С начала века психологи стали много говорить о необходимости мышления роста и отказа от фиксированных установок. Новые техники применяют для повышения мотивации и эффективности во всех сферах жизни. Отлично ведь! Трудности начинаются, когда пациент, а еще хуже, его наставник, «слышит звон, да не знает, где он». Что такое growth mindset и как его заполучить?
Существует множество образов мышления, каждый из которых может помочь или навредить нашему благополучию.
Мышление роста (growth mindset по-английски) – это вера в то, что наши базовые навыки можно развивать и улучшать благодаря самоотверженности и упорному труду. Это каждодневный выбор при выполнении различных интеллектуальных задач, от прокладки кабеля до отбора партнера для танцев.
Автор концепции – дипломированный психолог Кэрол Дуэк из США. Результаты исследований с ее участием опубликованы в престижных научных журналах, от Psychological Science до Nature.
Дуэк противопоставляет мышление роста фиксированному мышлению (fixed mindset vs growth mindset). По словам психолога, мышление роста – это не только наш интеллект. Это решения, которые мы вынуждены постоянно принимать, в том числе в области отношений. Эти решения определяют нашу жизнь. Например, с точки зрения Дуэк, человек с фиксированным мышлением скажет, что идеальный партнер должен:
- вознести его на пьедестал;
- боготворить его;
- обеспечить ему идеальные самочувствие и настроение.
Другими словами, идеальный партнер «закрепит его фиксированные качества».
В свою очередь, люди с мышлением роста считают, что их партнер должен:
- Рассмотреть их ошибки и помогать им работать над их исправлением и преодолением.
- Бросать вызов, дабы те становились лучшей версией самих себя.
- Вдохновлять их учиться новому.
«Таланты и способности можно развивать с помощью усилий, хорошего преподавания и настойчивости», – уверена Дуэк. По ее словам, каждый может стать умнее, если будет над этим работать.
Но не все это в итоге делают. В результате, по подсчетам Дуэк, около 40% людей, студентов и взрослых, придерживаются установки на рост, 40% – фиксированного мышления, а остальные находятся в середине – они не могут принять решение [OneDublin, 2012].
Из образования и психологии концепция мышления роста (growth mindset) Дуэк быстро перекочевала в бизнес-среду, где ее применяют для повышения конкурентоспособности, мобильности и скорости рабочих процессов.
Последние годы Дуэк преподает в Стэнфорде, поэтому журналисты относят ее к «стэнфордской элите», куда они включают и Илона Маска, и Ларри Пейджа, и Питера Тиля. Американские журналисты очень любят эту элиту за их модные среди массовой публики тезисы об инновациях, стартапах, лидерстве, прорывном мышлении, необходимости покинуть зону комфорта и чаще рисковать.
Что делать взрослым?
10 шагов к мышлению роста таковы:
- Будьте ответственными. Люди должны брать на себя ответственность за свои ошибки и показывать окружающим хороший пример. Подчиненные и младшие члены семьи, естественно, перенимают позицию своих лидеров, а с нею перенимают навыки мышления роста.
- Не беспокойтесь за остальных. В современном обществе легко завидовать. Трава всегда выглядит зеленее у других. Человек должен каждый день сосредотачиваться на достижении ключевых целей. Беспокойство о чужом имуществе только мешает достигать целей. Зависть также является отличительной чертой фиксированного мышления.
- Станьте экспертом. В мире, наполненном фейковыми новостями, люди отчаянно нуждаются в опыте. Человек может превратить собственный стиль в личный бренд. Приобретение опыта также показывает разницу между ростом и фиксированными установками. Знающие люди используют свои врожденные способности, чтобы получить больше знаний и развить возможности для роста. Люди с установками на фиксированный рост не могут этого сделать.
- Не сосредотачивайтесь на неудачах. Это отличная возможность обучения. Люди могут учиться на своих ошибках и устранять недостатки, чтобы совершенствоваться в будущем. Если лидеры сосредоточатся только на своих неудачах, они застрянут в прошлом и не смогут двигаться вперед. Крайне важно рассматривать каждую неудачу как возможность учиться и развивать установку на рост. Это также поможет укрепить мышление сотрудников и повысить их уверенность в себе.
- Делайте свою работу. К сожалению, ничего не дается бесплатно и просто так. Терпение и труд все перетрут. Эту истину нужно помнить как новобрачным, которые мечтают создать самую лучшую на свете семью без приложения усилий и нервотрепок, так и предпринимателям. Невозможно увеличить прибыль и приобрести новых клиентов, если руководство не желает выполнять работу. Стартапы, пусть и раздобыли отличный стартовый капитал от «бизнес-ангела», не могут позволить себе выполнять только 10% тяжелой работы. Каждый должен быть готов выкладываться на 100% каждый день для достижения долгосрочных целей и культуры расширения мышления.
- Делайте то, что вам нравится. Работа по душе меняет человека в лучшую сторону.
- Перестаньте беспокоиться о деньгах. Те, кто больше заботится о деньгах, чем о создании ценностей, как правило, неэффективны. В компаниях прибыль естественным образом растет, когда они сосредотачиваются на привлечении новых клиентов и создании высококачественного продукта/услуги. Работники должны получать удовольствие от того, что являются частью компании, и расширять свою базу знаний. Сосредоточение исключительно на деньгах снижает моральный дух сотрудников и корпоративную культуру.
- Сосредоточьтесь на быстрых результатах. Нужно беспокоиться не о том, чтобы быть совершенными, а о том, чтобы сдавать проекты в срок. Необходимы ежедневные, еженедельные и ежемесячные цели в операционном или стратегическом плане. Завершение как можно большего количества проектов без ущерба для качества имеет решающее значение для сохранения конкурентного преимущества и увеличения доли рынка. Те, у кого есть установка на рост, знают, как важно оставаться сосредоточенным на поставленной задаче.
- Будьте благодарны. В том числе за неудачи, поскольку они – просто возможность узнать больше. Благодарность не приходит естественным образом к тем, у кого фиксированное мышление. Эти люди чрезмерно озабочены тем, чего у них нет по сравнению со всеми остальными. Это контрпродуктивно и является пустой тратой времени.
- Осознайте себя. Нужно знать свое предназначение – в организации, в семье, в гостях, и понимать, почему мы делаем то, что делаем. Самосознание может соединить волю со смирением, что является редкой чертой личности. Это повышает доверие.
Как сказал Альберт Эйнштейн: «Мы не можем решить наши проблемы с тем же мышлением, которое мы использовали, когда создавали их».
Как быть с детьми?
Дуэк убеждена, что мальчики и девочки лучше реагируют на неудачи и отставание в процессе обучения, когда они верят, что интеллект податлив, т.е. когда они думают, что их способности растут (установка роста), а не наблюдают за ними как за чем-то замершим (фиксированная установка).
Следует ожидать, что отношение родителей к идее о том, что способности предопределены или находятся в постоянном развитии, тесно связано с отношением детей. До сих пор много внимания уделялось тому, как поощрять детей, но не столько тому, как справляться с ошибками (лучше сосредоточиться на их усилиях и использовании стратегий, чем на их способностях).
Современные психологи не видят связи между типом мышления родителей и детей. Совместное исследование Дуэк и ее коллеги Кайлы Хаймовиц, опубликованное в журнале Psychological Science, предполагает, что это связано с тем, что дети не могут объяснить, какое мышление у их родителей. Однако представления детей о своих способностях связаны с тем, как их родители воспринимают ошибку или неудачу.
Дуэк и Хаймовиц опросили 73 родителей и их детей и обнаружили, что у родителей, которые рассматривали неудачу как возможность учиться, как правило, были дети с установкой на рост, в то время как у родителей, для которых неудачи были более негативными и вредными для обучения, дети, как правило, имели фиксированное мышление.
Почему отношение родителей к неудачам оказывается более важным, чем их отношение к способностям? Авторы объясняют, что это связано с тем, что видят дети. Другие исследования показали, что дети не знают, имеют ли их родители установку на рост или установку на данность, но они знают об отношении своих родителей к неудачам. Дети, которые думают, что их родители отрицательно относятся к неудачам, склонны видеть в себе, что способности и интеллект неизменны.
Это может быть связано с тем, что родители с негативным отношением к ошибкам реагируют на неудачи своих детей, утешая их, говоря им, что не важно, не умеют они или не способны, воспитывая в них веру в то, что их способности фиксированы. Родители с более позитивным отношением к неудачам, напротив, склонны поощрять своих детей использовать ошибки как возможность учиться или получить дополнительную помощь, поведение, которое способствует развитию мышления [What Predicts Childrens Fixed and Growth Intelligence Mind-Sets? Psychological Science, 2016].
В другом исследовании Дуэк просила сотню родителей заполнить онлайн-анкету. Были на вопросы, направленные на выявление негативного отношения к неудачам, и столько же вопросов, направленных на формирование позитивного отношения к неудачам. Затем родителей попросили представить своих детей, пришедших домой с известием о том, что они собираются остаться на второй год, и представить, как они, взрослые, будут в этот момент думать, чувствовать и действовать. Родители, которых предварительная анкета «подтолкнула» к тому, чтобы рассматривать неудачи как вредные для обучения, с большей вероятностью ответят, что будут беспокоиться о том, способен ли их ребенок, и утешать его за отсутствие способностей.
По мнению психолога из Стэнфорда, родители, считающие неудачи изнурительным опытом, заставляют своих детей верить, что они не могут развить свой интеллект. Это заставило исследовательницу заявить, что мотивация социально конструируется у детей. Возможно, недостаточно поощрять мышление роста у родителей, чтобы передать его своим детям. Возможно, правильное вмешательство состоит в том, чтобы изменить собственное отношение к неудачам, воспринимая их как нечто потенциально полезное в процессе обучения детей [Cenit Psicólogos, 2016].
Подводные камни концепции Дуэк
Кэрол Дуэк – очень уважаемый в США дипломированный психолог. У нее за плечами полвека практики. Она защитила диплом по психологии в Йельском университете в 1972 году по теме «Роль ожиданий и атрибуций в смягчении выученной беспомощности в ситуации решения проблемы».
Специализация Дуэк – мотивация. Мировая слава пришла к психологу в 2006 году, когда вышла ее книга «Mindset: новая психология успеха». Именно так представили ее заголовок на русском языке: переводчики решили не трогать оригинальный термин, чтобы добавить произведению магии. У них получилось.
Но были и те, кто решил не пускать зарубежное слово на обложку. В результате, та же монография 2006 года появляется на полках книжных магазинов постсоветских стран будучи озаглавленной «Гибкое сознание».
Однако те, кто книгу в итоге прочел, не важно, с каким заголовком, не получают ясного представления о том, что же именно Дуэк имела в виду. В английском оригинале mindset – это именно «склад ума», а не «мышление». Многие также используют синоним «ментальность». Однако склад – это данность. От глагола «складывать». А мышление – это процесс. О чем именно говорит Дуэк? Об обоих или о чем-то конкретно? Как процесс может быть «гибким»? А он бывает жестким? Как так вышло, что за полвека психолог так и не удосужилась объяснить или написать на эту полемичную тему отдельное произведение? В книге 2012 года «Mindset: Как вы можете реализовать свой потенциал» автор снова уходит от этой задачи.
Если вас в принципе интересует мышление, которое, помимо фиксированного и того, что на рост, также бывает:
- быстрым,
- медленным,
- критическим,
- творческим,
- логическим,
- коллективным,
- нестандартным,
- в стиле Шерлока,
- и еще много каким еще,
приходите на нашу онлайн-программу «Когнивистика».
Шаткость терминологии Дуэк больше всего выводит из себя детских психологов. Ее коллеги в области образования и психологии открыто выражают беспокойство по поводу того, что «наличие мышления роста» просто стало дополнительной галочкой при оценке несовершеннолетних. Даже дошкольного возраста.
«Парадокс Джобса»
Русскоязычные читатели книги «Mindset: новая психология успеха» в отзывах сходятся на том, что это легкое и приятное произведение, при этом изобилующее регулярными повторениями одной и той же идеи и перечислением достижений различных звезд: бизнеса и спорта, музыки и кино. Постсоветской публике большинство из них незнакомы.
Изобилие кейсов знаменитостей подводит читателя к выводу, что психолог с ними не занималась. Они не были ее клиентами. Дуэк просто берет их биографию из открытых источников и вольно ее трактует.
Самый поразительный пример – карьера основателя Apple Стива Джобса. О ней написаны сотни, тысячи биографий в самых разных странах.
А вот что пишет сама Кэрол Дуэк: «Вы можете по-разному относиться к себе и другим людям. У Стива Джобса было настоящее мышление роста. Он постоянно экспериментировал, используя обратную связь и создавая на ее основе новые вещи. Но я не думаю, что у него обязательно было мышление роста по отношению к другим людям. Он хотел, чтобы они были совершенны, а потому они жили в страхе, что придут к нему, а он не одобрит их работу вместо того, чтобы одобрить».
«Биполярочка»
Европейские и постсоветские психологи воспринимают биполярную модель fixed mindset vs growth mindset американки как черно-белое кино: эстетично, но слишком уж упрощенно.
Некоторые, предпочитающие сохранять анонимность на просторах Интернета, усматривают в двухполюсной структуре Дуэк огромный потенциал для конфронтации этих самых полюсов в стиле Холодной войны или знаменитого аффективного расстройства.
Дополнительная трудность: скудость рецептов и конкретных стратегий для достижения мышления роста в первоисточниках за авторством Дуэк.
Тимоти Бейтс, профессор психологии Эдинбургского университета, уже несколько лет пытается повторить выводы Дуэк, каждый раз безуспешно. И он не один такой. Их с коллегами уже много. Сама американка объясняет эти неудачи тем, что психологи, о которых идет речь, не создают правильную экспериментальную среду. Однако если профессора психологии не могут повторить результаты, на что надеяться учителям, окруженным непослушными детьми?
Дэвид Джеймс, профессор социальных наук Кардиффского университета и редактор Британского журнала социологии образования, говорит, что «замечательно останавливаться на том факте, что интеллект не является фундаментально генетическим и неизменным», но он считает, что накладываемые на мышление ярлыки рискуют перевесить ценность использования этого самого мышления: «Концепция индивидуализирует неудачу – они не могли изменить то, как они думают, вот почему они потерпели неудачу» [Guardian, 2016].
Личность в корпоративной культуре
Теория о мышлении роста отлично заходит молодежи, которая любит жонглировать в беседе словами «эффективность», «лидерство», «рост», «риски». Однако те, кто уже приобрел офисный опыт выживания в многотысячных корпорациях, понимают, что эти самые компании зачастую навязывают работникам представление о «мышлении роста» в стиле Дуэк, чтобы те работали за десятерых и брали на себя функции специалистов, на которых компания предпочла бы сэкономить, без соответствующего роста зарплаты. Карл Маркс называл это не ростом, а эксплуатацией.
Предлагаемое американкой деление на белых («растущих» и «гибких») и черных («ригидных») многим в Старом Свете напоминает печально знаменитую американскую сегрегацию, которая породила на их континенте столько бед и смертей. Каково жить в таком обществе тем, кто, как это описала американка Фэнни Флэгг в романе «Добро пожаловать в мир, Малышка!», белый кожей, но черный по паспорту? «Как ты можешь быть черным, если ты белый? Чушь какая-то, ничего глупее в жизни не слыхала», – удивляется одна из героинь романа [ЛитРес, 2023].
Смог бы мулат Александр Пушкин творить и стать «нашим всем», если бы дворяне задумывались о его расовой инаковости? Не станет ли травмой для человека, а уж тем более для ребенка, ярлык «фиксированный»?
Каков процент выживаемости у лиц с мышлением роста против лиц с фиксированным мышлением?
Оценивая тезисы Дуэк о гибкости человеческого сознания, также необходимо помнить, что ее собственному сознанию уже 76 лет. Сознание, как и мышление, многомерны. Согласитесь ли вы втиснуть свое собственное в концепцию, где либо «хорошо», либо «плохо»? Если в ближайшей перспективе вас волнуют более прикладные аспекты мышления, такие как:
- избавление от негативных установок;
- борьба со страхом неудачи;
- вхождение в состояние потока;
приходите на нашу онлайн-программу «Из мечты в цель».
Мышление роста посещает людей, когда они стоят перед необходимостью выбора, верят в то, что он на что-то повлияет, а в долгосрочной перспективе принесет им желанные плоды. Автор концепции о growth mindset считает, что правильное мышление нужно формировать и много над этим трудиться. Однако психолог забывает одну простую истину: живое растет постоянно. Другой вопрос – в какую сторону?
Мы желаем вам выбрать правильную для себя сторону! А еще просим поучаствовать в небольшом опросе: