Блог о саморазвитии

Методика интеллектуальной лабильности

brainПочему одни люди работают лучше в условиях постоянно меняющихся условий и многозадачности, а другие хуже? Что влияет на скорость обучаемости? А на скорость продвижения по карьерной лестнице? Ответов на эти вопросы может быть несколько, и об одном из них – интеллектуальной лабильности – мы поговорим в данной статье. Что это такое, на что влияет и как измерить? Читайте дальше, и узнаете.

А на курсе «Когнитивистика» вы научитесь применять в своей жизни более 20 техник мышления. Это позволит вам логично и последовательно рассуждать, быстро принимать эффективные решения и находить нестандартные подходы в трудных задачах.

Что такое интеллектуальная лабильность?

Лабильность вообще – это скорость протекания элементарных циклов возбуждения в нервной и мышечной тканях, функциональная подвижность (корень слова «лабильность» переводится с латинского как «скользящий» или «неустойчивый»).

Лабильность обусловлена природными данными. Определяющую роль здесь играет центральная нервная система. Чем быстрее происходит переключение между возбуждающими и тормозящими импульсами, передающимися от одного нейрона к другому, и чем лучше эти процессы уравновешены, тем выше лабильность.

Говоря об интеллектуальной лабильности, мы имеем в виду способность быстро переходить от одной задачи к другой и способность оперативно переключать внимание. Чем выше интеллектуальная лабильность, тем выше скорость и точность восприятия задачи и тем быстрее происходит психомоторная координация.

Какова значимость интеллектуальной лабильности?

Люди с высокой интеллектуальной лабильностью обладают следующими преимуществами:

  • быстрее переключаются между заданиями, поэтому лучше приспособлены к работе в условиях многозадачности;
  • обладают повышенной концентрацией внимания;
  • обладают более высокой обучаемостью, т.к. чем выше интеллектуальная лабильность, тем меньше времени требуется на обучение;
  • быстрее переключают внимание с одного объекта на другой;
  • быстрее реагируют на информационные стимулы извне;
  • как правило, быстрее справляются с предоставленным заданием;
  • лучше ориентируются в запутанных и сложных заданиях;
  • лучше справляются с задачами в условиях постоянно меняющихся обстоятельств;
  • способны учитывать сразу несколько требований одновременно;
  • принимают верные решения быстрее остальных.

Как вы видите, из этих преимуществ можно составить неплохое резюме, поэтому высокая интеллектуальная лабильность – ощутимый плюс в любой трудовой деятельности. При прочих равных соискатель с высокой интеллектуальной лабильностью всегда предпочтительнее.

Работники с высокой интеллектуальной лабильностью быстрее обучаются, лучше справляются с рабочими задачами, и поэтому, как правило, достигают больших успехов в карьерном продвижении.

Также предлагаем вам рассмотреть график зависимости скорости обучения от интеллектуальной лабильности (чем выше номер графика, тем меньше интеллектуальная лабильность):
Intellectuallability
Но как определить свой уровень интеллектуальной лабильности? Для этого существует специальная методика, о которой мы расскажем далее.

Методика интеллектуальной лабильности

Автор методики –  Костромина Светлана Николаевна – доктор психологических наук. Ей написано несколько книг на тему развития детей, а также «Справочник школьного психолога», содержащий более 250 статей.

Тест, предложенный С. Н. Костроминой, состоит из бланка ответов, разделённого на квадраты, и заданий, который испытуемому зачитывают (или включают аудиозапись).

На каждое задание даётся 3-5 секунд, поэтому работать приходится очень быстро. Каждое задание прочитывается лишь единожды, никаких повторений и вопросов. Вопросы несложные, т.к. в методике интеллектуальной лабильности оценивается именно скорость переключения между задачами.

Пример одного из типов заданий:

  • В квадрате 8 напишите первую букву имени Андрей и последнюю букву первого дня недели (3 секунды на выполнение).

Всего в тесте 40 вопросов. После их прохождения подсчитывается количество допущенных ошибок и заданий, которые вообще не были выполнены, и в зависимости от него определяется результат:

  • 0-4 ошибки – высокий уровень лабильности – хорошая обучаемость;
  • 5-9 ошибок – средний уровень лабильности;
  • 10-14 ошибок – низкий уровень лабильности – трудности в переобучении;
  • 15 и более ошибок – очень низкий уровень лабильности – мало успешен в любой деятельности.

Отметим, что «мало успешен в любой деятельности» хоть и звучит как приговор, но на самом деле означает, что обучение будет даваться человеку с невероятным трудом и потребует много времени. Также он не сможет работать в условиях постоянно меняющейся обстановки и многозадачности. Но в целом, такой индивид может чего-то добиться, пусть и не столь многого, как человек с высокой интеллектуальной лабильностью.

Преимуществом методики является очень низкое время прохождения теста и высокая точность результатов.

Можно ли увеличить интеллектуальную лабильность?

К сожалению, нет. Как было сказано, это особенность функционирования нервной системы.

Но можно попробовать косвенно улучшить способности, характерные для людей с высокой интеллектуальной лабильностью.

Например, вы сможете лучше работать в условиях многозадачности и постоянно меняющихся условий, если начнёте развивать в себе стрессоустойчивость. Также вы можете научиться в принципе исключать многозадачность из своей работы – тогда нечему будет мешать вам.

Или научитесь использовать самые эффективные техники самообразования, чтобы повысить скорость обучения. Работает даже при невысокой интеллектуальной лабильности.

Когнитивные тренажёры также оказывают положительное воздействие при любом уровне интеллектуальной лабильности. Попробуйте, например, бесплатную онлайн-программу «Нейробика».

Если вы хотите развиваться и становиться лучше, вы всегда найдёте путь для этого. Пусть даже и обходной.

И, конечно же, оставляем ссылки, по которым вы можете найти бланк ответов и вопросы методики: здесь или здесь. Поделиться своим результатом и обсудить его с другими пользователями вы можете в комментариях.

Желаем успехов!

Ключевые слова: