Блог о саморазвитии

Эффект зловещей долины – чем нас так пугают роботы?

Эффект зловещей долины – чем нас так пугают роботы?

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему фильмы о порабощении человечества роботами, вышедшими из-под контроля, почти всегда получают высокие рейтинги? Действительно ли люди боятся того, что однажды произойдет восстание машин, или же их пугает нечто другое?

Почему один лишь взгляд на андроида может внушить человеку чувство беспокойства и непонятной тревоги? Может ли он опасаться бездушных машин только потому, что они особенно похожи на него самого? Чем вызван данный страх и как с ним бороться?

Давайте разбираться!

Что такое эффект зловещей долины?

Википедия определяет эффект зловещей долины, как гипотетическую взаимосвязь между степенью сходства объекта с человеком и его эмоциональной реакцией на данный объект. Эта концепция предполагает, что роботы-андроиды, имеющие облик, близкий к человеческому,  вызывают у наблюдателей необъяснимое чувство страха и отвращения.

Впервые данную гипотезу предложил японский ученый-робототехник и инженер Масахиро Мори.  В 1970 году, исследуя эмоциональную реакцию человека на внешний вид роботов, он установил следующую закономерность: по мере приобретения машиной человеческих черт увеличивается и симпатия к ней, однако максимальное ее сходство с человеком вызывает тревогу, отвращение и страх.

Мори писал: «Я заметил, что по мере продвижения к цели сделать роботов похожими на людей, наша привязанность к ним возрастает, пока мы не дойдем до долины, которую я называю зловещей».

Позже ученый объяснил, как ему пришла в голову данная идея: «С детства я никогда не любил смотреть на восковые фигуры. Мне они казались несколько жуткими. В то время разрабатывались электронные протезы рук, и они вызвали у меня такое же ощущение. Этот опыт заставил меня задуматься о роботах в целом» [IEEE Spectrum, 2012].

Японец придумал термин «зловещая долина», чтобы описать свое наблюдение, что по мере того, как роботы становятся похожими на людей, они выглядят более привлекательными, но только до определенного момента [IEEE Spectrum, 2019]. Ученый даже создал график, на котором изобразил взаимосвязь между подобием робота человеку (горизонтальная ось) и симпатией человека к этому роботу (вертикальная ось):

Человеческая реакция на слишком реалистичных роботов достаточно резкая, поскольку они кажутся отталкивающими или жуткими. Это участок оси и называется «зловещей долиной» [IEEE Spectrum, 2019]. В Интернете можно встретить большое количество и других изображений эффекта зловещей долины.

Некоторые соответствующие технологические инновации, такие как протезы конечностей и прототипы антропоморфных роботов, уже существовали в то время, когда была опубликована сама гипотеза. Однако она приобрела особую популярность в течение последних двух десятилетий, во время которых технологии компьютерной анимации быстро развивались [Front Psychol, 2015].

Кривая зловещей долины Мори демонстрирует нелинейную взаимосвязь между роботами с разной степенью выраженности человеческих черт (от явно искусственных машин до практически идентичных) и чувством близости к ним наблюдателей (от отрицательного к положительному).

Ученый использовал промышленных роботов, как пример наименее человечных персонажей, хоть сколько-нибудь похожих на реальных людей. Хотя такие персонажи явно искусственны, они все же имеют некоторые характеристики, отдаленно напоминающие человеческие, такие как приспособления для захвата объектов [Front Psychol, 2015].

Позже Мори описывал проявление данного эффекта на примере – первых протезах руки: «Можно сказать, что протез руки достиг некоторой степени сходства с человеческим телом, возможно, наравне со вставными зубами. Однако, когда мы понимаем, что рука, которая на первый взгляд выглядела реальной, на самом деле оказалась искусственной, мы испытываем жуткое ощущение. Например, во время рукопожатия мы можем быть поражены безвольной, бескостной хваткой, а также странной текстурой и холодом. Когда это происходит, мы теряем чувство схожести, и рука становится жуткой» [IEEE Spectrum, 2019].

Примеры эффекта зловещей долины

Примеры проявления эффекта зловещей долины можно найти в робототехнике, трехмерной компьютерной анимации и реалистичных куклах. Самыми яркими из них являются персонажи компьютерных игр, внешний вид и поведение которых не соответствуют друг другу, манекены из универмагов с реалистичными лицами, но пустыми глазами, а также анимированные персонажи.

Ярким примером является AVA, один из «цифровых людей», созданный новозеландским технологическим стартапом Soul Machines в качестве экранного аватара для Autodesk. Наблюдение за реалистичным цифровым существом, таким как AVA, может быть одновременно увлекательным и сбивающим с толку. АVА умеет выражать сочувствие своим поведением и движениями: слегка приподнимать брови, понимающе наклонять голову и кивать [IEEE Spectrum, 2019]:

Тщательно прорисовывая каждую ресницу и линию на своих аватарах, Soul Machines стремилась создать цифрового человека, практически неотличимого от настоящего. Но, по мнению многих, вместо того, чтобы выглядеть естественно, AVA на самом деле выглядит жутко.

Как и AVA, многие другие ультрареалистичные аватары, андроиды и анимированные персонажи оказываются застрявшими в тревожном промежуточном мире: они такие реалистичные, но все же не до конца «правильные» [IEEE Spectrum, 2019].

Другим популярным андроидом, отталкивающим своей схожестью с человеческими чертами является Теленоид – роботизированное коммуникационное устройство, разработанное японским робототехником Хироши Исигуро, занимающее первое место в «самых жутких» рейтингах руководства по роботам. Его лысая голова, безжизненное лицо и отсутствие конечностей делают вид отталкивающим  [IEEE Spectrum, 2012]:

Еще одно творение Исигуро, Geminoid HI, является точной его копией. Изобретатель даже взял волосы со своей головы, чтобы наложить их на робота-близнеца для придания ему максимальной достоверности. Исигуро утверждал, что создал Geminoid HI, чтобы лучше понимать, что значит быть человеком:

Инженеры и робототехники Лаборатории машинного восприятия Калифорнийского университета в Сан-Диего разработали младенца-робота, который получил имя Диего-Сан, чтобы помочь родителям лучше общаться со своими детьми. При росте 1,2 метра и весе в 30 кг «младенец» значительно крупнее среднего годовалого ребенка, что не может не пугать.

«Несмотря на то, что выражение лица этого младенца-робота несложное и интуитивно понятное, я все равно воспринимаю его улыбку, как фальшивую», – говорит Анджела Тинвелл, старший преподаватель Болтонского университета в Великобритании. «Это, наряду с отсутствием мелких деталей в глазах и на лбу, может сделать вид ребенка пустым и жутким, поэтому я бы предпочла избегать этих «мертвых глаз» и не общаться с Диего-саном»  [IEEE Spectrum, 2012].

Эффект зловещей долины проявляется не только с роботами, которые принимают человеческий облик. «Живые» версии мультфильма «Король Лев» и мюзикла «Кошки» 2019 года вывели зловещую долину на передний план поп-культуры. Некоторым фанатам показалась жуткой фотореалистичная компьютерная анимация говорящих львов и поющих кошек, имитирующих движения человека. А компания Pixar, выпустившая мультфильм «Оловянная игрушка», столкнулась с резкой волной негатива от вида изображенного в нем младенца – зрители говорили, что он отталкивал их своим неправдоподобным взглядом [Strelka Mag, 2019].

Причины возникновения эффекта

С психологической точки зрения, необходимо рассмотреть два фундаментальных вопроса: что такое эффект зловещей долины и что провоцирует его возникновение? Особенно интересно понять, имеет ли он под собой когнитивную или эмоциональную основу.

В 2019 году было проведено исследование коры головного мозга с помощью аппарата магнитно-резонансной терапии. Ученые отследили реакцию в нейронах, возникающую в префронтальной коре мозга в ответ на неодушевленные предметы, похожие и непохожие на человека. Наибольшая активность возникает при взгляде на роботов, обладающих человеческими чертами. Исследование выявило, что мозг человека определяет отклонение от нормы, в связи с чем активизирует защитный механизм. [JNeurosci, 2019].

Истоки возникновения эффекта зловещей долины можно найти еще в работах известного психоаналитика Зигмунда Фрейда, который полагал, что, вопреки общепринятому мнению, человеку становится жутко и страшно не от столкновения с чем-то неизведанным, а, наоборот, при взгляде на то, что ему очень хорошо знакомо [Strelka Mag, 2019].

Автор концепции Масахиро Мори пытался объяснить данный эффект, связывая его с бессознательным восприятием. На его взгляд, робот, обладающий человеческими чертами и характеристиками, перестает восприниматься, как бездушная машина, и начинает напоминать больного или «странного» человека. Многие люди, смотрящие на роботов, признавались, что воспринимали их, как «живых мертвецов», что вызывало у них жуткий страх и даже панические атаки [Strelka Mag, 2019].

К тому же лица андроидов могут пугать своей неправдоподобностью, например неестественной симметричностью, которой не существует в природе.

Автоматическая оценка сверхъестественных стимулов вызывает отвращение за счет активации развитого когнитивного механизма, позволяющего избегать выбора партнеров с низкой фертильностью, плохим гормональным фоном или неэффективной иммунной системой на основе видимых черт лица и тела, которые позволяют прогнозировать эти черты.

Наблюдение за «сверхъестественным человеком» вызывает врожденный страх смерти – искусственно созданные андроиды играют на подсознательных страхах редукции, замены и уничтожения. Механизм с человеческим фасадом и механическим интерьером играет на подсознательном страхе человека, что все люди бездушные машины, а разобранные роботы напоминают человеку покалеченные тела, что еще раз напоминает о смертности человека.

Профессор нейробиологии Курт Грей и профессор психологии Дэниел Вегнер утверждают, что роботы, наделенные «интеллектом», пугают людей сильнее, чем их менее «одаренные коллеги». Андроиды, которые могут обучаться и выполнять сложные задачи, вызывают чувство страха и тревоги из-за непредсказуемости их действий. Тем временем, роботы, строго выполняющие команды, не вызывают дискомфорта.

Чем более человечным выглядит объект, тем сильнее проявляется отвращение к его дефектам, поскольку они указывают на болезнь, а вероятность заражения болезнью возрастает с увеличением генетического сходства. Визуальные аномалии андроидов, роботов и других анимированных человеческих персонажей вызывают реакцию тревоги и отвращения, подобную реакции при виде трупов или зараженных людей.

Поскольку большинство андроидов являются копиями реальных людей, они также могут вызывать страх быть замененным на работе, в отношениях и других сферах, а резкие движения андроида могут вызывать беспокойство у наблюдателя, потому что появляется опасность потери контроля над телом.

Теория восприятия угрозы, разработанная ученым Минсу Каном, говорит о том, что объекты, которые воспринимаются уже не как робот, но еще не как человек, вводят человека в состояние когнитивного диссонанса. Связано это с тем, что наблюдающий не может разгадать истинных намерений робота. Чувство непредсказуемости порождает, в свою очередь, чувство страха [International Scientific Conference Proceedings, 2018].

Чем более застывшее лицо у объекта или чем медленнее он произносит речь, тем хуже к нему относятся люди. Любая неестественность в его действиях (например, резкость движений, странный тембр голоса, медленный темп речи, монотонность и безэмоциональность, рассинхронизация между движениями губ и словами) только ухудшает ситуацию.

«Теория восприятия угрозы» раскрывает страх человека перед андроидами с позиции непонимания относительно дальнейших действий устройств. Данные машины занимают позицию, среднюю между роботами и самим человеком. Отсюда и возникает вполне реальный страх неизвестности – никто не в состоянии предугадать, чего конкретно можно ожидать от андроида [Strelka Mag, 2019].

Старший преподаватель университета Болтон Анжела Тинвелл провела исследование, в котором обосновала, что дискомфорт, возникающий при общении с роботом, является ответной реакцией человека на поведение, отклоняющееся от нормы. Чем больше в поведении робота присутствует таких отклонений, тем более пугающий эффект оно производит на наблюдателя [UBIR, 2021].

Исследователь выдвинула «Теорию психопатов», в которой рассуждает о том, что люди полагают, что сами роботы не способны к эмпатии и любого рода человеческим чувствам. В общепринятом понимании, человек, не способный к эмпатии, – это психопат. Следовательно, при взгляде на человекоподобного робота, лишенного подобных эмоций, большинство людей начинают видеть в нем существо с психопатическими наклонностями, что не может не вызвать чувства страха [Strelka Mag, 2019].

В 2007 году в японском Институте передовых телекоммуникационных исследований было проведено исследование с помощью компьютерной томографии. Оно показало, что при виде андроидов у человека возрастает активность в двигательных и зрительных центрах коры головного мозга. Связана данная активность с тем, что мозгу приходится тратить больше усилий на обработку полученной информации и оценку состояния и мотивов робота, чем при взгляде на реального человека [International Scientific Conference Proceedings, 2018].

Профессор факультета искусств и социальных наук открытого университета Стефани Лей, занимающаяся вопросами изучения эффекта зловещей долины с 2006 года, обнаружила, что для человеческого восприятия самыми жуткими кажутся андроиды со счастливым человеческим лицом и очень злыми глазами.  По мнению исследователя, это наталкивает смотрящего на робота человека на мысль, что машина подавляет в себе неприятные «эмоции» [Strelka Mag, 2019].

Исследования эффекта зловещей долины

Эффект зловещей долины с каждым годом набирает все большую популярность не только среди робототехников, но и со стороны психологов, социологов и даже философов.

Масахито Мори еще в 1970-х годах предсказал, что, хотя люди в целом будут благосклонно относиться к роботам, становящимся все более человекоподобными, они не смогут в полной мере их принять [Front Psychol, 2015].

Майя Матур, специалист по биостатистике из Стэнфордского университета в Калифорнии, и ее коллега Дэвид Райхлинг из Калифорнийского университета в Сан-Франциско отобрали 80 примеров лиц роботов от мультяшного металлического робота Кисметто из Массачусетского технологического института до максимально реалистичного BINA48. Они попросили 66 сотрудников онлайн-рынка Amazon оценить лица по шкале от 1 до 100 на степень реалистичности каждого из них [NewScientist, 2015].

Вторым был вопрос «Насколько вам было бы приятно общаться с этим лицом каждый день?»

Исследователи обнаружили, что воспринимаемое дружелюбие роботов близко соответствовало предсказанной кривой зловещей долины. По мере того, как лица постепенно менялись от полностью механических к более реалистичным, их оценка симпатии повышалась, затем падала, после чего снова поднималась.

Во втором раунде экспериментов Матур и Райхлинг попросили другую группу из 92 рабочих сыграть в игру на доверие с лицами роботов. Рабочим выдали по 100 долларов и попросили решить, сколько из них они готовы отдать андроиду. Затем робот «вкладывал» свои деньги, утраивал их и решал, нужно ли возвращать их своему другу-человеку, и, если да, то в какой сумме [NewScientist, 2015].

Сумма денег, которую рабочие решили отдать роботу, следовала модели зловещей долины, хотя их решения также казались искаженными из-за других характеристик, таких как предполагаемый пол робота.

«Есть большая разница между тем, как спрашивать людей, насколько они любят роботов и сколько своих денег они готовы отдать им», – говорит Матур. «Я думаю, что в конечном итоге эти данные говорят о том, что зловещая долина является реальной и ощутимой проблемой» [NewScientist, 2015].

Кто подвержен эффекту зловещей долины?

По предположениям психологов, наиболее чувствительными к эффекту зловещей долины являются люди, обладающие повышенной тревожностью.

Большую роль играют и культурные особенности страны, в которой проживает человек. Так, например, японцам, привыкшим к наличию роботов практически во всех сферах жизни, андроиды не кажутся такими страшными, как, например, представителям западных культур.

Немалый вклад в формирование и развитие эффекта зловещей долины внесли фантастические фильмы, рассказывающие о восстании машин и порабощении человечества роботами.

Удивительно, но уровень доверия людей к самоуправляемым автомобилям в несколько раз выше, чем к роботам-хирургам, обеспечивающим высокую эффективность проведения операций. Эффект «зловещей долины» формируют скорее массовая культура, искусство, фантастические фильмы, вызывая то, что иногда называют «памятью о будущем».

Заведующий лабораторией социально-экономической психологии института РАН Тимофей Нестик считает, что для понимания такого отношения к андроидам со стороны людей стоит учитывать контекст, в котором говорится о первых. Так, например, если мы видим робота, выполняющего «привычные» для него задачи вроде строительства или производства, скорее всего, он не вызовет у нас никаких негативных чувств. Совсем другое дело, когда роботы активно выполняют функции продавцов, официантов, медсестер и даже воспитателей [Strelka Mag, 2019].

Мозг часто может играть злую шутку, пытаясь заставить человека поверить в то, что выгодно именно ему. Зачастую угадать истинные мотивы, которыми руководствуется наш главный орган, очень непросто. Кстати, наша онлайн-программа «Когнитивистика» была создана с целью научить всех желающих распутывать самые сложные загадки человеческого разума. В программе представлены более 20 техник, изучив которые, вы сможете принимать быстрые и правильные решения даже в самых сложных ситуациях.

Удивительно, но эффект зловещей долины можно наблюдать не только среди людей. Так, например, немецкие ученые выяснили, что макаки-резус также подвержены подобному эффекту.  Обезьянам показывали изображения их сородичей. Наибольший страх у них вызывали изображения безволосых и больных обезьян – приматы просто отказывались смотреть на данные фотографии [ScienceFocus, 2020].

Эффект зловещей долины – правда или вымысел?

Несмотря на большую популярность эффекта зловещей долины, его научная ценность широко обсуждается. Сам Мори признался, что он исследовал эту концепцию не со стороны строгой научной точки зрения, а скорее, как руководство для разработчиков роботов.

Доцент кафедры взаимодействия человека и компьютера в Университете Индианы Карл МакДорман, долгое время изучавший зловещую долину, интерпретирует классический график не как выражение теории Мори, а как эвристику для изучения концепции и организации наблюдений [IEEE Spectrum, 2019].

«Я считаю, что его теория вместо этого выражается его примерами, которые показывают, что несоответствие человеческого сходства внешнего вида и прикосновения или внешнего вида и движения может вызвать жуткое чувство», – говорит МакДорман. «В моих собственных экспериментах я постоянно воспроизводил этот эффект в рамках чувственных модальностей и между ними. Например, несоответствие человеческому реализму черт лица усиливает жуть: робот с человеческим голосом или человек с роботизированным голосом – это жутко» [IEEE Spectrum, 2019].

«Эффект можно уменьшить, если не создавать роботов или персонажей с компьютерной анимацией, которые сочетают в себе черты по разные стороны границы, например, человеческое и нечеловеческое, живое и неживое или реальное и искусственное», – говорит МакДорман.

Чтобы сделать робота или аватар более реалистичным и переместить его за пределы долины, необходимо, чтобы выражения его лица соответствовало его эмоциональному тону речи, а движения тела были отзывчивыми и отражали гипотетическое эмоциональное состояние.

Особое внимание следует также уделять элементам лица, таким как лоб, глаза и рот, которые отражают сложность эмоций и мыслей. «Рот должен быть правильно смоделирован и анимирован, чтобы персонаж не выглядел агрессивным или не изображал «фальшивую улыбку», когда он должен быть искренне счастлив», – говорит он [IEEE Spectrum, 2019].

Кристоф Бартнек, доцент Университета Кентербери в Новой Зеландии, подчеркивает важность соответствия внешнего вида робота его способностям. «Нас учат замечать даже малейшие отклонения от «нормальных» человеческих движений или поведения», – говорит он. «Следовательно, нам часто не удается создать реалистичных, похожих на людей персонажей» [IEEE Spectrum, 2019].

Заключение

С развитием технологий и высокореалистичных персонажей компьютерных игр или фильмов, эффект зловещей долины становится все более популярным. Психологи, социологи и нейробиологи всего мира интересуются данным вопросом.

Возрастающий интерес к нему со стороны ученых и исследователей обоснован большим количеством факторов и потенциальных причин, которые могут его вызвать. Чем больше загадок преподносит нам наш мозг, тем больше хочется узнать все нюансы его работы.

Зачастую страх вызван банальным незнанием устройства мира. Чтобы всегда оставаться в ресурсном состоянии и не давать мозгу возможности пугать нас страшилками, необходимо постоянно обучаться и развиваться. К счастью, для этого есть огромное количество инструментов, в том числе и наша программа «Когнитивистика».

Желаем вам успехов в таком нелегком, но очень интересном деле как саморазвитие! И в заключение небольшой вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:,