Сфера образования во всем мире за годы с начала пандемии претерпела такие колоссальные изменения, на которые в обычных обстоятельствах могли бы уйти десятилетия. Однако эволюционирует не только система образования как таковая и ее организационные формы, но психология педагогики или педагогическая психология.
Вы, наверное, и сами по рассказам бабушек, дедушек и своих родителей понимаете, насколько школа 50-70-х годов прошлого столетия отличалась от той, в которой учились вы. А уж как она отличается от того, каким образом учатся ваши дети, – это отдельная тема.
Вы всегда можете пополнить свой багаж знаний самостоятельно, и как это лучше сделать, мы расскажем на нашей программе «Лучшие техники самообразования». И вам будет проще понять что угодно и кого угодно, даже если между вашими воззрениями будет полувековая пропасть, когда пройдете нашу программу «Когнитивистика».
А наша сегодняшняя тема «Хронология теории обучения: ключевые идеи педагогической психологии». И начнем мы с уточнения понятий.
Теория обучения: что это такое?
Теория обучения – это система объяснений, принципов и концепций, которые помогают понять, каким образом люди учатся и как обучение может быть эффективным. Теории обучения разрабатываются в области педагогической психологии и образования на основе исследований и наблюдений за процессом обучения.
Теории обучения стараются объяснить, как люди усваивают информацию, развивают навыки, приобретают знания и изменяют свое поведение. Они исследуют факторы, которые влияют на обучение, и предлагают методы и стратегии, которые могут быть эффективными для обучения и преподавания. В какой-то степени более логично было бы их называть «теории процесса обучения».
Теории обучения могут включать в себя различные подходы, такие как бихевиоризм, когнитивизм, гуманизм, социокультурная теория и другие. Каждая теория предлагает свои уникальные идеи и концепции обучения, основанные на различных предпосылках и понимании человеческой психологии.
Цель теорий обучения не только в том, чтобы описать, как люди учатся, но и предложить практические рекомендации и методы, которые помогут улучшить процесс обучения в школах, университетах, системе дошкольного, внешкольного и последипломного образования и других образовательных ситуациях, таких как семинары, вебинары, тренинги.
Понятие теории обучения зачастую используют как синоним термина «дидактика». Это не совсем корректно. Как мы только что разобрались, теория обучения изучает процессы, механизмы и факторы, влияющие на усвоение знаний и развитие навыков обучающихся. Она исследует психологические, когнитивные и социальные аспекты обучения, разрабатывает концепции, модели и принципы, которые помогают понять, каким образом происходит обучение.
В свою очередь, дидактика является областью педагогики, которая изучает методы, стратегии и подходы к организации учебного процесса. Дидактика фокусируется на практической реализации теорий обучения и разрабатывает рекомендации для учителей и преподавателей по выбору и использованию методов, форм и средств обучения.
Таким образом, теория обучения предоставляет теоретическую базу для понимания учебных процессов, в то время как дидактика применяет эти теории на практике и разрабатывает конкретные инструкции и рекомендации. Тем не менее, термины «теория обучения» и «дидактика» могут быть взаимозаменяемыми, когда речь идет, к примеру, о преподавании каких-то конкретных дисциплин.
Мы уже поняли, что дидактика – это наука, которая изучает методы, принципы и процессы обучения и преподавания, а основная цель дидактики заключается в оптимизации обучения и преподавания, чтобы обеспечить максимальное усвоение знаний учащимися.
Поэтому, когда речь заходит о преподавании физики, химии, биологии и любого другого предмета, теория обучения этому предмету и дидактика сближаются максимально, сосредотачиваясь на выборе и применении методов обучения, организации учебного материала, учете возрастных особенностей учеников от класса к классу.
Иногда дидактика рассматривается как подраздел педагогики или педагогической психологии, который занимается конкретными аспектами учебного процесса и разработкой методов обучения. В этом случае дидактика может быть рассмотрена как прикладная часть теории обучения [Н. Борытко, 2006].
В целом, дидактика имеет более практическую направленность, предоставляя преподавателям прикладные рекомендации. Теории обучения, как следует из самого термина, более сосредоточены на теоретической составляющей процесса образования и педагогической психологии.
Что такое педагогическая психология?
Педагогическая психология – это научная дисциплина, которая изучает взаимодействие между психологией и педагогикой, исследуя процессы обучения и развития в образовательной среде. Она объединяет знания из области психологии, включая психологические теории, методы и практики, с проблемами и вопросами, возникающими в контексте образования.
Педагогическая психология исследует различные аспекты образовательного процесса, такие как усвоение знаний, мотивация, психологические аспекты общения, взаимодействия и социализации в образовательной среде.
Цель педагогической психологии заключается в том, чтобы понять, каким образом ученики учатся и развиваются, и предоставить практические рекомендации и подходы для оптимизации образовательного процесса. Она помогает педагогам и преподавателям лучше понимать потребности и особенности каждого обучающегося, разрабатывать адаптивные методы обучения и подходы, которые соответствуют индивидуальным потребностям и способностям студентов.
Педагогическая психология исследует факторы, влияющие на эффективность обучения, такие как мотивация, внимание, память, мышление, эмоции и социальная среда. Она помогает идентифицировать и понять проблемы и трудности, с которыми сталкиваются ученики, и разрабатывать стратегии и подходы для их преодоления.
В целом, педагогическая психология играет важную роль в образовании, предоставляя практические рекомендации и научные основы для создания эффективной образовательной среды, развития учеников и достижения образовательных целей.
Иногда понятие «педагогическая психология» используют как синоним понятия «психология образования». Педагогическая психология и психология образования в значительной степени «пересекаются» и могут быть связаны друг с другом, но в то же время они представляют различные аспекты изучения психологии в контексте образования.
Так, педагогическая психология фокусируется на исследовании психологических аспектов образовательного процесса. Она изучает психологические факторы, влияющие на обучение и развитие обучающихся, методы и стратегии, которые могут быть применены для оптимизации образовательной среды. Педагогическая психология обращает внимание на психологические аспекты преподавания, учебного планирования, взаимодействия в классе, развития личности и других вопросов, связанных с обучением.
Психология образования несколько шире охватывает изучение психологических аспектов образования в целом. Она исследует психологические аспекты образовательной системы, процессы обучения, развития и социализации, психологические факторы, влияющие на успешность образования.
Кроме того, психология образования включает в себя изучение психологических аспектов образовательных методик, психологических аспектов взаимодействия в учебных заведениях, роль психологического консультирования и поддержки студентов и других аспектов, связанных с психологией в образовании.
Таким образом, можно сказать, что педагогическая психология – это более узкая и специализированная область, фокусирующаяся на психологических аспектах обучения и развития в контексте образовательной среды, в то время как психология образования имеет более широкий охват и исследует психологические аспекты образования в целом. Каким образом это связано теориями обучения? Давайте разбираться.
Теории обучения в педагогической психологии
Итак, какие же существуют теории обучения в педагогической психологии? Мы уже начали говорить об этом, когда разбирались, что такое теория обучения. На сегодняшний день выделяют три основные теории обучения: бихевиоризм, когнитивизм и конструктивизм [Skillbox, 2022].
Однако ограничивать многообразие подходов, которые предлагают теория и методика обучения на всем протяжении своего развития, всего тремя направлениями значило бы обеднять тему и тот багаж знаний, который дают педагогические теории обучения, теория и практика обучения. Поэтому мы «расширим» тему и рассмотрим наиболее интересные теории обучения в хронологическом порядке:
- Бихевиоризм (конец 19 – начало 20 века).
- Когнитивизм (середина 20 века).
- Гуманистическая теория (1950-1970 годы).
- Конструктивизм (1970-1990 годы).
- Нейропедагогика (начало 21 века).
Это общая хронология теории развития обучения. Внутри каждого из этих направлений зарождались самостоятельные и зачастую самодостаточные теории. Как, например, теория развивающего обучения, в которой четко просматриваются черты гуманистической психологии, но при этом у нее есть своя «специализация», и это, скорее, теория обучения и воспитания, потому как воспитанию и психическому развитию школьников здесь уделяется ничуть не меньше внимания, чем собственно учебе [В. Давыдов, 1996].
Отдельная тема – это теория обучения иностранному языку. По факту в основе каждой методики обучения иностранному языку лежит своя теория, а поскольку таких методик и разработок немало, тут можно говорить про теории обучения языку во множественном числе.
Опять же, рассматривать абсолютно все теории образования и обучения, возникшие за время существования педагогики как науки, было бы весьма долго и громоздко, поэтому сосредоточимся и расскажем о тех направлениях, которые мы ранее перечислили в хронологическом порядке.
Бихевиоризм (конец 19 — начало 20 века)
Бихевиоризм – направление в науке, которое зародилось в конце 19 века и имело большое влияние на протяжении первых десятилетий 20 столетия. Базовые идеи бихевиоризма как основы теории обучения впервые четко сформулировал Джон Бродес Уотсон [J. Watson, 1913]. Серьезный вклад в развитие бихевиоризма внесли Эдвард Ли Торндайк и Эдвин Рэй Гатри.
Из отечественных ученых наиболее яркими представителями бихевиоризма можно считать Ивана Сеченова, Владимира Бехтерева и, конечно, Ивана Павлова, прославившегося экспериментами по изучению условных рефлексов на примере собак. Его исследования привлекали внимание ученых новых поколений в самых разных контекстах вплоть до конца 20 столетия [J. Wolpe, J. Plaud, 1997].
Итак, бихевиоризм сосредоточен на изучении наблюдаемого поведения и внешних стимулов, в значительной степени игнорируя внутренние психологические процессы. Основная идея бихевиоризма заключается в том, что поведение является, прежде всего, результатом внешних факторов и прежнего опыта, а не внутренних мыслительных процессов, и именно с этой точки зрения рассматривается учебный процесс. Что это значит?
Составляющие бихевиоризма как теории обучения:
- Классическое обусловливание – предполагает формирование автоматического ответа на условный стимул. Например, собака слышит звонок и ожидает корм, ученик слышит звонок и должен идти на урок и т.д.
- Оперантное обусловливание – основывается на связи между поведением и его последствиями (усиление или наказание) [E. Thorndike, 1898]. Поведение, которое усиливается положительными последствиями или уменьшает негативные последствия, становится более вероятным в будущем. Наказание нужно для уменьшения вероятности нежелательного поведения. Это явление еще называют «Законом Эффекта».
- Формирование привычек – подразумевается, что путем повторения и усиления желательного поведения можно формировать привычки, которые становятся автоматическими реакциями на определенные стимулы [E. Guthrie, 1946].
При этом бихевиоризм явно недооценивает значимость внутренних психологических процессов, таких как мышление, восприятие, эмоции из-за того, что сосредоточен исключительно на наблюдаемом поведении и внешних стимулах.
Бихевиоризм в свое время сыграл значительную роль в развитии педагогической психологии, предоставив основы для понимания процессов обучения и применимых стратегий. Однако в последующие годы другие теории, такие как когнитивизм, конструктивизм и прочие, внесли более полное понимание психологических аспектов обучения, учитывая внутренние процессы мышления и социокультурный контекст образования.
Когнитивизм (середина 20 века)
Когнитивизм сформировался в самостоятельное направление в середине 20 столетия, хотя многие идеи, на которых основывается когнитивизм, высказывались намного раньше. Многие постулаты когнитивизма просматриваются в трудах таких ученых, как Лев Выготский, Герман Эббингауз и других.
Например, «зона ближайшего развития», о которой говорил Выготский, «кривая забывания» Германа Эббингауза – это все «предвестники» когнитивизма в педагогике.
Для справки: зона ближайшего развития – это теоретический конструкт о пространстве задач, которые ребенок не может освоить самостоятельно, но способен освоить с помощью взрослых в самом ближайшем будущем.
Когнитивизм как теория обучения, в отличие от бихевиоризма, фокусируется на мыслительных процессах. Собственно говоря, когнитивизм и появился как «ответ бихевиоризму» и его явной недооценке мыслительного потенциала обучаемого.
С позиций когнитивизма, процесс обучения и усвоения знаний определяется тем, как наш разум воспринимает, обрабатывает, хранит, а затем воспроизводит и использует информацию. Поэтому обучение когнитивисты рассматривают как внутренний процесс, включающий память, рефлексию, мотивацию, способность к абстрактному и логическому мышлению и т.д.
Когнитивизм как теорию обучения развивали такие ученые, как Жан Пиаже, Ульрих Найссер и в какой-то степени Вольфганг Келер, один из основателей гештальтпсихологии. Именно они и сформировали основные идеи и концепции когнитивизма как теории обучения.
Составляющие когнитивизма как теории обучения:
- Ассимиляция и аккомодация – ассимиляция как процесс включения новой информации и опыта в существующие когнитивные структуры, и аккомодация как процесс приспособления когнитивных структур, позволяющий включить новую информацию в существующие когнитивные структуры [Ж. Пиаже, 2003].
- Перцептивный цикл – модель восприятия как результата циклического взаимодействия объекта или изучаемой информации, перцептивной схемы (одновременной активности нескольких сенсорных систем) и собственно исследования объекта или изучаемой информации [У. Найссер, 2012].
- Инсайтное обучение – внезапное осознание взаимосвязей и закономерностей в изучаемом материале, когда количество переходит в качество [W Köhler, 1958].
- Модель памяти Аткинсона-Шиффрина – разделение памяти на сенсорную, кратковременную и долговременную и необходимость учета особенностей каждого компонента с целью наилучшего усвоения ученого материала [R. Atkinson, R. Shiffrin, 1968].
- Таксономия образовательных целей Бенджамина Блума – цели обучения могут быть разделены и ранжированы по степени сложности, что позволит правильно определять задачи обучения и выстраивать на этой основе как отдельные занятия, так и целые программы [ Bloom, et al., 1971].
Заметим, что многие идеи когнитивизма легли в основу конструктивизма. Более того, Жана Пиаже и Бенджамина Блума часто относят к конструктивистам притом, что изначально направление их научной мысли шло исключительно в русле когнитивизма. Тем не менее, перекликающихся идей в этих теориях обучения немало, и чуть позже мы рассмотрим конструктивизм как теорию обучения более подробно.
Гуманистическая теория (1950-1970 годы)
Гуманистическая теория обучения, развивавшаяся в 20 веке, сфокусирована на ценности личности, ее развитии и потенциале. Гуманистическая педагогика ставит ученика в центр образовательного процесса и признает важность его эмоционального благополучия, самореализации и удовлетворения своей деятельностью.
Идеологом гуманистической теории обучения стал Карл Роджерс, который подчеркивал важность эмоциональной и психологической поддержки учеников, считая, что образование должно основываться на понимании и уважении индивидуальных потребностей и самореализации каждого ученика [К. Роджерс, Д. Фрейберг, 2002].
Большой вклад в развитие гуманистической теории обучения внес Джон Дьюи и его идея «инструментальной» педагогики, ориентированной на интересы ребенка. Главной задачей обучения в этом контексте является выработка навыков адаптации к окружающему миру и получения тех знаний, которые способствуют этому в наибольшей степени [Д. Дьюи, 2009]. Поэтому основной упор в его подходах делается на игровые формы обучения для дошкольников, развитие трудовых навыков, творческого мышления и стремления к самообразованию у учащихся средней школы.
Еще один «проводник» гуманистической теории обучения Пауло Фрейре видел в образовании один из действенных способов преодоления социального неравенства, что позволяет реализовать принципы гуманистического общества в наибольшей степени [P. Freire, 2011]. В целом, гуманистическая теория обучения в 20 веке выдвигает ряд основных выводов и постулатов, которые акцентируют важность личности, ее потребностей и развития в образовательном процессе.
Основные идеи гуманистической теории обучения:
- Центральное положение личности – гуманистическая теория обучения ставит ученика в центр образовательного процесса. Личность рассматривается как активный и автономный субъект, обладающий индивидуальными потребностями, мотивацией и потенциалом.
- Целостность – гуманистическая теория обучения признает целостность личности и взаимосвязь между ее физическими, эмоциональными, интеллектуальными и социальными аспектами.
- Самореализация и самоактуализация – гуманистическая теория обучения подчеркивает важность процесса самореализации и самоактуализации личности. Образование должно способствовать развитию потенциала ученика, его самовыражению, самостоятельности и достижению целей.
- Эмоциональное благополучие – гуманистическая теория обучения придает важность эмоциональному благополучию ученика. Создание поддерживающей, эмоционально безопасной и доверительной образовательной среды считается необходимым для успешного обучения и развития личности.
- Индивидуальные потребности и разнообразие – гуманистическая теория обучения признает уникальность каждого ученика и важность учета его индивидуальных потребностей, способностей и стилей обучения. Образовательный процесс должен быть гибким и адаптированным к разнообразию потребностей и возможностей учеников.
- Активное участие и опытное обучение – гуманистическая теория обучения подразумевает активное участие ученика в учебном процессе. Ученик воспринимается как активный «конструктор» своего знания, а образование как процесс взаимодействия ученика с окружающей средой и опытом.
Последний пункт напрямую пересекается с конструктивизмом, который стал логическим продолжением развития теорий обучения и педагогики, в целом.
Конструктивизм (1970-1990 годы)
Мы уже начали говорить о тесной взаимосвязи когнитивизма и конструктивизма в педагогике. И, пожалуй, продолжим. Конструктивизм – это еще один «борец» за научно-педагогическое наследие Льва Выготского. Его наработки по поводу «зоны ближайшего развития» интересны в контексте конструирования образовательного трека и учебного плана для детей разного возраста.
Конструктивизм – это педагогическая теория обучения, которая подчеркивает активную роль ученика в процессе конструирования знаний и понимания мира. Основная идея заключается в том, что знания нельзя передать учащемуся в готовом виде. Можно лишь создать условия для успешного освоения знаний, которыми учащиеся могут воспользоваться, если будут достаточно вовлечены в учебный процесс.
Теоретической основой конструктивизма стали исследования Джерома Сеймура Брунера в педагогике [Д. Брунер, 1977]. В значительной степени на развитие конструктивизма повлияли поздние работы Жана Пиаже, в которых он описывает стадии когнитивного развития у детей и выделяет роль механизма игры, через который дети конструируют знания [Ж. Пиаже, 1969].
К слову, идеи Пиаже навели работавшего с ним на протяжении нескольких лет Сеймура Пейперта на мысль о применении математических подходов для понимания того, как дети учатся и мыслят [С. Пейперт, 1989].
Составляющие конструктивизма как теории обучения:
- Конструкция знания – ученик активно конструирует свое знание, а не просто принимает его «к сведению». Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы ученик мог активно строить свои собственные представления, в том числе посредством практической деятельности.
- Спиральный подход – подразумевается многократный возврат к наиболее важным для понимания моментам учебной программы, каждый раз на более высоком уровне. Это помогает учащимся углублять свое понимание и переносить знания на новые ситуации.
- Культурный контекст – обучение должно быть связано с реальными ситуациями и проблемами, с которыми сталкиваются ученики в их культурной среде.
- Концептуальное понимание – обучение должно быть ориентировано на развитие глубокого и гибкого понимания законов, правил и принципов различных наук.
- Нарративный подход – истории помогают ученикам организовывать и структурировать знания и видеть связи между различными концепциями.
В последнем пункте мы видим много общего с модным нынче сторителлингом. На самом деле, роль историй в организации учебного процесса известна уже давно, и активно применяется на практике. Даже сказки для дошкольников, которые учат, что такое «хорошо» и что такое «плохо», и развивают основы логического мышления, это элемент сторителлинга в образовании.
В рамках конструктивизма зародилось множество свежих идей и самостоятельных теорий обучения. Например, теория когнитивной нагрузки, которая предполагает, что эффективно выстроенный учебный материал облегчает обучение, направляя когнитивные ресурсы на деятельность, имеющую непосредственное отношение к получению знаний [Chandler P., Sweller J., 1991]. Или, к примеру, социоконструктивизм, который выделяет особую роль социального взаимодействия в процессе обучения.
Конструктивизм стал основой для развития такого направления, как коннективизм – обучение в эпоху цифровых технологий [G. Siemens, 2005]. Собственно, сегодня конструктивизм и коннективизм – это основа любого дополнительного образования и обучения для взрослых, когда человек сам формирует свой образовательный трек и выступает конструктором того запаса знаний, который ему необходим для достижения успеха в жизни.
Нужно сказать, что все теории обучения, формировавшиеся на протяжении 20 столетия, в той или иной мере повлияли на то, как выглядит образование 21 века и современные теории обучения. И именно эволюция стала основой для появления новых идей в педагогике.
Нейропедагогика (начало 21 века)
Нейропедагогика – это научное направление, которое объединяет педагогику и нейронауку для исследования процессов обучения и развития на основе познания о функционировании мозга. Основная идея нейропедагогики состоит в том, чтобы использовать знания о мозге и его функциях для оптимизации образовательного процесса и разработки эффективных методик обучения.
Основные принципы нейропедагогики как теории обучения:
- Индивидуальность и многообразие – нейропедагогика учитывает индивидуальные различия в функционировании мозга и особенности каждого ученика. Она признает, что учащиеся имеют разные стили обучения и реагируют по-разному на различные методы обучения.
- Пластичность мозга – нейропедагогика учитывает пластичность мозга, его способность изменяться и адаптироваться к новым условиям и опыту. Она подчеркивает важность создания стимулирующей и поддерживающей образовательной среды, которая способствует формированию и укреплению связей между нейронами и развитию новых нейронных сетей.
- Поддержка эмоционального состояния – нейропедагогика уделяет внимание эмоциональному состоянию учащихся и его влиянию на обучение. Она признает, что эмоциональная обстановка может повлиять на внимание, мотивацию и способность учащихся к обучению.
- Периодизация и ритмичность обучения – обучение на основе знаний о работе мозга признает важность периодических перерывов и ритмичности в образовательном процессе. Оно учитывает биологические ритмы учащихся, их потребность в отдыхе и восстановлении, что способствует более эффективному усвоению информации.
- Активное обучение – нейропедагогика и обучение на основе мозга поддерживают активное обучение, включающее практические действия, решение прикладных задач, взаимодействие и применение знаний на практике. Активное обучение способствует активации различных областей мозга и укреплению связей между ними.
Нейропедагогика стремится использовать научные знания о мозге для оптимизации педагогической практики. Нейропедагогика учитывает индивидуальность учащихся, пластичность мозга, эмоциональную составляющую обучения и активное, ритмичное обучение. Применение принципов нейропедагогики и обучения на основе знаний о работе мозга может способствовать более эффективному обучению и развитию учащихся.
Всем, кто желает вникнуть в эту тему глубже, можем рекомендовать книгу «Нейропедагогика для учителей: как обучать по законам работы мозга» [А. Цветков, 2017]. И учебное пособие «Нейропедагогика. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых» [В. Степанов, 2020].
Вот так выглядит хронология теорий обучения и ключевые идеи педагогической психологии. Мы желаем, чтобы новые знания всегда приносили вам радость и пользу. Мы приглашаем вас на наши программы «Когнитивистика» и «Лучшие техники самообразования», и предлагаем ответить на вопрос по теме статьи: