КурсыБлогТесты и игрыКнигиPRO
Войти
НЛП - Нейролингвистическое программирование все тренинги

Урок 2. Позиции восприятия и фрейминг в НЛП

Урок 2 по НЛП: Позиции восприятия и фрейминг в НЛПВзаимодействуя с людьми в своей обычной жизни, мы всегда каким-то способом стараемся донести до них информацию, а сами воспринимаем информацию, переданную нам. Причём, когда мы что-то говорим другому, мы стараемся сделать это так, чтобы он понял нас максимально точно и прочувствовал наш посыл. А когда мы сами являемся «воспринимателями», то наше видение предмета зависит от того, с какой точки зрения мы на него смотрим. Так как же сделать так, чтобы наше общение с другими людьми стало максимально эффективным? Что можно сделать, чтобы окружающие люди всегда точно понимали нас, а мы их? И с помощью чего мы можем повлиять на свои реакции и своё поведение? Чтобы ответить на эти и другие не менее интересные вопросы, нам следует познакомиться с такими техниками нейролингвистического программирования, как позиции восприятия и фрейминг. И именно им и посвящён этот урок.

Из данного занятия вы узнаете, что представляют собой эти две техники. Изучив первую из них, вы научитесь использовать в своей жизни пять разных позиций восприятия и представления явлений реальности, что углубит ваше понимание происходящих событий и поможет использовать их с максимальной выгодой для себя. Вторая техника научит вас оформлению своих мыслей в специальные рамки. А эта способность, несомненно, улучшит ваши навыки общения с другими людьми и понимание их психологии. Урок снабжён наглядными примерами и объяснениями, что делает возможным научиться применять полученные знания на практике.

Содержание

  1. Позиции восприятия
  2. Фрейминг
  3. Коротко о рефрейминге
  4. Проверочный тест

Позиции восприятия

Позициями восприятия называются определённые положения воспринимающего человека относительно того, что он воспринимает.

Проще говоря, это точки зрения, на основании которых человек воспринимает какие-либо ситуации в жизни, и связанные с этими ситуациями состояния. Ведь далеко не секрет, что для того, чтобы что-то увидеть, на это необходимо посмотреть, акцентировав на этом своё внимание. Но главным вопросом здесь является то, откуда смотрит человек, какую позицию занимает, т.к. от этого зависит то, как именно видит человек то, на что смотрит.

Изменяя свои позиции восприятия, становится возможным воспринимать происходящее под другим углом. А осознание и понимание того, что основой любых наших действий являются разные позиции, предоставляет уникальную возможность управлять своими психическими состояниями, а также улучшать способность к пониманию других людей и общение с ними.

Всего в НЛП существует пять позиций восприятия: три основных и две дополнительных. Они так и называются: первая, вторая, третья, четвёртая и пятая позиции. Рассмотрим каждую из них отдельно.

1

Первая позиция восприятия

Первая позиция восприятия – это позиция «Я». Т.е. это такая позиция, когда человек смотрит на всё своим собственным взглядом и ассоциирует это со своим внутренним миром. Находясь в первой позиции, человек не берёт во внимание точки зрения и мнения окружающих.

ПРИМЕР: Вы общаетесь с другим человеком, но все ваши мысли сконцентрированы на таких внутренних вопросах и мыслях как: «Что я могу сказать по этому поводу?», «Мне кажется, что…», «По моему мнению…», «Как лично меня касается эта беседа?» и т.п.

2

Вторая позиция восприятия

Вторая позиция восприятия характеризуется тем, что человек ставит себя на место другого человека и воспринимает ситуацию с его позиции и точки зрения. Он прикладывает усилия к тому, чтобы почувствовать что-либо именно так, как это будет чувствовать другой человек. Такая позиция очень эффективна, когда требуется оценить самого себя в глазах окружающих или проявить гибкость в какой-то непростой ситуации.

ПРИМЕР: Чтобы перейти во вторую позицию восприятия вам нужно постараться представить себя в теле другого человека, посмотреть на себя его глазами, услышать свой голос его ушами, воспринять свои слова и поведение с его позиции, попытаться почувствовать, какие эмоции испытывает этот человек от общения с вами и т.п.

3

Третья позиция восприятия

Третья позиция восприятия подразумевает полное абстрагирование человека от того процесса, в который он вовлечён. Человек наблюдает за происходящим как бы со стороны. Данная позиция хороша тем, что даёт возможность вести себя и оценивать ситуацию максимально объективно.

ПРИМЕР: Чтобы понять, что такое третья позиция восприятия, просто мысленно спросите себя: «А как происходящее будет выглядеть для абсолютно постороннего наблюдателя?». Представьте, что вы находитесь вне своего физического тела и видите себя и того, с кем общаетесь или происходящее событие со стороны.

4

Четвёртая позиция восприятия

Четвёртая позиция восприятия является одной из дополнительных позиций в НЛП. Её основой служит взгляд человека на что-либо с точки зрения той системы, частью которой он является в данный момент. Это может быть какая-то группа людей, организация или просто пара.

ПРИМЕР: Понять смысл четвёртой позиции восприятия очень просто: нужно лишь посмотреть на себя, других людей и происходящие события с точки зрения системы (предприятия, супружеской пары, компании друзей) и определить такое поведение, которое будет в данный момент в наибольшей степени учитывать её интересы. Задайте себе или другим вопрос: «Как поступить наилучшим образом, учитывая наши общие цели?», «Что я могу сделать, чтобы в выигрышном положении остались все?», «Что следует предпринять, чтобы достигнуть устраивающего всех результата?» и т.п.

5

Пятая позиция восприятия

Пятая позиция восприятия ещё называется позицией Ангела. Здесь человек воспринимает окружающих и происходящее с точки зрения того, кто приносит в мир всеобщее благо. В данной позиции особо выражена духовность и участие в жизни других людей и забота о них. Основной предпосылкой является ощущение удовлетворённой потребности в самореализации и вопрос принесения личной пользы.

ПРИМЕР: Если вы хотите понять, что такое позиция Ангела, спросите себя: «Приношу ли я пользу в этом мире?», «Могу ли я сделать что-то ещё для того, чтобы мир стал лучше?» и т.д. Если же вы замечаете за каким -то человеком высказывания типа: «Я всегда помогаю другим», «Рад был вам помочь», «Всегда можете ко мне обратиться» и т.п. – это прямой признак того, что человек живёт в пятой позиции восприятия.


Важно понимать, что ни одна из описанных выше позиций не является лучше или хуже другой. Они все имеют большое значение в процессе общения и жизнедеятельности. На самом деле все эти позиции мы рефлекторно меняем ежедневно, но очень важно научиться менять их осознанно и тогда, когда это необходимо. Если мы сумеем развить в себе такую способность, то сможем научиться быстрее и правильнее реагировать на происходящие на нашем пути события, гораздо лучше понимать тех, кто находится рядом с нами и улучшить своё общение с ними, а также узнаем, что же такое на самом деле свобода выбора.

Следующей серьёзной темой, которую мы рассмотрим в представленном уроке, является не менее важное явление, оказывающее огромнейшее влияние на общение людей и их жизнь в целом. Это явление называется «фрейминг».

Фрейминг

Фрейминг в НЛП – это особая концепция, применяющаяся для создания определённого фокуса восприятия какого-либо явления.

Понятие «фрейминг» происходит от английского слова «frame», что в переводе означает «рамка». И рамкой в НЛП является такой контекст рассмотрения какого-либо явления, при помощи которого можно изменять оттенок его восприятия. Ведь, если разобраться, можно прийти к выводу, что информация сама по себе не имеет значения как такового. Значение имеет именно тот контекст, в котором она понимается. Здесь можно привести аналогию с изобразительным искусством: чтобы выделить картину и придать ей определённый образ, её обязательно помещают в рамку. Вот и в жизни любому опыту требуется рамка для надлежащего понимания и определения его значения.

ПРИМЕР: Наглядно отобразить значение рамки можно с помощью простого примера: если у вас запланирована с кем-то очень важная встреча, от которой многое зависит, и этот кто-то вдруг звонит и говорит, что не сможет приехать, как вы буде реагировать: негодовать, ругаться или сочувствовать этому человеку? И вот именно здесь всё зависит от рамки, т.е. от того контекста, в котором будет объяснено опоздание, т.к. человек мог решить, что не придёт, как по причине того, что ему захотелось вздремнуть, так и по причине того, что появились срочные дела или умер кто-то из его близких.

Как правило, рамки устанавливаются посредством использования вопросов о том, что произошло и что человек чувствует в связи с этим, как реагирует на это. Именно вопросы представляют собой проверку предположений касаемо какого-то явления.

Самих же рамок в НЛП используется всего семь.

Экологическая рамка

Экологическая рамка основывается на долгосрочных последствиях и подразумевает под собой оценку влияния событий за пределами устанавливаемых временных и пространственных границ. Человек, выстраивающий экологическую рамку, задумывается о том, какое влияние определённое событие может оказать на близких ему людей и его интересы, а также какие это событие будет иметь последствия и соответствуют ли они его приоритетам.

Рамка результата

Когда человек использует эту рамку, он оценивает события на основании того, насколько они приближают его к желаемому результату.

Рамка отката

Откатом называется установка определённой точки отсчёта на основе сказанного другим человеком, а также «сонастройка» с ним через голос и язык тела. Проще говоря, откат – это процесс следования за другим человеком. В общении человек подбирает те слова, которые будут наиболее точно отражать его мысли. И что-то сказанное одним человеком, для второго может иметь совершенно другое значение.

Контрастная рамка

Основой контрастной рамки являются различия, с помощью которых можно попытаться определить другие различия. Так, человек может взять определённую ситуацию, особенностей которой не знает, и сравнить её с подобной ситуацией, особенности которой ему хорошо известны. Определённые им различия могут быть применены в качестве условий к первой ситуации.

Рамка «Как если бы»

Рамка «Как если бы» подразумевает оценку событий посредством предположения того, что они уже произошли. Через такие предположения достигается возможность найти и оценить новые особенности ситуации.

Системная рамка

Системой является группа связанных между собой и оказывающих влияние друг на друга элементов. Используя эту рамку, человек даёт оценку событиям, исходя из их взаимосвязи.

Рамка переговоров

Создавая данную рамку, человек оценивает события исходя из того, сможет ли он достичь согласия. Причём, под согласием имеется в виду результат переговоров, в которых человеку доступны определённые ресурсы, а самого согласия можно достичь.

В процесс решения различных вопросов и проблем, человек всегда применяет какую-то из рамок. Но вот какую именно рамку он применяет, зависит от того, как он смотрит на проблему. И, исходя из этого, рамка может, как упростить процесс решения проблемы или достижения цели, так и усложнить его.

Рамки решения проблем

В НЛП существует пять основных рамок, которые способствую поиску верных решений.

Стремиться к результату

Посылка этой рамки исходит из того, что для решения проблемы человек должен осознать четыре важных пункта:

ВОПРОСЫ в рамке результата: «Каково моё настоящее положение?», «Чего именно я хочу?», «Какими способами я могу достичь того, что мне нужно?» и т.п.

Вопрос «Как», а не «Почему»

Применяя данную рамку для осознания проблемы и её точного понимания необходимо определить её взаимосвязь с настоящим. Почему данная проблема не может разрешиться без вашего участия? И здесь вопрос «Как» гораздо эффективнее вопроса «Почему», т.к. вопрос «Как» может вскрыть саму суть проблемы, а вопрос «Почему» лишь определяет возможные причины и выносит суждения, что, по сути, ничего не меняет.

ВОПРОСЫ в рамке вопроса «Как»: «Каким образом сложилась данная ситуация?», «Как моё нынешнее положение влияет на эту ситуацию?», «Как можно решить эту проблему?» и т.д.

Возможность, а не необходимость

Для решения проблем с применением этой рамки следует определять результаты, исходя из того, что именно вы можете сделать, а не из того, что вы сделать что-то должны или не можете. Это автоматически ставит вас в позицию победителя и того, кто управляет обстоятельствами, а не в позицию проигравшего, которым обстоятельства управляют сами.

ВОПРОСЫ в рамке возможности: «Что я могу сделать?», «Как я могу решить данную проблему?», «Что нужно сделать, чтобы решить проблему стало возможным?» и т.п.

Применять обратную связь

Всегда следует помнить о том, что любые ваши действия влияют на расстояние между настоящим состоянием и желаемым. Поэтому, необходимо всегда отслеживать своё продвижение для уверенности в том, что расстояние сокращается, а не увеличивается. И сделать это можно лишь при помощи обратной связи, качество которой находится в зависимости от того, что именно вы измеряете, как вы это делаете и насколько верны ваши расчёты.

Если обратная связь показывает, что расстояние, о котором мы говорили выше, увеличилось и вы поняли, что находитесь не на верном пути, это тоже результат и ценная информация, точно так же, как и та, которая показывает правильность пути.

ВОПРОСЫ в рамке обратной связи: «Что говорит мне сейчас обратная связь?», «Каков мой результат на данный момент?», «Как я могу изменить свои действия на основе того, что знаю?» и т.п.

Оставаться любопытным, а не предугадывать

Действия в рамке любопытства способствуют тому, что человек всегда остаётся максимально открытым для того, чтобы увидеть новые возможности и сделать новый выбор. А если человек старается всё предугадать и постоянно строит предположения, он, тем самым, сам ограничивает круг решений, которые можно принять и, соответственно, влияет на результат. Здесь полезно вспомнить поговорку, которую применяют в жизни многие успешные люди. Она говорит о том, что, постоянно продолжая делать одни и те же действия, не стоит надеяться на получение нового результата.

ВОПРОСЫ в рамке любопытства: «Какие еще могут быть способы решения этой проблемы?», «Что, кроме этого, я могу сделать, чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию?», «Что бы ещё придумать, чтобы разобраться с данным вопросом?» и т.п.


И в заключение раздела о фрейминге следует сказать, что вообще НЛП отталкивается от идеи о том, что всякое человеческое поведение имеет направленность. Любой человек всегда находится в процессе стремления к чему-то, достижения чего-либо. Он может даже не осознавать своих целей в полной мере, но, в любом случае, его действия на что-то направлены. И понимание этого позволяет нам научиться разделять само поведение человека и истинные его намерения. А намерения, в свою очередь, напрямую связаны с ценностями человека, ведь человек, как правило, всегда старается достичь того, что для него важно.

Если вы обращаете внимание на что-то в себе или другом человеке, что вызывает у вас неприязнь, задумайтесь о том, на что может быть направлено данное поведение, каковы ваши или его истинные намерения, чего вы сами или этот другой человек пытаетесь достичь. Такая практика способствует более глубокому пониманию себя и окружающих, а также позволяет не быть привязанным к какому-либо конкретному поведению и образу действий.

ВОПРОСЫ для определения истинных намерений: «Чего вы хотите добиться таким поведением?», «Что даёт вам данная манера вести себя?», «Почему я веду себя в данный момент именно так, а не иначе?», «Что я получу через такое поведение?» и т.п.

Говоря о фрейминге и его особенностях, не будет лишним отметить, что одним из самых распространённых видов фрейминга считаются так называемые «фокусы языка», основанные одним из первых разработчиков НЛП Робертом Дилтсом. Пытаясь дать различные интерпретации одним и тем же явлениям, он отыскал не менее 14 вариантов изменения фокуса восприятия.

Ознакомиться с этими фокусами мы предлагаем вам вот по этой ссылке.

Конечно, разбираясь в том, что такое фрейминг, изучая его черты и особенности, применяя на практике и используя в своей повседневной жизни, мы можем обратить внимание на то, что человек способен не только воспринимать информацию и события с определённой позиции или преподносить её, оформляя в соответствующую рамку. Он может также изменять и способ восприятия информации или событий, тем самым, меняя и значение этой информации или события. В НЛП этому процессу уделено не меньше внимания. Сам же такой процесс изменения значения информации и её восприятия называется «рефреймингом». Подробно данная тема будет рассмотрена нами в Уроке 5, но, учитывая, что рефрейминг имеет непосредственное отношение к фреймингу, о нём необходимо сказать несколько слов.

Коротко о рефрейминге

Рефреймингом называются используемые в НЛП методы переосмысления и преобразования механизмов, на которых основано восприятие, мышление и поведение человека, для того, чтобы предотвратить возникновение определённых психических шаблонов. Проще говоря, рефрейминг – это, если привести аналогию с картинами, помещение картины в новую рамку, т.е. придание ситуациям и явлениям нового контекста. Прекрасными примерами рефрейминга являются анекдоты, метафоры, сказки, в которых одно и то же может быть понято совершенно по-разному.

Основных видов рефрейминга всего два:

  1. Контекстный рефрейминг. В этом методе рефрейминга используются сравнительные обобщения. Применительно к разным явлениям, например, одно и то же поведение может быть, как вредным, так и полезным. И если изменить контекст, в котором передаётся сообщение, то изменится и его восприятие.
  2. Содержательный рефрейминг. Данный вид рефрейминга направлен на то, что бы изменить, главным образом, восприятие объекта человеком и ценность самого сообщения, т.к. он имеет место в тех случаях, когда человеку не нравятся его реакции на события или явления, т.е. эти реакции воспринимаются как недостаток или неправильное поведение.

Помимо основных видов, существуют также:

Рефрейминг убеждений – используется для изменения у человека убеждений, которые его ограничивают.

Шестиэтапный рефрейминг – НЛП-шаблон, основывающийся на том, что всякое поведение человека бессознательно, т.е. не контролируется сознательно. Этот вид рефрейминга особо эффективен в вопросах, касающихся негативных и вредных привычек, психологических блокировок, физических проявлениях психических нарушений и т.п., т.к. всё это может быть преобразовано посредством шестиэтапного рефрейминга, поиском положительного намерения и нового способа его удовлетворения.

Как уже было упомянуто, теме рефрейминга посвящён наш раздел с техниками НЛП, и для того, чтобы с ним ознакомиться, перейдите по этой ссылке.

Научитесь применять в своей жизни 72 самые лучшие коммуникативные техники

Сейчас можно купить со скидкой более 50%
2 месяца
990 ₽
1990 ₽
ПОДРОБНЕЕ

За 2 месяца на курсе "Лучшие техники коммуникации" вы научитесь проще взаимодействовать с людьми, быть гибким в своем поведении, чтобы эффективно добиваться своих целей. Вы узнаете и научитесь применять в своей жизни 72 самые лучшие коммуникативные техники, которые мы собрали из десятков книг и тренингов. Не откладывайте запись на потом, ведь со временем скидка уменьшается. Подробнее о подписке

Резюмируя всё вышеизложенное и подводя общий итог темам позиций восприятия и фрейминга, следует сказать, что оба эти уникальных процесса, если они тщательно изучаются и систематически применяются на практике, могут повысить эффективность вашего общения и способность к пониманию окружающих до такого уровня, который вы и представить себе не могли. Использование позиций восприятия и фрейминга в повседневной жизни заметно улучшит многие качества вашей личности и свойства психики, а сами же вы станете человеком, которого можно будет с уверенностью назвать мастером общения.

Чтобы вам было легче освоить представленный материал, мы рекомендуем вам начать с самих себя: регулярно анализируйте свою жизнь и происходящее с вами, а также те состояния, которыми ваша действительность характеризуется в данный момент времени. Вспоминайте разные случаи из своей жизни и применяйте к ним разные рамки и позиции восприятия. Смотря телепередачи или кинофильмы, обращайте внимание на то, как ведут себя их герои, какие позиции занимают, какие фреймы используют и чем всё это выделяется на фоне остального. И самое главное – старайтесь в каждый момент времени отслеживать особенности своего поведения, своих реакций и шаблонов. Это будет вашим главным инструментом в деле овладения навыками эффективного общения и воздействия на людей и самого себя.

Проверочный тест

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из 5 вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Максимальное количество баллов - 5. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Перед тем как начать тестирование, рекомендуем зарегистрироваться, чтобы результат был сохранен в вашей истории, и вы смогли бы видеть собственный прогресс.

Тест по фреймингу в НЛП


Если вы хотите проверить свои знания по теме, то вы можете пройти этот проверочный тест по всей информации, описанной в тренингах и дополнительных материалах. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Каждый раз берется несколько разных вопросов из нашей базы, поэтому вы имеете возможность проходить тестирование множество раз. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. Перед тем как начать экзамен, рекомендуем войти в ваш аккаунт, чтобы результат был сохранен в вашей истории, вы могли бы видеть собственный прогресс и получать расширенную статистику.


Вступите в PRO-клуб сейчас и начинайте развиваться эффективнее:

Купить на месяц
1 месяц
790 ₽/мес.
КУПИТЬ
Купить со скидкой 35%
1 год
190 ₽/мес.
= 2280 ₽/год
КУПИТЬ

Подписавшись, вы получаете доступ к специальным упражнениям по развитию быстрого чтения, памяти, логического мышления и т.д. Вам предоставляется полный доступ к 150+ играм, тестам, кейсам, персональная программа обучения, возможность видеть прогресс в обучении в личном кабинете на графиках, подробную статистику и многое другое. Подробнее о подписке

Авторы: Кирилл Ногалес (+) и Евгений Буянов (+)

← УРОК 1 (Метамодель) УРОК 3 (Репрезентативные системы) →

Отзывы и комментарии

Если у вас есть желание поделиться своими мыслями относительно данного урока, можете воспользоваться формой для комментариев ниже.

Специальное предложение×
Специальное предложение×
Пожалуйста, нажмите кнопку "Нравится". Вам несложно, нам полезно. Давайте нести образование людям вместе!

||| меню