Однажды американская писательница Гертруда Стайн сказала: «В XX веке всё в разладе со всем». И это выражение имеет под собой все основания.
Люди современного мира, так или иначе, находятся в дисгармонии с самими собой, окружающими, природой, социумом. Страны враждуют со странами, культуры – с культурами, идеологии – с идеологиями.
И основной особенностью минувшего столетия можно назвать прощание с эрой Нового времени и тем, что в ней ценилось: модерн сменился постмодерном и появились новые формы художественного и философского выражения, новые способы общения, новое отношение к окружающей реальности.
И то, что произошло, на самом деле необычно, ведь сам термин «модерн» означает «новое», «современное». Но модерн был вытеснен новой ситуацией в культуре, постарел и перестал соответствовать времени, а это вовсе не вписывается в рамки стратегического направления его развития. Таким образом, через неприятие присущих модерну традиций появился новый период в художественном и культурном развитии – постмодерн.
В представленной статье мы побеседуем и о том, и о другом.
Модерн в культуре XX столетия
Слово «модерн» происходит от французского слова «moderne», означающего «современный» или «новейший». Если же обратиться к официальным источникам, можно увидеть, что модерн является стилевым направлением в американском и европейском искусстве конца XIX – начала XX столетий.
Под понятием «модернизм» следует условно понимать период культуры конца XIX – середины XX столетий, другими словами, переход от импрессионизма до нового романа и театра абсурда. И здесь важно сказать, что, несмотря на тонкую грань, не нужно путать искусство модернизма с авангардом. Характерными для модернизма стилями можно назвать акмеизм, экспрессионизм и символизм.
Появлению модерна приписывают несколько причин:
- «Усилие воли» некоторых людей искусства
- Так называемая усталость XIX столетия
- «Закат Европы» — декаданс европейской культуры
Но сами модернисты, а также критики модернизма называли свой стиль несколько иначе: в Германии он назывался «югенд штиль», а во Франции – «арнуво». В России же он так и остался модерном.
Для представителей модернизма было характерным то, что их взгляды направлены в будущее, а сами они оставляют позади традиции XIX века, главным образом, классицизм и бытовой реализм. Модернисты стремились наконец-таки выйти из рамок «чистого» искусства, и разрушить преграды, которые разделяли «высокое» искусство и то, которое окружает человеческую повседневность; они желали придать прикладному искусству стиль и красоту. Так, среди их стремлений проявлялось желание выстроить новые дома, стены которых будут расписаны удивительными фресками и украшены мозаикой.
Несмотря на то, что существовал модерн всего не больше трёх десятилетий, он оказал просто невероятное влияние на каждый из видов художественной деятельности. Его следы можно проследить в одежде, дизайне, рекламе, плакате, книжной графике, монументальном искусстве, живописи, архитектуре и т.д.
Если что-то делали модернистские дизайнеры, архитекторы или художники, то всё это начинало носить отпечаток их стиля, не важно, ложка это, вилка или художественное полотно, ваза на обеденном столе или монументальная мозаика, ручка на двери в уборную или большое общественное здание. Модернисты интересовались всем; они не ведали чего-то низкого, что не могло бы быть превращено в изящное произведение искусства их фантазией. Они полагали, что всё, с чем имеет дело художник, может и должно стать прекрасным, сродни природным формам, пред которыми они преклонялись.
В конце XIX столетия западная культура начала интересоваться восточной, в особенности её культурными ценностями. Множество восточных вещей стали предметами коллекций, исследований и даже имитации. Начали переводиться религиозные и философские трактаты Востока; появились нетрадиционные восточно-западные религиозные учения. В лексиконе философов Европы стали появляться такие термины как «карма», «нирвана» и т.п.
Но по большому счёту, это увлечение восточной культурой было лишь поверхностным. Европейцы не уясняли сути восточного культурного своеобразия, театра и музыки. Однако встречались личности, настолько влюблённые в восточное искусство, что их восхищение Востоком стало приобретать форму практики, становившейся делом их жизни.
Появившиеся впервые во Франции в виде бумаги, в которую заворачивали всякие японские безделушки, японские гравюры повлияли на трансформацию сознания ряда молодых художников, сумевших понять и принять принцип графики и живописи Востока. Это, кстати, также послужило некоторым стимулом для появления стиля модерн, который, как считалось, стал последствием соединения и переплетения европейских традиций.
У каждой национальной школы был свой образ модерна, ведь в Европе не было страны, в которой не существовало бы своего индивидуального стиля модерн. Но, одновременно с этим, есть и то, что объединяет разные виды «модернов», и делает так, что их практически невозможно различить. А это, в свою очередь, говорит о том, что в Европе существовало и общее художественное направление, которое выражается в форме некоторого количества черт, седлавших этот стиль привлекательным. Таковыми чертами стали декоративность, чувственность, романтизм и эклектизм.
Но в нашем мире нет ничего вечного. И даже время столь необычного модерна с его новизной и красотой подошло к концу, дав начало новому направлению – постмодерну.
Постмодерн в культуре XX столетия
В буквальном смысле слова «постмодерн» означает «то, что есть после модерна» — этим понятием принято обозначать культурные тенденции в развитых западных странах. Представленный термин применяется в большинстве случаев с целью дать характеристику новшествам в искусстве и литературе, а также изменениям в социально-политической, технологической и социально-культурной сферах.
Постмодернистская культура обладает эстетическими, историко-культурными, гносеологическими и онтологическими параметрами.
В плане онтологическом само появление постмодернизма связано с осмыслением того, что предметы противятся воздействию человека, и отвечают на него ответным действием, заключающимся в «мести» порядка вещей попыткам людей его изменить, тем самым ставя под угрозу исчезновения любой проект по преобразованию.
Постмодерн появляется в виде осознания того, что онтология, в границах которой можно было бы подвергнуть реальность насильственным изменениям и перевести из состояния «неразумности» в состояние «разумности», исчерпана. Такая онтология классифицируется как «модернистская» и уже исчерпавшая себя исторически, а значит, и провозглашается новая эпоха – постмодернизм.
Одной из характерных черт постмодернизма является отсутствие системности. Суть её заключается в отказе от притязаний на полноту и целостность потенциального охвата действительности. Эта черта относится к формированию «онтологии ума», которая уже является неклассической. Речь здесь идёт о том, что отсутствует объективная возможность фиксации наличия каких бы то ни было самозамкнутых и жёстких систем, не важно, относятся они к искусству, политике или экономике.
Человек в постмодернизме является скорее случаем, чем выбором. Это указывает на то, что против любых видов индивидуализма, делающих акцент на свободной личности, которая сознательно выбирает свою судьбу, совершается выпад. Для постмодернизма характерно отсутствие личности, осознанно ставящей цели и имеющей собственную волю. Во главе угла становятся бессознательные элементы духовного мира.
С культурно-эстетической точки зрения постмодернизм представляет собой освоение опыта модернизма, если рассматривать его как эстетический феномен – художественный авангард, некоторые течение которого не изменяли дидактически-профетическому пониманию искусства. Но, в отличие от него, в постмодернизме абсолютно исчезают грани между бывшими прежде самостоятельными элементами духовности и уровнями сознания между «высоким искусством», «обычным» и «научным» сознанием.
В постмодернизме раз и навсегда устанавливается переход от искусства, являющегося деятельностью по созданию произведений, к конструкции, представляющей собой деятельность в отношении искусства. И постмодернизм, исходя из этого, является реакцией на смену места, занимаемого культурой в социуме.
Установка постмодернизма относительно культуры появляется в форме результата нарушений «чистоты» искусства. А роль условия его возможности играет первоначальное порождение смысла, которое восходит к субъекту как к созидающему началу.
Когда эти условия нарушаются, чем, собственно, и отличается постиндустриальное общество с огромным потенциалом его технических возможностей, существование искусства в формах классики и модерна оказывается под угрозой.
Что же касается другой стороны изменения культурного статуса, то современные люди искусства практически никогда не работают с «чистым» материалом, т.к. этот материал всегда оказывается, так или иначе, культурно усвоенным. Произведения современных художников никогда не будут первичными, ведь существуют только в виде сети иллюзий на уже имеющиеся произведения.
Постмодернизм полностью осознаёт свою переориентацию эстетической активности с акта творения на цитирование и обобщение, т.е. с создания доныне неповторимых произведений на их коллаж. Но постмодернистская стратегия заключается не в том, что деструкция противопоставляется творчеству, а в том, что происходит дистанцирование от позиции разрушения или созидания.
Свою популярность постмодернизм получил не столько благодаря авторам, которые на самом деле инициировали соответствующее культурное движение, сколько критическим литературным произведениям, которые создали что-то вроде постмодернистской идеологии.
Распространение постмодернизма
В современной культуре выделяются две точки зрения на разум:
- Первая основывается на признании разума как основы деятельности человека. В ней разум наделяется созидательной функцией, благодаря чему и определяется сама специфика модерна в эпоху современности
- Вторая основывается на критике разума и его законодательности. Культурное пространство, в котором преобладает эта позиция, и является пространством постмодерна, главной культурной характеристикой которого является отказ от «услуг» разума
Отрицательное отношение к прошлому, ко всему классическому и традиционному является нормой для постмодернистской культуры. Постмодерн любит свободу, по причине чего дошёл до крайностей: в Лету канули даты и имена, были смешаны времена и стили, искусство было превращено в сборник неизвестно кем созданных произведений, было смешано и отождествлено низкое и высокое, греховное и благое.
Благодаря интеллектуальному настрою постмодернизма появилось скептическое отношение к тому, что есть возможность теоретически обосновать пути социального развития и составить какие-либо долгосрочные прогнозы и проекты на тему быстрых социальных изменений. В постмодернизме нет никаких прав переустраивать общество и совершать революции, ведь он настроен на такие социальные изменения, которые можно было бы сравнить с шагами лилипута.
Стремление к резким и стремительным изменениям событий в жизни и процессов в обществе, характерное для мира постмодерна, отразилось в конце XX столетия на областях жизни, не относящихся к социальному устройству непосредственно, например, в музыке, спорте, моде и т.д. Воздействие мира постмодерна выразилось в натиске и концентрации на радикальных изменениях и в той области культурного пространства, которое связано с телом и потребностями. Практически в каждом виде искусства начал проявляться неоязыческий характер. К примеру, рок-музыка стала для многих своеобразной формой инициации, отличающейся своими ритуальными составляющими.
А в России культура постмодерна, впитанная людьми с телеэкранов и журнальных страниц, несмотря на свою, можно сказать, примитивность, осуществляет свойственную постмодерну направленность на неприятие или даже негативное восприятие прошлого.
Но время не стоит на месте, а значит, и постмодерн будет сменён новой эпохой. Но вопрос состоит в том, какой она будет: скажется ли она благотворно на сознании людей или поспособствует его дальнейшему падению в пучину потери осознанности и массовой слепоты…