Скажите, вы любите сплетни? Что значит «Как вы могли такое про нас подумать»?! (А может, кто-то и правда любит…) Тогда как насчет inside stories в социальных сетях? А ведь это те же самые сплетни, только онлайн и с политкорректным названием.
Кстати, inside stories – это одно из популярных направлений в сторителлинге, потому что если инсайдерскую информацию художественно обработать и интересно подать, она заиграет новыми красками.
Вы сможете научиться создавать и рассказывать истории на нашей программе «Сторителлинг». А сегодня мы расскажем про inside stories: что это такое, зачем это нужно, где применяется и как создать интересную инсайдерскую историю.
Inside stories: что это такое?
Мы уже сказали о том, что inside stories – это, по сути, политкорректное название сплетен. Внутренние истории – это почти всегда о том, «кто, где, с кем, когда, почему и зачем». Короче, про все то, что не может видеть и знать посторонний человек.
Собственно, inside stories так и переводится с английского – «внутренние истории». Однако сегодня это не просто инсайдерская информация, а полноправный инструмент маркетинга.
Уточним, что инсайдерской может считаться любая информация, известная определенному кругу людей, приближенных к источнику этой информации и не доступная широкой аудитории. Довольно долго понятие «инсайдерская информация» было синонимом понятия «секретная информация» или такая, которая не подлежит разглашению до поры, до времени, и утечка которой крайне нежелательна из соображений безопасности.
Со временем термин расширился до вышеприведенного понимания. И теперь инсайдерская информация – это любая информация о том, что происходит внутри офиса, компании, команды. Например, как проходит день сотрудников, менеджеров, руководства, чем занимаются консультанты, отдел продаж, служба техподдержки, производственный участок, и как выглядит производственный участок, главный офис, бэк-офис, магазин и т.д.
Разумеется, если эта инсайдерская информация «приправлена» интересными случаями из практики, лайфхаками, зажигательными идеями и планами на будущее, «разбавлена» визуальным рядом, фото и видео, такая информация будет восприниматься с большим интересом. Собственно, художественно оформленная инсайдерская информация – это уже и есть inside stories или внутренняя история.
Рассказывание историй повсеместно практикуется брендами с целью завлечь аудиторию, установить доверительные отношения с потенциальными и действующими клиентами, показать готовность поделиться сокровенным, что не покажут и не расскажут всем остальным.
Сторителлинг обретает настолько мощное значение, что эксперты готовы говорить о новой модели экономики – сториномике, где рассказывание историй становится основой построения отношений с клиентами, а значит, и основой получения прибыли [Р. Макки, Т. Джерас, 2019].
Можно найти мнения, что сторителлинг – это уже прошлое, и ему на смену семимильными шагами движется сторибилдинг, потому что сегодня нужно не рассказывать истории, а творить историю [Top Lead, 2017]. Однако если вникнуть в суть сторибилдинга, очень скоро станет понятно, что это тот же самый сторителинг, только построенный на придуманных историях, несущих какую-то глобальную идею.
Например, как в случае с брендом Nike, который не просто рассказывает истории о хрупких девушках, решивших заняться боксом, и домохозяйках, нашедших время для тренажерного зала. Бренд в каком-то смысле «творит историю», разрушая гендерные стереотипы и разделение видов спорта на «мужские» и «женские»:
Тем не менее, все сюжеты – это, по сути, короткие видеоистории студенток, домохозяек, заядлых модниц и тусовщиц.
Примерно по такому же пути пошли производители любимой многими поколениями девчонок куклы Барби. Видеоролик Imagine The Possibilities от @Barbie пытается убедить аудиторию, что маленькие девочки вовсе не обязательно «зациклены» исключительно на «шмотках», собственной красоте, мечте стать моделью и пристроиться замуж за мужчину побогаче. Многие совсем юные леди вполне осознанно стремятся стать врачами, преподавателями, ветеринарами и даже тренерами по футболу:
Однако и тут мы видим сторителлинг в наилучшем его виде, когда в короткое видео «поместилось» несколько историй девочек, умеющих мечтать. Так что сторителлинг жив и способен открыть огромный массив возможностей для всех, кто сумеет правильно воспользоваться трендом. Но для этого нужно научиться создавать истории, в том числе inside stories.
Inside stories: как создать интересную историю?
Мы начали наш материал с того, что inside stories – это одно из популярных направлений в сторителлинге. Следовательно, все приемы сторителлинга полностью пригодны для inside stories. Поэтому возьмем на вооружение статью «Сторителлинг: 5 приемов для создания запоминающейся истории» [К. Зайкова, 2021]. Для начала перечислим эти приемы:
- Определить эмоциональную составляющую.
- Выделить основную мысль.
- Создать напряжение.
- Сделать участников истории похожими на реальных людей.
- Укрепить доверие.
Теперь остановимся на этих приемах подробнее.
Определить эмоциональную составляющую
Самое главное, с чего начинают практически все коучи, взявшиеся учить сторителлингу: история должна вызывать эмоциональный отклик. Слушатели и читатели должны сопереживать героям истории, ненавидеть героев истории, возмущаться или восхищаться их действиями, смеяться над их шутками. Не так важна конкретная эмоция, как сам факт, что эта эмоция есть. Иначе заполучить сердца аудитории, простите за тавтологию, не получится.
Выделить основную мысль
Сначала важно определиться для самого себя, что и зачем вы хотите сказать своим подписчикам, слушателям, читателям. Далее вот это «что» нужно облачить в удобоваримую и понятную для вашей аудитории форму. И именно на этой основной мысли и нужно сосредоточиться, периодически возвращаясь к ней на протяжении рассказа и подытожив основную идею в конце. Избыточное количество мыслей и смыслов, не имеющих отношения к основной идее повествования, перегрузит рассказ и запутает аудиторию, поэтому здесь «лучше меньше да лучше».
Создать напряжение
Большинство ситуаций, происходящих в вашем кругу общения, в вашем ближайшем окружении, в вашей социальной страте является достаточно банальным и предсказуемым. Особенно с течением лет и жизненным опытом, когда уже по первым фразам рассказчика понятно, что будет дальше. И даже инсайдерская информация зачастую не вызывает никаких эмоций, кроме «я так и знал». Эффектная inside story должна удивлять и создавать напряжение в ожидании развязки. Тогда ее будут читать и слушать, тогда с ее помощью можно будет воздействовать на умы и сердца.
Сделать участников истории похожими на вашу аудиторию
Тут, видимо, стоит кое-что пояснить. Обычно истории рождаются из реальных жизненных событий, происходивших с реальными людьми. Однако если студентам с самого начала сказать, что «Вот какой случай произошел у пенсионеров в собесе», слушать дальше никто не станет, даже если это будет история про драку с мордобоем и оторванными рукавами рубашки. Если же рассказать студентам про точно такую же драку, но в ночном клубе, интерес с самого начала будет выше.
Поэтому есть резон адаптировать повествование под социальный состав и интересы аудитории, к которой вы обращаетесь. Вы не можете знать точно, кто на вас подписан в Facebook или Instagram? Спешим успокоить: это вряд ли преимущественно пенсионеры, так что в случае сомнений ориентируйте inside stories в соцсетях на более молодую аудиторию. Особенно для рассказа о событиях, где возрастные нюансы имеют второстепенное значение.
Укрепить доверие
Больше всего люди доверяют тем, кто похож на них. А все люди не идеальны. Поэтому не нужно стремиться, чтобы положительный герой истории был насквозь положительным, а отрицательный состоял исключительно из недостатков. Жизнь редко бывает черно-белой, если только вы не догадались развернуться и идти вдоль белой полосы. И наличие недостатков у героя повествования сделает рассказ более реалистичным.
Равно как и неожиданные повороты сюжета придадут рассказу налет эксклюзивности и вызовут больше доверия, потому что «такое точно не придумаешь, значит, это было на самом деле». Так, драка с участием наркоманов и двоечников мало кого удивит, а вот если зачинщиком оказался отличник, идущий на красный диплом, это уже будет нечто.
Так выглядят основные приемы сторителлинга. Можно найти и более подробные мануалы, как создать историю, как научиться создавать истории и т.д. Например, в статье «Сторителлинг – 17 правил интересной истории» [Canva, 2020]. Тут наблюдаются некоторые «пересечения» с вышеприведенными приемами, потому ограничимся перечнем с краткими пояснениями.
17 правил интересной истории:
- Придумать идею – например, основная идея книг о Гарри Потере заключается в том, что люди никогда не знают, на что они способны, пока не попробуют что-либо делать.
- Определить свою целевую аудиторию – это основа основ маркетинга.
- Придумать героя – тут следует отталкиваться от запросов целевой аудитории.
- Понять, чего хочет герой – не взрослеть, как Питер Пен, вернуть «Черную жемчужину», как Джек Воробей.
- Придумать мир, в котором живет герой – это вполне может быть описание обстановки и условий, в которых живет герой.
- Продумать структуру истории – кто, что, где, когда, зачем, почему.
- Придумать интригующую завязку – так, чтобы заинтересовать аудиторию.
- Продумать конфликт – будет ли герой бороться с врагами, обстоятельствами или самим собой.
- Создать герою препятствия – те, которые он будет мужественно преодолевать.
- Придумать кульминацию – помните, что это высшая точка напряжения в истории и самый запоминающийся момент.
- Придумать концовку – так, чтобы она выглядела логично и основывалась на предшествующих действиях героев.
- Отдать предпочтение сюжетам, которые близки лично вам – так вы будете убедительнее и сможете продумать больше интересных деталей
- Представить разные точки зрения – поэтому лучше, если персонажей будет несколько.
- Воздержаться от перфекционизма – иначе вы рискуете бесконечно долго «сидеть» над каждой историей, когда от вас ждут новостей и динамики.
- Перестать думать о возможном провале – если вы возьметесь за хорошо знакомую вам и вашей целевой аудитории тему, даже в случае авторской неудачи аудитория «додумает» за вас и поймет вас правильно.
- Начать с малого – точнее, с коротких историй с простым сюжетом, понятной идеей и ограниченным количеством персонажей.
- Практиковать разные форматы – где-то достаточно текста, а где-то уместнее фото и видео.
Последнему пункту видится логичным уделить больше внимания, потому что вопрос «как создать историю» – это не только про сюжет и персонажей. Это еще и о том, как историю воплотить в жизнь и в каком виде преподнести, чтобы аудитория не пролистала ее в бурном потоке информации, а задержалась и вникла.
Как создать inside stories: технические вопросы
Итак, вопрос первый: о чем писать? В статье «Пошаговые инструкции: создание динамичных и интерактивных историй» можно найти много хороших идей [Meta for Business, 2019].
О чем писать и что показывать в inside stories:
- Показать, как проходит рабочий день в вашей компании, лучше в формате видео. Со временем, когда вы научитесь убирать из кадра все лишнее, отучите сотрудников материться и отработаете элементы артистизма, можно будет рискнуть и выйти в прямой эфир.
- Рассказать историю создания компании. Понятно, что большинством предпринимателей движет, в первую очередь, желание заработать. Вот и расскажите, почему вы решили зарабатывать организацией свадеб, а не просто торговлей промышленными и продовольственными товарами, как большинство предпринимателей.
- Показать товары крупным планом. Одно дело, когда на сайте есть карточка товара, и совсем другое, когда подписчик может лично наблюдать процесс производства, упаковки, отправки, получения, тестирования товара. Как говорится, одно другому не мешает, а очень даже помогает.
- Разработать и отснять мануал. Отлично работает, если вы ремонтируете часы, автомобили, бытовую технику, торгуете полуфабрикатами, травяными чаями, средствами по уходу за кожей. Это отличная возможность привлечь внимание тех, кто привык делать мелкий ремонт самостоятельно, кто ищет новые рецепты, кто мечтает о вечной молодости.
- Показать работу с клиентами, если клиенты не против. Отличный ход, если вы обучаете танцам, игре на ударной установке, шьете на заказ свадебные платья. Выбирайте тех клиентов, кто ведет собственный блог, и они охотно снимутся для ваших inside stories, потому что заинтересованы потом выложить это видео у себя в блоге.
Следующий не менее важный вопрос: как это все оформить? Для начала вспомните, что, если вы хотите коммуницировать с клиентами через блоги и социальные сети, в вашем распоряжении есть не только шрифт Times New Roman, а много других разнообразных шрифтов. Собственно, много шрифтов, хороших и разных, можно найти и в программе Word, однако в текучке дней мало кто «заморачивается» этим всерьез.
Поэтому не поленитесь и изучите, что предлагает сервис, с которым вы работаете. Когда вы поставите inside stories «на поток» и будете регулярно коммуницировать с клиентами по неформальным поводам, у вас уже не будет достаточно времени для изучения шрифтов, «заливок» для фона, фильтров для картинок, наборов стикеров, смайликов, эмодзи и т.д. А это все позволяет существенно разнообразить презентацию своих историй и даже выработать собственный эксклюзивный стиль.
Освойте хотя бы элементарные навыки фото- и видеосъемки, редактирования фото и монтажа видео. Так, для начала можем посоветовать статью «Как хорошо фотографировать на смартфон: 12 полезных советов» [mvideo, 2021]. Перечислим основные советы по фотосъемке:
- Протирать объектив перед каждой съемкой.
- Установить телефон для съемки на штатив, а в отсутствие штатива держать смартфон крепко и сосредоточиться на процессе съемки.
- Снимать при хорошем освещении. Для уличных съемок идеальны утренние и вечерние часы.
- Заранее изучить режимы и функции камеры и потренироваться в спокойной обстановке. Лайфхак: функция «ночной режим» позволяет получить четкий снимок и днем тоже, если освещение так себе.
- Пользоваться режимом портретной съемки, если задний фон явно портит кадр.
- Тщательно выстраивать кадр, искать разные ракурсы.
- Делать несколько фото и проверять результат.
- Воздержаться от использования вспышки без крайней необходимости.
- Использовать для съемок разной крупности разные камеры смартфона, а не функцию «зум».
- Освоить функции улучшения фото в смартфоне.
- «Подсказывать» смартфону, что или кто является главным в кадре. Для этого достаточно просто коснуться пальцем дисплея в соответствующем месте.
- Отдавать предпочтение камере с широкоугольным объективом.
Сразу скажем, что последний совет не является универсальным и вызывает определенные споры даже в среде профессионалов. В каких случаях лучше не пользоваться широкоугольным объективом, можно прочитать в статье «Как правильно снимать на смартфон: 5 важных советов» [media.mts, 2021].
Для съемок видео актуальны все вышеперечисленные советы. Можно лишь добавить, что штатив для видео настолько желателен, что почти обязателен, потому как идеально ровно держать камеру на протяжении даже 10-15 секунд не удается практически никому.
Возможно, для каких-то нештатных ситуаций наподобие прыжка вашего офисного кота на новогоднюю елку важнее успеть зафиксировать этот момент до того, как повалится елка. Если же это плановый стрим о жизни в офисе, лучше нормально подготовиться заранее.
Если вам нужно записать не только видео, но и звук, лучше подсоединить к смартфону или планшету внешний микрофон. Иначе встроенный микрофон запишет все, включая шелест бумаги за соседним столом, виброотклик на пришедшее вашему коллеге сообщение, плеск воды, наливаемой из чайника в зоне отдыха за перегородкой. Более подробный мануал по всем вопросам видеосъемки можно найти в статье «7 советов как снимать на смартфон видео профессионального качества» [mediasat, 2021].
Далее вам нужно будет смонтировать видео: вырезать неудачные кадры, «подложить» музыку, выйти «из черного» в начале и уйти «в черное» в конце. Это все лучше делать на компьютере с использованием программ, которыми пользуются профессионалы. Для работы со звуком и саунд-дизайна можно порекомендовать программу Sound Forge, для сведения видео очень хорош Adobe Premiere.
Не нужно пытаться освоить весь функционал, которым пользуются профи: он настолько обширный, что даже монтажеры с 10-летним стажем регулярно узнают там что-то новенькое. Вам для начала хватит нескольких основных функций, которых явно не хватает в большинстве любительских приложений для обработки видео: выход «из черного», «уход «в черное», увеличение, позволяющее сделать точную склейку.
Кроме того, если вы планируете делать inside stories на регулярной основе, неплохо бы «соорудить» для этой рубрики специальную заставку под музыку на несколько секунд. Графических редакторов для любителей превеликое множество, но, если рискнете освоить Photoshop, можете считать, что уже имеете дополнительную полезную профессию в руках. В этой программе делается основной массив макетов печатной продукции, заготовок для заставок на телевидении, баннеров для рекламы в Интернете и т.д.
После того, как вы подберете музыку и сделаете картинку-заготовку или несколько картинок-заготовок для заставки, вам останется все это импортировать в программу видеомонтажа и совместить одно с другим. Помните, что сначала нужно «выгрузить» на монтажную дорожку музыкальный трек, а уже потом «растянуть» картинки на длину трека. Если картинок в заставке несколько, следует сделать красивые переходы между ними. Эта функция наличествует во многих программах, но не во всех есть достаточный выбор вариантов перехода.
Этих рекомендаций вполне достаточно для того, чтобы начать что-то делать и стартовать с вашими inside stories в социальных сетях и блогосфере. Однако если ваши inside stories намного масштабнее, чем нужно для короткого рассказа, они могут стать основой для полноценного художественного произведения.
Inside stories как основа сюжета для книги
Когда-то давно инсайдерские истории, художественно оформленные и изданные в виде книги, назывались коротко и ясно: мемуары. Когда-то давно темп жизни был не таким быстрым, как сейчас. Поэтому накапливаемый с годами жизненный и профессиональный опыт сохранял свою актуальность и был интересен спустя десятилетия. Именно поэтому раньше за мемуары обычно «садились» лишь после выхода на пенсию.
Сейчас иные времена, иные нравы. Сегодня нет смысла копить опыт, знания, эмоции, смыслы и выводы «на потом». Есть риск, что они утратят актуальность намного раньше, чем автор успеет облечь их в какую-то высокохудожественную форму, пройти все этапы на пути книгоиздания и выдать читателям сей «фолиант».
Сегодня нужно делиться опытом по мере его поступления и минимальной обработки. А чтобы накопленные знания, сведения, случаи воспринимались с интересом, лучше подавать их в формате inside stories.
Заметим, кстати, что наличие слова «инсайдерская» в заглавии книги практически всегда делает ее бестселлером. В качестве примера можно привести несколько уже нашумевших книг:
- Инсайдерская история компании, завоевавшей мир [Д. Китинг, 2022].
- «О дивный модный мир. Инсайдерские истории экс-редактора Cosmo о дизайнерах, фэшн-показах и звездных вечеринках» [Э. Одел, 2021].
- Facebook: The Inside Story («Фейсбук: инсайдерская история») [ Levy, 2020].
- No Filter. История Instagram [С. Фрайер, 2020].
- Инсайдерская история мирового господства [А. Лашински, 2017].
- «Арсен Венгер в «Арсенале». Инсайдерская история» [Д. Кросс, 2020].
Больше шансов на этом литературном PR-поприще, разумеется, у крупных всемирно известных компаний. Однако если ваш бизнес не выходит за пределы вашего региона либо же вы известны в какой-то узкой сфере, вы вполне можете заинтриговать своих действующих и потенциальных клиентов аналогичным способом, издав электронную книгу с завлекающим названием, в котором есть слово «инсайдерская».
Подумайте, о чем или о ком вы могли бы рассказать так, чтобы к вам назавтра не пришла налоговая и прокуратура с целью проверки изложенных в книге фактов, и дерзайте. Начните, как советуют мэтры сторителлинга, с малого, и пишите о том, что близко вам и вашим клиентам. Тогда у вас точно все получится!
Мы желаем, чтобы у вас всегда все получалось. Мы верим, что ваши inside stories будут интересными и захватывающими, и просим ответить на вопрос по теме статьи: