Блог о саморазвитии

Конкурс эссе по изучению языков. Этап 2 — голосование

Конкурс эссе по изучению языков. Этап 2 - голосование

На прошлой неделе наши подписчики писали небольшое эссе о своём опыте изучения иностранного языка. Мы отобрали 10 лучших, на наш взгляд, работ, которые претендуют на множество ценных призов от 4brain, школы английского языка Skyeng и издательства МИФ. К сожалению, по условиям вы выбираем на этом этапе только 10 эссе. Посмотреть работы финалистов и проголосовать вы можете на этой странице. Голосование продлится до 25 августа включительно.

Даже если ваша работа не попала в шорт-лист, не расстраивайтесь. Вы всё равно получите ценные призы. Но об этом мы расскажем в следующий вторник, когда подведём итоги конкурса.

Оглавление:

Работа 1. Ярослав Орлов

Привет! За свои 30 лет я ни резу не писал эссе. Ну, все когда-нибудь бывает в первый раз.

В данный момент я учу два языка: только начал учить китайский и далеко не первый год продолжаю учить английский язык. Уровень английского у меня неплохой (но, далеко не идеальный), я свободно на нем общаюсь, а также, обучаю китайских детей на английском языке. Надеюсь, когда эти ребята захватят мир, они учтут мой вклад в развитие их молодежи 😉

Перед началом изучения языка, на мой взгляд, нужно поставить цель изучения. Учить язык только потому, что надо или так сказала мама – вариант так себе. Изучение любого языка – это марафон, а не спринт. Если не будет конкретной цели, то мотивация быстро пропадет. Чем значимей для тебя будет цель, тем быстрее и лучше будет результат. Моя цель изучения английского была очень простая: я очень люблю путешествовать и знакомиться с новыми людьми, сказать, что для этого нужен английский – ничего не сказать. Цель изучения китайского такая же,  помимо этого он нужен мне для бизнеса. Я переехал в Китай, а местные, в свое большинстве, английским не владеют

После того, как определились с целью, начинать учить слова имеет смысл с самых распространенных слов в изучаемом языке. По статистике, в большинстве языков 200-300 слов составляют 50-60% разговорной речи. Есть очень классный, сайт, на котором представлены такие основные группы слов во многих языках: lexiteria.com

На старте самостоятельного изучения английского, я пользовался карточками. Переводим слово и обращаем внимание на звучание на английском языке, какие оно вызывает ассоциации. Составляем предложение со значением этого слова и с ассоциацией. Чем необычней\прикольней\запоминающейся будет это предложение тем лучше. На одной стороне карточки пишем слово на английском, на другой сверху перевод, а снизу составляем предложение, выделяя большими буквами перевод и нашу ассоциацию. Пример: Rob – грабить. «Суслик в РОБЕ ГРАБИТ банк и все деньги отправляет в общество защиты животных.»

Данный метод не только позволяет учить слова, но и прокачивает креатив

Слышал много хороших отзывов оп приложении для карточек – Anki, но сам пока им не пользовался.

Есть много подобных приемов, которые помогают учить слова с помощью мнемотехник. Суть примерна одинаковая, придумываем запоминающуюся ассоциацию, представляем образ, связываем с другим словом или переводом. Образы должны быть большие, четкие и одного размера. Хорошо, если вызывают какие-либо чувства. В общем это основы основ мнемотехники, насколько мне известно.

В процессе изучения новых способов не забывайте их повторять, используя интервальное повторение: сразу после того как выучили, через 5 минут, через час, на след день, через 3 дня, неделю, 3 недели. Так слова сохранятся в долгосрочной памяти.

Кроме слов, нужно понять логику языка, в том числе базовые грамматические правила

Сейчас огромное количество полезных приложений и языковых школ. Я пользовался Lingua Leo, Puzzle English, обучался в SkyEng. У всех есть свои плюсы. В Leo мне нравится, как построены грамматические уроки и их статьи по интересам. В Puzzle English интерактивная и разнообразная подача материала, в SkyEng отличный интерактивный учебник, много бесплатных фишек, шикарное приложение для браузера, которое может переводить целыми абзацами, индивидуальный подход и классный Youtube канал.

Создайте для себя полное погружение в языковую среду: Смотрите фильмы на английском языке, но только не с русскими субтитрами, толку не будет. Смотреть фильм на английском с русскими субтитрами в надежде выучить язык, все равно, что практиковать устный счет с калькулятором. Делать лучше так: выбираете интересный для себя фильм, смотрите его первый раз на русском языке, второй раз на английском с английскими субтитрами, третий раз без субтитров. Метод очень классный!! Еще можно скачать слова любимых песен с переводом и распевать их вместе с автором. Найдите в фейсбуке\форуме людей по интересам и общайтесь с ними. Смотрите авторов в Youtube по интересным вам тематикам, старайтесь слушать как можно больше, сначала будет непонятно, но со временем привыкнете. Тоже самое касается чтения. Когда овладеете базовым уровнем, лучше для перевода новых слов использовать словарь, а не переводчик.

Много чего хотелось бы написать еще, но рекомендуемый объем в 3 тыс символов уже превышен.

Do not be lazy, Just Do It!

Работа 2. Anastasia Ognyotova

Перед началом изучения иностранного языка мы все полны вдохновения, надежд и жаждем новых открытий. Вот и я 10 лет назад, предвкушая новые знания впервые переступила порог языковой школы и оказалась на своём первом уроке по испанскому языку. Процесс изучения испанского настолько меня воодушевил, что, не желая останавливаться на достигнутом, я продолжила углублять свои знания в университете, сдала международный экзамен DELE, 3 года проработала в лингвистических центрах и, наконец, эмигрировала в страну своей мечты — Испанию!

До переезда в Испанию я проводила индивидуальные занятия по испанскому и успела поработать с большими и малыми группами студентов. Мне всегда было безумно интересно наблюдать за прогрессом своих учеников, делать выводы относительно тех или иных техник преподавания. Сегодня я спешу поделиться своими выводами с вами.

Свои советы я разделю на три блока: в первой части расскажу о том, что следует сделать до того, как преступить к изучению языка, во второй – как наиболее эффективно выстроить процесс обучения и в третьей – как поддерживать уровень языка.

Познакомьтесь с языком прежде чем начать его изучение

Прежде всего познакомьтесь с языком, который собираетесь изучать. Послушайте песни на языке (у меня с испанским случилась любовь с первого звука), посмотрите, как пишутся слова, изучите в каких странах на нём говорят, представьте себя говорящим на этом языке! Прислушайтесь к себе и спросите себя: Мой ли это язык? Если ваш, то смело переходите к следующему пункту.

Решите, готовы ли вы тратить на язык время

Далее вам следует понять и принять, что на начальном этапе изучения языка нужно будет хорошенько потрудиться. Начинать придётся с азов, изучения правил чтения и элементарной грамматики. Как бы вы ни мечтали поскорее начать смотреть фильмы и читать книги в оригинале, не следует нагружать себя этим в самом начале своего языкового пути. Важно осознать, что освоение языка требует времени, определённых усилий и дисциплины. НО! Это не значит, что вам придётся грустно вздыхать над учебниками весь первый год (хотя, не без этого, хе –хе). Итак, решите для себя, готовы ли вы потратить время на изучение языка.

Выберите способ обучения

Если вы твёрдо решили овладеть каким – либо языком, вам нужно решить, как это сделать: с помощью преподавателя или самостоятельно. Если у вас нет опыта изучения языка, то лучше обратиться к профессионалу. Он подберёт для вас программу обучения, поможет разобраться с сомнениями и ошибками, будет осуществлять контроль. Самостоятельное обучение тоже имеет право на существование, но в этом случае могут возникнуть проблемы с выстраиванием системы, выбором материалов и самоорганизацией (!). Я за то, чтобы начинать с преподавателем, но если вы готовы взять полную ответственность за образовательный процесс на себя, то это тоже отличное решение, желаю вам удачи!

Создайте для себя комфортные условия для изучения языка

Как подобрать преподавателя? Заниматься в группе или индивидуально? Выбрать занятия в классе или онлайн? Со всеми этими вопросами мы сталкиваемся, когда делаем выбор в пользу изучения языка с преподавателем. Мой опыт работы в лингвистических центрах и языковых школах подсказывает мне, что я могу поделиться с вами несколькими любопытными мыслями…

Сейчас легко найти преподавателя практически по любому языку, но как убедиться в том, что его знания находятся на должном уровне, а на уроках вы не заснёте от скуки?

Одна из моих студенток захотела познакомиться со мной до того, как начать со мной заниматься и мне кажется, это отличная идея! Чтобы убедиться в уровне знаний преподавателя, задавайте ему любые интересующие вас вопросы относительно его опыта изучения языка: сколько лет он его изучал, где, имеет ли дипломы или сертификаты (на самом деле, это не показатель), бывал ли в стране, где говорят на языке. Не забудьте спросите всё, что вас искренне интересует о самом языке: сколько в нём времён, артиклей, много ли неправильных глаголов. Если преподаватель хорошо разбирается в языке, он с удовольствием, чётко и уверенно ответит на все ваши вопросы. Обязательно поинтересуйтесь программой вашего курса: какие учебные материалы будут использоваться, как вы будете осваивать и прорабатывать коммуникативные навыки (чтение, письмо, восприятие речи на слух, говорение) и, конечно, какой набор знаний вы получите по окончании курса.

Не бойтесь делать свои собственные открытия в языке и обсуждать их с преподавателем, не стесняйтесь говорить о том, какие темы вам интересно обсудить и какие правила повторить. Устали от грамматических упражнений — предложите на следующем занятии послушать вашу любимую песню и перевести её. Вы с преподавателем команда, участвуйте в построении процесса обучения вместе, так вам будет интереснее, легче и веселее учиться!

Существует мнение, что посещать групповые занятия гораздо полезнее: группа единомышленников, соревновательный дух и интересные дебаты с одногруппниками. По моим наблюдениям, группы начального уровня более двух человек обречены на провал. Когда мы только приступаем к изучению языка, скорость усвоения материала будет у всех разная. Тот, кто с лёгкостью улавливает и усваивает информацию, будет формировать комплексы у тех, кто не такой скоростной, а кому нужно больше времени на то, чтобы понять материал и начать его применять будет вызывать раздражение у своих более быстрых товарищей. На начальном этапе я советую выбирать индивидуальные занятия, на которых вы в комфортном для себя темпе освоите базовую грамматику, разовьёте навыки чтения, письма, восприятия речи на слух и говорения. Если всё – таки боитесь заскучать, пригласите на занятия вторую половинку, друга, сестру или маму.

Когда почувствуете себя более – менее уверенно в языке, сможете присоединиться к группе побольше. В группах более высокого уровня бóльшая часть урока отводится на разговорную практику и расширение словарного запаса, вот тут уж будет в чём посоревноваться! Поверьте, на этих занятиях вам очень пригодятся ваши познания в грамматике, а в качестве бонуса вы получите в свой активный словарный запас более сложные, яркие, запоминающиеся и иногда очень смешные слова и фразы, благодаря которым в скором будущем вас едва ли отличат от носителя.

Продолжайте изучать язык самостоятельно

Итак, вы получили необходимый набор знаний чтобы продолжить самостоятельное изучения языка. Вот тут – то и начинается всё самое интересное! Теперь вы свободны выбирать любые материалы: смотреть ваши любимые сериалы на изучаемом языке, читать тематические журналы и неадаптированную литературу, а самое главное, теперь любые свои сомнения вы можете развеять сами. Непонятную грамматическую конструкцию обсудить с носителями на форуме, а перевод нового незнакомого слова уточнить у своего нового иностранного друга.

Погрузитесь в интересующие вас темы на вашем любимом языке! Любите домашние тренировки также, как и я – найдите видео на youtube и тренируйтесь с пользой и удовольствием, так вы прокачаете не только свои мышцы, но и навык восприятия речи на слух. Интересуетесь психологией и самопознанием – поищите статьи и список книг в интернете. Расскажите в социальных сетях о том, что нового вы узнали от зарубежных специалистов! Любите путешествовать – поделитесь своими фото — и видеорепортажами о стране изучаемого вами языка!

Любой иностранный язык достоин внимания и прекрасен по — своему. Не изучайте язык только потому, что он в моде, потому что все на нём говорят или для того, чтобы похвастаться перед коллегами. Выбирайте то, что вам по душе и вы точно не прогадаете, вас не испугают сложные правила чтения, грамматика не будет казаться скучной и все трудности будут преодолимы. Новый язык – это новый мир, новый образ мышления, новые знакомства, новые интересы! Не лишайте себя этого удовольствия, ИЗУЧАЙТЕ ЯЗЫКИ!

Работа 3. Максим Грачёв

Моя история изучения иностранных языков началась буквально с пелёнок – родился я с Ташкенте, соответственно помимо родного русского языка вокруг постоянно присутствовал узбекский язык. Однако, присутствие другого языка никак не сказалось на моём знании, так как учить его не было большой нужды. Отсюда мой полезный совет* №1: самое важное – наличие желания изучить иностранный язык.

Далее, уже в школе, где изучение узбекского было обязательным, в моей жизни появился английский язык, овладеть которым на уровне носителя я пытаюсь до сих пор. Желание учить английский у меня было всегда, и в этом случае на первый план уже выходят методики и приёмы. Исходя из своего 20-летнего опыта правильной я считаю «классическую» методику: изучение какой-либо темы («топика») через

  1. Пополнение словарного запаса по этой теме,
  2. Работу в парах, диалог с высказыванием собственного мнения
  3. Прослушивание аудиозаписи разговора носителей с последующим выполнением упражнения на понимание услышанного
  4. Написание короткого эссе, возможно с использованием новой грамматики.

Именно этот подход работал и помогал мне продвигаться в освоении языка по академическим уровням оценки владения иностранным языком (TOEFL, IELTS и т.д.). Это и есть полезный совет№2 – «Если важно иметь подтверждённый уровень языка, лучше использовать академический подход». Причем изучение по «классической схеме» может проходить как очно (на курсах в группе), так и заочно, с помощью информационных технологий. Преимущество обучения через конференцсвязь состоит в экономии времени, так как заниматься можно из любой точки мира, где есть доступ в интернет, и нет нужды тратить время на поездки к преподавателю. Плюс сам преподаватель может быть из любой точки мира, что упрощает изучение языка непосредственно с носителем.

Если говорить об арсенале техник в целом, то я также применял просмотры ТВ-программ и фильмов на языке оригинала, чтения книг и прессы, прослушивание аудиокниг, подкастов и радио. Благо, что в последнее десятилетие технологии и техника бурно развивались, и нынешнему студенту все виды медиа легко доступны. В начале 2000-х у меня были и кассеты с уроками английского, и обучающие программы на CD/DVD. Однако (и это полезный совет №3), всё вышеперечисленное хорошо только для поддержания уровня, продвинуться вперёд при таком пассивном изучении не получится.

Был у меня и опыт изучения английского с носителем в языковой школе на Мальте, где английский является официальным, и где, помимо самих занятий, происходит также и погружение в языковую среду. Метод эффективный, но дорогостоящий – один месяц пребывания стоит как год обучения на курсах в Москве. Но если необходимо сломать языковый барьер – то лучше способа я не знаю (полезный совет №4).

А вот использование английского в зарубежном путешествии – не самый лучший способ для овладения языком. Почему спросите вы? Да потому что в основном вам придётся говорить на “bad English” – самом популярном языке в мире, на котором отлично говорят таксисты, персонал отелей, продавцы сувенирных магазинов и прочие работники из сферы туристических услуг. И даже ваш скромный uppermediate вряд ли будет оценен по достоинству (вас просто не поймут) и говорить придется самыми простыми односложными фразами.

Ну и наконец, есть метод, который рекомендуют различные гуру, и который я бы с удовольствием попробовал при случае, если бы такой представился – это завести романтические отношения с носителем языка (полезный совет №5). По словам опробовавших этот метод, а среди них известный полиглот Дмитрий Петров, работает он очень эффективно, и скорость освоения иностранного языка потрясает воображение!

*Примечание: можно было написать по-модному life hack, но я против англицизмов и «птичьего» языка.

Работа 4. Надежда Рыжкина

Здравствуйте, 4brain!

Хочу представиться: меня зовут Надежда, и я учу два языка — английский и испанский. Помимо них интересуюсь и некоторыми другими: итальянским, французским, японским — хотя знаю эти языки не так хорошо, как первые два. Поскольку испанский не преподавался у нас в школе, я вела самостоятельное обучение и уже сама придумывала лайфхаки, мнемотехники, как лучше всего освоить незнакомые, но ужасно привлекательные и интересные языки.

Итак, я перечислю топ-5 методов и лайфхаков, которые я использую для того, чтобы обучение было прогрессивным, а главное, не в тягость.

  1. Открывает мой топ техника, которую я называю «искусство маленьких шагов» — это ежедневные занятия по 5-15 минут в день. А поскольку новую привычку сформировать не так просто, хорошо, если что-то будет регулярно напоминать о необходимости повторить урок или выучить новые слова. С этим отлично справляются языковые приложения, например, Duolingo, которые не только отслеживают прогресс пользователя, но и присылают уведомления и напоминания. Хотя я считаю, что подобные приложения хороши прежде всего в качестве разминки, их можно использовать и как основной способ изучения языка на первых порах, когда надо научиться строить простые предложения. Плюс приложений также в том, что они отвлекают от напрасной траты времени: раз уж вы сидите в телефоне, почему бы не позаниматься пять минут в легкой игровой форме, а не смотреть видео на Youtube?
  2. Хотя и Youtube может оказаться очень полезным. В дополнение к занятиям в приложениях я смотрю англо- и испаноязычные видео, чаще всего образовательные (канал TED-Ed), чтобы не только попрактиковать восприятие на слух, но и получить знания из других областей. Желательно, чтобы видео были снабжены субтитрами, но русские субтитры, если таковые есть, следует включать в последнюю очередь. Во вторую очередь стоит смотреть видео с субтитрами на языке оригинала, и совсем без субтитров — в первую.
  3. Одним из эффективнейших способов изучения языка я считаю прослушивание подкастов. Это просто — достаточно наушников и телефона, подкасты можно слушать во время занятий по дому или расслабившись на диване после рабочего дня, в автобусе или за рулём. Хорошо, если у подкастов есть текстовая расшифровка, которую можно прочитать и проработать все непонятые слова. Таким способом я учу испанский. Благодаря подкастам я не только стала лучше понимать его на слух, но и заговорила лучше. Почему? Дело в том, что при постоянном прослушивании иностранный язык всё больше воспринимается как родной, а речь диктора — как речь нового домочадца, который сидит в вашей комнате и без устали рассказывает разные истории. А отдельные фразы и выражения лучше отпечатываются в памяти благодаря сторителлингу и контексту. Эффект будет совсем не тот, если только читать тексты и выполнять однообразные упражнения на грамматику.
  4. Второй по эффективности и тоже очень простой метод, к которому мы все так или иначе обращаемся, — это shadowing. Он заключается в повторении за носителями их речи, стараясь приблизить свое произношение как можно больше к оригиналу. Действовать в этом случае нужно так же, как с подкастами: сначала прослушать аудиозапись, пытаясь определить основной смысл и идею текста, затем прочитать транскрипт, прослушать аудио снова и начать говорить, повторяя предложения за спикером. Таким способом я учу англо- и испаноязычные песни, отрывки из фильмов и видеоклипов. Кстати, чтобы убедиться в эффективности этого метода, достаточно вспомнить, что родной язык мы осваивали, постоянно повторяя слова за родителями, друзьями, учителями.

Работа 5. Полина Сухорукова

В школе мне частенько говорили: «учи иностранные языки, пригодиться в жизни» или «каждый образованный человек должен знать как минимум два иностранных языка». Конечно же, глубокого смыcла в этих фразах я тогда особо не видела. Школьная программа по английскому вызывала у меня лишь скуку: мне быстро надоело писать однотипные грамматические задания и заучивать наизусть тексты, поэтому я, чего уж греха таить, списывала все ответы из конца учебника (признавайтесь, вы делали точно так же), а пересказы выучивала за десять минут до начала урока, и, полагаясь на кратковременную память и записи ручкой на внутренней стороне ладони, кое-как сдавала. Однако был в моей жизни и более продуктивный и полезный опыт изучения языка: с первого класса я усиленно учила немецкий с лучшими учителями — профессионалами в своем деле. Мы пели песенки, читали книги на немецком (пусть перевод их меня очень утомлял, это все равно было интереснее, чем читать про Лондон — столицу Великобритании), ездили в Германию для практики языка и учебы. И это действительно дало свои плоды: я не только хорошо знаю немецкий теперь, говорю на нем с хорошим акцентом, но и люблю этот язык, его изучение и использование приносит мне удовольствие. Однако, взрослея, я начала понимать, что такое поверхностное изучение английского в школе может в будущем отнять у меня очень много возможностей: учебу за границей, общение с интересными людьми, чтение книг, которые не переводят на мой родной язык и много других. И тогда я всерьез задумалась о самообразовании, решив что и без учителя справлюсь с языком Шекспира и Конан Дойля. Мой путь был тернист и труден, однако я приобрела очень много полезного опыта, которым, объединив с моим почти 15 летним опытом изучения немецкого языка, я хочу поделиться.

Итак, первое важное для обучения правило, которого я придерживаюсь — это искренняя заинтересованность. Язык должен нравится. И обучение должно быть в радость, а то каждый урок будет пыткой. Чтобы подстегнуть интерес к обучению, я изучала культурные особенности стран, в которых язык используется, смотрела фильмы, чтобы послушать как звучит речь, читала книги в оригинале, чтоб понять как носители языка мыслят. И если мне нравятся произведения Гёте, Шекспира, Майн Рида и других не менее великих немецких и английских писателей, то нравится и язык, на котором они писали, на котором мыслили. Второе, не менее важное правило — регулярность. Лучше всего заниматься ежедневно. Нет-нет, я не имею в виду полноценные занятия с выполнением грамматических заданий или написанием сочинений — я имею в виду повторение слов. Каждый день нужно повторять хотя бы 20-30 уже выученных слов и учить еще 5-10 новых. Вначале я думала, что так много слов я не осилю, однако оказалось что мой мозг и память вполне способны на такое, нужно было просто начать. Главное — не сдаваться и не ставить себе преграды, говоря: «нет, не смогу столько слов выучить» или «не смогу заниматься каждый день». Поначалу подсознательно я думала именно так, что весьма тормозило увеличение моего словарного запаса. И тут меня весьма выручило первое правило — интерес к языку. Когда мне казалось, что я совсем не могу уже учить слова, я просто включала фильм или сериал в оригинале  на немецком или английском, и выписывала оттуда 5-7 слов, которые показались мне интересными. И я запоминала их очень легко и надолго, ведь с ними у меня были связаны воспоминания о фильме/сериале, который я посмотрела. Лучше всего учить слова ненавязчиво , чтобы не вызывать внутреннего отторжения, особенно если есть привычка лениться. Память может и не безгранична, но ее пределы очень и очень велики!

Эти два правила я сформулировала и затем придерживалась, когда изучение языка тормозилось или я понимала, что начинаю его забывать. Придерживаться их несложно, как оказалось, тем более что это в целом помогает становиться более собранным и организованным. Я люблю рациональность, а также когда при минимальном вложении сил результат получается выше всяческих похвал. Поэтому я разложила для себя изучение языка «по полочкам», чтобы построить наиболее эффективную стратегию обучения:

  1. Гораздо легче изучать язык в языковой среде, когда носители языка вокруг и просто жизненно необходимо постоянно говорить на языке. Однако, конечно, перед тем как паковать чемоданы и доставать загранпаспорт, все же необходимо поучить язык дома — чтобы легче было адаптироваться и поначалу не чувствовать себя там неандертальцем, издающим странные звуки и использующего жесты вместо речи.
  2. Без постоянной практики язык забывается (отсюда правило про регулярность). Однако бывают в жизни периоды, когда или совсем нет времени учить язык, или когда в этом нет необходимости. Но все равно, даже в это время, необходимо язык практиковать — хотя бы смотреть фильмы и слушать музыку. Я вот еще и подпеваю. Однако не произношу какую-то ерунду, коверкая слова, нет, я учу тексты песен — чем сложнее, тем лучше — перевожу их, запоминаю новые слова.
  3. Язык состоит из грамматики — «каркаса», и словарного запаса — «смыслового наполнения». Если только начинаешь учить язык, или же вспоминаешь его после очень долгого отсутствия практики, без преподавателя для изучения грамматики не обойтись. Только с ним можно как следует разобрать все моменты, которые отличаются в построении иностранного языка. Я искала преподавателей как частных репетиторов — через друзей и знакомых. С ними мы разбирали грамматические правила и они подсказывали мне, где искать лексику по какой-либо теме. Также учителя рассказывали мне о каких-то моментах в жизни, которые отличаются у носителей языка — например о том, как снимают квартиры в Германии или чем занимаются в свободное время люди в Канаде.
  4. Если грамматику в начале пути можно понять только с преподавателем, то словарный запас можно и нужно пополнять постоянно и без помощи учителя. Здесь тоже есть небольшие нюансы: бывают слова, которые запоминаются ну очень легко, бывают такие, которые нужно повторить несколько раз, прежде чем запомнить, а бывают такие, которые ну ни вдоль, ни поперек в мозгу не укладываются (для меня подобным словом является слово consciousness — сознание в английском языке. Даже сейчас я заглянула в словарь, чтобы уточнить, как оно пишется и звучит). Для разных типов слов у меня есть разные подходы к запоминанию.
  5. Естественно не стоит забывать о том, что язык состоит из разговорной и письменной части. Поэтому тренировать использование грамматических конструкций нужно не только на бумаге, но и в разговоре. То же самое касается и слов — тренировать нужно не только их написание, но и произношение.

Разделив язык вот так — на слова и грамматику, я смогла более рационально подойти к изучению. Это сэкономило мне деньги на репетиторах, потому что я сразу говорила, что прихожу к ним изучать грамматику и некие культурные и национальные особенности, которые есть у носителей языка, а также поговорить, уточнить как произносится то или иное слово. То есть грамматику я тренировала с преподавателем, а слова учила сама. За несколько лет я выработала систему принципов для того чтобы пополнять словарный запас без особого труда:

  1. Слова я учила с помощью карточек. Поначалу я использовала бумажные карточки, однако это было жутко неудобно: я учила слова, пока ехала куда-нибудь в общественном транспорте и периодически карточки разлетались по всему салону автобуса или трамвая. Тогда я перешла на карточки Anki. Очень удобная система, карточки сортируются по частоте повторения. Тем более, есть общедоступные колоды, так что мне иногда даже не нужно было самой создавать карточки.
  2. А теперь, собственно, к способам запоминания. Легко и сразу запоминающиеся слова я повторяла несколько раз, выучивала написание — и использовала. С остальными словами сложнее. Для запоминания некоторых слов я использовала ассоциации — тогда, когда они возникали сразу же. Например, немецкое слово schlagen, означающее бить, я запоминала так: в немецком есть слово Schlange, означающее змею (это слово, кстати, я запоминала, ассоциируя со шлангом), и похожее на нужное мне schlagen. И ассоциация — бить змеёй. До сих пор ее вспоминаю, когда использую это слово. Однако редко когда все слово целиком ассоциировалось у меня с чем-либо, чаще лишь части слова. Например, английское слово extirpate, означающее уничтожать, я запоминала, выделив в корне слово «тир». В тире расстреливают мишень, уничтожают ее. Чтобы запомнить все слово целиком, я представляю звук выстрела и про себя произношу extirpate. Знакомый мне звук и незнакомое слово накладываются друг на друга, в мозгу образуются новые нейронные связи — и слово постепенно запоминается, примерно на 4-5 повторение. Читая слово на английском, я вспоминаю тир и что я уничтожаю там мишень, читая его на русском, я вспоминаю звук выстрела и то, как произносится слово на английском. Ассоциация не обязательно должна быть очевидной, она может быть сложной и запутанной, может быть визуальной или слуховой, главное чтобы она была понятна и близка. По возможности нужно чтобы она была связана с какими-либо воспоминаниями, она может быть странной, смешной или неприятной — если она вызывает какие-нибудь эмоции, с большей вероятностью можно расшевелить мозг и заставить его отметить это слово, выделить его как-то. В Anki я добавляю картинки и звуки к карточкам, чтобы улучшить запоминание.
  3. Если слово есть, а ассоциации нет, ну то есть никак и ни с чем не ассоциируется, тогда единственный способ его запоминания — повторение. Такие слова надо повторять чаще, больше, можно даже прописывать, если хорошо развита механическая память. К счастью, таких слов не слишком много по сравнению со теми, на которые можно придумать ассоциацию. Кстати, некоторое время я учила немецкий не одна, а с друзьями, и у них порой получалось придумывать ассоциации к тем словам, к которым меня не получалось. Так что я использовала их идеи для обучения, а они, соответственно, мои. Учиться с кем-то и легче, и веселее!
  4. Очень хороший способ запоминания слов — просмотр фильмов. Да, я не раз уже упоминала то, что смотрю фильмы в оригинале для поддержания и практики языка, но это не только потому что я обожаю смотреть кино и сериалы, а еще и потому что во время просмотра фильма задействовано гораздо больше органов чувств одновременно, чем при обычном заучивании: зрение, слух, а так же включаются центры мозга, ответственные за различные эмоции: префронтальная кора, гиппокамп, миндалевидное тело и другие. Вот, например, слово «gorgeous» (прекрасный) я выучила после фильма Miss Congeniality. Героиня Сандры Буллок периодически напевала песенку: «you think I’m gorgeos, you want to hug me». Это показалось мне забавным, а мотив песенки оказался довольно запоминающимся. Кроме того, просмотр фильмов позволяет улучшить восприятие речи и выучить некоторые особенно часто использующиеся, может даже «слэнговые» фразы носителей языка. Чтобы поработать именно над восприятием сплошного текста, я смотрела мультфильмы дисней в оригинале без субтитров — язык там очень четкий и понятный, а сюжет знаком с детства, так что значения незнакомых слов можно понять и контекста. А на немецком я смотрела наших переведенных «Смешариков» (хотя, конечно, в оригинале они намного лучше) и фильмы, снятые по сказкам братьев Гримм или сказкам Андерсена. Так что на вопросы о том, почему я вместо того, чтобы заняться делом, смотрю мультики, я гордо отвечала, что занимаюсь изучением языка вообще-то.
  5. Иногда, просто занимаясь чем-нибудь, я переводила свои мысли на иностранный язык, делая вид, будто я носитель языка. Либо же писала в дневнике на иностранном. Это помогало мне понять, какие слова, которые я использую в русском, мне нужно выучить на иностранном языке, а так же потренировать использование грамматических конструкций как в устном варианте, так и в письменном. Кстати, для этого у меня под рукой в телефоне всегда есть словарик — я сразу же перевожу слово и создаю карточку для его изучения.

Итак, язык более-менее выучен, и нужно уже применять его на носителях языка! Мне посчастливилось несколько раз съездить в Германию по особой программе, проводимой Гете-институтом только для «своих» школ — школ-партнеров, один раз даже бесплатно, так как выиграла конкурс, в котором разыгрывалась поездка в языковой лагерь в Гёттинген. Однако это все благодаря моим учителям немецкого в школе, за ее пределами использование мною языка в его родной среде несколько застопорилось. Однако есть несколько способов, как съездить за границу с минимальным вложением денежных средств:

  1. Программы академического и школьного обмена. Я лично была в поездке, очень похожей на школьный обмен, однако жила в общежитии, а не в семье, также училась в немецкой школе. Но про академический обмен я знаю очень хорошо, ибо в нем участвовали мои очень близкие знакомые. Что касается обучения в немецкой школе — уровень языка намного вырастает, пусть поначалу это дается очень и очень тяжело. Можно завести много новых и полезных знакомств, и те, с кем я познакомилась, помогали мне говорить правильно, поправляли, когда нужно было. А жить в семье полезно с точки зрения изучения культурных особенностей: можно изучить местную кухню, уклад и образ жизни, к тому же общение с носителями языка будет почти круглосуточно.
  2. Языковые школы. Как я уже упоминала, я ездила в языковой лагерь в Гёттинген, и смогла за две недели пребывания там поднять свой уровень немецкого с B1 до B2 (правда, через несколько месяцев после возвращения все равно пришлось учить очень многое заново, потому что вначале я перестала регулярно заниматься дома). Языковые лагеря — довольно недешевое удовольствие, однако в них можно максимально поднять уровень языка за очень короткое время. Иногда часть расходов в поездке берет на себя какая-либо организация: сами языковые школы или же благотворительные фонды.
  3. Волонтерство. Можно уехать за границу волонтером, потратив деньги лишь на билеты — нужно только поискать подходящую по квалификации и условиям работу для себя. Кроме того, волонтерить можно и на крупных международных мероприятиях у себя в стране или в городе — например, я была волонтером на международном конгрессе людей с ограниченными возможностями, многие мои знакомые были волонтерами на чемпионате мира по футболу. Мы взаимодействовали с носителями языка, решали их проблемы и учились быстро ориентироваться в сложной ситуации, разрешали конфликты. Кстати, благодаря выбросу адреналина из-за нестандартной ситуации, слова, выученные в этот день, запомнились очень хорошо и практически сразу.
  4. Можно уехать няней или работником по контракту за границу на срок от нескольких месяцев до года. Например, русские няни в Германии очень ценятся в семьях, где работают оба родителя. Няни живут в доме, выполняют уборку, заботятся о детях, получают за это зарплату (сдельную, естественно), условия труда очень жестко задокументированы, да еще и с семьей можно завести дружеские отношения.

Практика языка — всегда очень захватывающее для меня событие, потому что я понимаю, что столько всего учила до этого не зря. И сейчас я не останавливаюсь, а учусь и продолжаю совершенствовать методы обучения, ведь превосходное владение языком открывает целый новый мир — это и новые страны и города, люди, еда, места, знания о мире в различных областях науки. В моей жизни был и негативный опыт, связанный с изучением языка, однако главное не сдаваться и продолжать учиться. Один раз я сдалась, сказала, что не могу запоминать столько, не могу учить, и после пожалела об этом, ведь упустила только возможностей и знакомств. Так что я не повторяю своей ошибки больше, и никому не советую ее повторять. Если есть цель или желание знать что-то — нужно научиться в первую очередь не видеть помехи, которые создает нам наш же мозг, опасающийся бесполезности/ не выучить/ подвести/ потратить слишком много энергии (нужное подчеркнуть). Без этого никакие приемы и лайфхаки, призванные облегчить изучение языка, не сработают. Нужно быть готовым столкнуться с трудностями (которые обязательно будут), и, когда появятся успехи в обучении, обязательно улыбнуться и сказать себе: «я молодец». Когда-то давно, когда мы были маленькими и только начинали говорить слова на своём родном языке, так говорили нам наши родители. И, думаю, это не было лишним в обучении тогда, как не будет лишним и сейчас.

Работа 6. Прокопенко Ирина

Увлечение и любовь к английскому языку у меня появилась только в 33 года. До апреля 2019 года, а это приличная часть моей сознательной жизни, я прожила с мыслью, что не способна изучать языки.

Возможно, моё стрессовосприятие и стойкая неприязнь к языку зародилась ещё в школе. Кто-то из учителей в 5 классе решил, что я должна изучать немецкий, и мои родители только через полгода смогли добиться моего перевода в класс изучения английского языка. И это не потому, что я за первый семестр в совершенстве овладела немецким. Неа…

Как только меня перевели в класс изучения английского языка, моя жизнь превратилась в изощрённую пытку, которая длилась 7 лет. Поскольку я была более восприимчива к точным наукам, то всячески избегала гуманитарных предметов, и особенно иностранных языков, считая себя неспособной к их изучению. Именно поэтому в моём табеле было 50% пропусков и оценки, которые занижали средний балл профильных физико-математических предметов.

Решила, что после школы смогу свободно выдохнуть и зажить жизнью без иностранных языков. Но не тут-то было. В жизнь активно начали врываться новые технологии, принося с собой самые разные иностранные слова. Варваризмы, как я потом узнала из курса по филологии. J

А потом я поступила в университет. Благо преподаватели с заочниками были не так строги, как в школе, но всё же на уроках пришлось изрядно пострадать из-за своей иностранной импотенции. И в душу начало прокрадываться чувство неполноценности. Я очень часто мучилась и терзалась вопросами: «Почему многие так легко осваивают языки, а я с титаническим трудом запоминаю 1 слово в год?»

А ведь умом же понимаю, что знать этот злополучный язык нужно, а для чего именного его применить так и не осознавала. Ещё меньше понимания у меня было, как к нему подступиться. Прошли годы, и я почти смирилась со своей языковой дистрофией. Но всё-таки иногда в моём сознании проскальзывали незаметные искры надежды. И я всё чаще стала встречать информацию о том кто и как изучает иностранные языки, мотивационные истории.

Но поворотным пунктом в моей истории с английским языком стала покупка аудиокниги Марины Могилко «Как стать блогером с миллионной аудиторией и создать успешный стартап».

Её история одновременно впечатляет, вдохновляет и побуждает к изучению языка. Более того, в одной из глав Марина утверждает, что почти каждый, если ещё не знает, то легко может освоить первый уровень владения языком А1, в который входят 500 слов. Всего 500 слов. Это же так просто. Особенно если большую часть я уже знаю ещё со школы.

Следом мне попалась в руки книга полиглотов Алексея Бессонова и Марины Рубан «Как учить иностранные языки. Разговорный уровень за 9,5 недель» издательства IPOP. Специфическая подача материала в художественной форме в виде диалогов с разными полиглотами, которые открывают свои секретные техники быстрого изучения языка, помогли мне совершенно под другим углом взглянуть на моё стрессовосприятие языка.

Но к перевороту сознания в восприятии языка способствовала цитата автора о том, что если человек может говорить на родном языке, то может легко освоить и иностранный. А ведь я же знаю свой язык, и довольно неплохо… Значит, я смогу…

И пока не рассеялся новый прилив мотивации, решила последовательно выполнять все рекомендации из книги. Начала я с того, что написала список личной мотивации из 10 пунктов. Красиво оформила и повесила её над своим столом, так чтобы через несколько дней саму себя выводить из очередного языкового кризиса. Изучение языка это ежедневный процесс.

Ещё из книги я узнала о технике изучения новых слов с помощью мнемобокса. Она позволяет более эффективно запоминать слова с помощью визуальных карточек. Поэтому заказала карточки для изучения английского языка уровня А1 и А2. Как только, их получила сразу уже ввела в привычку ежедневно изучать 20–25 новых слов. Я записываю их в словарь, проговариваю, запоминаю ассоциации и стараюсь употреблять их в повседневной жизни. Если я не знаю, как произносится слово, то спрашиваю у Гугла или англоговорящих друзей.

Но знание одних слов маловато для полноценного понимания языка. Поэтому для более углублённого изучения я нашла свои старые бонковские школьные самоучители. Те, что жёлтенькие. Завела себе блог и каждый день наполняю его новыми словами, правилами, выполненными упражнениями.

С одной стороны, блог значительно облегчил мне внедрение привычки ежедневного изучения языка. С другой, занимает куда больше времени, чем простое изучение карточек и грамматики. Но благодаря ему, я совместила сразу несколько своих увлечений в одном:

  • Для создания визуальных карточек английских слов использую свои фотографии. Это позволяет мне создавать дополнительные ассоциации с новыми словами. Таким образом, я формирую собственный словарь ассоциаций.
  • Набираю новые слова в текстовом редакторе и фотошопе. Это помогает связать визуальные образы с физическим написанием слова посредством моей механической памяти.
  • Описывая правило или упражнение, я ссылаюсь на уже выученные слова, которые выбираю в быстром поиске для ссылки. А это дополнительно помогает мне в навыке правильного написания слова. Если ошиблась хоть в одной букве, то уже не найду нужное слово. Приходится ещё раз набирать, более внимательно. Множественный набор новых слов намертво врезается в память. Поэтому даже самые сложные слова запоминаются после нескольких наборов и прописывания.

Чтобы понимать разные диалекты и акценты языка я подписалась на англоязычные аккаунты и профили в социальных сетях: читаю посты, смотрю видео с субтитрами и без. А в качестве практики и закрепления полученной информации, решилась вести свой инстаграм на английском, хотя иногда всё ещё подглядываю в словарь. Ибо моя кучерявая речь ломает все словесные стереотипы даже родного языка.

С тех пор как я написал свой первый пост на английском, некоторые из моих друзей предложили мне дополнительную словесную практику. Благодаря их помощи, корректировке моего произношения и подсказкам, я стала более восприимчива к языку на слух. Более того, я никогда не думала, что встреча с подругами может проходить так весело и познавательно. А для лучшего запоминания, каждая моя ошибка превращается в новый языковой анекдот. Смех смехом, а подобные уроки сложно забыть…

Всё началось с того, что я осознала практические возможности и преимущества, которые даёт мне знание английского языка. Потом я смогла поверить, что это просто и доступно. Даже для таких тугодумов, как я, которая 20 лет смотрела на людей, владеющих иностранным языком, как на сверхлюдей.

Решилась действовать и выучить английский язык. Сейчас я осваиваю уровень В1.2, могу составлять простые предложения, задавать и отвечать на вопросы.

Мой личный опыт ещё раз подтверждает алгоритм изучения языка, который сводится к поиску необходимой мотивации и чёткого представления его жизненной важности и практической области применения. Ежедневные занятия вселяют уверенность и желание повышать уровень знания языка.

Работа 7. Максим Чернецкий

Изучение иностранного языка в моём случае, ставило целью не сам язык, как это не парадоксально звучит, а совсем иную цель.

Сейчас мне 49 лет. В 2015 году я заметил, что почему-то резко стала ухудшаться память.

Я быстренько начал гуглить, как это сейчас говорят, в поисках лёгкого решения. «Перелопатив» кучу ресурсов я понял, что заставить память работать лучше, можно только заставляя её работать. Ноотропы я конечно тоже рассматривал, как лёгкий способ ничего не делая, получить всё, но как оказалось любой ноотроп работает только если сам работаешь головой.

Тогда думаю, надо, наверное, что-то учить. Сразу возник вопрос- ЧТО учить. Не стишки же. С детства их не люблю. Фантастика, детективы, приключения, вот, что я любил читать. И тут я наткнулся на статейку в интернете, о небывалой пользе изучения иностранного языка. Причём любого. Мозг развивается небывалыми темпами, память улучшается, нейрогенез повышается и много, много разных других положительных моментов. Конечно я не буду оригинален, если скажу, что я выбрал самый популярный язык на планете- это Английский. Я его изучал в школе и многое ещё помнил. Учителя были хорошие, и всё это беггинерское начало я помнил всегда хорошо. В общем решение принял довольно быстро и начал как всегда с плана реализации (работа научила всё планировать). Осталось решить – как я буду учиться, дистанционно или ходить на курсы.

Итак, выбор сделан — Дистанционные курсы английского языка (мы люди семейные, очно учиться уже нам некогда).

Я не очень люблю что-то откладывать, если я «загорелся», то всё сделаю быстро и качественно. Поэтому я сразу подыскал себе подходящие курсы и приступил.

Дома учиться тоже возможности не было (маленький сын, с ним же поиграть хочется, и в целом обстановка не позволяет сосредоточится), поэтому я принял решение учиться на работе, в обеденное время. 10 минут оставлял в конце обеда чтобы покушать, остальные 50 минут на изучение языка.

Словами не передать, как мне было трудно первые полгода. Память просто отказывалась работать. Всё понимаю, когда читаю, ничего запомнить не могу. В то время я подрабатывал на второй работе. 6 дней в месяц с 17 00 до 23 00. Тяжеловато конечно, но и это время я решил проводить с пользой. Работа заключалась в контроле работы принтеров во время печати. А что мне мешает учить в это время новые слова и повторять пройденные. Правильно – ни-че-го. Я учил и писал эти слова тоже. Иногда по сто раз(особенно не запоминающиеся).

Ни разу не пожалел о своём решении. Через полгода память наконец-то включилась. Как говорится – вода камень точит. И я понял, что теперь я могу больше усвоить материала учебного, чем раньше, и я начал развивать навыки слушания. Взял за правило перед сном обязательно пол часа уделять англоязычным учителям на YOUTUBE. Благо их там великое множество. Выбрал на первое время 5 человек с самой лучшей дикцией. Словарный запас у меня уже сформировался небольшой. И первое время среди всего непонятного я ИХ старался выловить, потом больше и больше. В общем дело пошло. Теперь я развивал три навыка из четырёх. Слушания, чтения и письма. Правда чтение было пассивным (только изучаемый материал). И я нашел самый полезный на мой взгляд сайт. Сайт с огромным количеством литературы на английском языке. И с ноября 2016 года я начал читать. Пол часа в обед на новый материал, пол часа на чтение. Вечером пол часа слушание. Остался последний навык – навык говорения. И вот с 7 января 2019 года, уже с хорошим запасом слов, хорошим навыком слышать все эти слова и умением бегло читать, я пошел на спикинг. Честно скажу мне было тяжело только первый месяц. Шел процесс привыкания к неадаптированной английской речи. 5 раз в неделю по вечерам, 5 разных учителей. Двое из которых настоящие иностранцы. Я всё понимал, говорил очень медленно и много ошибок от волнения делал. Главное не зацикливаться на них, на этих досадных промахах, не ругать себя, а молча в голове делать пометки. Потом они уже не «всплывают». Посещал три месяца и научился всё-таки говорить. Теперь говорю почти без ошибок и скорость говорения тоже увеличил.

В общем на данный момент для поддержания навыков в рабочем состоянии, я слушаю английский 1 раз в неделю, читаю и учу новые слова по тексту с понедельника по пятницу также в обед 1 час (хорошие привычки тоже тяжело искоренить, да и не нужно). Здесь смайлик. В активе 3 сертификата об успешном окончании курсов — Английский для среднего уровня, Английский для высшего уровня и Деловой английский.

С 15 сентября 2019 года планирую вернуться на курсы спикинга и ходить до получения устойчивого результата – Беглой и непринуждённой речи на английском языке.

Вот такой мой опыт.

P.S.  Вы мне очень помогли, косвенно конечно. Я хоть и не являюсь Вашим зарегистрированным пользователем, но Ваша вкладка с он-лайн игрой числа открыта у меня всегда. И дома и на работе.

Я примерно в тот же период начал в неё играть, в какой начал изучать язык. И заметил потрясающий эффект от этого.

Во-первых, я развил внимательность, но внимательность эта более глубокая чем просто умение замечать замаскированные вещи. Я заметил, что я стал больше видеть неточностей в различных документах (регламенты, процедуры и т.д.), которые читал и перечитывал до этого много раз.

Ну а во-вторых я улучшил время в игре до 90. Сейчас я её играю в 80% случаев за 10 минут 30секунд. А начинал-то с 15 минут.

И Вам за ваш сайт – БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!

Работа 8. Толкын

О важности знаний

В наш век быстро развивающихся технологий и огромных потоков информации уже каждый с легкостью соглашается, что знание – это действительно сила и уже не нужно вспоминать наставления «вождя народов» гласящее «Учиться, учиться, и еще раз учиться!». Но, для того, чтобы обладать знаниями нужно еще и уметь эти знание приобретать и чем эффективнее, тем успешнее человек. В тоже время, расширяющиеся с каждым годом границы действительно открывают возможности к безграничным источникам знаний, как академических, так и культурных. И благодаря ресурсам сети Интернет, в образовательном плане, совсем не обязательным становятся посещение дальних зарубежных стран и единственным барьером для погружения в информационное изобилие становится владение иностранными языками.

Пару слов о себе

Я изучала английский язык различными путями, подчас извилистыми и даже временами тупиковыми, когда я вообще не видела результатов освоения. Но, несмотря на продолжительность в обучении, сейчас я могу констатировать, что английский язык для меня действительно стал окном в информационное пространство. Сейчас книги, фильмы, статьи, передачи, образовательные курсы…, и даже музыка на английском языке обогащают мои знания. Но, как я упомянула выше, мой путь в освоении языка был извилистым и относительно долгим. В данной статье, я хочу подвести некоторый итог и структурировать техники, приемы и понимание структуры языка которые Вам будут полезны, возможно, в сочетании с другими уже наработанными Вами техниками. Причем опыт изучения других языков, таких как китайский и итальянский, позволяют мне утверждать, что метод, описанный мною ниже, будет эффективно работать для любого иностранного языка.

Итак, будучи ребенком без особых лингвистических наклонностей, скорее более развитых точных и математических, у меня не было возможности путешествовать и посещать хорошие и дорогостоящие курсы, репетиторов, поэтому в данной статье не пойдет речь об эффективности обучения в среде носителей или какой-то школе. Речь пойдет о структуре языка, работающих техниках и самодисциплине, которая является ключом к освоению любого навыка или дисциплины. Итак, если Вы готовы, давайте приступим.

Структура языка

Для начала, хотя мы с Вами и не лингвисты, но для освоения чего-то нужно знать его структуру, составляющие. Чтобы, как рекомендуют тренера «разделить и съесть слона по кусочкам» если мы не можем проглотить его целиком. Попробуем разобраться с составляющими иностранного языка, пусть даже с высоты птичьего полета. Выходит все достаточно просто, он состоит из слов, которые формируются в словосочетания и предложения посредством правил, которые мы именуем грамматика. Так, слон хоть и большой, мощный, но может быть условно разделен на составляющие (облака ниже):

  • Слова
  • Предложения
  • Грамматика (структура)

Тогда вся задача в освоении иностранного языка сводится к знанию и умению оперировать словами, формировать из них правильно выстроенные предложения. Что может быть проще?

Цель

Я с Вами соглашусь. Ведь 20 слов, из которых можно построить 5 и более предложений, методом подстановки могут воодушевить. Но нужно изначально поставить и всегда помнить цель обучения. Это Ваш маяк, которому Вы будете следовать и без которого движение вперед практически невозможно, т.к. это определит Ваш темп и поможет в поиске ресурсов.

Уровни владения языком

Лингвисты утверждают, что для свободного владения языком на разговорном уровне достаточно знать 1500-2000 слов, уметь структурировать предложения. Однако для употребления языка на академическом уровне потребуется значительно больший запас знаний, как в части лексики (слов) так и в части грамматически. Тут нужно вспомнить, что у любого иностранного языка при освоении есть уровни, которые соответствуют глубине знания, владения языком. В целом, их как правило больше чем 3 уровня, но мы говорим об иностранном языке в общем, поэтому давайте сгруппируем уровни в большие группы:

  • Базовый уровень (элементарные фразы, набор предложений с базовыми грамматическими конструкциями, словарный запас до 2000 слов);
  • Средний уровень (более глубокая степень построения фраз и конструкций, словарный запас до 4000 слов);
  • Продвинутый уровень (свободное владение языком с набором специализированных грамматических и идиоматических оборотов, словарный запас 6000 слов и более с возможностью общения на широкий диапазон тем).

Если Вы уже начинали изучать язык, то продвинутый уровень может показаться шокирующим и недостижимым, ведь 6000 слов и каждое слово еще может иметь совсем разные значения, которые тоже нужно знать. Как все это освоить и где взять на это время и силы? Хочется ведь как в сказке, потереть лампу и загадать желание Джинну, чтобы все сразу исполнилось. Понимаю, хочется сразу, т.к. мы не видим в этом пути радости и наслаждения. Спросите себя, хотели бы Вы есть самое вкусное или делать очень приятное Вам дело, но чтобы вот раз Вы начали и оно закончилось…? Думаю, что нет. Ведь тогда оно бы потеряло свою «приятность». Тогда путь освоения иностранного языка, как мы уже отметили, проглатывания слона по кусочкам, нам следует выбрать веселый и интересный. Но одно мы должны принять как факт, освоение языка может быть только постепенным и последовательным: начиная с базового уровня, мы пройдем средний и выйдем на продвинутый уровень.

Структура языка оговорена (слова, предложения, грамматика), направление выбрано (постепенно шаг за шагом и прямо к намеченной цели), осталось дело за техниками, которые нам помогут в нашем пути. И тут конечно мы можем встретиться с целым морем, нет, скорее океаном самых разнообразных методов, техник и советов. Все даже опробовать за всю жизнь, может и не получится. Какие техники выбрать подходящие для каждого?

О преобладающих каналах восприятия

Здесь также нужно сделать оговорку, ведь все мы разные, у каждого человека есть некоторые преобладающие способы восприятия и обучения. Здесь дальше речь пойдет о преобладающих каналах восприятия:

  • Визуальный (видеть)
  • Слуховой (слышать)
  • Физический (выполнять действия физически)

Всего их три, но они могут сочетаться в различных соотношениях, в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Кто-то лучше воспринимает и запоминает лишь услышав, кому-то нужно, чтобы информация была в виде картинки, которую он сразу понимает, а кому-то нужно, чтобы он это почувствовал или сделал физически. Это определяется тем, какой канал у человека преобладающий, хотя преобладать могут и несколько каналов восприятия одновременно (таких людей мы обычно считаем «гениями»). Исследования утверждают, что активизация всех трех каналов при изучении чего-либо позволяет экстремально повысить степень запоминания информации. Давайте шагать в ногу с исследованиями и учтем этот момент на нашем пути. Будем обучаться активировав все каналы восприятия. Итак, начнем?

Изучение слов

Принимая во внимание все изложенное давайте приступим к поглощению нашего слоника и первым кусочком у нас являются слова. Логично, что чем большее количество слов в нашем запасе (пассивном и активном), тем выше наш уровень владения языком. И чтобы запоминать больше и легче лучший инструмент — воспользоваться мнемотехниками (из названия ясно, что это техники запоминания). О мнемотехниках уже написано немало книг, статей и поисковая система при запросе может навести на многочисленные книги по этому вопросу, но мнемотехники — это сильный инструмент в расширении словарного запаса.

Однако, чтобы активировать наш преобладающий канал восприятия мы должны помочь нашему мозгу слышать, видеть, делать и для систематизации я хочу предложить использовать мнемотехники в сочетании с карточками (я использовал рукописные, но можно воспользоваться готовыми, как например, в мобильном приложении AnkiDroid Флэш-карты которые можно создавать самим или выбрать готовые), так, при  изучении, на первых этапах мы слышим слова из карточки, запоминаем как произносится слова, обращаем внимание на сопровождающиеся картинки и образы, вглядываясь и повторяя вслух изучаемые слова, прописывать в рабочую тетрадь. В тоже время полезным будет некоторое физическое действие, которое если и не соответствует карточке, но, тем не менее, помогут в создании нейронных цепочек и создании ассоциации в памяти. Можно создавать карточки самостоятельно на бумажном носителе, но тогда нужно пользоваться словариком (лучше электронным с озвучиванием слов) и научиться читать транскрипцию, чтобы запоминать произношение правильно.

Но какие слова учить? Я предлагаю подойти к этому вопросу двумя путями:

  • Проанализировать, свой лексикон на родном я зыке, выписать произносимые ежедневно слова (в быту, на работе, с друзьями, коллегами по клубу…) сделать небольшой список, карточки со словами, транскрипцией, переводом на другой стороне и начать изучение слов постепенно дополняя список.
  • Взять список базовых 1000 или 2000 слов иностранного языка и работать с этим списком, также формируя карточки.

Этот этап самый творческий т.к. нужно активировать свой мозг самыми интересными образами мнемотехники, которые могут стать мощнейшим инструментов в запоминании любой информации, но в тоже время и сложный т.к. нужно регулярное и длительное изучение. Здесь нужно применять методы самодисциплины, четкими шагами продвигаться намеченной цели, мы помним, для базового уровня нужен словарный запас в 2000 слов, если мы готовы не спеша учить по 10 слов в день, 6 дней в неделю (это не так сложно как кажется и с каждым днем изучение будет становиться еще легче), тогда на полноценное освоение лексического запаса базового уровня потребуется не более 8 месяцев систематического изучения. Отметим, что после пополнения словарного запаса в объеме 1000 слов можно подключать освоение словосочетаний и предложений. А это — второй кусочек нашего слона.

Изучение словосочетаний и предложений

Здесь начинается самый интересный этап и связан он с анекдотами, сказками, рассказами и книгами на изучаемом языке. В интернете и книжных магазинах можно найти огромное разнообразие адоптированной литературы на любой уровень, которые помимо печатного текста сопровождаются звуковым файлом (аудио версия книги). Кроме того хорошим вспомогательным материалом при чтении могут быть книги адоптированные под изучение языков по методу Ильи Франка (в этом случае происходит пополнение и словарного запаса, без необходимости постоянно держать словарь под рукой, и знакомство с речевыми конструкциями). Здесь мы уже в полной мере начинаем знакомство со структурой языка, его грамматической части. Не секрет, что, чем больше человек читает, тем грамотнее, богаче его речь. Здесь мы также задействуем три канала восприятия. С каждым фрагментом текста (глава, параграф или часть в зависимости от выбранного темпа обучения):

  1. Мы читаем текст, для понимания структуры и содержания;
  2. Мы слушаем аудиофайл и стараемся произносить фразы и кусочки услышанного, чем четче, тем лучше (это также тренирует память);
  3. Мы начинаем читать в слух, привыкаем слышать себя и не пугаться собственной речи (это оказывается действительно актуально);
  4. Мы прослушиваем аудиофайл выполняя физические действия, например, бег или мытье посуды;
  5. И в завершении, мы стараемся пересказать прочитанное и услышанное знакомым, которые владеют английским языком, либо пишем небольшое эссе по прочитанному. Причем желательно использовать лексический набор представленный в книге.

Откровенно признаться, это самый важный этап, который может сделать из человека обладающего лишь минимальным словарным запасом – лингвиста, полиглота или академика способного воспринимать и общаться на любые, знакомые ему темы. Однако этот путь лежит только через систематическое, регулярное и осознанное изучение и подходит для освоения любого иностранного языка.

Так мы формируем привычку постоянного самообразования и приобретаем еще более ценный навык, нежели знание языка – дисциплинированность и последовательность в достижении задуманного. Что дальше?

Освоение грамматических конструкций

Остается вопрос грамматики, но здесь нужно вспомнить результаты хорошо и тщательно прожеванного второго кусочка слона, т.к. при чтении (согласно описанной методики) человек начнет чувствовать язык (стиль, структуру, конструкции). Таким образом, третий кусочек слона может быть проглочен вместе со вторым.

Конечно, здесь можно также воспользоваться ресурсами и книгами, которые относятся только к части грамматики или даже прибегнуть к помощи репетитора в части грамматики. Это больше будет зависеть от целей. Я целенаправленно не уделяла большое внимание грамматике, т.к. заметила, что знакомые, которые за основу языка брали грамматику и пренебрегали вторым кусочком (чтению и приобретаемой способности чувствовать структуру иностранного языка) с трудом могут изъясняться без запинок. Им нужно обдумывать предложения, выстраивать их идеально четко, вместо подстановки блоков и слов в уже знакомые конструкции (а при чтении мы видим много однообразных шаблонов предложений). Так они запинались и становились часто в неловкое положение, хотя грамматические тесты они возможно смогут пройти с большим успехом.

Казалось бы, размышляя последовательно, всё, методика, время и … иностранный язык освоен, но…

Что еще?

Освоение иностранного языка не ограничивается изучением его элементов. Любой иностранный язык должен иметь практическое применение и тут нужно помнить следующее:

  • Любое изучение нужно подкреплять практикой. Можно общаться на форумах, найти друзей по интересам и обсуждать идеи в различных чатах (в наше время их огромное множество), а также выделять конкретные дни, например среду, для общения только на этом языке. Мы применяли эту рекомендацию на работе и старались все беседы вести на английском языке, а т.к. отдел был международным, это было не сложно, но очень полезным и порой даже веселым.
  • Будьте смелее. В применении не нужно бояться, что Вас не поймут или Вы что-то скажите не верно. Это порой сложно, но ведь каждый когда-то с чего-то начинал и с практикой человек становится опытнее и увереннее. Так что это только временно, главное не сдаваться. Если же Вам совсем тяжело начать разговор, можно вначале извиниться за возможные ошибки в речи, пояснив, что Вы сейчас изучаете язык. Это значительно смягчит общение и усилит взаимопонимание.

Вот, наверное, и все, что я посчитала необходимым и достаточным в самостоятельном и полноценном освоении иностранного языка. Надеюсь, предложенные советы (методики и техники) помогут Вам в эффективном и осознанном освоении любого иностранного языка.

Работа 9. Галкина Полина

Меня зовут Полина, мне 17 лет. Расскажу вам мою историю, мои попытки изучения английского языка. К репетитору меня еще водили в детском садике, тогда я не особо понимала зачем мне это, но усердно пыталась заучивать слова и стишки на английском вместе с мамой. Это и послужило мне базой, до сих пор помню то четверостишье: “ GoodmorningGoodmorningGoodmorningtoyouGood morning, Good morning. Imgladtoseeyou!”. Далее я переехала в город и пошла в школу. Там мой английский стал еще хуже, так как учитель нас ничему не учил, и я особо не горела желанием. И вот летом, после окончания 9 класса, я решила попробовать снова, но самостоятельно. Загрузила приложение simpler, начала учить слова все подряд, а уже в конце августа начала искать репетитора. Когда узнала, что в английском языке 12 времен, была ошарашена, но у меня настолько было огромное желание выучить этот язык, что я 6 из них с легкостью могу использовать в разговоре. В общем, мой первый вывод: Если у человека есть желание, то он может сделать все что угодно. Не нужно учить все подряд.

Далее, погружаясь все больше в саморазвитие, я открыла для себя трекер привычек. Поставила себе челлендж: заниматься каждый день. Купила пробковую доску, распечатала трекер, повесила и начала действовать. Сначала, я составила себе каждодневный план, например, понедельник: GrammarReadingTalking. Каждый день было что-то новенькое, поэтому мне не надоедало, но было сложно. Я учила песни, смотрела сериалы, бесплатные вебинары для ускоренного изучения, YouTube, разговаривала сама с собой, писала письма, читала. Так прошло 5 месяцев… Вспоминаю, что было летом, конечно, это прорыв, но уровень так и стоит на месте, а разговорный английский оставляет желать лучшего. Я сменила нового репетитора и решила сдавать ЕГЭ. Думаю, это еще один вызов: за 1 год подготовиться, хорошо сдать экзамен, подтянуть уровень и знания. Сейчас я учу много слов, делаю карточки: на одной стороне слово на английском с транскрипцией, на другой – перевод. Таким образом я уже выучила неправильные глаголы и еще ~ 300 слов за 3 месяца, в сумме это ~ 500 слов. Я считаю, это действенным способом

Итак, мои топ-9 способов победить английский язык (да и любой другой иностранный язык) и начать на нем шпарить:

1.       Заниматься с репетитором. Найти себе наставника или того, кто в этом деле мастер- просто необходимо

2.       Учить только те слова, которые надо, а не все подряд. Для этого просто ввести запрос в интернете «100 самых часто используемых слов в английском языке». Распечатать, обвести маркером те, которые знаешь и начать учить новые.

3.       Скачать мобильное приложение. Для тех, кто любит сидеть в интернете, но и проводить время с пользой. Учиться с помощью игры-это классно!

4.       Говорить сам с собой. Мне очень сложно заставить себя начать говорить, но благодаря трекеру я выполняю это.

5.       Писать письма (можно найти в интернете на сайтах Решу.ОГЭ,ЕГЭ, ФИПИ).

6.       Смотреть YouTube, сериалы, фильмы, слушать музыку.

7.       Читать на английском.

8.       Попробуйте сдать экзамен. Тогда будет мотивация и смысл зачем вы это учите.

9.       Поехать в школу или лагерь заграницу. Это моя мечта. Самый-самый эффективный метод из всех. Приезжаешь и вокруг только одни иностранцы. Приходиться говорить на английском.

Я продолжаю изучать язык дальше и иду к своей цели. У меня все получиться! И верьте-каждый способен выучить иностранный язык, даже если он считает, что у него нет способностей, это лишь еще одна установка и стереотип. Всем успехов и пока!)

Работа 10. Светлана Кряжева

Иностранные языки привлекали меня всегда, меня завораживали звуки, и я с удовольствием в школьные годы слушала песни зарубежной эстрады. И до настоящего времени иностранные языки неизменно присутствуют в моей жизни.

Мне всегда хотелось изучать немецкий язык, потому что все мои родные его изучали в школе, но в 4 классе весь класс был поставлен перед фактом – изучаем французский язык. Ну что ж это судьба – сказала я себе. Французский –так французский! Свой первый урок по французскому я помню до сих пор и обожаю своего первого учителя. Методика стандартная и общепринятая в 80-е годы XX века. Я легко заучивала небольшие объемы текстов из советских учебников, дополнительно много читала адаптированную литературу, выписывала и заучивала наизусть понравившиеся слова и фразы. Французский язык я изучала 12 лет — 7 лет в обычной школе и 5 лет на факультете иностранных языков в педагогическом университете.

Тема полиглотов увлекла меня в старших классах школы, я читала все доступные книги, выписывала советы, пробовала на практике разные методы и способы изучения. И до сих пор я с интересом смотрю в интернете о новых способах, фишках и интересные лайфкахов по изучению языков. В приложении к эссе можно ознакомиться со списком книг, найденных в разное время книг по теме изучения иностранных языков (самые интересные выделены цветом).

Вторым языком, который безумно меня увлек – стал английский. Три года изучения английского в ВУЗе, преподавание английского языка в школе и работа с иностранными книгами в библиотеке. Именно в библиотеке сбылась моя давняя мечта, я начала сначала самостоятельно, потом на курсах изучать немецкий язык.

Оглядываясь на прошедшие годы, я понимаю, что прошла разный путь, но мне всегда было интересно знакомиться с новым языком и культурой других стран. И для себя я определила следующие важные моменты:

  1. Самое главное – это мотивация к изучению языка. Обязательно поставить себе цель. Для чего мне нужен язык? Зачем я его учу? Он необходим мне для поездки (это минимальное общение, уметь заказать себе номер в гостинице и еду в ресторане, спросить путь у местных жителей), для чтения художественной литературы, для чтения профессиональной литературы, для участия в конференции, для общения с иностранцами?
  2. Окружить себя новым языком, подобрать учебное пособие, словари, подписаться на интересные подкасты, слушать новостные программы, выбрать интересную художественную книгу. Использовать время в пути, в момент ожидания для изучения языка.
  3. Ежедневно заниматься языком, определить для себя программу минимум на 15 минут, но каждый день. Если можете больше – занимайтесь больше. Для себя я определила благоприятное время для занятий –это утро или день по 50 минут, вечером — только повторение.
  4. Профессор Дина Никуличева советует не растягивать изучение нового языка, нужно довести себя примерно до уровня B1-B2 в интенсивном режиме. На каждый час работы с преподавателем, требуется 7 часов индивидуальной работы. Тогда будет ощутимый результат.
  5. Определить свой тип восприятия: аудиал, визуал, кинестетик, опираться на свои ведущие анализаторы, но и не забывать развивать другие.
  6. Для себя я определила, что текст должен быть красиво графически оформлен, использую фломастеры и цветные ручки, люблю составлять тематические майнд-карты, использовать визуальные словари.
  7. Грамматические явления обязательно оформляю в таблицы и делаю цветные подчеркивания. Пишу на карточках грамматические таблицы с утвердительной формой, отрицанием и вопросом по каждому времени. Три формы неправильных глаголов фиксирую по группам (неизменная форма, одинаковые изменения корневых гласных) и отрабатываю до автоматизма.
  8. Грамматику советую отрабатывать по оригинальным учебникам, где на одной странице рассказываются правила, а на соседней странице — коммуникативные упражнения (грамматика английского Murphy и Hewings издательства Cambridge University Press, на немецком языке «Klipp und Klar» издательства Klett, «Grammatik aktiv» издательства Cornelsen)
  9. Отработка речевых конструкций и стандартных фраз, необходимых для общения до автоматизма, раскладывание пасьянсов из речевых штампов. У Ивана Полонейчика есть интересный совет: записать себя на диктофон, все что вы произносите в течение одного дня, любой разговор, таким образом, можно выявить ваш индивидуальный словарный запас и учить в первую очередь те слова и фразы, которые вы используйте в родной речи.
  10. Изучение учебных текстов, полилогов с параллельным качественным переводом на русский язык. Можно в любой момент попрактиковаться, закрыв иностранный вариант текста или русский вариант. Так я изучала немецкий язык по курсу Виталия Ярцева «Deutsch fuer Sie und…». Можно посмотреть любой курс, основанный по интенсивной методике Китайгородской.
  11. При изучении английского языка я пользовалась методикой Елены Авериной «Иностранный за 200 часов» и писала на картонке карточки на 1500 слов, предложенных автором, как самые употребительные и необходимые в изучении языка. Для тех, кто любит систематизацию и основательность – это способ вполне подходит. У меня создание таких карточек заняло более 200 часов, но я об этом не жалею, потому что, проработав этих лексические единицы, помню их до сих пор. Вкратце расскажу, что я писала на этих карточках:
  • Корневое слово
  • Описание сигнификата (то общее, что можно выявить после разбора всех значений слова)
  • Несколько значений слова, выписанных из самого толстого словаря (от 1 до 8 значений)
  • 2-3 идиомы с этим словом
  • Ситуативный набор (предложения, которые можно легко использовать в речи)
  • Производные слова (на оборотной стороне карточки) – существительные, глаголы, прилагательные, однокоренные слова. Этот раздел будет пополняться в течение всего периода обучения.

Написание одной карточки и первичная отработка занимала 25 минут, затем еще несколько дней повторений. Только один этот прием очень сильно продвинул меня в изучении английского языка.

  1. Правильная организация повторения материала для долговременного запоминания, я даже сделала специальную коробочку с разделителями, чтобы точно знать, что и когда мне нужно повторить:
  • 1-е повторение — через 20 минут после изучения,
  • 2-е повторение – через 24 часа
  • 3-е повторение – через 3 дня
  • 4-е повторение – через 7 дней
  • 5-е повторение – через месяц.
  1. Правильная постановка звуков крайне важна. Я считаю, что лучше говорить медленно и используя простые слова, но с четкой артикуляцией и интонацией. С большой радостью вспоминаю свою работу в лингафонном кабинете в студенческие годы.
  2. Разучивание песен. Главное, чтобы песня была мелодичная, нравилась музыка и ритм- это создает настроение. Поэтому до сих пор я периодически включаю разные радиостанции и те, песни, которые мне нравятся сразу же нахожу в интернете и скачиваю. Несколько раз прослушиваю, пытаясь уловить смысл понять содержание в общих чертах. Далее прорабатываю песню основательно, ищу тексты песен на языке оригинала и перевод на русский язык. Далее работаю по следующему алгоритму:
  • Прослушиваю песню несколько раз, смотря на оригинальный текст.
  • Прорабатываю песню по куплетам.
  • Особо отрабатываю новые слова и выражения, выписываю на карточки.
  • Правильная артикуляция, с постепенным увеличением скорости.
  • Пою песню во время домашней работы, прогулок, просто между делом.

Опытным путем определила для себя, что оптимальнее работать с песней за один раз не более 20 минут. Поэтому делаю несколько подходов, несколько раз в день и на протяжении 5 дней минимум один раз я повторяю песню, стараясь петь наравне с исполнителем.

В настоящее время я плотно не занимаюсь изучениям языков, использую то, что уже наработала, ежедневно просматриваю по нужной мне рабочей теме зарубежные сайты, читаю художественные книги на немецком или на английском языках, периодически разучиваю новые песни. Если еду в поездку, то включаю турбо режим повторения и активизации разговорных навыков. По возможности посещаю семинары для учителей и встречи с иностранцами.

В современном мире тратить несколько лет на изучение одного иностранного языка считаю непозволительной роскошью, поэтому для своего ребенка я ищу современные способы ускоренного обучения, которое поддерживало бы помтивацию. Месяц назад в интернете я обнаружила сайт образовательной компании “Advance” из Санкт-Петербурга и уже посмотрела несколько вебинаров. Мне очень близки идеи этой компании, и я нахожу их методы обучения очень современными и достаточно прогрессивными.

Для расширения зоны своего комфорта я хочу изучать новые иностранные языки (греческий, финский, венгерский) на начальном уровне для комфортного проведения времени во время отпуска. Для изучения этих языков хочу потратить минимум времени (1-2 месяца на 1 изучение одного языка), поэтому планирую использовать самые эффективные способы ускоренного обучения разговорной речи и освоить метод фонетических ассоциаций.

Изучать новый язык – означает погрузиться в историю и культуру другой страны, прочувствовать и насладиться мелодикой и познакомиться с новыми людьми. Думаю, что у меня все получится!

Голосование

А теперь предлагаем выбрать работу, которая понравилась вам больше всего.



Даже если ваша работа не попала в шорт-лист, не расстраивайтесь. Вы всё равно получите ценные призы. Но об этом мы расскажем в следующий вторник, когда подведём итоги конкурса. Для этого следите за нашей рассылкой, публикациями в блоге и соцсетях.

Ключевые слова: