Блог о саморазвитии

Что такое онлайн-прокторинг и для чего он нужен?

Что такое онлайн-прокторинг и для чего он нужен?

Часто ли вы списывали, когда учились в школе? Приходилось ли вам писать заранее шпаргалки или вы одалживали шпаргалки у тех, кто уже «отстрелялся» на экзамене? Или вы были тем самым отличником в классе и группе, у которого списывали все остальные?

Как бы там ни было, «доцифровому» поколению повезло в плане возможностей списать гораздо больше, чем сегодняшним студентам и школьникам. Тогда еще не действовала система онлайн-прокторинга, потому что в 80-90-е годы еще не было понятия «онлайн», а в конце 20 – начале 21 столетия не было онлайн-экзаменов.

Мы анонсируем наши программы «Профайлинг» и «Лучшие техники самообразования», которые помогут вам не только успешно пройти любые испытания, связанные с экзаменами, но еще и грамотно взаимодействовать с теми, кто эти экзамены сдает, если вдруг ваша деятельность это предполагает. А наша сегодняшняя тема – онлайн-прокторинг.

Что такое онлайн-прокторинг и для чего он нужен?

Прежде, чем рассматривать онлайн-прокторинг, давайте разберемся, что означает слово «прокторинг». Это слово имеет иностранное происхождение и образовано от английского термина «proctor», которым обозначают человека, взявшего на себя ответственность за чужие действия.

Соответственно, proctoring – это процесс наблюдения за действиями других с целью удостовериться, что они не делают ничего нарушающего установленные нормы, за выполнение которых несет ответственность proctor.

В различные периоды истории в разных странах должность проктора была в судах, казначействе, церквях и университетах. Кембридж в свое время стал одним из первых учебных заведений, где была введена должность проктора, надзиравшего за финансами университета и их целевым использованием, соблюдением студентами дисциплины и сдачей экзаменов.

На протяжении истории функции прокторов менялись. История сохранила свидетельства, когда назначали специального проктора для надзора за использованием автомобилей студентами с тем, чтобы они не нарушали правила движения и не парковались в неположенном месте на территории церкви святой Марии в Кембридже и в пределах 10 миль от церкви.

Сегодня специальные должности прокторов не практикуются, а надзирающие функции в рамках какого-либо мероприятия могут поручить любому должностному лицу специальным приказом руководителя. Так, поручить прокторинг и наблюдение за ходом экзамена могут любому преподавателю, не обязательно по тому предмету, по которому проводится экзамен.

От человека, выполняющего функции проктора, требуется идентифицировать личность того, кто пришел сдавать экзамен, и удостовериться, что он не выдает себя за кого-то другого. Эта процедура актуальна во всех случаях, когда экзаменаторы не знают лично людей, которые пришли сдавать экзамены.

Непосредственно в ходе экзамена прокторинг заключается в том, чтобы не допустить использования учебников, шпаргалок, подсказок и банального списывания. Что такое прокторинг на онлайн-экзамене? Это самый обычный прокторинг, только онлайн.

Итак, онлайн-прокторинг – это, простыми словами, метод контроля за процессом проведения онлайн-экзамена или тестирования с использованием программного обеспечения, которое автоматически или с помощью операторов проверяет соответствие поведения студента заданным правилам и препятствует списыванию и другим видам мошенничества.

Зачем нужен онлайн-прокторинг и почему бы не разрешить списывать во время онлайн-экзамена? Списывать на онлайн-экзамене нельзя по тем же причинам, что и на обычном экзамене.

Считается, что онлайн-прокторинг нужен для обеспечения безопасности и защиты интеллектуальной собственности во время проведения онлайн-экзаменов и тестов. Этот метод позволяет убедиться, что испытуемые сдают экзамены честно и не используют запрещенные средства, такие как мобильные телефоны и прочие электронные устройства для поиска ответов в Сети.

Причем тут безопасность? Система онлайн-прокторинга позволяет контролировать все происходящее на экзамене и увидеть попытки взять на экзамен не только телефоны и учебники, но и оружие, взрывчатку, легковоспламеняющиеся вещества. Это все потенциально можно использовать для провокаций и, к примеру, сорвать экзамен, если окажется, что «миссия невыполнима» и экзаменуемый не готов отвечать на вопросы в попавшемся ему билете.

