«Господи, да когда же нам сейчас романы читать, да еще и 10 штук! Тут за новостями уследить бы и вовремя подстраховать бизнес, чтобы не потерять все наработки за последние много лет, вот сейчас как раз только романов и не хватало…»
На самом деле, художественная литература, русские и зарубежные классические романы помогли пережить сложные времена многим поколениям нашей самой читающей в мире нации, поэтому читать есть смысл всегда. И уходит на это, кстати, не так уж много времени, если пройти нашу программу «Быстрое чтение».
Тем, кто уже отвык учиться, может помочь программа «Лучшие техники самообразования». А сегодня мы вам порекомендуем 10 классических романов на наше усмотрение.
Классический роман – книги, которые стоит прочесть
Мы не будем выставлять рейтинги по нарастающей или убывающей – просто предложим вам «великолепную десятку» книг на все времена. Это будут как давно всем известные классические русские романы – литература из школьной программы, так и то, что не всем нашим читателям хорошо знакомо. Например, китайские классические романы, о которых мы расскажем вне рейтинга (потом узнаете, почему так). В любом случае, мы будем кратко излагать суть сюжета для тех, кто не читал.
Топ-10 лучших классических романов:
- Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита».
- Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея».
- Уильям Теккерей «Ярмарка тщеславия».
- Маргарет Митчелл «Унесенные ветром».
- Лев Толстой «Война и мир».
- Эрих Мария Ремарк «Триумфальная арка».
- Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери».
- Алексей Толстой «Петр Первый».
- Колин Маккалоу «Поющие в терновнике».
- Шодерло де Лакло «Опасные связи».
А теперь про все эти романы классической литературы чуть подробнее.
Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»
В общих чертах с идеей романа «Мастер и Маргарита» знакомы даже те, кто не слишком жалует своим вниманием русские классические романы и пока его не прочитал. Полный тайн и интриги, построенный на пересечении исторических эпох, сюжет захватывает с первых строчек, хотя и кажется многим читателям запутанным и сложным. На самом деле, это действительно сложный и многогранный роман с несколькими параллельными сюжетными линиями, каждая из которых заслуживает того, чтобы сказать о ней пару слов:
- История Мастера – роман начинается с истории живущего в Москве Мастера, талантливого писателя, который написал роман о Понтии Пилате и Иешуа Ха-Ноцри, но попал в депрессию из-за отказа издателя его опубликовать.
- Приезд Воланда – в город приезжает загадочный и эксцентричный иностранец по имени Воланд. Он вместе со своей свитой, включая черного кота Бегемота, становится главным персонажем и инициатором ряда событий. В частности, расправы с аферистом и коррупционером Берлиозом и литературным критиком Лиходеевым.
- История Маргариты – параллельно с основным сюжетом романа развивается история Маргариты, жены Мастера. Воланд предлагает Маргарите стать его помощницей и вместе с ним отправиться в загадочный мир волшебства и безумия.
- Вечер у Понтия Пилата – одна из самых известных частей романа «Вечер у Понтия Пилата», в центре которой встреча Мастера с Воландом и их беседа о судьбе человечества, вере и искуплении.
Возможно, этот роман можно пересказать и как-то иначе, с другими акцентами, но не хочется совсем уж разрушать интригу. Роман заканчивается смертью главных героев и нескольких ключевых персонажей, что вызывает размышления о смысле жизни, силе искусства и вечных вопросах человеческого существования. Написанный почти 100 лет тому назад, он по-прежнему актуален.
Безразличие, лицемерие и жестокость бюрократической системы, отсутствие свободы самовыражения для истинного творца, архаичные и бессмысленные социальные ограничения – все эти затронутые темы делают роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» одним из величайших произведений русской литературы 20 века.
Булгаков виртуозно сочетает различные жанры, включая фантастику, сатиру, романтику и философию. «Мастер и Маргарита» является примером филигранного стиля и языка. Чтение романа позволяет насладиться его художественными качествами и увидеть, как автор создает яркие образы, описывает события и передает свои мысли.
Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Еще один роман, сюжет которого хорошо известен даже тем, кто «не осилил слишком много букв». Напомним в двух словах: главный герой ведет распутный образ жизни, который должен был бы «угробить» даже очень здорового человека, однако вместо него стареет его портрет, написанный в молодости знакомым художником.
Идея весьма привлекательная, но, видимо, нереализуемая не столько из-за технологической невозможности, сколько из-за нежелания индустрии красоты терять заработок. Еще в большей степени привлекательной выглядит другая модификация сюжета: вы едите все подряд, а вместо вас толстеет ваш портрет. Но… мы слегка отвлеклись. В конце романа главный герой бросается на свой портрет с ножом, в результате чего портрет возвращается в исходное «молодое» состояние, а главный герой погибает от ножевого ранения.
В чем же заключается основная идея романа? Автор через своего героя выражает свои мысли о нравственности, ставит под сомнение стандарты внешней красоты и предупреждает о разрушительных последствиях, которые могут возникнуть при отказе от моральных принципов. По сути, это роман о цене, которую мы платим за наш выбор искусственного сохранения молодости и внешней привлекательности.
Уильям Теккерей «Ярмарка тщеславия»
Зарубежные классические романы, к слову, часто обращаются к теме сомнительных ценностей, навязанных глупым спесивым обществом. Этой теме посвящен, в частности, роман «Ярмарка тщеславия». Сюжетная линия следует за главной героиней Ребеккой Шарп, молодой и амбициозной женщиной, стремящейся подняться по социальной лестнице.
Она использует свою красоту и умение обольщать, чтобы достичь своих целей и войти в так называемое «высшее общество». Однако ее жажда власти и роскоши приводит к разрушительным последствиям как для нее самой, так и для окружающих.
Основная идея романа заключается в том, что погоня за славой, богатством и социальным признанием может привести к потере человеческих ценностей, моральной деградации и разрушению личных отношений. Теккерей критикует праздность и пустоту общества высшего класса, где важнее внешний вид, общественное положение и богатство, чем настоящие добродетели и духовная ценность.
Роман исследует тему гендерного неравенства и ограничений, с которыми сталкивались женщины в 19 столетии. Ребекка Шарп является примером амбициозной женщины, которая использует свою привлекательность и умение манипулировать мужчинами для того, чтобы добиться своих целей, однако ее методы и цели вызывают сомнения и осуждение в обществе.
Таким образом, основная идея «Ярмарки тщеславия» заключается в критике тщеславия, праздности и морального разложения общества высшего класса, предупреждении о последствиях гонки за славой и материальным богатством. Роман поднимает важные вопросы о ценностях, человеческой природе и нравственности в контексте общества 19 века. Впрочем, эти вопросы не утратили актуальности и сегодня.
Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»
Роман «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл хорошо известен всем, кого хоть сколько-то интересуют классические любовные романы. Любовные приключения главной героини романа Скарлетт О’Хары на фоне Гражданской войны в Соединенных Штатах, хитросплетения военных и любовных событий настолько заинтересовали современников автора, что за первые полгода с момента выхода романа в 1936 году было продано более миллиона экземпляров.
Рекомендуем прочитать, если пока не прочитали, а для «затравки» расскажем, что сюжет романа «отслеживает» биографию героини с 1861 года. Скарлетт О’Хара – юная и кокетливая девушка из богатой семьи плантаторов. Она влюблена в Эшли Уилкса, сына владельца соседней плантации, но тот женится на своей кузине Мелани.
Скарлетт оказывается разочарованной и обиженной, и в отместку выходит замуж за брата Мелани Чарльза Гамильтона. Первый муж вскоре умирает, героиня выходит замуж вновь, однако ее второй муж, член Ку-клукс-клана Фрэнк Кеннеди погибает в перестрелке.
Красной нитью через всю жизнь героини и весь роман «Унесенные ветром» проходит некто Ретт Батлер – контрабандист, много раз приходящий на помощь Скарлетт, но не желающий ответить ей взаимностью настолько, чтобы на ней жениться. В конце романа Скарлетт понимает, что по-настоящему любит только его, но он окончательно отвергает ее любовь.
Решить проблему душевных и прочих страданий героиня решила нетривиальным для женщин той эпохи способом: стать сильной и самодостаточной, взять на себя ответственность за семейный бизнес, которым ее отец в силу своего душевного и физического состояния был более не в состоянии заниматься.
Разумеется, не все проблемы, которые приносит война и неразделенная любовь, можно решить таким способом, однако героиня не сдается и демонстрирует поистине виртуозное владение техниками психической саморегуляции. Фраза из романа «Я подумаю об этом завтра» стала крылатой. Можно сказать, что это аналог нашего «Утро вечера мудрее», однако обогатить свой словарный запас – это всегда хорошо.
Лев Толстой «Война и мир»
Ненавидимый многими поколениями советских школьников за большой объем роман Льва Толстого «Война и мир» не просто так считается шедевром мировой литературы. И не просто так его изучали в 9 классе на протяжении самой длинной в учебном году третьей четверти.
Роман в 4 книгах охватывал период с 1805 по 1812 год, в том числе события, связанные с нашествием армии Наполеона. Эпилог доводит повествование до 1820 года. Таким образом, любовные истории получают развитие на фоне военных событий.
Для тех, кто прогуливал школу или просто не любил классические романы читать по чьей-то указке, расскажем краткое содержание романа «Война и мир». Итак, жили-были друзья князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов. После многочисленных любовных и военных перипетий князь умирает от полученного в Бородинской битве ранения, а граф женится на невесте князя Наташе Ростовой, в которую был влюблен.
Это если совсем кратко. Чуть подробнее сюжет романа выглядит так:
- Том 1 – в первой части романа вводятся основные персонажи и раскрываются их семейные связи. Читатель знакомится с главными героями: Андреем Болконским, Пьером Безуховым и Наташей Ростовой. Основная часть романа посвящена событиям 1805 года, начиная с битвы при Аустерлице.
- Том 2 – читатель переносится в 1806 год, когда Андрей Болконский после битвы при Аустерлице покидает действующую армию, возвращается в имение и пытается разобраться с проблемами в личной жизни.
- Том 3 – на дворе год 1807, Пьер Безухов становится масоном и влюбляется в некую Елену Курагину, но этот брак оказывается несчастливым.
- Том 4 – события разворачиваются в 1812 году. Множество персонажей романа оказываются втянутыми в войну. После битвы при Бородино герои пытаются адаптироваться в послевоенном мире, но не всем это удается одинаково хорошо.
- Эпилог – Пьер и Наташа счастливо женаты и воспитывают четырех детей.
В чем смысл этого романа, описывающего множество чужих биографий? И зачем нам это преподают в школе? Роман «Война и мир» наполнен глубоким смыслом. Основную идею и смысл романа можно сформулировать следующим образом:
- Критика войны – одним из главных аспектов романа является критика войны и ее разрушительного влияния на человеческую жизнь. Толстой подчеркивает бессмысленность войны, ее ужасы и страдания, негативное влияние на судьбы обычных людей.
- Отражение исторических событий – «Война и мир» является эпическим романом, который охватывает важный исторический период в жизни России. Толстой пытается передать жизнь и атмосферу того времени в художественной форме.
- Поиск смысла жизни – роман задает вопросы о смысле жизни и роли человека в мире. Герои романа ищут свою жизненную цель, справедливость и гармонию. Толстой подчеркивает важность простых человеческих ценностей, доброты и искренности.
- Комплексность человеческой натуры – автор исследует сложность и противоречия человеческой природы, создает множество персонажей с различными качествами и эмоциями, показывая, как каждый из них справляется с жизненными вызовами и ищет свое место в мире.
- Философские размышления – в романе наличествуют философские размышления и рассуждения автора о смысле времени, истории, свободы воли и причинно-следственных связей. Толстой обращается к вечным вопросам бытия и природе человеческой жизни.
В целом, «Война и мир» Льва Толстого является философским произведением, в котором автор исследует сложность и значимость жизни, критикует войну и обращается к вечным вопросам смысла и цели человеческого существования.
Эрих Мария Ремарк «Триумфальная арка»
Тема «любви среди войны» благодатна и неисчерпаема. Действие романа «Триумфальная арка» разворачивается в предвоенной Франции конца 30-х годов 20 столетия. Главный герой – участник Первой мировой войны, немецкий хирург без гражданства, бежавший из нацисткой Германии после пыток в гестапо и потери близких.
Не имея паспорта и других документов, он постоянно находится под угрозой депортации. На этом историческом фоне разворачивается любовная сюжетная линия: немецкий хирург знакомится с итальянской актрисой и ныряет в пучину страсти.
По ходу событий главному герою удается убить своего мучителя-гестаповца, однако он теряет свою любовь: измученный ревностью коллега актрисы наносит ей смертельное пулевое ранение. Главный герой, в конце концов, попадает в руки полиции, чему вовсе не сопротивляется. Самые преданные читатели встретятся с героем в романе «Тени в раю» и узнают, что тот эмигрировал в США и, наконец-то, получил возможность жить и работать легально.
В чем смысл описания всех этих перипетий? Основные идеи романа могут быть истолкованы следующим образом:
- Поражение человеческой натуры в условиях войны – роман исследует разрушительные последствия войны и ее воздействие на человеческую природу. Главный герой страдает от психологической травмы и живет в постоянной тревоге и отчаянии.
- Одиночество – роман обращает внимание на тему одиночества, как физического, так и эмоционального. Герой потерял свою семью, свою родину и свою любимую женщину. В итоге он ощущает себя изгоем.
- Сложность человеческих отношений – роман рассматривает сложные взаимоотношения между людьми, особенно в условиях войны и неопределенности. Он подчеркивает, как война исказила и изменила многие отношения, разрушив семьи и доверие между людьми. Герои романа сталкиваются с трудностями в построении и поддержании близких связей в таких условиях.
- Разочарование в обещанном счастье – роман критически относится к обещанному счастью, которое обычно ассоциируется с победой в войне. Он показывает, что реальность после войны может быть далеко от идеализированных ожиданий и приводит к разочарованию, безысходности и потере надежды.
В целом, роман «Триумфальная арка» является мрачным и тревожным, зато очень правдивым рассказом о последствиях войны и их влиянии на человеческую психику и отношения. Роман подчеркивает ужасы войны и свидетельствует о том, что даже победа не может принести истинного счастья и покоя в душе.
Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери»
Многие классические романы содержат отсылку к тому или иному историческому периоду, и критики не устают спорить, чего же там больше: любви или истории. А есть классические исторические романы, содержащие некую «любовную линию», но изначально задуманные для того, чтобы посвятить читателя в перипетии определенной исторической эпохи.
«Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго – это исторический роман в классическом понимании, где главным героем является объект культурно-исторического наследия, а именно Собор Парижской Богоматери. Сопутствующая история о глухом горбуне Квазимодо, красавице Эсмеральде и священнике Фролло претерпела множество реинкарнаций и интерпретаций, в том числе в современном искусстве.
Однако главный замысел написания романа был иным. Автор вознамерился помешать замыслу властей, посягнувших на первоначальный вид собора, и ему это блестяще удалось. После выхода романа в свет развернулось мощное общественное движение за сохранение первоначального облика собора, что сыграло поистине судьбоносную роль в жизни одного из величайших памятников мировой архитектуры.
Алексей Толстой «Петр Первый»
«Петр Первый» – это еще один классический исторический роман, название которого говорит само за себя. Повествование начинается с момента смерти предшественника Петра I, царя Федора Алексеевича, и «сопровождает» жизнь великого императора.
Алексей Толстой очень тщательно проработал исторические первоисточники, что придает роману особую ценность ввиду максимального соответствия изложения историческим фактам. Так, Алексей Толстой подробно описывает Стрелецкий бунт, Азовские походы, реформы Петра и «окно в Европу», которое прорубил Петр I и которое Европа с тех пор регулярно пытается захлопнуть.
Роман в свое время получил массу негативных отзывов критиков ввиду того, что автор во многом оправдывал жестокость правителя. Что же, плюрализм мнений делает произведение еще интереснее. Так или иначе, Алексей Толстой стремился представить Петра I как сложную, противоречивую и многогранную фигуру, которая претерпела существенные личностные и политические трансформации в своей жизни.
Роман буквально «исследует» страсть Петра I к преобразованию России, его борьбу с внутренними и внешними противниками, его интенсивные взаимоотношения с семьей, друзьями и возлюбленными, и при этом позволяет читателю погрузиться в атмосферу той эпохи.
Кроме того, автор исследует вопрос о природе власти и ее влиянии на человека. Петр Великий выступает как сила, преобразующая Россию, но в то же время он подвержен стрессу, внутренним конфликтам и потере близких.
В целом, роман «Петр Первый» Алексея Толстого представляет историческую и биографическую хронику жизни Петра Великого, исследуя сложность его личности, реформы и их влияние на Россию, вопросы власти и прогресса.
К слову, если вы уже давно прочитали этот роман, сейчас самое время перечитать его вновь, причем не только из-за санкций. Если кому-то нынешняя ситуация кажется безысходной – видимо, мы просто забыли или не совсем понимаем, что такое безысходность. Это когда десятилетиями ничего не менялось, и вероятность прожить так, как живешь, всю свою жизнь, стремилась к 100%. И, кстати, даже при таких обстоятельствах был шанс на то, что может быть по-другому, поэтому не теряем оптимизм.
Колин Маккалоу «Поющие в терновнике»
Вернемся к любовной тематике и поговорим еще немного про классические романы о любви. Например, про роман «Поющие в терновнике». Это семейная история, охватывающая период жизни нескольких поколений в период с 1915 по 1969 годы.
В сущности, это история семьи, проделавшей путь от новозеландских бедняков до управляющих одного из крупнейших австралийских поместий. Но, конечно же, читателям роман запомнился не столько из-за описания их материальных трудностей и достижений, сколько из-за истории любви главных героев Мэгги Клири и священника Ральфа де Брикассара, отказавшегося от личного счастья ради карьеры священнослужителя.
В итоге род Мэгги оказывается «тупиковой веткой эволюции», поскольку не имеет продолжения, а поместье, которое тяжелым трудом удалось заполучить фактически в свое полное распоряжение, по окончании жизненного цикла поколения будет некому передать.
Шодерло де Лакло «Опасные связи»
Роман «Опасные связи» – это сплошные интриги в высшем обществе Франции 18 века. Сюжет «закручивается» вокруг двух высокообразованных и жестоких аристократов – маркизы де Мертейюиля и Виконта де Валмонта. Они решили развлекаться, играя судьбами и чувствами других людей.
В их поле зрения попадает молодая и невинная супруга маркиза де Турвиль, Сесиль де Вольнемон. Де Мертейюиля и де Валмонта решают испортить ее репутацию и соблазнить ее, чтобы удовлетворить свою собственную жажду власти.
Сюжет развивается через обмен письмами, в которых персонажи рассказывают о своих интригах, планах и успехах в обольщении других людей. Маркиза де Мертейюиля и виконт де Валмонт проворачивают различные манипуляции и интриги, используя свою проницательность и умение читать мысли и чувства других.
Однако, по мере развития сюжета, их планы начинают распадаться, а ставки становятся все более высокими. Их игры с любовью и властью приводят к серьезным последствиям для всех, кто намерен «возвыситься», принижая других, вместо того, чтобы поработать над собой. Интересно, что это единственная книга, которую написал Шодерло де Лакло – французский офицер артиллерии.
«Четыре классических романа»
И на прощание вне рейтинга мы хотим вам рассказать про «Четыре классических романа». Это устойчивое наименование для четверки наиболее известных китайских классических романов. Если прочитаете хотя бы один, вы существенно расширите свои познания в области культуры и истории Востока, и будете легче запоминать имена зарубежных деловых партнеров из стран Азии. Буквально пару слов про каждый из романов:
- «Троецарствие» – исторический роман 14 века, предположительно авторства Ло Гуаньчжуна. Его действие происходит в конце правления династии Хань и период Троецарствия с 169 по 280 годы.
- «Речные заводи» – еще один китайский роман 14 столетия, написанный на основе народных сказаний о подвигах повстанцев из лагеря Сун Цзяна на горе Ляншаньбо в правление императора Хуэйцзуна (1124-1127).
- «Путешествие на Запад» – фантастический и сатирический роман в 100 главах, повествующий о путешествии монаха Сюаньцзана и его спутника царя обезьян Сунь Укун по Шелковому пути в Индию.
- «Сон в красном тереме» – написан в 18 веке и посвящен будням современной автору Цинской державы 18 века. Первые 80 глав написал Цао Сюэцинь, еще 40 глав добавили «от себя» издатели в более поздние годы, сохранив, впрочем, первоначальный стиль повествования.
Разумеется, это далеко не все классические романы, достойные того, чтобы их читать и перечитывать. Однако с чего-то стоит начать. Мы желаем вам приятного чтения и ждем вас на наших программах «Быстрое чтение» и «Лучшие техники самообразования». И еще у нас к вам вопрос по теме статьи: