Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние.
Генри Адамс
Истинному наставнику, учителю, для достижения высоких результатов в своей деятельности, очень важно победить безликость и скуку, украшая учебный процесс собственным стилем, посредством которого и доносится содержание предмета.
Правильно подобранный стиль может оказать действительно ошеломляющее воздействие на успехи в передаче знаний и умений ученику.
Универсальные стимуляторы скуки
Обратимся к небольшому опросу, проведенному среди студентов, и определим, что в преподавателе учащиеся считают катастрофичным дилетантством.
- Ключевым фактором непрофессионализма признается малозначительное вовлечение аудитории в образовательный процесс; воистину, так могут ошибаться многие наставники, слабо понимающие существо своей деятельности. Эгоцентризм губителен для обеих сторон: это свойство характера, словно бетонный раствор, накрепко сковывает подвижные умы, так сильно жаждущие свободы и развития.
- Низкий уровень подготовленности также считается слабостью; речь идет о пренебрежении к составлению адекватного плана урока и привлечению, для повышения продуктивности занятий, наглядных материалов: презентаций с фото, видео, экспериментов, историй из личной жизни с естественным отношением к сути разбираемого вопроса. Нередко бывает и так, что педагог прилежно и совестно организует плодотворную структуру занятий, однако, к разочарованию учащихся, не принимает во внимание их уровень познаний, равно как и конституцию их амбиций и целей.
- Черствость и однообразие педагогических приемов – под этим подразумевается рутинность манеры преподавания, которая может погасить потенциал ученика даже с предельно сильной мотивацией и интересом к изучаемому предмету. Учителя совершают непростительную ошибку, если изо дня в день придерживаются сложившихся стереотипов, боясь вносить даже толику новаторства и оригинальности, в угоду консервативной сухости.
- Кризис зрительного контакта и жестикуляции, скованность, неподвижность – в совокупности все это приобретает серьезный масштаб, ведь эффективная коммуникация происходит посредством не только вербальных, но и невербальных средств.
- Ну и последним проявлением дилетантства, по мнению практически всех учащихся, является недостаток энтузиазма, то есть настоящей, подлинной любви к своему ремеслу, той любви, что своей всеобъемлющей энергией бесконечно подтверждает правильность выбранного пути.
Как стать хорошим наставником?
Устанавливайте основные правила единогласно, и лучше всего, если сила вашего голоса будет наравне с голосами преемников. Это очень действенная практика, которая нацелена на свободу и полноценное раскрытие потенциала взаимодействующих сторон.
Познакомиться в общих чертах с особенностями этой техники вы можете в нашей статье про школу свободы «Саммерхил» – там мы рассказываем, в чем заключается принципиальная разница между свободой и вседозволенностью. И если впечатления от образовательных методов Саммерхила вас пронзят, то знайте: вы всегда можете расширить свои представления, обратившись к одноименной книге или фильму.
В начале каждого занятия предоставляйте его полную структуру ученику, чтобы он осознавал с чем ему предстоит работать; лаконично задайте цель, подзадачи и отведите место для ведения ярких коротких заметок – они способствуют лучшему запоминанию материала.
Откажитесь от излишней спешки, кроме того и от информации, которую в конечном итоге никак нельзя будет применить на практике. В хороших школах, а особенно в тех, где преподают восточные философии, например, йогу или аюрведу – ученик не может продвинутся дальше, пока не освоит текущую ступень и не научится полноценно применять ее на практике.
Не стесняйтесь своего незнания – хороший преподаватель понимает и признает, что незнание – это верный путь к познанию мира.
Если возможно, то всегда начинайте обучение с этапа «опыт», а не с этапа «теория». У большинства людей в той или иной степени есть реальный жизненный опыт, пересекающийся в некотором роде с проблемами изучаемого предмета, будь то задачи маркетинга, иностранного языка или выжигания по дереву.
Оценивайте учеников только по их личным продвижениям, а не по мнимым критериям. Для учета прогресса используйте сто балльную систему и самоотметки.
Советы от преподавателей ведущих университетов мира
- Сделайте свое мышление более вольным, не загоняйте себя в какие-либо устоявшиеся рамки, которые вам не по душе. Преподавательская деятельность близка по своей структуре к серфингу: свободному, раскованному катанию по волнам, ритм которых нужно чувствовать, принимать и умело использовать, а не надменно противостоять их силе.
- Ведите занятия в форме беседы, используя как можно больше вопросов и ответов, и практических примеров из жизни. Подобный формат упрочнит ваши взаимоотношения с учеником, вовлечет в процесс и усилит мотивацию для освоения знаний.
- Во время общения используйте процентное соотношение – 50/50, всегда давайте возможность раскрыться собеседнику – эгоизм и какое-либо доминирование ни к чему хорошему не приведут.
- При получении требующих времени для размышления, сложных вопросов, никогда не говорите: «я не знаю» или «я не уверен»; дайте себе возможность найти подходящие ответы и вернуться к ним чуть позже.
Самоанализ: какие вопросы себе задавать?
Чтобы достичь вершин в искусстве педагогики – занимайтесь самоанализом, обдумывайте варианты как стать лучше.
- Люблю ли я свой труд, стал бы я этим заниматься безвозмездно?
- Насколько хорошо я владею собственным телом при коммуникации?
- Какие приемы для улучшения занятий я могу внедрить уже сейчас?
- Часто ли я ограничиваю собственную свободу и свободу своих учеников из-за проявлений стереотипного мышления?
- Выслушиваю ли я собеседника до конца или прерываю на полуслове?
- Корректно ли я ставлю цели и выставляю оценки труда?
- По каким критериям я оцениваю работу, верны ли они?
- Адекватно ли я реагирую на особенности, уникальность учеников?
- Как я воспринимаю ошибки учащихся и свое собственное незнание?
- На кого возложена основная ответственность за происходящее на уроке; кто принимает решения?
- Создаю ли я вокруг себя творческое пространство?
- Какие иллюстративные материалы я могу использовать для достижения наилучших результатов?
Достойные фильмы о преподавательской деятельности
«Саммерхилл» – тема свободы;
«Общество мертвых поэтов» – противостояние человека и системы;
«Звездочки на земле» – использование индивидуального подхода для гармоничной жизни и развития способности самовыражаться;
«Триумф: правдивая история Рона Кларка» – фильм о страсти к преподаванию и инновационных методах;
«Писатели свободы» – небольшая, невзыскательная история о толерантности, вере и любви;
«Мирный воин» – повествование о смысле действия и концентрации на настоящем;
«Покорители волн» – кино, рассказывающее о силе духовной связи, о стремлении жить и развиваться.