ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Эффект обратного действия


Эффект обратного действия

Бывали ли у вас ситуации, когда при разговоре с человеком вы понимали, что вас не слышат и всё как горохом об стену? Участвовали ли в обсуждении и понимали, что вам не выиграть спор? В рациональном мире, когда мы сталкиваемся с доказательствами, бросающими вызов убеждениям, мы сначала оцениваем эти доказательства, а затем соответствующим образом корректируем свои убеждения. Однако на самом деле это часто не так.

Что такое эффект обратного действия

Эффект обратного действия – это когнитивное искажение, которое заставляет людей при столкновении с фактами, несоответствующими их убеждениям, отвергать и игнорировать эти факты. По сути, эффект демонстрирует, что предъявление собеседнику доказательств, которые опровергают его позицию, часто неэффективно и приводит к обратной реакции, заставляя людей доказывать свое первоначальное мнение сильнее. Возникает это искажение, главным образом, в результате процесса спора. Чем жарче он проходит, тем больше у человека появляется аргументов в поддержку своей точки зрения. Другим фактором возникновения в некоторых случаях является принцип осведомленности: чем больше известно определенное понятие, тем легче оно запоминается как истинное.

Примеры эффекта обратного действия

Эффект обратной реакции наблюдался в ряде исследований, где рассматривались различные ситуации:

  • Предпочтения при голосовании. Знакомство людей с негативными сторонами политического кандидата, которому они симпатизируют, часто приводит к усилению поддержки этого кандидата
  • Неправильные представления о резонансных темах (например, снижение или повышение налогов, исследования стволовых клеток). Предоставление точной информации по этим вопросам заставляет человека сильнее верить в свое первоначальное заблуждение, если новые знания противоречат его прежним убеждениям.
  • Вакцинация детей. Информирование о важности этого действия родителей – противников прививания привело к очень интересным результатам. Повысилась вероятность веры у родителей в связь между вакцинацией и аутизмом
  • Прививка от гриппа. Исследование показало, что опровержение мифа об опасности вакцины от гриппа уменьшило у людей желание вакцинироваться

Как уменьшить эффект обратного действия

Уменьшить влияние данного когнитивного искажения можно различными способами. Например, можно использовать стратегию повышения осведомленности человека об этом эффекте, используя простые способы объяснения и донесения знаний. Разговаривая и пытаясь изменить позицию собеседника в отношении чего-либо, следует помнить, что то, какую информацию вы излагаете, так же важно, как и то, как вы это делаете.
Нужно стараться не идти на конфронтацию. Если вы действительно хотите донести свою точку зрения, не забывайте, что нападение на человека за «неправильное» мнение, каким бы ошибочным оно ни было, вряд ли сработает, поскольку просто вызовет защитную реакцию в его мышлении, и он отвергнет новые доказательства.

Точно так же, вы можете использовать понимание данного эффекта и для себя. Критическая оценка того, как вы обрабатываете новое знание, позволит более рационально мыслить и лучше принимать решения. Зная о его влиянии, постарайтесь изменить способ реакции при столкновении с противоречащей вашим убеждениям информацией. Не пренебрегайте ею. Не пытайтесь сразу объяснить, почему она неверна.

Вместо этого взгляните на нее со стороны свежим взглядом и оцените существующие достоинства, не проводя параллели с имеющимися знаниями по данной теме. Старайтесь обрабатывать информацию осознанно и рациональным образом, а не реагировать на нее интуитивно – этим вы дадите ей шанс, которого она заслуживает.

Эффект обратного действия не всегда присутствует в нашей жизни

Эффект обратного действия играет важную роль в том, как люди воспринимают новые сведения, но это не означает, что он влияет на всех повсеместно. Исследования демонстрируют, что бывают случаи, когда он не воздействует на процесс мышления человека. Его проявления сильно варьируются и зависят от разнообразных факторов. Трудно предсказать, когда он точно повлияет на избирательное восприятие нового, поэтому целесообразно предположить, что вы или ваш собеседник испытываете его, и поступать соответствующим образом.