Уточним, что наблюдать дистанционно в режиме онлайн можно как за онлайн-экзаменом, так и за обычным, установив в аудитории камеры видеонаблюдения и соответствующее программное обеспечение на компьютеры. Тогда с прокторингом вполне справится один человек и не нужно будет задействовать группу преподавателей, которые вынуждены будут реагировать на каждый шорох, заглядывать под парты и задавать неудобные вопросы наподобие «Почему у вас руки под столом?»

Онлайн-прокторинг может включать в себя использование не только камеры, микрофона и программного обеспечения для мониторинга действий студентов во время сдачи теста. В рамках онлайн-прокторинга нередко ведется запись видео и/или аудио, мониторинг вводимого текста и движений курсора мыши на компьютере, за которым сдается экзамен.

Так выглядит онлайн-прокторинг в самых общих чертах. Теперь давайте разберемся подробнее, как работает система онлайн-прокторинга.

Как работает система онлайн-прокторинга?

На сегодняшний день существует множество различных систем онлайн-прокторинга, начиная от таких известных на российском рынке образовательных услуг, как ProctorEdu и Examus, и заканчивая программными разработками вузов для внутреннего использования.

Системы прокторинга довольно сложны, потому что предполагают работу с несколькими видеопотоками, организацию системы хранения видео- и аудиоинформации, использование технологий распознавания лиц и речи, разработку интерфейсов для управления процессом сдачи экзамена.

Как это все функционирует? Нам в помощь сайты производителей прокторинговых систем и статья «Списать не дам: что такое онлайн-прокторинг и как он работает» [В. Григорьев, С. Новикова, 2021]. И начнем с того, что все системы онлайн-прокторинга действуют по сходному алгоритму.

Порядок работы систем онлайн-прокторинга:

  • Подготовка компьютера испытуемого и предоставление системе доступа к микрофону и камере.
  • Проверка стабильности интернет-соединения.
  • Процедура идентификации экзаменуемого с предъявлением паспорта «на камеру» компьютера.
  • Процедура экзамена.
  • Подведение итогов экзамена с оценкой вероятности нарушений и выдачей результата.

Какие существуют варианты онлайн-прокторинга? Давайте рассмотрим на примере системы ProctorEdu.

Варианты онлайн-прокторинга:

  • Полная автоматизация – система проводит верификацию личности, наблюдает за испытуемым в ходе экзамена, используя 14 поведенческих трекеров, ведет запись экрана и камеры со звуком, выдает отчет о достоверности результатов.
  • Автоматизация процесса и проверка результатов человеком – система проводит верификацию личности, наблюдает за испытуемым в ходе экзамена, ведет запись экрана и камеры со звуком, выдает отчет о достоверности результатов, после чего проктор может пересмотреть видеозапись и перепроверить результат, выданный системой.
  • Живой прокторинг – прокторы контролируют процесс тестирования в режиме онлайн, наблюдая через камеру за испытуемым и рабочим столом его компьютера. Параллельно ведется запись экрана и камеры со звуком и выдается автоматизированный отчет о достоверности результатов.
  • Устный онлайн-экзамен – проведение устного экзамена экзаменационной комиссией без использования дополнительного программного обеспечения, кроме необходимого для выхода в эфир и записи эфира. Предусмотрены отдельные комнаты видеосвязи для членов комиссии.

Возможны разные варианты реализации системы онлайн-прокторинга: «облачный», когда система работает через Интернет и заказчик имеет дело только с интерфейсом системы, и «коробочный», когда система устанавливается на сервере заказчика и может работать автономно без доступа к Интернету.

Какие операции выполняют системы онлайн-прокторинга и как оценивают возможные нарушения со стороны испытуемых? Рассмотрим на примере системы Examus, какие именно нарушения можно зафиксировать в автоматическом режиме:

  • Отсутствие в кадре лица испытуемого.
  • Лицо в кадре не принадлежит испытуемому.
  • Наличие в кадре других людей.
  • Наличие на записи посторонних голосов.
  • Взгляд испытуемого, направленный за пределы экрана.
  • Наличие на рабочем столе компьютера посторонних окон, не предусмотренных протоколом экзамена.

