Блог о саморазвитии

Индетерминизм: что это такое и почему это важно?

Индетерминизм: что это такое и почему это важно?

«Вася плохо учится, потому что ему постоянно ставят двойки…» Нет, не так… «Вася постоянно получает двойки, потому что плохо учится…» Или перед этим было правильно, потому что двойка – это и есть эквивалент показателя плохо? И в принципе, если школьнику постоянно ставить двойки, так он со временем перестанет учиться, ибо незачем?

Все, кто прошел нашу программу «Критическое мышление», легко разберутся с этими логическими ловушками. А мы сегодня попытаемся разобраться, что такое индетерминизм.

Что такое индетерминизм?

Если совсем кратко, индетерминизм – это противоположность детерминизма. Если разбираться подробнее, сначала нужно понять, что такое детерминизм, потому что детерминизм и индетерминизм идут, что называется, «рука об руку».

Итак, детерминизм – это учение о всеобщей взаимосвязи и взаимной определенности явлений, процессов, событий. Согласно этому учению, все, что происходит в мире, имеет свои причинно-следственные связи. И даже если мы не понимаем причин произошедшего, это не значит, что их нет.

Если индетерминизм противоположен детерминизму, следовательно, причинность, детерминизм и индетерминизм понимают по-разному. Индетерминизм не считает, что все в этом мире предопределено причинно-следственными связями.

Поэтому с позиции индетерминизма случайности и вероятности – такие же полноправные основания для событий и явлений, как причины и следствия. Как и любая другая концепция, индетерминизм имеет свои нюансы.

Так, индетерминизм в философии – это методология, отрицающая либо объективность причинно-следственной связи, либо когнитивную значимость причинно-следственных объяснений в науке.

В первом случае мы говорим про онтологический индетерминизм (отрицание объективности причинной связи), во втором случае речь идет про методологический индетерминизм (отрицание познавательной значимости причинного объяснения).

В философии науки принцип индетерминизма гласит, что законы природы обладают вероятностным характером, а случайности в большей степени, чем закономерности, объясняют эволюционный характер природы. Это самое общее понятие о том, что такое индетерминизм. Теперь разберемся подробнее.

Индетерминизм: немного истории

Для того, чтобы заглянуть вглубь истории, нам снова нужно вернуться к понятию детерминизма, потому что, как мы помним, детерминизм и индетерминизм тесно связаны и при этом взаимно противоположны.

Считается, что самым жестким приверженцем абсолютного детерминизма был французский математик, физик и астроном Пьер-Симон Лаплас (1749-1827). Он считал, что абсолютно все в этом мире имеет свои причинно-следственные связи. И если было бы возможно знать положение и скорость всех частиц в мире, тогда можно было бы предсказать все события, которые произойдут в масштабах вселенной [П. Лаплас, 1982].

Поскольку для таких знаний и предсказаний нужны поистине демонические способности, знать это все может только «демон Лапласа». Именно такое название получил мыслительный эксперимент, призванный показать масштабы людской неосведомленности о событиях во вселенной и защитить позиции детерминизма. А заодно попытаться представить, возможно ли предсказание всех будущих событий на каких-либо разумных основаниях в принципе.

Кроме того, «демон Лапласа» содержит парадокс, потому что для полного предсказания абсолютно всех событий во вселенной нужно учитывать и поведение «демона», и его «предсказания о предсказаниях». Получается запутанная многоступенчатая структура, в которой предсказание как бы содержит «само себя». И даже если этот «демон Лапласа» будет материализован в виде сверхмощной вычислительной машины, это не даст возможности обработать бесконечный массив данных, который нужно обработать, потому что вселенная бесконечна.

В целом, неудивительно, что представители точных наук предпочитают иметь дело с исчисляемыми категориями и пытаются систематизировать буквально все процессы. И в этом контексте вполне логично, что они защищают позиции детерминизма.

Приверженность принципам детерминизма прослеживается во взглядах большинства физиков, математиков и естествоиспытателей прошлых столетий, в том числе тех, кто не был сосредоточен на исследовании методологии науки, проблемы детерминизма и индетерминизма, а занимался конкретной проблематикой и оставил после себя огромное научное наследие в виде открытых законов.

Это, в частности Иссак Ньютон (1643-1727) и его закон всемирного тяготения, полностью построенный на изучении причинно-следственных связей и их описании в виде формулы. Или, к примеру, Рене Декарт (1596-1650) и его система координат, а также многие другие ученые и их открытия.

Это что касается детерминизма, а вот индетерминизм, аргументы в пользу случайности и вероятности событий как основы эволюции – это прерогатива представителей общественных наук, в частности, философии и социологии. Вся история западной социологии от классики до современности – это в значительной степени полемика такими крайностями, как стремление объяснить поведение человека некими внешними причинами и индетерминизм свободы воли [С. Абрамова, М. Вандышев, 2021].

Сторонники индетерминизма считают, что человек свободен в своих действиях и поступках, а его воля способна преодолеть любые препятствия. Тема свободы воли, детерминизм, индетерминизм поднимается в работах философов с незапамятных времен. Причем можно найти примеры как радикального детерминизма (например, у стоиков), так и примеры индетерминизма (например, у эпикурейцев), так и попытки примирить обе позиции.

В частности, сей «труд примирения» взял на себя Марк Туллий Цицерон (106-43) в своем трактате «О судьбе», вошедшем в сборник «Философские трактаты». Он, к примеру, писал, что «не от нас зависит родиться с острым умом или тупым, сильным или слабым, однако тот, кто из этого сделает вывод, что не в нашей воле даже сидеть или гулять, тот не видит, что за чем следует» [М. Цицерон, 1985]. Это, конечно же, самая простая иллюстрация к проблеме, зато очень наглядно показывающая, как соотносятся между собой свобода воли, детерминизм, индетерминизм в философии.

В более поздних периодах к образцам наиболее последовательного индетерминизма ученые относят взгляды Томаса Рида (1710-1796), Мен де Бирана (1766-1824), Карла Иоэля (1864-1934), Анри Бергсона (1859-1941), Николая Лосского (1870-1965), Поля Рикёра (1913-2005) [Г. Гололоб, 2010].

В этот же список можно условно добавить французского философа Шарля Бернара Ренувье (1815-1903), немецких философов Иогана Готлиба Фихте (1762-1814) и Артура Шопенгауэра (1788-1860). В их работах индетерминизм и свобода воли рассматриваются как неотъемлемые составляющие поведения человека. Хотя и они признают наличие некоторых ограничений, которые еще не детерминизм, но уже и не совсем безраздельный индетерминизм. Как метко заметил Артур Шопенгауэр, «человек может делать то, что он желает, но не может желать, что ему желать» [А. Шопенгауэр, 2015].

Для желающих совершить более подробный исторический экскурс можем рекомендовать обзор «Инкомпатибилистские (индетерминистические) теории свободы воли» [Р. Кларк, Д. Кейпс, 2013]. А также статью «Детерминизм и индетерминизм в дуалистических и недуалистических онтологиях: от Канта к Сартру» [Д. Гаспарян, 2014]. Мы же рассмотрим далее, каковы позиции индетерминизма в 21 столетии.

Индетерминизм: день сегодняшний

Индетерминизм как методология по-прежнему сохраняет свои позиции. Более того, есть основания считать, что он даже расширил сове влияние не только на гуманитарные, но и на естественные науки. Каким образом? Предлагаем вашему вниманию небольшой обзор научных тематик и проблем, рассматриваемых с позиций индетерминизма. Начнем с гуманитарных наук.

Весьма интересна «Проблема социального детерминизма и индетерминизма в рамках теории самоорганизации» [О. Музыка, 2007]. Самоорганизация различных систем предполагает действие многих факторов, наличие синергетического эффекта и, в конечном счете, переход на более высокий и более организованный уровень.

С одной стороны, результат действия различных факторов сам по себе предполагает наличие причинно-следственной связи, т.е. детерминизм. С другой стороны, множественность факторов предопределяет некоторую хаотичность и непредсказуемость их взаимодействия, что позволяет говорить про индетерминизм и, в частности, социальный индетерминизм, если речь идет о социальных самоорганизующихся системах.

