Рабочая память (наше умственное рабочее пространство) обладает ограниченной способностью обрабатывать данные. Если требования к ней (другими словами – когнитивная нагрузка) слишком высоки, мы прекращаем попытки понять информацию или даже и вовсе прекращаем попытки освоить тот или иной навык.
Согласно теории когнитивной нагрузки, в процессе обучения возникает некоторая внутренняя когнитивная нагрузка. Что интересно, учащиеся могут извлечь выгоду из подобных трудностей и проблем. Когда немного тяжело, есть возможность мобилизовать свои ментальные ресурсы и значительно повысить уровень понимания. Однако если нагрузка слишком большая, это вредит. Поэтому главной задачей в таком случае будет снижение затрачиваемых умственных усилий.
Если вы занимаетесь самообразованием или же учите других, вот некоторые способы снизить учебную нагрузку.
Уберите ненужную сложность
Избавившись от ненужной сложности и отвлечений, вы удалите часть посторонней когнитивной нагрузки.
Посторонняя нагрузка – это все, что не способствует обучению. Возможно, и вы сами дополняете простые правила сложными графиками, фотографиями и лишним текстом. Поэтому будьте проще.
Какие элементы являются шумом? Им могут быть:
- Сложная инструкция к занятиям
- Запутанный пользовательский интерфейс (если вы преподаете онлайн)
- Визуально загроможденная презентация
В идеале, все постороннее нужно убрать. Этот метод называется прополкой: вы устраняете весь ненужный контент, даже если он интересен.
Используйте генерирующие стратегии
Генерирующая стратегия – это педагогический подход, при котором ученик берет на себя большую ответственность за свои успехи.
Их несколько. Например, «Разработка», техника, во время которой ученики используют свои собственные слова и идеи для того, чтобы объяснить себе новую концепцию.
В электронном обучении можно применить метод запроса, когда ученик получает сообщение «Остановись и подумай» после того, как вы представили критически важную концепцию. Также предложите ему составить предложение с одним из ключевых понятий.
Пишите лаконично
Вам, как педагогу, понадобится приложить большие усилия, чтобы снизить когнитивную нагрузку своих учеников. Поэтому если текст переполнен сложными словами и терминами, перепишите его таким образом, чтобы он был максимально понятен самому неподготовленному человеку.
Помните, что долгие объяснения, глупые инструкции и ненужные примеры только нагружают когнитивную систему.
Используйте только те слова, которые имеют отношение к концепции, которую вы хотите объяснить.
Используйте технику «Подмостки»
Другим способом снижения когнитивной нагрузки является помощь во время выполнения учебной задачи. А затем, в конечном счете, отказ помогать, когда учащийся может выполнить задачу самостоятельно. Эта техника называется «Подмостки».
Определите задачи, которые вызывают наибольшие трудности. Затем предложите свою помощь, если ученик в ней нуждается. Вы также можете использовать подсказку вместо того, чтобы предлагать полноценную помощь, иначе она только замедлит учебный процесс. Ученик в идеале должен сам обо всем догадаться, применив все свои знания и способности.
Создайте возможности для совместного обучения
Согласно теории когнитивной нагрузки, по мере увеличения сложности материала индивидуальное обучение становится менее эффективным по сравнению с совместным. Идея состоит в том, что при определенных условиях групповое обучение делит когнитивную нагрузку на нескольких человек.
Рекомендации по этой стратегии обычно такие:
- Разделите учеников на группы по 2-5 человек.
- Дайте им трудное задание.
- Разделите задание на несколько частей, чтобы каждый ученик занимался чем-то одним.
- Ни один ученик не должен понять тему полностью без координации с другими.
Обеспечьте учеников помощью
Когнитивная помощь – это любой инструмент или набор материалов, которые могут несколько разгрузить рабочую память. Это может быть что угодно: от использования бумаги и карандаша в качестве блокнота до мобильного приложения, которое производит сложные исчисления.
На рабочем месте вы можете использовать инструменты поддержки производительности в качестве вспомогательных средств внешней памяти. Но как насчет обучения?
Чтобы снизить когнитивную нагрузку:
- Создайте контрольный список для выполнения сложных учебных задач.
- Приводите практические примеры.
- Обеспечьте быстрый доступ к новой терминологии.
- Создавайте концептуальные карты.
Одна концепция за один раз
Выучите это правило и повторяйте как мантру. Избегайте искушения поговорить «обо всем на свете».
Представьте одну концепцию и убедитесь, что все ученики уловили ее суть. И только потом переходите к следующей.
Желаем вам удачи!