Блог о саморазвитии

Интеракционизм в социальной психологии

Интеракционизм в социальной психологии

«Человек есть продукт своей среды» – утверждает народная мудрость.  А известный мотивационный спикер Джим Рон формулирует эту идею так: «Вы – это среднее из пяти людей, с которыми вы проводите большую часть времени». С этим вряд ли поспоришь, и сегодня этой теме уделяется много внимания в свете создания поддерживающего и вдохновляющего окружения и более стимулирующего общения и результатов жизни.

Данные идеи вторят основополагающим положениям такого социологического направления как интеракционизм. Эта парадигма зародилась в недрах социологии, но сегодня присутствует как в социальной психологии, так и в ряде других социальных направлений под названием интеракционистской ориентации. Берущий свое начало в конце девятнадцатого столетия, интеракционизм как теоретическое направление и социологический подход активно развивается, расширяется и обогащается его последователями и по сей день.

Давайте рассмотрим данное направление более детально и разберемся, что представляет собой интеракционизм. В настоящей статье мы познакомим вас с основными фигурами данной теоретической парадигмы, а также ее положениями и теоретическими предпосылками. Мы также раскроем важные аспекты, отличающие интеракционизм от других социологических подходов, и определим ключевые понятия этой области.

Суть интеракционизма

Начать, пожалуй, стоит с того, чтобы определить понятие «интеракционизм». Название происходит от слова «интеракция», обозначающее взаимодействие (от англ. interaction), а именно социальное взаимодействие индивидов посредством общения в группе или обществе. В центре внимания оказывается именно процесс взаимодействия и общения, сама социальная интеракция, оказывающая влияние на формирование личности и поведение каждого индивида, участвующего в ней.

Все социальные процессы и явления, такие как конфликты, сотрудничество или формирование личности, проистекают из человеческого взаимодействия и в огромной степени определяются им. Последователи интеракционизма рассматривают человеческое общество как продукт межличностного взаимодействия и тех значений, которые придаются такому взаимодействию.

Интеракционистов интересует вопрос, какими средствами и каким образом осуществляется и регулируется весь процесс социальной интеракции. В этой связи становится ключевой тема символов и значений. В понимании интеракционистской модели взаимодействие и общение становятся возможными лишь при наличии партнера по общению, с которым мы взаимодействуем и на кого ориентируемся. В процессе такого осмысленного общения мы создаем различные символы, передающие определенные значения и смыслы, которые мы в них вкладываем.

Так, большой спектр действий, реакций и личных проявлений способен нести смысловую нагрузку и сообщать нашему партнеру по общению о нашем состоянии, отношении, настроении и прочем. Например, улыбка, выражение лица, определенная интонация и свойства голоса, жесты и движения являются такими символами, в которых закладываются некие значения, которыми мы обменивается с собеседником или противной стороной. Такие элементы общения были названы основателем интеракционизма Мидом «значимыми жестами» или «символами».

Одним из основных направлений внутри интеракционизма является символический интеракционизм, и зачастую, говоря о данном социологическом подходе, имеют в виду именно его символическую разновидность. Другие направления в рамках интеракционизма в социальной психологии – это ролевые теории и теории референтной группы. В настоящей статье мы хотим подробно остановиться на первом варианте интеракционистской системы.

Символический интеракционизм и ключевые фигуры направления

Символический интеракционизм, как уже было сказано, занимается исследованием «символических коммуникаций» – интеракций с использованием символов и значений, которые создаются ее участниками. Давайте разберем его в больших деталях.

Родоначальником символического интеракционизма, определившим ведущие принципы, понятия и теоретическую базу этой концепции, является Джордж Мид (1863-1931). Этот чикагский социолог разработал теорию, в которой показывал, что человек развивается и обретает свою человеческую природу лишь в социуме, в общении и взаимодействии с другими. При этом важна ориентация на собеседника или партнера по интеракции – для успешной коммуникации человек должен принять мнение другого, принять его роль, то есть, суметь воспринимать объект коммуникации из позиции другого.

Человеческое общение и интеракция представляют собой обмен символами, которые каждый из участников взаимодействия должен интерпретировать, а также реагировать на них приемлемым образом. Принятие на себя роли другого способствует более эффективной интерпретации символов, вкладываемых значений и намерений другой стороны, а целью интеракции является достижение практических результатов в совместной деятельности.

