Интерес к взаимозависимости языка и мышления возник среди ученых и философов в конце 19 столетия. Это способствовало развитию нового научного течения – неопозитивизма, одним из основателей которого был Людвиг Витгенштейн. Главная предпосылка новой научной теории состояла в том, что язык как средство познания и коммуникации является недостоверным источником получения знания, его нужно очистить от многозначности и метафор. Именно оттуда развилось разнообразие философских течений, из которых больше всего сегодня развита философия сознания.
С другой стороны, более прагматично к оценке взаимосвязи языка и мышления подошли учёные, а не философы. Этот всплеск интереса произошел в 1950-х годах и был связан с возникновением идей о штучном интеллекте и формированием ряда когнитивных наук: когнитивной психологии, нейробиологии, нейропсихологии, нейролингвистики, психолингвистики и других междисциплинарных наук.
Таким образом, изучение важности и значения роли языка и мышления в человеческом познании и деятельности стало одним из ключевых вопросов конца 20 – начала 21 столетий. Ученые и философы по-разному осмысливают и переоценивают наше знание о самом неизученном органе человека – головном мозге (об этом, кстати, мы писали в статье «Язык и мышление»).
В этой статье мы расскажем о 10 самых значимых лингвистических концепциях, вокруг которых возникло множество научных дискуссий и споров.
Вильгельм фон Гумбольдт и первая лингвистическая концепция
Немецкому философу Вильгельму фон Гумбольдту принадлежит первая лингвистическая концепция в рамках философского знания. Его рассуждения о языке были тесно связаны с политикой, культурой, историей, фольклором и философией.
Он акцентировал внимание на важности роли языка в жизни общества, а также на том, как язык образуется и структурируется в сознании. Его лингвистическая концепция имела историческое обоснование и рассматривала идею происхождения языка как результата «духа народа». Кроме рассуждений вокруг природы языка как общественного феномена, Гумбольдт, как фольклорист и языковед, сделал первую классификацию языков, которая сыграла огромное значение в последующем развитии лингвистики и антропологии 19 столетия.
Михаил Бахтин и философский кружок «Круг Бахтина»
Русский философ и культуролог Михаил Бахтин стал известен своими разработками в области эпических форм повествования, также он являлся основоположником новой теории европейского романа.
Научный интерес Бахтина посвящен развитию теоретических вопросов лингвистики, стилистики и речевых жанров в литературоведении. Его главный вклад в развитие литературного произведения состоит в обосновании концепции многоголосья в романе. Именно идею диалога Бахтин рассматривал как центральную и самую важную часть любого произведения, т.к. с его помощью можно вписать и развить в тексте важные философские моменты разной тематики.
Не меньшую роль Бахтин отводил реалистическому подходу, который должен был выступать главным принципом создания произведения. В тоже время, выбирая между рациональностью и интуицией, Бахтин предпочел последнюю – как возможность усмотреть истинную сущность.
Фердинанд де Соссюр и лингвистическая концепция
Фердинанда де Соссюра заслуженно считают отцом современной лингвистики. В своем научном труде «Курс общей лингвистики» Соссюр четко обозначил необходимость разделить существующую тогда науку общей лингвистики на три отдельных научных дисциплины – семиотику, семантику и прагматику. Он четко обозначил границы каждой будущей науки, а также определил их место: например, семиотика, наука о знаках в рамках социума, должна была приблизиться к социальной психологии.
Не менее важно было утверждение Соссюром, что язык и речь – это две разные ментальные активности человека, которые нужно изучать отдельно. Речь Соссюр обозначал как средство коммуникации, а язык – как знание и понимание правил определенного языка.
Людвиг Витгенштейн и языковые игры
Австрийский философ Людвиг Витгенштейн был среди тех, кто создал новый способ мышления – аналитическую философию, предметом которой выступал язык и речь как средство коммуникации. Его главный вклад в развитие философии состоял в попытке создания чистого, идеального языка, используя точные методы. Главные теоретические осмысления развивались вокруг двух тезисов:
- структура языка детерминирует понимание мира;
- значение слова зависит от контекста, то есть от «языковой игры».
Так, в 1945 году, Витгенштейн обосновал теорию «языковых игр» – системы конвенциональных правил использования слов, терминов, понятий. Суть этой теории заключалась в том, что досконально и всесторонне понять некую проблему можно, только если участники дискуссии сперва установят четкие критерии обсуждения зависимо от контекста, т.е. от «языковой игры».
Выдвинутое предложение Витгенштейна о «языковых играх» не имело жесткого обозначения самих правил, а предусматривало плюрализм значений, о которых нужно было сперва договориться. Это должно было помочь устранить множество противоречий, которые возникают от недопонимания смысла значений и свободной интерпретации понятий. Такой подход был широко принят в научной среде и активно развивался следующие десятилетия в разных научных дисциплинах.
Впоследствии развития и принятия научным сообществом «языковой игры» в 1950-х гг., Витгенштейн сделал большой вклад в развитие лингвистической философии.
Ричард Рорти и иронизм
Ричард Рорти – американский философ поздней аналитической традиции, был одним из последователей Людвига Витгенштейна, и значительным образом переосмыслил и усовершенствовал его научный вклад в научное мышление.
Он отверг принятое утверждение прагматизма, что человеческое сознание является «зеркалом природы», полностью независимым от самого наблюдателя. Ричард Рорти выдвинул собственные утверждения, которые сформировали философию неопрагматизма (или американского прагматизма), согласно которой, все научные и философские методы и подходы формируют набор условных словарей и понятий, который зависит от среды обитания человека. И именно осознание собственной зависимости от среды и случайности своего места в истории Рорти назвал состоянием «иронизма».
Согласно Рорти, понимание «иронизмом» своего бытия должно привести человечество к более мирному образу жизни. Своими текстами Рорти пытался доказать, что даже философия не является фундаментальной дисциплиной, которая имеет привилегированный доступ к реальности, а является только инструментом познания мира. Таким образом, отвергая понятие «реалистической догмы», Рорти выступает за принятие принципов четкой «языковой игры» конкретным сообществом индивидов.
Марио Бурге и интеллектуальная интуиция
Аргентинский философ и физик Марио Бурге, на основании наблюдения за феноменом интуиции и ее разными видами, обосновал психологическое явление «интеллектуальной интуиции».
Согласно его утверждениям, интеллектуальная интуиция – это результат взаимодействия чувственной интуиции и разума во время познания. Именно интуиция помогает освоить профессиональную компетенцию. Своим тезисом Марио Бурге пытался доказать еще один надежный способ получения научного знания.
Сильной стороной его рассуждений является то, что такая интуиция – это результат деятельности разума, и она должна быть включенной в определенную теорию. В этих рамках интуиция помогает анализировать, формулировать логические рассуждения и подбирать нужные понятийные компоненты. Согласно пониманию Марио Бурге, интеллектуальная интуиция – это лишь важный инструмент познания, который можно использовать на ранних стадиях исследования.
Джерри Фодор и модулярность сознания
Американский психолингвист и философ Джерри Фодор является одним из самых влиятельных представителей философии сознания. Его главные научные разработки относятся к изучению ментальных репрезентаций и существованию внутреннего языка мышления, который помогает мозгу кодировать информацию. По его мнению, мозг человека развит намного лучше мозга приматов, и это обусловлено эволюцией.
По мнению Фодора, мозг складывается из независимых модулей, которые помогают обрабатывать информацию – каждый модуль обрабатывает один тип информации. Остается только непонятным, как эта модулярность мозга человека возникла. Такие рассуждения Фодора впоследствии внесли большой вклад в развитие теоретической лингвистики, исследований генома и нейробиологии.
Ноам Хомский и универсальная грамматика
Ноам Хомский и его идеи усвоения человеком языка и функционирования головного мозга стали причиной когнитивной революции в когнитивных науках.
Американский лингвист Ноам Хомский, критикуя бихевиористскую теорию Фредерика Скиннера о непосредственном усвоении языка среды, выдвинул собственную теорию универсальной грамматики.
Согласно предположениям Хомского, потенциал грамматики – врожденный и является бесконечным – мы можем продуцировать идеи и образы, которые не унаследовали от общества. Таким образом, носитель языка сам способен придумывать нескончаемое количество фраз и предложений.
На вопрос о том, как же ребенок усваивает родной язык, Хомский выдвинул гипотезу, что в человеческом мозгу с рождения есть способность так называемой универсальной грамматики. Именно это свойство помогает ребенку примерно в возрасте 2-2,5 лет активно осваивать язык и подстраивать свой мозг к нужным параметрам родного языка.
Поэтому главное утверждение Ноама Хомского в том, что язык – это общее умение, и он не зависит от интеллектуальных способностей. Язык всегда зависит от врожденной системы знаний, полученной в среде обитания.
Стивен Пинкер и теория языка и разума
Современный философ и лингвист Стивен Пинкер относится к последователям Ноама Хомского. Он совершил важный вклад в понимание усвоения языка мозгом человека. В книге «Язык как инстинкт» (1994) Пинкер доказывает, что все процессы усвоения языка человеком – врожденные. Его главный тезис относится к тому, что это возможность адаптироваться к социальной среде.
Он описывает концепцию «мыслекода», согласно которой мышление и язык каждого человека обуславливаются некими категориями, которые люди могут или перенимать от общества, или создавать собственные.
Гипотеза Сепира-Уорфа
Главная идея гипотезы Сепира-Уорфа состоит в том, что наше мировоззрение зависит от языковой структуры среды обитания. Эта формулировка вызвала много дискуссий вокруг рассуждений исследователей, более того, одни ученые считают ее только гипотезой, но в то же время много ученых называют ее теорией и активно развивают идеи Эдварда Сепира и Бенджамина Уорфа и доказывают ее эффективность.
Сегодня в научной среде бытует две интерпретации этой гипотезы – строгая и мягкая. Согласно строгой формулировке, мышление определяется языком, что делает все когнитивные способности человека зависимыми от лингвистических категорий. С другой стороны, идея мягкой интерпретации состоит в том, что мышление и лингвистические категории являются главными факторами, которые формируют нашу культуру и неязыковое поведение.
Гипотезу Сепира-Уорфа сегодня активно развивают когнитивисты, которые доказывают зависимость нашего мышления от языковой среды.
Краткое резюме
На протяжении последних двух столетий ученые и философы все больше интересуются ролью языка в жизни человека. Но, несмотря на длительную историю исследований, они не могут прийти к единому заключению о зависимости человеческого мышления от языка: как возник язык, какова его роль в формировании человеческого сознания и почему мы мыслим разными когнитивными категориями? Таким образом, плюрализм современной науки пока не дает ответы на самые важные вопросы, но, вместе с тем, предлагает интересные плоды долгих трудов исследований.