К слову, борьба с использованием Интернета для поиска ответов на экзаменационные вопросы может вестись в разных форматах:

  • Пассивный мониторинг программного обеспечения на компьютере испытуемого – осуществляется путем отслеживания браузеров и приложений на экране и переключений на другие сервисы во время экзамена.
  • Активное ограничение программного обеспечения на компьютере испытуемого – блокировка доступа к браузерам и посторонним приложениям на время экзамена.
  • Пассивное видеонаблюдение – использование программного обеспечения, которое обращается к веб-камере испытуемого для непосредственной фиксации всех действий.
  • Активное видеонаблюдение – в придачу к непосредственной фиксации действий ведется мониторинг в режиме реального времени.

Отметим, что полностью автоматизированный онлайн-прокторинг не предусматривает участия человека, зато предусматривает автоматическую блокировку доступа к системе в случае грубых нарушений, зафиксированных в автоматическом режиме.

Система может заблокировать доступ, если заподозрит, что в кадре находится не тот человек, которого система верифицировала как сдающего экзамен. Или, например, зафиксирует копирование готовых ответов из посторонних источников путем мониторинга программного обеспечения на компьютере испытуемого.

Практика показывает, что при всей строгости цифровой системы число фиксируемых нарушений однозначно больше тогда, когда ведется живой прокторинг с участием человека, наблюдающего за испытуемыми. Это связано с тем, что человек может заметить нарушения по косвенным признакам и распознать невербальные сигналы, такие как подмигивания, использование посторонних предметов, таких как телефоны, планшеты, учебники, справочники, умные очки с камерой и т.д.

Кроме того, «живьем» проще обнаружить использование программ для трансляции рабочего стола, виртуальных машин и так называемых «тонких клиентов» для сдачи экзамена посторонним человеком. Дело в том, что программы такого рода могут работать, не отображаясь на рабочем столе, поэтому автоматический мониторинг может оказаться малоэффективным. А визуальное живое наблюдение позволит зафиксировать лишние движения и попытки заглянуть еще куда-то, помимо экрана с экзаменационным заданием.

Насколько в таком случае широки возможности применения онлайн-прокторинга и какие преимущества имеет прокторинг и онлайн-проверка знаний для экзаменаторов и экзаменуемых?

Сферы применения и преимущества онлайн-прокторинга

Начнем с возможностей применения онлайн-прокторинга. Активнее всего система онлайн-прокторинга применяется в сфере образования. Разумеется, до полного охвата этой системой всех учебных заведений еще далеко, однако и не у всех есть необходимость в организации дистанционных экзаменов.

Кроме того, наработан обширный опыт применения онлайн-прокторинга в корпоративном обучении, дополнительном образовании, HR-менеджменте и прочих сферах, где необходимо проверить уровень знаний кандидата. Другими словами, онлайн-прокторинг является отличным вариантом везде, где требуется проверить чьи-либо знания в дистанционном режиме либо нет возможностей организовать тщательный живой надзор за ходом экзамена.

Где можно применять онлайн-прокторинг:

  • Вступительные экзамены в вузах и колледжах.
  • Сессионные и семестровые экзамены в вузах и колледжах.
  • Выпускные экзамены.
  • Международные языковые экзамены.
  • Экзамен по русскому языку на получение гражданства.
  • Экзамены на водительские права в ГИБДД.
  • Международные онлайн-олимпиады.
  • Первичная оценка кандидатов при приеме на работу.
  • Внутренняя аттестация сотрудников.
  • Аттестация персонала через внешнего подрядчика.
  • Сертификация специалистов.
  • Аттестация в системах корпоративного обучения.
  • Аттестация в системах дополнительного образования.

К слову, система онлайн-прокторинга Examus на сегодняшний день интегрирована с такими известными образовательными платформами, как Stepik, Open edX®, Moodle, Blackboard, системами тестирования персонала

WebSoft и «Экопси консалтинг», многими другими сервисами. Безусловно положительный опыт интеграций позволяет считать онлайн-прокторинг перспективным направлением, обладающим множеством преимуществ.

Плюсы онлайн-прокторинга:

  • Удобство – можно сдавать экзамены и тесты в любом месте и в любое время, когда есть доступ в Интернет. Это удобно для студентов, которые не могут лично посетить место проведения экзамена.
  • Экономия времени и денег – не нужно тратить время и средства на поездку к месту проведения экзамена и проживание, если экзамены проходят в другом городе. В свою очередь, у принимающей стороны сокращается время, необходимое на решение организационных вопросов по проведению экзаменов.
  • Более широкий доступ – возможность участвовать в образовательных программах и сертификации без привязки к региону, городу, стране.
  • Большая гибкость – возможность адаптировать тесты и экзамены к потребностям и возможностям студентов, что повышает эффективность обучения.
  • Данные для анализа и прогресса – онлайн-прокторинг позволяет сохранять и использовать данные, полученные в ходе проведения экзаменов, для анализа и улучшения процесса обучения.
  • Отсутствие ограничений по количеству тестируемых – при необходимости можно организовать одновременное тестирование десятков и сотен человек.
  • Безопасность и профилактика мошенничества – онлайн-прокторинг позволяет предотвратить списывание и несанкционированный доступ к заданиям тестов и экзаменов.
  • Простота интеграции с готовыми курсами и программами экзаменов – все вузы, колледжи, образовательные платформы, имеющие образовательный контент в цифровом формате, можно легко подключить к проторинговым системам.
  • Скорость и эффективность – автоматический процесс оценки минимизирует влияние человеческого фактора и быстро выдает результат.

По последнему пункту уточним, что асинхронный прокторинг позволяет отфильтровать только те сессии, на которых поведение испытуемого «выбивалось» из протокола, а по всем остальным сразу выдать результат. Тогда преподавателю остается лишь отсмотреть «подозрительные» сессии и вынести свой вердикт.

И, конечно, самым главным преимуществом онлайн-прокторинга является профилактика мошенничества и невозможность списать под «всевидящим оком» камеры. В этом, если коротко, и заключается суть онлайн-прокторинга – не дать списать. Всегда ли это так на самом деле и точно ли нельзя никак списать на онлайн-экзамене с прокторингом? Давайте посмотрим!

Как списать на онлайн-экзамене с прокторингом?

Не будет большим преувеличением сказать, что вопрос «Как списать с онлайн-прокторинга?» появился одновременно с онлайн-прокторингом. Просто потому, что целевая аудитория у обычного экзамена и дистанционного испытания одна и та же. Часть этой аудитории всегда не успевает или не считает нужным как следует подготовиться к экзаменам и поэтому озабочена идеей списать. И нужно сказать, что некоторые первопроходцы вполне преуспели в этом.

Так, пока в самом начале запись велась только с одной камеры, направленной на испытуемого, монитор компьютера оставался вне поля зрения прокторинговой системы. Поэтому все нужные шпаргалки заранее крепились к ноутбуку так, чтобы они не закрывали камеру, не загораживали экран полностью и не требовали уводить взгляд далеко в сторону от монитора.

Скольжение взглядом в пределах экрана не возбраняется, да и подозрений никаких не вызывает, потому что даже экзаменаторы рекомендуют внимательно перечитать задание 2-3 раза и только потом приступать к выполнению.

Эта возможность оставалась открытой, пока всем сдающим не «наломал кайф» один самонадеянный студент, в конце экзамена демонстративно отклеивший шпаргалку и показавший ее в камеру [Examus, 2022]. Итоги этого экзамена были аннулированы, а протокол онлайн-прокторинга пополнился требованием устанавливать позади сдающего еще одну камеру.

Еще один кандидат на премию Дарвина решил помочь однокурснице и подошел поближе, передвигаясь по сиденьям стульев, стоящих вдоль стены аудитории. Ноги, «по стульям ходящие», попали в кадр, были замечены проктором, так что попытка помощи была пресечена. Интересно, что если бы молодой человек просто прополз ниже уровня сиденья стула, он бы остался незамеченным, потому что камеры в ходе экзамена фиксируют пространство выше уровня пояса [Skillbox, 2021].

Бывает, что прокторы просят повернуть камеру и показать все помещение, в том числе пространство под столом, однако это обычно происходит до старта экзаменационного испытания либо в случае, если система зафиксировала посторонние звуки и прокторы заподозрили наличие посторонних людей, помогающих испытуемому.

К слову, однажды испытуемого «спалили» именно слишком шумные помощники, которые, сидя вне зоны обзора видеокамеры, громким шепотом подсказывали товарищу правильные ответы. Прокторы попросили развернуть камеру и показать помещение, что испытуемый сделал не сразу, а только тогда, когда помощники вышли за дверь. Ввиду того, что посторонние звуки спустя время возобновились, а испытуемый по-прежнему реагировал на требование показать комнату с задержкой, ему этот экзамен не засчитали [Skillbox, 2021].

Так что болтун – это находка не только для шпиона, но и для проктора. Именно благодаря избыточной разговорчивости помощников экзаменуемого удалось раскрыть поистине уникальную схему передачи информации с экрана компьютера с помощью зеркал, что позволяло видеть условие экзаменационного задания из другой комнаты, не попадая в камеру.

Предполагалось, что помощники, ознакомившись с заданием и найдя правильный ответ, продемонстрируют его товарищу через хитро настроенные друг на друга зеркала. Вероятно, именно так бы все и было, если бы они не вздумали обсудить нюансы своей разработки уже после того, как система онлайн-прокторинга запустила запись видео и звука.

Весьма интересную схему придумали друзья, спрятавшие смартфон с длиннофокусной камерой в мягкой игрушке. Помощник через удаленный доступ видел все, что видит камера этого смартфона, направленная на экран компьютера, и собирался диктовать товарищу правильные ответы через скрытый микронаушник. Однако прокторы Examus раскрыли сей коварный замысел, а каким образом им это удалось, они рассказывать не захотели [Examus, 2022].

Еще одно стандартное «палево» – это невнимательное отношение к тому факту, что онлайн-прокторинг предполагает запись экрана компьютера, и все характеристики компьютера система «забирает» в автоматическом режиме. Так что если ваши помощники наберут правильные ответы на другом ноутбуке и отправят их из заранее активированного там вашего аккаунта, такая подмена будет замечена сразу, и результаты экзамена не зачтут.

Так, все-таки, как списать на онлайн-экзамене с прокторингом и возможно ли это сейчас в принципе? Пару лет тому назад, когда онлайн-прокторинг только набирал обороты, желающим списывать советовали использовать «умные очки» с камерой, ручку с камерой, «умные часы» с заранее загруженными правильными ответами и «тревожной кнопкой» [vsesdal, 2021]. «Тревожная кнопка» в случае подозрений со стороны проктора и просьбы показать часы в камеру позволяет перевести гаджет из режима суфлера в обычный режим, когда на циферблате будет отображаться время.

Поможет ли все это сейчас и стоит ли надеяться, что прокторы не отличат обычные очки или ручку от очков или ручки с камерой, сказать сложно. Равно как и трудно предугадать, как долго можно будет во время экзамена смотреть на часы, не вызывая лишних вопросов.

Так или иначе, если вы решите призвать на помощь инновации, нужно до начала экзамена досконально проверить, насколько хорошо они работают, достаточно ли четко передают картинку с экрана, хватает ли скорости интернет-соединения для быстрой передачи информации, и точно ли вы и ваши помощники понимаете друг друга без слов и можете взаимодействовать бесшумно.

В любом случае, нужно держаться во время экзамена максимально уверенно. Такого эффекта легко достичь в двух случаях: вы точно знаете, что система списывания отлажена до мелочей и не подведет вас в ответственный момент либо вы твердо уверены в своих знаниях. Второй вариант намного надежнее, причем это признают даже советчики, дающие рекомендации на тему «Как списать на дистанционном экзамене?» [vsesdal, 2021].

И это полностью логично. В конце концов, вы учитесь для себя, и это вам нужны ваши знания и навыки для будущей успешной работы, а не вашим учителям и родителям. Наша программа «Лучшие техники самообразования» научит вас готовиться самостоятельно к любым экзаменам, а программа «Профайлинг» научит держаться так, чтобы с вас буквально «считывалась» уверенность в собственных силах и знаниях.

Мы ждем вас на наших программах. Мы желаем вам успешно проходить любые выпадающие на вашу долю испытания. И мы просим ответить на один вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:,