Не менее интересна такая проблема, как «Онтологические основания теории социальных изменений: детерминизм и индетерминизм социальной реальности» [Е. Балдицына, 2010]. Тут речь идет о трех уровнях бытия:

  • Уровень объективной реальности.
  • Уровень субъективной реальности.
  • Уровень трансцендентной реальности.

Первый уровень – это то, что существует независимо от нашего сознания и никак не зависит от нашего восприятия, второй уровень – это то, как мы воспринимаем реальность. Третий уровень – это объекты, находящиеся вне времени и пространства. Например, такие категории, как душа, совесть, свобода воли.

С одной стороны, эти категории часто предопределяют поведение людей в социуме. С другой стороны, эти категории формируются в значительной степени под влиянием социума, поэтому можно говорить о том, что это процесс взаимообразный. С третьей стороны, не все люди одинаково подвержены влиянию социума, и даже в рамках одной социальной группы или семьи, где все находятся в одинаковых или сходных условиях, у кого-то наличие совести более очевидно, а у кого-то более очевидно ее отсутствие. Так что детерминизм и индетерминизм, философия нравственных ценностей – категории тесно взаимосвязанные.

Тема индетерминизма имеет и прикладное значение. В частности, в контексте темы «Снижает ли индетерминизм моральную ответственность?» [А. Беседин, 2020]. Тут дискуссия касается ситуаций, в которых при одинаковых условиях могут наступить разные последствия.

Для простоты приводится такой жизненный пример, как шаткий мостик, который может обрушиться, если по нему пройдет человек, а может и не обрушиться, и следствие зависит от бесчисленного множества факторов. Это вес человека, наличие или отсутствие ветра, движение по центру мостика или ближе к краю, спокойный шаг или бег, при котором мост дополнительно раскачивается, и даже просто элемент случайности и везения. Все эти факторы попросту невозможно сложить в некую единую причину, которая приведет к предсказуемому однозначному следствию.

Поэтому вопрос, несете ли вы моральную ответственность, если не предупредили человека, что мостик шаткий, и мостик обрушился, является дискуссионным. Во-первых, человек и сам может с первого шага обнаружить, что мост непрочен. Во-вторых, вы потенциально можете не знать, насколько мостик шаткий и опасный. В-третьих, степень осторожности и боязливости у всех людей разная. И мостик, который вам кажется шатким, кому-то другому вовсе не покажется опасным.

Еще один весьма интересный прикладной аспект – это идеи детерминизма и индетерминизма в исследовании языковой системы [И. Некипелова, 2013]. Тут сложность определения соотношения детерминизма и индетерминизма в том, что, с одной стороны, каждое языковое явление предопределено другими явлениями, как в прошлом, так и в настоящем, а с другой стороны, индетерминировано особенностями мышления отдельно взятого человека.

Условно говоря, всем детям в классе дают абсолютно одинаковый с точки зрения языкового оформления материал, а вот что каждый школьник «вынесет» с урока и насколько точно сможет воспроизвести учебный материал, когда будут отвечать «у доски», сильно зависит от умственных способностей и прилежания конкретного ученика.

И, наконец, пару слов о том, что индетерминизм как методология расширил сове влияние не только на гуманитарные, но и на естественные науки. Ранее мы говорили о том, что в основе классического естествознания лежит концепция детерминизма. Она зиждется на трех основных принципах:

  • Природа развивается в соответствии с имманентно присущими ей внутренними законами.
  • Эти законы являются выражением причинно-следственных связей.
  • Задача науки состоит в поиске этих связей и открытии этих законов.

Применительно к так называемому макромиру это полностью справедливо. Однако с открытием теории относительности, развитием квантовой механики и проникновением научного знания в тайны микромира многие ранее бывшие незыблемыми постулаты пошатнулись.

Условно говоря, классическая механика Ньютона мало пригодна для описания хаотичного движения мирочастиц, из которых состоят предметы материального мира. К слову, законы квантовой механики изначально предполагают элемент хаотичности в «поведении» микрочастиц [П. Дирак, 2013]. Таким образом, индетерминизм проникает в естественные науки на методологическом уровне.

Более того, в развитии многих современных наук вероятностные методы играют все большую роль. Это такие науки, как квантовая физика, молекулярная биология, генетика, где необходимость и случайность связаны противоречивым единством [С. Лебедев, И. Кудрявцев, 2005]. Еще более явно данный тренд прослеживается в отношении такой отрасли знания, как синергетика.

Для справки: Синергетика – это междисциплинарное направление науки, объясняющее образование и самоорганизацию моделей и структур в открытых системах, далеких от состояния динамического равновесия.

Таким образом, детерминизм и индетерминизм в развитии естествознания тесно взаимосвязаны и органично дополняют друг друга, помогая понять картину макро- и микромира. То и другое является неотъемлемой частью природы и всего нашего бытия, а понимание законов макро- и микромира необходимо для дальнейшего научно-технического прогресса.

Развитие научных исследований, попытки проникнуть в тайны мироздания поставили на повестку дня тему точности измерений. Речь всерьез идет о том, что индетерминизм, будучи «следствием неизбежного наличия погрешностей измерений, играет в метрологии существенную роль, а результаты измерений можно рассматривать как стохастические или случайные величины» [И. Шишкин, 2014]. Поэтому становится актуальной задача внедрения в метрологию методов управления рисками с целью нивелирования последствий погрешности измерений.

Индетерминизм проник даже в сферы знаний, которые всегда ассоциировались с исключительной точностью вычислений. С развитием компьютерных технологий обрело актуальность свойство систем выполнять несколько вычислений одновременно, при том, что эти вычисления в момент выполнения взаимодействуют друг с другом [J. Magee, J. Kramer, 2006].

Ввиду того, что одновременные вычисления задействуют общие ресурсы, они требуют наличия так называемого арбитра, встроенного в их реализацию для управления доступом к этим ресурсам. Использование таких арбитров ведет к возможной неопределенности в одновременных вычислениях, что имеет практическое значение для обеспечения корректности результатов. Так, арбитраж не исключает фактически неограниченный индетерминизм, связанный с проблемой проверки моделей вычислений при одновременных вычислениях.

Подытожим вкратце направления научных исследований, где индетерминизм как методология удерживает прочные позиции:

  • Теория самоорганизации.
  • Теория социальных изменений.
  • Тема моральной ответственности.
  • Исследования языковой среды.
  • Квантовая физика.
  • Квантовая механика.
  • Метрология.
  • Информатика.
  • Молекулярная биология.
  • Генетика.
  • Синергетика.

Что еще можно дополнить по теме индетерминизма в науке? Мы видим не просто колоссальный сдвиг в достижениях собственно науки и научной методологии. На современном уровне развития точных и естественных наук вероятностные методы, элементы неопределенности и хаотичности воспринимаются как необходимая норма существования.

Даже если предположить, что когда-либо станет возможным такой объем и такая скорость вычислений, которая позволит высчитать положение каждой микрочастицы в пространстве и материи на несколько шагов вперед, это вряд ли всерьез повлияет на прикладной результат исследований и практическое использование предметов материального мира.

Оттого, что мы знаем или не знаем, куда в следующий момент сместится электрон в составе каждой молекулы, составляющей материю, поведение материи не изменится, а развивать способы воздействия на материю возможно и без знания бесконечного объема данных относительно движения каждой микрочастицы внутри каждой молекулы. Хотя с теоретической точки зрения такое направление мысли, безусловно, представляет интерес.

Признавая принцип индетерминизма в современной науке, ученые практически согласились не только с тем, что далеко не все явления можно рассмотреть и просчитать с позиций причинно-следственных связей, но и с тем, что это далеко не всегда нужно с точки зрения полезности. Проще говоря, вероятность, неопределенность и хаотичность на уровне микрочастиц не мешают ходу научных исследований и достижению глобальных результатов, что наглядно подтверждает вся история научно-технического прогресса.

Итак, мы вкратце разобрались, что такое индетерминизм и какое он имеет значение для научного познания и практического применения. Но вы поймете намного больше, если пройдете нашу программу «Критическое мышление». Мы желаем, чтобы все очевидное и невероятное, случайное и закономерное, причинно-обусловленное и возможно-неопределенное давало вам исключительно хорошие шансы в этой жизни. И просим ответить на один вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:,