Все наши замыслы,
все поиски и построения
превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться.
— Сухомлинский В.А.
Мотивация учения – одна из ключевых проблем школьного обучения. В случаях, если ребенок не желает посещать школу, испытывает тревогу и страх, испытывает сложности в усвоении нового материала и закреплении навыков и умений, полученных в школе, перед родителями появляется сразу несколько важных задач:
- узнать, почему не хочет учиться;
- определить, какие стороны мотивации сформированы, а какие нет;
- в каких ситуациях ребенок не желает учиться.
Но самая главная задача: подумать, в какой момент мы – взрослые (учителя, родители) не научили ребенка самоорганизации и организации собственного поведения таким образом, чтобы такая мотивация появилась.
Мотивация учения – уникальный процесс, направленный на побуждение, направление и организацию поведения учащегося, который придает значимость и личностный смысл учебной деятельности. Многочисленные исследования ведущих ученых, например, таких как Л.И. Божович, Е.П.Ильин, А.К. Маркова всесторонне рассматривают проблему мотивации учения. Существуют различные подходы к классификации мотивов учения. Особое место отводится изучению мотивации достижения успеха (Э.Скиннер, Н.В. Афанасьева и другие), как основного фактора, который влияет на успехи школьника, а так же связи его с вербальной памятью (Тихомирова Г.И.).
Экспресс-тест
Предложите ребенку представить на несколько минут, что он стал директором школы, в которой он учится или на один день стал министром образования. Перед ним стоит непростая задача: составить расписание на неделю для класса, в котором он учится. Количество уроков может быть любое, как и выбираемые им предметы. Это могут быть предметы, предусмотренные и не предусмотренные школьной программой. У ребенка есть право удалить из расписания уроки, которые на его взгляд неинтересны или совсем не нужны.
Понаблюдайте, как ребенок будет работать над составлением расписания. Обратите внимание на последовательность предметов в течение дня, частоту повторения одного предмета в течение недели. Определите соотношение предметов, которые предусмотрены школьной программой, а какие не предусмотрены. Так вы сможете увидеть сферы интересов ребенка и «проблемные зоны».
Рекомендации по формированию мотивации учения
Понятие мотивации учения не является однозначным. Связано это с тем, что побуждением к учебной деятельности является не один мотив, а целая система мотивов. Мотивы, входящие в эту систему могут быть как внутренними, так и внешними. Они находятся в специфическом взаимодействии и соотношении в каждом индивидуальном случае. Одни мотивы являются ведущими и оказывают большее влияние на учебную деятельность, другие – второстепенные и оказывают меньшее влияние, в то же время, дополняя друг друга.
Изучив и обобщив исследования отечественных и зарубежных психологов по проблеме мотивации учения, мы подготовили для вас 15 рекомендаций:
- Относитесь с пониманием к своему ребенку, к особенностям его возрастного развития
- Будьте внимательны к детям. Наблюдайте за ними. Постарайтесь понять, как они думают, размышляют, как они чувствуют
- Создайте вокруг ребенка среду, которая будет помогать ему развиваться, вызывать интерес и положительные эмоции (книги, фильмы, развивающие игры, семейные традиции)
- Уделяйте время детям. В течение этого времени живите интересами ребенка. Занимайтесь совместной деятельностью.
- Оказывайте поддержку только тогда, когда ребенок сам просит об этом
- Избегайте оценочных суждений. Лучше скажите: «Ты сегодня хорошо справился с домашними задачами по математике».
- Задавайте детям вопросы. Интересуйтесь, спрашивайте, довольны ли они результатом своей учебной деятельности.
- Заведите тетрадь/ блокнот, в котором ребенок сможет ставить перед собой цель на день, неделю, месяц, четверть, год.
- Предложите ребенку поставить цель, выбрать способы, которыми он будет ее достигать, какие шаги он предпримет.
- Проговорите поставленную цель, обсудите шаги, поинтересуйтесь, что для этого ему будет необходимо.
- Поощряйте, когда ребенок ставит перед собой достижимую цель. Если цель легкодостижима, предлагайте усложнить ее.
- Пусть ребенок сам выберет, каким будет поощрение или предложите сделать выбор из предложенных вами вариантов
- Помогите детям увидеть связь между усилиями, которые они прилагают и результатами их труда. Поинтересуйтесь, что было трудно при выполнении и что помогло справиться.
- Обсуждайте причины успехов и неудач.
- Покажите ребенку связи между школьными предметами и реальной повседневной жизнью.
Важное правило: чем чаще успех, тем реже похвала.
Учебная мотивация помогает не только усваивать полученные знания, применять полученные навыки и умения, но и является важным условием формирования личности ребенка. Принимайте ребенка таким, какой он есть, с его индивидуальными и возрастными особенностями. Поддерживайте его, верьте в него, слушайте и старайтесь услышать ребенка. Разговаривайте, задавайте вопросы, обсуждайте.
Вспомните себя в школьном возрасте, были ли у вас проблемы с мотивацией и как вы с ней справились, кто вам помог? Если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях, они не останутся без ответа.
Успехов в учении и гармоничного развития!