Ранее мы рассмотрели примеры символов, которые используются людьми в процессе коммуникации и взаимодействия. Необходимо отметить, что язык является сам по себе важным символическим инструментом, а также первейшим и ведущим фактором человеческой интеракции.

Сам Мид так писал об использовании символов: «Мы обращаемся к смыслу вещи, когда используем символ. Символы выражают значения тех вещей или объектов, которые имеют значения; они есть части опыта, которые подчеркивают, указывают или представляют другие части опыта, не данные непосредственно в это время и в этой ситуации, которые, благодаря символам, таким образом, представлены и переживаемы… Наборы символов возникают в нашем социальном поведении, в обмене жестами, в контексте языка» (Дж. Мид, «Разум, Я и общество» или «Сознание, личность и общество») [G.Mead, Mind, Self and Society, 1934].

Данный труд Мида является основополагающим для интеракционизма, в нем представлены ключевые положения концепции, которые были впоследствии расширены и развиты другими последователями символического интеракционизма. К примеру, Чарлз Хортон Кули (1864-1929) подчеркивал социальную природу человека, образующуюся в процессе взаимодействия с различными группами других людей, которые оказывают на индивида влияние. В результате формируется его социальная природа, включающая спектр социальных чувств, установок, правил и морально-этических норм, что объединяет человечество и имеет духовное измерение.

Сам термин «символический интеракционизм» появился только в 1937 году. Его ввел в обиход ученик Джорджа Мида Герберт Блумер (1900-1987), которого тоже называют родоначальником этого направления. Ему принадлежит заслуга дальнейшего развития концепции и разработка важнейших ее постулатов, впервые обозначенных Мидом.

В частности, Блумер подчеркивал, что значение любого понятия или объекта возникает и посему может быть интерпретировано лишь в социальной интеракции, ведь именно она наделяет данный объект или понятие определенным смыслом, который становится понятным участникам взаимодействия. То есть, «люди интерпретируют или определяют действия друг друга, а не просто реагируют на них». (Герберт Блумер, «Общество как символическая интеракция», 1969).

Блумер также определил три ведущих теоретических предпосылки символического интеракционизма, три центральные идеи данного подхода:

  1. Люди взаимодействуют друг с другом и оперируют объектами на основе значений, которыми они обладают для них или же которыми наделяются. Под объектами здесь нужно понимать все, с чем человек сталкивается и взаимодействует во внешнем мире, – это и другие индивиды, и группы людей, и социальные институты, а также неодушевленные и физические предметы, абстрактные понятия и идеалы (любовь, свобода, предательство и пр.), поступки других людей и различные ситуации.
  2. Значения, которыми обладают объекты, не являются установленными или фиксированными, а создаются, изменяются и развиваются в ходе социального взаимодействия, именно в рамках социальной интеракции. Таким образом, значения выступают как продукт интеракции и тесно связаны с ней и ее характером.
  3. Символические значения рождаются, используются и модифицируются в процессе интерпретации людьми объектов и ситуаций окружающего мира. Другими словами, значения – это результат интерпретации, которую мы осуществляем в ходе интеракции и взаимодействия с людьми и внешним миром.

Такое явление как символическая коммуникация, равно как и язык, отличает человека от животных и в то же время подразумевает, что все наше взаимодействие так или иначе пронизано различными символами и значениями.

Другие влиятельные фигуры и понятия интеракционизма

Если ключевые идеи символического интеракционизма были введены двумя главными его теоретиками – Джорджем Мидом и Гербертом Блумером, то в последующем эти идеи и положения были расширены и развиты большим числом социологов и ученых. Среди важных авторов можно называть Ирвинга Гофмана (Эрвина Гоффмана), Талкотта Парсонса, Эверета Хьюза, Ансельма Штрауса и Ральфа Тернера. Также нередко можно услышать имя Макса Вебера; в его работах была сформулирована суть интерактивного подхода к коммуникации.

Так, в модели Вебера, коммуникативное рождается из интеракции. Именно она позволяет социальному, общественному, и человеческому соединяться и взаимодополнять друг друга во взаимодействии людей. Социальное действие существует в рамках общества и опирается на установленные нормы, роли и ожидаемое поведение участников, и коммуникация возможна лишь при наличии интеракции. Таким образом, человеческое сообщество регулируется и организовано через интеракции, так же, как и социальные связи и социальные институты.

Как мы указали выше, два других направления помимо символического интеракционизма, которые выделяются в интеракционистской ориентации, – это ролевые теории и теории референтной группы. Давайте рассмотрим их суть вкратце.

Ролевые теории

Ролевые теории отталкиваются от понятия «роль», которое использовал Джордж Мид в своих работах, говоря о «принятии роли другого». В понимании Мида это означает уметь поставить себя на место своего собеседника и взглянуть на себя его глазами, «выйдя» из своего собственного восприятия мира (выражаясь языком НЛП, войти во вторую позицию восприятия). Именно это делает возможным успешный акт коммуникации или интеракции. Однако же, Мид не дал четкого определения термина «роль», и он оставался довольно смутным и неопределенным.

В последующие годы многими социологами, психологами и прочими исследователями изучались вопросы роли и ролевого взаимодействия, и ролевые теории обогатились четким определением и детальным рассмотрений аспектов таких понятий как «социальная роль», «социальный статус», виды реализации ролей и прочими теоретическими идеями. Например, в трудах Ирвинга Гофмана (Эрвина Гоффмана) можно найти концепцию «управления впечатлениями» (ее также называют драматургическим подходом) – любое человеческое взаимодействие рассматривается как своеобразное театральное представление или пьеса, в которой каждый участник играет определенную роль, являясь и режиссером, и актером, при этом стараясь сохранять лицо.

Теории референтной группы

Теории референтной группы рассматривают вопрос принадлежности к определенным группам и то, как это определяет поведение и восприятие индивида. Под референтной группой понимается конкретная социальная группа, к которой человек себя причисляет и с правилами, ожиданиями и ценностями которой считается. Эта группа предоставляет человеку критерий оценки себя и других, а также служит цели формирования ценностных ожиданий и социальных установок человека. Тему референтных групп развивали Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шириф, Г. Келли, Р. Мертон и другие исследователи.

В данное время интеракционистская ориентация широко представлена и довольна разнородна. Методология интеракционизма также весьма разнотипна и объединяет множество групп методов и подходов. Существует и критика данной парадигмы, например, того, что интеракционизм рассматривает человеческое взаимодействие на микроуровне, оставляя за бортом общий социокультурный контекст. А также нарекания вызывают некоторая бесструктурность теоретических моделей и расплывчатость, неопределенность отдельных понятий интеракционизма.

Тем не менее, сегодня это важное социологическое направление и подход, который развивается и практикуется многими учеными и исследователями.

Заключение

Итак, подведем итог. Мы разобрали интеракционизм в социальной психологии и его основные понятия и положения, рассмотрели основные течения данного направления вместе с ведущими авторами, а также упомянули возможные поводы для критики интеракционизма.

Напомним, интеракционизм – это теоретическая парадигма в социологии, изучающая социальные процессы и характеристики в разрезе социальной интеракции – взаимодействия, коммуникации между индивидами и/или социальными группами. Особое внимание уделяется значениям, которые создаются и изменяются в процессе такого взаимодействия и которые воспринимаются и интерпретируются участниками интеракции. Разновидность интеракционизма, вплотную занимающаяся вопросами символов, в которых закодированы значения различных объектов и самой «символической коммуникации», получила название символического интеракционизма. Два других направления в рамках интеракционизма – это ролевые теории и теории референтной группы.

Сегодня символический интеракционизм, как и вся интеракционистская ориентация в социальных науках, весьма разнородна и объединяет огромное число теоретических позиций и последователей. Интерес к человеческой интеракции и тому, как она определяет общество и социальные процессы, а также более современные интерпретации факторов, влияющих на человеческое взаимодействие и поведение, остаются в центре внимания социологов и социальных психологов.

А всем, кто желает усовершенствовать свои коммуникативные навыки для более успешного и гармоничного взаимодействия с близким и дальним окружением, мы предлагаем на нашу программу «Лучшие техники коммуникации». Данная онлайн-программа обучает 72 эффективным коммуникативных техникам, которые будут полезны в общении и интеракции с различными людьми.

Желаем вам эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающими!

Ключевые слова: