В начале 20 века мир потрясла идея о том, что во время сна можно научиться чему-то новому, причем без особых усилий: для этого достаточно лишь прослушивать во сне аудиозаписи с обучающим материалом. Многие зарубежные и советские исследователи взялись за тщательное изучение возможностей этого уникального метода обучения, который получил название «гипнопедия».
Результаты первых экспериментов ошеломляли, однако довольно скоро ученые пришли к выводу, что все те, кто смог чему-то научиться таким образом, на самом деле находились не в бессознательном состоянии, а между сном и бодрствованием. Это опровергло главную гипотезу, на которой строился гипнопедический метод, поэтому научный интерес к нему быстро сошел на нет.
Однако в 21 веке благодаря стремительному развитию технологий появились качественно новые методы изучения процессов сна: ученые выявили, что научиться чему-то новому во сне все-таки можно, поэтому идея гипнопедии снова стала актуальной.
Из этой статьи вы узнаете об особенностях и возможностях гипнопедического метода: как он возник и развивался, и какую практическую пользу на самом деле может принести гипнопедия по мнению современных ученых. Иными словами, вы узнаете, какую информацию наш мозг действительно может запомнить во сне, а чему с помощью гипнопедии научиться невозможно.
Если вы искренне заинтересованы в познании и хотите знать все обо всем, обязательно записывайтесь на нашу онлайн-программу «Лучшие техники самообразования», с помощью которой вы научитесь ставить правильные цели обучения, находить актуальные источники информации, эффективно обрабатывать полученные данные и надолго сохранять их в своей памяти.
А мы начнем наше изучение гипнопедии с краткого обзора ее основных идей.
Краткий обзор гипнопедического метода
Несмотря на тот факт, что древнегреческие жрецы и буддистские монахи использовали бессознательное состояние своих учеников, чтобы донести до них смысл священных писаний, в научных кругах идея обучения во сне не рассматривалась, как возможная, до того момента, как в начале 20 века в известном журнале Time не была опубликована статья об уникальной технике обучения радистов военно-морской авиабазы Пенсакола (NAS Pensacola) во Флориде азбуке Морзе.
В этой статье была рассказана удивительная история о том, как один из учеников уснул в наушниках, а когда проснулся, с точностью воспроизвел всю информацию, рассказанную в течение радиоэфира. Это побудило руководство проверить данный метод усвоения информации на других подопечных, в результате чего все они стали демонстрировать более высокие результаты обучения.
Именно эта статья привлекла к обучению во сне внимание множества исследователей, в результате чего возник научный гипнопедический метод – обучение во сне путем прослушивания повторяющихся аудиофайлов с информацией по какой-либо теме. Методика традиционно включает в себя создание необходимых условий для обучения (место проведения, аппаратура и аудиозаписи) и контроль над сном, усвоением материала и общим состоянием обучающегося.
Интерес ученых к гипнопедии был обусловлен возможностями, которые они изначально приписывали этому методу обучения:
- Экономия сил. Гипнопедический метод основан на гипотезе, что наш мозг может воспринимать и обрабатывать новую информацию именно во время естественного сна. Это говорит о том, что преподавателю нет необходимости оказывать какое-то сложное воздействие на обучающегося, а ему самому не требуется предпринимать какие-либо усилия для усвоения новой информации вообще.
- Экономия времени. Если наш мозг действительно можно научить чему-то важному во сне, это позволит сохранить временные ресурсы, которых всем нам так не хватает. Все то время, которое мы тратим на сон, становится продуктивным для нашего развития. Получается, мы можем не тратить время бодрствования на обучение, а посвятить его более приятным вещам. Или же у нас появляется возможность потратить на обучение больше времени и узнать куда больше нового за меньший срок.
- Более высокие результаты. Пока организм человека находится в бессознательном состоянии, оказать эффективное воздействие на него гораздо проще, поскольку не существует никаких препятствий, которые создает его сознание. Таким образом, гипнопедический метод может обеспечить не только более простое и быстрое научение, чем то, что происходит в процессе бодрствования, но и привести к повышению продуктивности в целом.
- Развитие общества. Все предыдущие пункты сводятся к тому, что гипнопедия способна обеспечить реальный прогресс общества в целом путем снижения затрат на обучение при повышении его эффективности. Но и это еще не все: изначально ученые исходили из мысли, что во сне человека можно научить действительно важным и полезным вещам. Т.е. с помощью гипнопедии можно не только выучить иностранный язык или обучиться игре на каком-либо инструменте, но и передать человеку научные знания или морально-нравственные, духовные ценности.
Именно поэтому гипнопедический метод вызвал такой ажиотаж, причем не только в научных кругах, но и среди писателей, причем не только фантастов:
- Олдос Хаксли, «О дивный новый мир». Гипнопедия используется, как средство манипуляции, с помощью которого правительство воздействует на сознание своих граждан, внушая им интересы, образцы поведения и мышления, а также то, что общественный уклад их государства является идеальным.
- Олдос Хаксли, «Возвращение в дивный новый мир». Ту же самую идею Хаксли развил и в продолжении своего главного романа: тут заключенным кладут под подушки крошечные проигрыватели, проповедующие нравственно-моральные ценности и любовь к Богу.
- Роберт Хайнлайн, «Звездный десант». Обучение во сне используется для подготовки военных офицеров.
- Братья Стругацкие, «Гадкие лебеди». Гипнопедия используется, как действенный метод обучения детей-вундеркиндов.
- Дэниел Киз, «Цветы для Элджернона». Демонстрируется научное применение гипнопедического метода: с помощью него врачи пытаются повысить интеллектуальные способности главного героя.
Это далеко не все произведения, в которых упоминается идея об уникальном методе обучения во сне, скрывающем в себе невероятные возможности. Однако научные исследования гипнопедии практически сразу опровергли надежды человечества на столь эффективную передачу действительно важных знаний.
Давайте рассмотрим, какие исследования проводили зарубежные и советские ученые в области гипнопедии и к каким выводам о его реальных возможностях они пришли.
Первые исследования гипнопедии за рубежом
После появления в журнале Times статьи об уникальной методике обучения во сне иностранные ученые и исследователи принялись за тестирование ее возможностей. В 1927 году американский изобретатель Алоиз Сейлиджер для изучения возможностей гипнопедии даже создал «психофон» – приспособление, с помощью которого аудиозапись транслировалась во время сна испытуемого; а пик интереса к гипнопедии пришелся на 50-60-е годы, когда широкое развитие получили концепции психоанализа.
Как мы уже говорили ранее, все исследователи гипнопедии исходили из гипотезы, что в процессе естественного сна наш мозг максимально восприимчив к внушениям и реагирует даже на слабые внешние сигналы. Однако в 1956 году Чарльз Саймон и Ульям Эммонс провели исследования гипнопедии с помощью электроэнцефалографа и выяснили, что запоминание информации во сне происходит только у тех испытуемых, кто на самом деле просыпался во время ее подачи (об этом свидетельствовали альфа-волны на энцефалограмме).
Результаты этого эксперимента опровергли главную гипотезу, что человек может обучаться во время естественного сна, и послужили достаточным основанием для того, чтобы дискредитировать гипнопедический метод как таковой [W. Emmons, C. Simon, 1956]. С этого момента ученые стали думать, что способность к обучению во время физиологического сна является ложной, и забыли о гипнопедии на несколько десятилетий.
В Советском Союзе изучение возможностей гипнопедии проходило немного иначе. Давайте рассмотрим, как именно.
Развитие гипнопедических идей в СССР
Первые попытки изучить возможности обучения во сне в 1936 году предпринял психиатр Абрам Свядощ, который впоследствии обобщил полученные результаты своих исследований в научной диссертации «Восприятие речи во время естественного сна». Он считал, что возможность усваивать информацию во сне обусловлена тем, что во сне мозг сохраняет способность реагировать на важные и опасные внешние раздражители: именно через них в память можно загружать новые данные без участия сознания [Л. Близниченко, 1966].
Кандидат филологических наук Леонид Близниченко развил эту идею и попытался научить иностранному языку студентов с помощью гипнопедии. Он проводил со спящими студентами массовые опыты в специально оборудованных классах, в которых проигрывались аудиозаписи с отдельными словами и короткими фразами английского языка. В результате проведенных им исследований студенты удивительным образом запоминали прослушанную информацию, и Близниченко сделал вывод, что во время сна мозг имеет способность к усвоению 92-100% данных [Л. Близниченко, 1966].
Опытные исследования Близниченко заинтересовали руководство страны, и оно решило использовать гипнопедический метод в учебных заведениях по всему СССР. Многие другие ученые и педагоги продолжили развивать эту идею и говорили о том, что гипнопедия имеет огромную эффективность при обучении иностранным языкам. В частности, психиатр Георгий Лазанов даже изобрел инновационную методику под названием «суггестопедия», предлагающую ускоренное обучение иностранным языкам в состоянии дремоты, возникающем вследствие языкового воздействия на сознание преподавателем (в 3-4 раза быстрее, чем в состоянии бодрствования) [Г. Лазанов, 1978].
Таким образом, все советские исследования говорили, что повышения эффективности обучения действительно можно добиться с помощью такого метода как гипнопедия. Критика Саймона и Эммонса, тем не менее, постепенно свела попытки использования гипнопедии в образовательных целях на государственном уровне на нет.
Вскоре психотерапевт Владимир Райков доказал, что основным фактором эффективности применения гипнопедии является не естественный сон, а именно то гипнотическое состояние, в которое обучаемый вводится в момент засыпания [О. Тихомиров, 1984].
Все это перевернуло представления советских ученых о том, с чем на самом деле связан такой успех обучения во сне, хотя это и произошло гораздо позже, чем на Западе.
Современные исследования гипнопедии
Новая волна научного интереса к гипнопедическим идеям за рубежом возникл, когда благодаря развитию технологий ученые получили качественно новые инструменты, позволяющие изучать процессы, происходящие во сне.
Стало известно, что активность мозга во время сна варьируется, и естественный сон состоит из двух фаз, которые образуют циклы, сменяющие друг друга:
- Фаза медленного сна необходима для восстановления физических сил организма, и в это время активность мозга снижена. Это своеобразный переход от бодрствования ко сну через дремоту: мозг продолжает переваривать информацию, поступившую во время бодрствования, однако способность к восприятию новой информации теряет.
- Фаза быстрого сна характеризуется повышенной активностью мозга. Именно в это время он активно обрабатывает и фильтрует полученную во время бодрствования информацию, благодаря чему одни нейронные связи ослабляются, а другие укрепляются.
Более того, процесс обработки информации в течение быстрой фазы сна проходит две стадии:
- Очищение гиппокампа. Гиппокамп отвечает за принятие и сохранение в памяти новой информации. Однако он имеет ограниченный объем, поэтому во время сна ему приходится «избавляться от мусора», забывая ненужные малозначительные сведения, чтобы на следующий день быть в состоянии снова воспринимать новые.
- Передача информации из гиппокампа в неокортекс. А вот вся нужная и полезная информация, которая может нам пригодиться, во время медленной фазы сна перемещается из кратковременной памяти в долговременную.
Эти сведения позволили ученым сделать вывод, что обучение во время естественного сна возможно, однако произойти оно может только во время быстрой фазы сна. Исследования возможностей гипнопедии возобновились. В 1992 году ученые провели ряд опытов на крысах и выявили, что раздражение мозга в фазе быстрого сна приводит к формированию условного рефлекса [C. Maho, V. Bloch, 1992].
В 2009 году исследователи попытались научить условным рефлексам спящих младенцев: пока те спали, ученые включали негромкий звук (условный стимул) и слегка дули на их закрытые веки (безусловный стимул). Результаты были удивительными: несмотря на тот факт, что стимулы были совсем слабыми, а дети в действительности крепко спали, условный рефлекс у них все-таки выработался, причем крайне отчетливый. Проснувшись, младенцы, услышав этот характерный звук, мгновенно начинали прищуриваться.
Это исследование доказало, что младенцев все-таки можно научить чему-то во время естественного сна: как минимум, условным рефлексам. Но сон младенцев отличается от сна взрослого человека, поэтому с уверенностью сказать, что то же самое научение возможно для людей других возрастов, было нельзя, так что ученые провели эксперименты на более взрослых испытуемых (23-28 лет).
Они включали аудиозапись определенной частоты, сопровождая ее слабым ударом тока по нижней конечности испытуемых, при котором те не выходили из состояния сна, однако их сердцебиение учащалось. Результаты показали, что мозгу удалось прочно связать два стимула: впоследствии один только звук аудиозаписи приводил к тому, что сердце испытуемых начинало биться значительно быстрее. Таким образом, исследователем удалось доказать тот факт, что условный рефлекс может вырабатываться во сне [W. Fifera, D. Byrdd, M. Kakua, I.Eigstie, J. Islerb, J. Grose-Fiferf, A. Tarulloa, P. Balsam, 2010].
После этого возможности обучать людей условным рефлексам с помощью гипнопедии доказали и израильские ученые из института Вайцмана под руководством Ноама Собеля. В ходе своих экспериментов для спящих испытуемых в определенный момент они проигрывали один и тот же звук, после которого запускали в помещение приятные (дезодорант и шампунь) и неприятные (тухлое мясо и рыба) запахи, от которых участники эксперимента делали более глубокие или менее глубокие вдохи соответственно.
В результате таких воздействий у испытуемых в состоянии бодрствования сохранилась устойчивая реакция на звук, который являлся условным стимулом к подаче запаха. Ученые провели множество контрольных экспериментов для доказательства того факта, что во время научения условным рефлексам испытуемые не просыпались, поэтому результатам их исследований можно смело доверять [N. Sobel, 2012].
В 2017 году французские психологи выявили, что в состоянии сна человеческий мозг также способен запоминать звуки, однако только в фазе быстрого сна [T. Andrillon, D. Pressnitzer, D. Leger, 2017].
Результаты последних исследований, проведенных учеными из Института психологии Университета Берна в Швейцарии, свидетельствуют о том, что благодаря процессу консолидации наш мозг может запомнить новую информацию во сне ассоциативным путем, т.е. базовый механизм запоминания действительно не требует вмешательства нашего сознания. Тем не менее руководитель данного исследования Катарина Хенке считает, что нейробиология пока не может точно ответить на вопрос, в какой точно степени можно использовать эту возможность для целей обучения [K. Henke, M, Zust, S. Ruch, R.Wiest, 2019].
Таким образом, подводя итоги всех вышеупомянутых исследований в области гипнопедического метода обучения на сегодняшний день, можно сделать вывод, что человек действительно способен научению во время бессознательного естественного сна, но только в быстрой его фазе и лишь весьма специфичным знаниям – однородной информации (числа, формулы, мелодии, запахи, звуки, слова и т.д.) и выработке примитивных реакций. Это то, чем ограничивается гипнопедия. Смысл, который изначально в нее вкладывали первые адепты, оказался ложным: обеспечить ускоренное развитие общества с ее помощью невозможно.
Но естественный сон играет огромную роль в процессе обучения, поскольку переход информации из кратковременной в долговременную память не происходит при бодрствовании. Именно поэтому и возникла поговорка «утро вечера мудренее». Сон просто необходим для усвоения мозгом информации, поэтому бессонная ночь перед экзаменом не принесет вам никакой пользы в отличие от здорового полноценного сна. Более того, сон дает возможность обучаться новой информации каждый новый день, поэтому уделять время на полноценный сон крайне важно.
Как попробовать гипнопедию?
Хорошим способом самостоятельно протестировать возможности гипнопедии является приложение Hypnopedia, разработанное с учетом научных данных. Его целями являются повышение мотивации и улучшение психического здоровья с помощью аффирмаций – коротких жизнеутверждающих установок, которые действуют подобно медитации и позволяют пользователям настроиться на позитивный лад и устранить проблемы в различных сферах.
Приложение отслеживает нужную фазу сна и воздействует на подсознание человека аффирмациями с необходимым интервалом. Создатели приложения уверены, что подобное воздействие на психику во время естественного сна позволяет обойти критическую когнитивную систему, препятствующую качественному воздействию на подсознание в состоянии бодрствования. Все аффирмации можно послушать заранее, поэтому вам не стоит бояться нежелательного внушения.
К сожалению, поскольку приложение ориентировано на западных пользователей, пока оно доступно только на iOS на английском языке для тех, у кого есть Apple Watch (для отслеживания фаз сна), но в будущем разработчики планируют адаптировать приложение для более широкой аудитории.
Мы, в свою очередь, рекомендуем вам попробовать нашу онлайн-программу «Лучшие техники самообразования», которая научит вас самостоятельно развиваться без какого-либо стороннего воздействия.
Желаем вам успехов и искренне верим в то, что вы обязательно сможете выучите все, что захотите! А еще предлагаем пройти небольшой тест на проверку знаний по теме статьи: