Блог о саморазвитии

Эффект слепого пятна: как увидеть «невидимое»?..

Эффект слепого пятна: как увидеть «невидимое»?..

Слышали когда-нибудь поговорку про соринку в чужом глазу, которую вы видите хорошо, и бревнышко в своем глазу, которое вы не видите совсем? Уверены, что слышали практически все, однако не все знают, что это не просто кем-то выдуманный художественный образ и ассоциативный ряд, а вполне реальное физическое явление.

Называется это явление «эффект слепого пятна», и используется как для описания физиологии человека, так и для указания на определенный тип когнитивного искажения. Наши читатели, которые прошли программы «Сам себе психолог» и «Когнитивистика», уже догадываются, о чем пойдет речь. Так что рекомендуем и вам их пройти, а пока продолжим.

Что такое «эффект слепого пятна»: немного истории

Эффект слепого пятна известен с 17 века, а точнее, с далекого 1666 года. Его отрыл французский физик Эдм Марриотт (1620-1684), имя которого нам более известно из названия закона Бойля-Марриотта, изучаемого в рамках школьного курса физики. Помимо физики, Марриотт был неплохо «подкован» в математике и еще интересовался естественными науками, в частности, биологией.

Так, его заинтересовало специфичное расположение зрительного нерва и то, что он «входит» в глаз не напротив зрачка, а как бы наискосок, ближе к носу:

Направив на эту область изображение предмета, Марриотт обнаружил, что предмет не виден. Так был открыт эффект слепого пятна:

 

Как утверждают историки науки и биографы Эдма Марриотта, тот высказал предположение, что сетчатка не является органом зрения [Ф. Розенбергер, 2013]. Предположение, как известно, не подтвердилось, а вот открытие, сделанное Марриоттом в 1666 году, осталось в распоряжении науки и стало основой для многих дальнейших исследований в биологии, офтальмологии, оптике и различных смежных областях знания.

Так, ученых всегда интересовала обработка зрительной информации в слепой зоне [N. Kawabata, 1982]. Ученые пытались выяснить корреляцию размера слепого пятна с площадью диска зрительного нерва [J. Jonas et al., 1991]. Особое внимание уделялось перцептивному заполнению слепого пятна [L. Spillmann et al., 2006].

Медиков интересуют различные патологии, связанные с этой областью. В частности, острый идиопатический синдром увеличения слепого пятна [N. Volpe et al., 2001]. А еще возможности уменьшения размера физиологического слепого пятна человека с помощью тренировок [P. Miller et al., 2015].

В сферу психологии термин «слепое пятно» перекочевал с легкой руки социального психолога Эмили Пронин. Будучи сотрудником Принстонского университета, в рамках своей научной деятельности Эмили со своими коллегами представила работу The bias blind spot: Perceptions of bias in self versus others («Слепое пятно предубеждения: восприятие предвзятости в отношении к себе по сравнению с другими») [E. Pronin, D. Lin, L. Ross, 2002].

В этой работе на основании нескольких опросов, проведенных в разных местах, начиная от университета и заканчивая аэропортом, наглядно показано, что практически все люди считают себя более объективными и менее склонными к предвзятости, нежели окружающих людей – сокурсников, попутчиков и т.д. И подобно тому, как люди не видят предметы, попавшие в слепое пятно перед глазами, точно так они не видят собственных недостатков, ошибок мышления и предвзятости к окружающим.

Ассоциация оказалась весьма наглядной, и с тех пор эффект слепого пятна в психологии упоминается ничуть не реже, чем эффект слепого пятна в физиологии и офтальмологии, хотя собственно явления, попадающие под определение слепого пятна, исследуются психологами достаточно давно.

В дальнейшем Эмили Пронин продолжила исследования в данном направлении, и эти исследования полностью подтвердили ее первоначальные выводы. Новые эксперименты и расширенные выводы она представила в своих последующих работах. Например, в статье Valuing thoughts, ignoring behavior: The introspection illusion as a source of the bias blind spot («Ценить мысли, игнорировать поведение: Иллюзия интроспекции как источник слепого пятна предвзятости») [E. Pronin et al., 2006].

Некоторые эксперименты по исследованию эффекта слепого пятна, организованные разными учеными в разное время, интересны исключительно науке и медицине, а некоторые обрели настолько широкую известность, что сегодня на них ссылаются чуть ли не в каждом материале, посвященном эффекту слепого пятна в психологии, медицине, бизнесе, спорте.

В частности, вошел в историю эксперимент с просмотром баскетбольного матча, когда испытуемым поставили задачу подсчитать точное число передач мяча, сделанных во время игры. В большинстве случаев испытуемые хорошо справились с поставленной задачей, однако не заметили, что во время матча вдоль игровой площадки прохаживалась девушка с зонтиком [Business Shark Club, 2022].

Показательно, что данная закономерность сохранилась и спустя три десятка лет, когда уже новое поколение ученых решило воспроизвести эксперимент, а вдоль площадки «запустили» девушку-аниматора в костюме гориллы. Сосредоточенные подсчетом передач мяча зрители так и не увидели девушку. После того, как экспериментаторы обратили их внимание на это, испытуемые начали замечать девушку, однако не увидели, что в кадре поменялся цвет занавеса с красного на желтый.

Данная закономерность станет понятной и осязаемой, если попытаться экспериментальным путем найти слепое пятно у самих себя. Сегодня доступны простые понятные тесты, позволяющие всем желающим обнаружить у себя слепое пятно, не вставая из-за компьютера. Для этого достаточно картинки с изображением крестика и кружочка с крестиком:

 

Как обнаружить слепое пятно:

  • Закрыть правый глаз ладошкой.
  • Посмотреть левым глазом на правый крестик в кружочке.
  • Убедиться, что боковым зрением вы продолжаете воспринимать левый крестик без кружочка.
  • Начать медленно приближать лицо к монитору, не отрывая взгляд от правого крестика в кружочке.
  • Зафиксировать момент, когда вы заметите, что левый крестик исчез из поля зрения.

Если левый крестик не исчез из поля зрения, следует попробовать не приближать, а, наоборот, отдалять лицо от экрана компьютера, продолжая держать фокус левого глаза на правом крестике в кружочке. Так или иначе, правый крестик, который вы «удерживаете» взглядом, будет видимым. А левый крестик без кружочка в какой-то момент станет невидимым, хотя он, разумеется, никуда не исчез.

Так проявляется феномен слепого пятна, который делает для нас «невидимой» часть окружающего мира, если мы будем смотреть только одним глазом. На самом деле, для этого теста есть множество вариантов картинок. Например, просто крестик и пятнышко:

 

При желании эффект слепого пятна можно увидеть при использовании любых двух изображений, расположенных недалеко друг от друга, если мы будем их «тестировать» вышеописанным способом. Итак, что же такое слепое пятно с точки зрения физиологии?

Слепое пятно – это область на сетчатке глаза, невосприимчивая к свету по той причине, что в ней нет фоторецепторов, преобразующих световое раздражение в нервные импульсы, передаваемые в мозг. А в отсутствие фоторецепторов нельзя увидеть объект, свет от которого попадает в слепую зону, даже если этот объект совсем рядом. Вот это явление и называется эффектом слепого пятна.

Это что касается темы физиологии, медицины и офтальмологии. Как вы помните, мы еще обещали рассказать вам про эффект слепого пятна как определенный тип когнитивного искажения. И об этом стоит поговорить подробнее!

Эффект слепого пятна: когнитивное искажение

Для начала уточним, что такое когнитивное искажение. Когнитивное искажение – это допускаемые человеком систематические ошибки мышления, типовые отклонения, возникающие в определенных обстоятельствах. Неисчерпаемым источником когнитивных искажений являются сами принципы функционирования познания. Практически все мы «по умолчанию» согласны, что люди часто могут себя вести иррационально, и поэтому будут регулярно ошибаться.

При этом почти каждый полагает, что он сам не подвержен иррациональным поступкам, ошибкам, предубеждениям, искажениям восприятия. И вот такая убежденность в собственной рациональности, «непогрешимости» и неподверженности искажениям восприятия как раз и есть эффект слепого пятна – когнитивное искажение, пример которого может показать практически каждый из нас. Именно это мешает нам замечать наши собственные ошибки, но при этом запросто находить ошибки у окружающих.

Тут самое время вспомнить еще одно исследование, получившее более 20 лет тому назад большой резонанс и широко цитируемое по сей день. В 2001 году студентам Стэнфордского университета раздали опросник с перечнем основных видов ошибок мышления и попросили оценить склонность к каждой из них, причем склонность как свою собственную, так и окружающих людей. В итоге студенты сочли себя более объективными и непредвзятыми, чем их сокурсники и чем среднестатистические американцы.

На самом деле, неспособность признать наличие у самого себя когнитивных искажений – это всего лишь разновидность когнитивного искажения, которая описывается уже ранее упомянутой нами поговоркой про соринку в чужом глазу и бревно в своем.

Еще более показательно исследование, организованное сотрудниками «Музея толерантности», открытого в Лос-Анджелесе в 1993 году. Для тех, кто не в курсе, скажем, что это мультимедийный музей, предназначенный для изучения расизма, Холокоста и прочих трагических последствий человеческих предрассудков:

 

Более подробно об экспозиции музея можно прочитать в посвященной его открытию статье A High-Tech Walk Down the Corridors of Bigotry: Museum – L.A.’s Wiesenthal Center adopts provocative strategy to document and teach lessons from Holocaust (Высокотехнологичная прогулка по коридорам фанатизма: Музей – Центр Визенталя в Лос-Анджелесе использует провокационную стратегию для документирования и преподавания уроков Холокоста) [A. Wallace, 1993].

А мы расскажем про эксперимент, организованный сотрудниками. Перед тем, как впустить в выставочные залы «Музея толерантности» очередную группу посетителей, им сначала показывают видео, где наглядно показывают, что абсолютно у всех людей есть некие предубеждения.

После посетителям предлагают проследовать для осмотра экспозиции через одну из дверей: на одной написано For the Prejudiced («Для предубежденных»), а на другой красуется надпись For the Unprejudiced («Для непредубежденных»). Вторая дверь символично заперта, потому что непредубежденных людей, с точки зрения сотрудников музея, не существует. Есть только те, кто пока не готов себе в этом признаться. Тем не менее, регулярно находятся люди, которые принципиально желают зайти именно через вход «Для непредубежденных».

Почему так происходит? Это все благодаря эффекту слепого пятна – когнитивному искажению, которое защищает нашу самооценку и заставляет нас думать, будто мы умнее, рациональнее, лучше и нравственнее других людей.

Зачем в музее из раза в раз ставят этот эксперимент? Заявленная цель деятельности музея – противостоять всем формам предрассудков и дискриминации в нашем современном мире. Чем сегодня живет «Музей толерантности» мы можете узнать на официальном сайте музея.

Интересно то, насколько вездесущ эффект слепого пятна – примеры из жизни можно найти не только у взрослых, но и у детей. И это не просто эмпирическое наблюдение. К такому выводу пришли авторы исследования Developing the Bias Blind Spot: Increasing Skepticism towards Others («Развитие слепого пятна предвзятости: увеличение скептицизма по отношению к другим») [F. Elashi, C. Mills, 2015].

Авторы с согласия родителей привлекли к участию в опросе детей в возрасте от 7 до 10 лет, которые уже понимали смысл словосочетания «предвзятое отношение» и могли распознать признаки такого поведения. Оказалось, все привлеченные к участию в исследовании дети полагают, что окружающие склонны к предвзятому отношению к чему-либо или кому-либо намного сильнее, чем они сами.

Почему так получается? Каковы причины возникновения такого когнитивного искажения, как эффект слепого пятна?

Причины возникновения эффекта слепого пятна как когнитивного искажения

Итак, откуда же берется такая форма ошибки мышления? Не так давно ученым удалось выявить структуру нейронной сети для когнитивной предвзятости, которая объясняет, почему наш мозг систематически склонен по умолчанию принимать иррациональные решения [J. Korteling et al., 2018].

Для начала ученые напоминают четыре основных принципа нейронной сети:

  • Ассоциация – мозг ассоциативно «ищет» отношения, когерентность, связи и закономерности в доступной ему информации.
  • Совместимость – ассоциации в значительной степени определяются их совместимостью с мгновенным состоянием и свойствами нейронной сети, поэтому люди предпочитают информацию в зависимости от ее согласованности с тем, что они уже знают, понимают, ожидают и ценят.
  • Удержание – когда нерелевантная или контрпродуктивная информация ассоциативно интегрируется, она фиксируется в нейронных схемах мозга так, что ее нельзя просто отменить, стереть, отвергнуть или проигнорировать и, таким образом, она влияет на последующее суждение или решение.
  • Фокус – мозг ассоциативно сосредотачивается на доминирующей информации, которая легко «всплывает» при формировании суждений, идей и решений, и «не видит» того факта, что может существовать другая и, возможно, более релевантная информация.

Эти принципы присущи всем нейронным сетям, которые изначально оптимизированы для выполнения конкретных биологических, перцептивных и двигательных функций. Они составляют основу нашей способности связывать и комбинировать информацию, расставлять приоритеты в отношении информации, совместимой с нашим нынешним состоянием, знаниями, мнениями, ожиданиями, сохранять эту информацию и на ее основе принимать решения.

Когнитивное искажение может возникнуть в недрах любого из принципов функционирования нейронной сети. Например, при возникновении совпадающих ассоциаций на основе случайного сходства с нерелевантными данными. Поскольку все принципы работы нейронных сетей функционируют одновременно, такая некорректная ассоциация влияет на дальнейшее совмещение, удержание и фокус информации.

В итоге складывается та самая ситуация, когда мозг «не видит» других решений. Фактически это как раз то самое слепое пятно по аналогии с эффектом, что мы рассмотрели ранее применительно к органам зрения.

Различные психические и психологические отклонения, сопряженные с изменениями в работе нейронных сетей, могут усугублять проявления эффекта слепого пятна и прочих когнитивных искажений. В частности, люди с тревожными расстройствами склонны избирательно обрабатывать информацию, относящуюся к угрозе в своем окружении [C. Beard, 2011].

Например, общаясь в группе людей, социально тревожный человек скорее обратит внимание на тех, чье лицо выражает негативные эмоции, и обязательно примет это на свой счет, хотя негатив может быть направлен на содержание обсуждаемой информации, а вовсе не на присутствующих.

Ввиду того, что «входящей информации» обычно больше, чем когнитивных ресурсов для ее обработки, эта предвзятость внимания и интерпретации создает порочный круг, в котором неоднозначный мир у тревожного человека воспринимается как угроза.

Усилению эффекта слепого пятна могут способствовать не только психические и психологические проблемы, но и некоторые сферы деятельности, предполагающие и формирующие определенный консерватизм поведения и оценок.

Так, учителя средних школ традиционно более консервативны, чем рок-музыканты, военные более консервативны, чем художники-авангардисты, а среднестатистический бухгалтер вряд ли посоревнуется в раскованности мышления и поведения с танцовщицей Go-Go. Исключения, разумеется, могут быть. Однако это действительно исключения, а не правило.

В ряду консерваторов, отличающихся многочисленными шаблонами мышления и не всегда подтвержденными практикой предубеждениями, давно заняли свое место HR-менеджеры. Об их нежелании брать на работу людей старше 35 лет, людей с недостаточным опытом, людей с устаревшим опытом, людей совсем без опыта, молодых женщин с маленькими детьми и лиц предпенсионного возраста известно всем.

Не то, чтобы эта предвзятость совсем необоснованная. Однако и случаи, когда фирма из-за такого эйчара упускала толкового специалиста 38 лет, которого с удовольствием перехватывали конкуренты, где собеседование проводит лично директор, не страдающий подобными «заездами», уже давно не единичны. Равно как и недоумение руководства фирмы по поводу того, чем 28-летняя бездельница без детей, озабоченная исключительно маникюром и шоппингом, лучше 38-летней женщины, успевающей работать и воспитывать мужа и двух детей.

Этому посвящено весьма объемное исследование The bias blind spot among HR employees in hiring decisions («Слепое пятно предвзятости среди сотрудников отдела кадров при принятии решений о найме») [O. Thomas, O. Reimann, 2022]. Исследователи выделяют следующие основные предубеждения эйчаров на собеседовании при принятии решения о приеме на работу:

  • Предвзятость подтверждения как склонность к поиску информации, подтверждающей первоначальное впечатление.
  • Эффект ореола, когда HR-менеджеры проецируют одну положительную характеристику человека (например, аккуратный внешний вид) на другие качества этого человека.
  • Внутригрупповая предвзятость как склонность людей быть лояльными по отношению к другим в своей группе и не одобрять тех, кто не принадлежит к их группе.
  • Склонность к статус-кво, когда HR-менеджеры ищут специалистов, способных сохранить существующий порядок дел, а не предложить лучшее решение.
  • Эффект порядка, когда последовательность, в которой проходят собеседования, напрямую влияет на то, как кандидат воспринимается и оценивается.
  • Правило «пика и конца», кода HR-менеджеры помнят только какой-то яркий момент собеседования или же его окончание, и при этом не помнят детали собеседования.
  • Слепое пятно предвзятости как склонность предполагать предвзятое мышление других, считая себя свободными от предубеждений.
  • Предвзятость стереотипов: гендерных, культурных, расовых.

Последний пункт наглядно иллюстрирует полевое исследование, в рамках которого ученые сознательно манипулировали восприятием расы, присваивая резюме либо типично афроамериканское имя, либо имя, традиционное для представителей «белой расы». Результаты показали, что резюме, написанные от имени «белых» соискателей получили на 50% больше звонков для интервью [M. Bertrand, S. Mullainathan, 2004].

Можно ли победить эффект слепого пятна и прочие когнитивные искажения у самого себя? Давайте посмотрим.

Как побороть эффект слепого пятна в психологии?

Для начала давайте уточним, зачем нам в принципе бороться со своими предубеждениями и пытаться уменьшить собственное слепое пятно предвзятости. Дело не только в том, что предубеждения ведут к дискриминации людей по какому-либо признаку, что является противозаконными и запрещено Конституцией большинства цивилизованных стран.

Дело еще и в том, что наши предрассудки и прочие ошибки мышления не дают строить нормальные отношения с окружающими и видеть оптимальное решение просто потому, что оно не совсем похоже на то, к чему мы привыкли. Как перестать страдать из-за эффекта слепого пятна в психологии?

Психологи полагают, что само по себе знание и понимание механизмов когнитивных искажений уже уменьшает риск их возникновения. Так, в уже упомянутом нами эксперименте, организованном в «Музее толерантности», большинство прослушавших лекцию согласились с тем, что они могут иметь некие предрассудки и самостоятельно выбрали вход «Для предубежденных».

Кроме того, побороть предубежденность помогает разнообразный жизненный опыт: работа в международных компаниях, путешествие в разные страны, позволяющие познакомиться с представителями народов и культурой разных стран. В мультикультурных коллективах предвзятостей на расовой и национально-культурной почве традиционно меньше.

И даже если у вас пока нет возможностей путешествовать или работать в международной корпорации, вы все равно можете расширить кругозор и сузить свое слепое пятно предвзятости, развивая новые полезные привычки, как это рекомендуется, например, в статье Practice New Habits To Eliminate Blind Spot Bias («Практикуйте новые привычки, чтобы устранить предвзятость слепых зон») [A. Rabikrisson, 2021].

Итак, что же можно попытаться сделать, чтобы снизить негативное влияние эффекта слепого пятна на свою жизнь:

  • Уменьшить «туннельное зрение» – понять, что ваша реальность не является реальностью для всех, а ваше видение окружающего мира может не совпадать с тем, как его воспринимают люди из других социальных групп, городов, стран.
  • Оспорить неявное предположение – это упражнение часто предлагают слушателям программ MBA, требуя от них оспорить некое имплицитное предположение в материале, который они читают, и проверить, верно ли это предположение на самом деле или нет.
  • Развивать любознательность – это помогает увидеть много нового и интересного, просто задавая себе и другим вопросы, почему что-либо обстоит именно так, а не иначе.
  • Распознавать и разрушать стереотипы – если вы до сих пор считаете, что все блондинки глупые, а все молодые люди с татуировками употребляют наркотики, вы очень сильно ограничиваете свой круг полезных социальных связей, потому что мода на окрашивание волос и тату в разумных пределах давно охватила практически все социальные слои.
  • Создавать маркеры ответственности – для этого стоит записывать все свои предрассудки по мере их обнаружения и те действия, которые следует предпринять для избавления от своих предубеждений, не подтвержденных практикой или же подтвержденных слишком ограниченной выборкой ситуаций.

И, наконец, можно просто попробовать быть внимательнее и добрее к людям. Будучи более внимательными, вы скорее обнаружите реальное положение дел и адекватно оцените соотношение положительного и отрицательного в человеке, нежели находясь в плену своих предрассудков. А доброе отношение позволит вам установить доверительный контакт и найти массу возможностей для решения своих задач, в том числе с помощью окружающих вас людей.

Мы желаем вам быть объективнее по отношению к себе и добрее по отношению к окружающим вас людям. Мы приглашаем вас на наши программы «Сам себе психолог» и «Когнитивистика» и предлагаем ответить на один вопрос по теме статьи: