Людям, интересующимся историей Второй мировой войны, вопросами поведения людей, а также психологией, наверняка будет интересно узнать хотя бы одну из причин, почему и как граждане Третьего рейха (так называлось Германское государство в период с 1933 по 1945 годы) не отдавали себе отчёта в том, что живут в нацистской стране, управляемой тиранами и преступниками. Почему ужасные концлагеря, эксперименты над людьми и массовые убийства как бы не замечались? И как вообще могло произойти такое в, казалось бы, цивилизованном обществе, состоящем из вполне нормальных и здравомыслящих людей?
Загвоздка же состоит в том, что в то время немцы просто не осознавали, что сами являются нацистами, а по прошествии времени, когда Третий рейх пал, испытывали стыд и душевные терзания за то, какими они были, и признаваться в этом им было больно даже самим себе. И чтобы хоть как-то объяснить поведение немцев в 1967 году в Америке был проведён очень показательный в этом отношении эксперимент под названием «Третья волна».
Эксперимент «Третья волна»
Эксперимент «Третья волна» был проведён в апреле 1967 года в американской школе Пало-Альто в Калифорнии с десятиклассниками (т.е. парням и девушкам было примерно по 16 лет). Инициатором эксперимента был обычный школьный учитель Рон Джонс, преподававший историю. Целью эксперимента было понять поведение немецких граждан во время репрессивного режима национал-социализма. Эксперимент проводился в течение одной недели.
Рон Джонс установил для своих подопечных жёсткие правила, а сам стал создателем неформальной молодёжной группировки. Но интереснее всего то, что сопротивления ему не оказали ни учащиеся, ни взрослые. «Третья волна» была прекращена на пятый день, и учитель смог показать ученикам, с какой лёгкостью они поддались его манипуляциям, а также, что их примерное поведение в течение всех пяти дней, по сути, ничем особо не отличалось от поведения обычных граждан нацистской Германии.
Но мы хотим рассказать вам об этом эксперименте немного подробнее.
И для начала скажем, что вообще идея проведения такого эксперимента родилась у Рона Джонса после того как один из его учеников на уроке, посвящённом Второй мировой войне, поинтересовался, как могли немцы тогда делать вид, что ничего не происходит, и что они ничего не знают ни о концлагерях, ни об убийствах, ни о пытках и т.д. В итоге преподаватель решил уделить этому вопросу одну учебную неделю.
Понедельник
Понедельник был посвящён объяснению ученикам силы дисциплины. Джонс приказал всем сесть и принять положение «смирно», ведь оно гораздо лучше способствует усвоению знаний. После этого он несколько раз велел участникам группы вставать и садиться в новом положении, а также несколько раз выйти из класса, а после – очень тихо вернуться и занять места.
Такая «игра» пришлась старшеклассникам по вкусу, и «приказы» они выполняли с немалым удовольствием. Когда же учитель приказал им давать четкие и быстрые ответы на вопросы, они восприняли с интересом и это, причём инициативу проявляли даже пассивные в обычном учебном процессе ученики.
Вторник
Во вторник участникам эксперимента, которые, стоит заметить, вошли в класс «как положено» — тихо и смирно, объяснялась сила единства. По велению лидера ученики хором повторяли: «Сила в единстве, сила в общности». В поведении учеников проскальзывало открытое воодушевление, когда они начали замечать, насколько сильна их группа.
По окончании занятия Джонс продемонстрировал ученикам специальное приветствие, которым они отныне должны были приветствовать друг друга – правую руку нужно было изогнуть, придав ей форму «волны», и поднять к плечу. Этот жест получил название «салюта Третьей волны». На протяжении последующих дней учащиеся постоянно приветствовали друг друга при помощи этого жеста.
Среда
Уже в среду к ученикам класса, участвовавшим в эксперименте, на добровольной основе присоединились ещё тринадцать человек. Учитель же принял решение о выдаче членских билетов.
Рассказывалось на уроке о силе действия. Согласно словам Рона, если соперничать индивидуально, с большей долей вероятности можно познать огорчение, но если заниматься групповой деятельностью, то обучение может стать намного эффективнее.
Затем лидер сказал ученикам, что они должны создать проект знамени «Третьей волны» и рассказать двадцати детям из соседней начальной школы о том, как правильно сидеть «смирно» и почему это нужно делать. Также подростки должны были назвать по одному другому школьнику, которого они могут и хотят видеть в своих рядах.
Троим ученикам было дано задание каждый раз докладывать лидеру о тех, кто нарушает устав «Третьей волны» и кто её критикует, но на практике примерно двадцать человек занимались доносительством на добровольной основе. А один из учащихся по имени Роберт, имевший крупное телосложение, но слабые способности к обучению, сказал Джонсу, что теперь он его телохранитель – после этого он ходил по пятам за лидером по всей школе.
Три наиболее успешные ученицы в классе, способности которых оказались невостребованными в создавшихся условиях, рассказали своим родителям об эксперименте. Итогом стало то, что учителю позвонил местный раввин, которого вполне успокоил ответ, якобы ученики занимаются изучением немецкого типа личности. В ответ раввин сказал, что обещает разъяснить ситуацию родителям тех трёх школьниц. Джонс же был крайне раздосадован тем, что никакого сопротивления не проявляют даже взрослые. К тому же и директор школы, завидев Джонса, стал салютовать ему приветствием «Третьей волны».
Четверг
Утром четверга Джонса поджидал возле входа в класс отец одного из учащихся, до этого успевший разгромить класс, в котором проводились занятия. Он был вне себя, а своё поведение объяснял тем, что был в немецком плену, и просил войти в его положение.
Стремясь как можно скорее завершить эксперимент, Джонс на занятии стал объяснять ученикам силу гордости. В классе собралось уже восемьдесят учеников, а Джонс заявил, что все они являются частью общенациональной молодёжной программы, в задачу которой входят всевозможные политические преобразования во имя народа.
Предводитель приказал четырём «конвоирам» удалить из класса и отправить в библиотеку трёх девушек, которые нелицеприятно отзывались о «Третьей волне» и чья преданность отныне была под сомнением. Далее он рассказал членам сообщества, что и в других регионах страны уже функционируют сотни подразделений «Третьей волны», и в пятницу ровно в полдень об этом сделает заявление по телевидению лидер всего движения и новый кандидат на пост президента.
Пятница
В 12 часов в пятницу в аудитории собралось около двухсот учеников, среди которых присутствовали также представители молодёжных субкультур, которые никакого отношения к школьным делам не имели. Товарищи Рона Джонса бегали по помещению, изображая фоторепортёров.
В полдень включили телевизор, однако на экране ничего не было – собравшиеся были в недоумении. Видя эту реакцию, учитель сделал перед учениками заявление, что никакого общественного движения вовсе нет, а сами они с большой лёгкостью отказались от личного мнения и стали объектом манипуляции. По словам Джонса, точно так же вели себя и немецкие граждане в те страшные годы. Школьники же, осознав всё произошедшее, а также потеряв «Третью волну», покидали помещение очень подавленными, а некоторые из них плакали.
Последствия эксперимента
Эксперимент «Третья волна» являлся спонтанным экспериментом и на протяжении довольно долгого времени общественность о нём ничего не знала. Во многом этому способствовал и стыд участников эксперимента, который они испытывали за свои действия.
В конце 70-х годов Рон Джонс опубликовал в своей педагогической работе данные по эксперименту. До этого времени описание «Третьей волны» было сделано лишь школьной газетой. В 1981 году вышла кинолента «Волна» и был издан одноимённый роман, где за основу взяты события эксперимента. В 2008 году в прокате появился фильм «Эксперимент 2: Волна», также основанный на этих данных. А в 2011 году в США вышел уже документальный фильм под названием «Lesson Plan», где люди, участвовавшие в 1967 году в эксперименте, дают интервью.
Мы уверены, что и вы из нашего рассказа сможете сделать полезные выводы и, главное, понять, что всегда нужно оставаться самими собой, но и массового воздействия, а также воздействия на массы недооценивать тоже не стоит, что сейчас очень и очень актуально.