалисты советуют не просто реагировать на капризы, а учить детей справляться с ними. Важно помочь ребенку научиться выбирать подходящий способ реакции вместо импульсивных действий.
Секрет в том, чтобы не избегать сложных ситуаций, а учить ребенка справляться с ними. При этом важно создавать поддерживающую среду, пока ребенок не научится управлять собой самостоятельно.
Например, при выполнении домашнего задания помогите ребенку с одним упражнением, затем пусть справляется сам. Разрешите делать перерывы, хвалите за старания. Используйте таймер для организации работы. О том, как это правильно помогать учиться другим, узнайте на экспресс-курсе «Педагогика: основы дидактики».
Главное – не брать контроль над эмоциями и деятельностью ребенка в свои руки на все сто, а помочь ему научиться справляться самостоятельно:
- Двигайтесь шаг за шагом. Начинайте с простых заданий, делите сложные задачи на небольшие этапы, хвалите за каждый успех, постепенно усложняйте задачи.
- Устраивайте «тренировки». Допустим, ваш ребенок устраивает истерики в магазине, если вы что-то ему не купили. Устраивайте тренировочные заходы в магазины: сначала просто гуляйте вместе, не покупая ничего, затем пусть ребенок привыкает к обстановке, хвалите, если он ведет себя спокойно, постепенно вовлекайте его в процесс покупок необходимого.
- Вырабатывайте привычки от простого к сложному. На примере утренних сборов: сначала научите ребенка чистить зубы самостоятельно, одеваться к определенному времени, затем добавьте завтрак, который нужно разогреть или даже приготовить: сделать бутерброд или смешать, к примеру, творог с джемом.
- Учите ребенка анализировать свои действия. Спрашивайте, что вызвало трудности в момент раздражения, обсуждайте возможные причины, вместе ищите пути решения, давайте время на обдумывание.
- Поддерживайте. Практикуйте систему поощрений за успехи, спокойное отношение к ошибкам, поддержку и положительную обратную связь, последовательность в обучении.
Атмосфера в семье и участие родителей играют ключевую роль в формировании самоконтроля у ребенка. Регулярные занятия и терпение принесут больше пользы, чем любые специальные методики.
В конечном итоге, помощь ребенку в управлении эмоциями начинается с признания его переживаний и создания безопасной среды, где он может свободно выражать свои чувства. Исследования подтверждают, что дети, чувствующие себя в безопасности, с большей вероятностью развивают и используют навыки управления эмоциями для преодоления сложных чувств во взрослой жизни [Online Library, 2003].
Подростки
Тинейджерский возраст – уникальный период, закладывающий основы личности. Физические, эмоциональные и социальные трансформации, например, бедность, жестокое обращение и насилие, способны увеличить вероятность появления проблем с психическим здоровьем у подростков.
Важно содействовать развитию социально-эмоциональных компетенций и поддерживать их психологическое состояние ради сохранения здоровья и благополучия как в юности, так и в зрелости. И на этом этапе дети должны освоить навык самостоятельно решения возникающих у них проблем. О том, что полезно знать на эту тему, узнайте на экспресс-курсе «Эффективное решение проблем».
Однако, согласно статистике ВОЗ, у каждого седьмого подростка в возрасте от 10 до 19 лет наблюдаются психические расстройства. А ввиду особенностей возраста и пубертата помочь им непросто, и основная задача родителей в этот период – стать примером и опорой. Для этого подходят следующие техники управления эмоциями подростков для родителей [Clinical Child Fam Psychol Rev, 2011]:
- Сострадание к себе и ребенку. Умение адекватно оценивать ситуацию – это функция лобной коры. В незрелом подростковом мозге она еще недостаточно развита и отключается, когда мы начинаем защищаться. Чувство единства, которое поддерживает сострадание, помогает сохранить рациональное мышление как родителя, так и ребенка.
- Любопытство. Попробуйте понять, какие неудовлетворенные потребности стоят за эмоциями подростка, даже если они кажутся неожиданными. Это поможет вашему ребенку почувствовать себя услышанным и понятым, что является важной человеческой потребностью. Это не значит, что нужно идти на поводу у каждого требования подростка, но любопытство поможет сохранить связь и даст ребенку возможность рассуждать, прежде чем эмоции полностью возьмут верх.
- Возвращение к разговору. Если эмоции ваши или вашего ребенка помешали взаимодействию, вернитесь к разговору с состраданием и любопытством. Начните с того, что назовите несколько положительных качеств подростка, чтобы создать безопасную атмосферу для диалога. Эмоциональная регуляция включает в себя понимание, что эмоции изменчивы и что разрывы в отношениях можно исправить.
- Творческое общение. Когда подросток находится в сильном эмоциональном возбуждении, ему может быть трудно выразить свои мысли словами. Попробуйте использовать метафоры или другие творческие подходы. Например, можно спросить: «Где ты на американских горках?» или «Какая сегодня погода для парусного спорта?» Возможно, ваш ребенок предпочтет писать записки вместо разговора.
- Когнитивные навыки. Поделитесь с ребенком примерами, как вы справляетесь с собственными эмоциями и меняете негативные мысли на позитивные. Ваш подросток может не сразу включиться в такие размышления, т.к. его лобная кора еще не полностью развита. Но даже если он не сразу поймет, он усвоит больше, чем кажется на первый взгляд.
Даже если родители стараются, им бывает трудно изменить старые модели поведения и эмоции, которые укоренились глубоко внутри семьи. Родные люди могут унаследовать реакции и травмы от предыдущих поколений. Иногда эмоциональные трудности подростков и реакция родителей бывают настолько серьезными, что без профессиональной помощи справиться с ними сложно.
Подытожим
Развитие эмоционального интеллекта у детей – это важный процесс, который помогает им лучше понимать себя и окружающих, справляться с трудностями и строить гармоничные отношения. Использование игр, упражнений и повседневных ситуаций для обучения распознаванию и выражению эмоций делает этот путь естественным и увлекательным.
Помните, что эмоциональная безопасность ребенка начинается с поддержки и понимания со стороны взрослых. Регулярная практика, терпение и внимание к чувствам детей помогут им научиться управлять своими эмоциями, развить эмпатию и уверенность в себе.
Главное – создать атмосферу доверия, где ребенок чувствует, что его эмоции важны и принимаются. Такая основа станет надежным фундаментом для его дальнейшего эмоционального и социального развития.
А чтобы вы могли помочь ребенку освоить навыки управления своим состоянием, начните с себя. Узнайте о способах управления эмоциями, разрешении конфликтов, работе в команде, научитесь понимать мотивы поведения людей и развивать эмпатию на онлайн-программе «Эмоциональный интеллект».
Желаем вам и вашему ребенку успехов в достижении внутренней гармонии! И в завершение предлагаем ответить на несколько вопросов по теме статьи: