С каждым днём в сфере образования появляются какие-то новые разработки, программы, обучающие методики и другие всевозможные новшества. Старые, же, или, как ещё их можно назвать, традиционные, если уж и не забываются, то просто отодвигаются на задний план по причине потери своей актуальности и малой эффективности. И эта тенденция наблюдается во всех направлениях, по которым происходит обучение, в том числе и в изучении иностранных языков.
Большинство традиционных методик обучения иностранным языкам сейчас подвергается жёсткой критике, т.к. многие специалисты считают, что обучать им современных детей, да и взрослых тоже, следует по иному пути. А представление о привычных методиках обучения складывается примерно такое:
- Огромное количество трудных грамматических правил, которые необходимо заучивать
- Десятки листов со словами, которые также нужно заучивать
- Объёмные неинтересные тексты, которые нужно читать, переводить и пересказывать
Как вы сами считаете, нужно ли продолжать применять такие методы в современных образовательных учреждениях? Наверняка, вы скажете, что лучше найти нечто более интересное и эффективное, что оказывало бы на учащихся большее стимулирующее воздействие, и помогало бы им гораздо быстрее осваивать лексику, грамматику и фонетику того языка, который они изучают.
И на сегодняшний день исследователи выделяют два основных инновационных пути изучения языков, которыми являются:
- Применение методов изучения иностранных языков, основывающихся на эффекте сверхзапоминания, когда восприятие и усвоение информации происходит без её критического осмысления;
- Применение нетрадиционных методов, которые подразумевают ускоренное и максимально интенсивное обучение иностранному языку, где теоретическая база является минимальной или её вообще нет, а основной упор делается на практике, т.е. на разговорной речи в процессе живого общения.
Базой обоих этих путей являются принципы суггестологии, которые были разработаны болгарским педагогом и психологом Геогрием Лозановым. Стоит сказать, что суггестология является наукой, посвящённой раскрытию скрытого потенциала человека, и активизирующей его подсознательные ресурсы. В качестве примера можно назвать метод всем известного «25 кадра», а также обучение во сне. И как раз одним из методов обучения иностранным языкам, которые основываются на принципах суггестологии, является метод Галины Александровны Китайгородской.
Метод Г. А. Китайгородской
Метод Г. А. Китайгородской, который также называют методом «Активизации резервных возможностей личности и коллектива», нельзя назвать новым, т.к. он был разработан свыше 35 лет назад, однако он считается исключительно новаторским и уже ставшим классическим в области интенсивного обучения.
Важно также сказать, что именно Галиной Александровной Китайгородской была создана единственная в России научная система интенсивного обучения иностранным языкам, а также был введён сам термин «интенсивное обучение». И с момента создания этой системы её эффективность была оценена огромнейшим количеством людей, которые в рекордно короткие сроки овладели иностранными языками.
Отличие метода Китайгородской от традиционных заключается в том, что он зиждется на психологических резервах личности и коллектива при целенаправленной манипуляции социально-психологическими процессами межличностного группового взаимодействия, благодаря чему учащиеся за совершенно мизерное время очень легко и продуктивно перерабатывают большие объёмы новых знаний.
Ключевое место в системе интенсивного обучения занимает термин «активизация» — процесс, который направлен на достижение человеком активности и стабилизацию данного состояния. В своей изначальной интерпретации понятие «интенсивность» рассматривается как «напряжённость», а именно: состояние активности в конкретный момент времени. Точно также следует и трактовать понятие «интенсивного обучения» в рамках системы Г. А. Китайгородской – оно должно пониматься как динамизм, активное взаимодействие педагогов и группы учащихся, учащихся друг с другом, активизация процессов познания, ресурсов памяти, воображения и внимания.
Тот ученик, который устал, засыпает на занятиях и нисколько не заинтересован в своём обучении, не способен надлежащим образом воспринимать большие объёмы информации и всецело отдаваться общению со своими партнёрами по обучению. А методика Китайгородской способна привести учащегося в такое состояние, в котором он будет максимально умственно и нередко даже физически активен, по причине чего будет обеспечен самый высокий показатель интенсивности процесса обучения. Если говорить несколько проще, путь овладения человеком иностранным языком, согласно системе Китайгородской, очень схож с тем путём, идя по которому ребёнок осваивает свой родной язык.
Сначала ученик двигается вперёд по различным стадиям формирования способности к речи, начиная с интонационной, затем переходя к лексико-грамматической, а после – к синтаксической и фонетической. Причём, происходит всё это совершенно естественным образом, а не наоборот, как это можно наблюдать в традиционных методах обучения. И сроки овладения новым навыком значительно сокращаются.
Уже в процессе первого занятия ученик начинает изъясняться на иностранном языке при помощи готовых конструкций. Изначально он, конечно, не знает правил грамматики, но постепенно переходит на уровень анализа тех конструкций, которые применяет, а потом снова начинает использовать их в своей речи, вместе с этим производя решение всевозможных задач в атмосфере естественного общения, но уже на совершенно другом уровне. Это называется микроциклом. И уже только на одном этапе процесса обучения этих микроциклов присутствует масса. В итоге ученик осваивает несколько тысяч лексических единиц в течение одного курса, но наиболее важно то, что он научается легко и непринуждённо применять их в различных ситуациях общения.
Всего за восемь недель обучения учащиеся начинают изъясняться на иностранном языке, снимают языковые барьеры, раскрепощаются и получают мощнейшую мотивацию к дальнейшему освоению языка. И этому в немалой мере способствуют специализированные учебники, предназначенные для каждого конкретного языка и каждого уровня обучения, должным образом организованное взаимодействие в группе учеников, атмосфера дружелюбия и творчества, интересные для выполнения задания, которые вызывают у учащихся желание их выполнять, уникальный психотерапевтический эффект, к достижению которого стремятся педагоги Школы Китайгородской, и множество других немаловажных факторов.
В дополнение к этому, следует сказать, что созданная более 35 лет назад Галиной Александровной Китайгородской система обучения иностранным языкам в настоящее время актуальна и востребована гораздо больше, чем когда-либо вообще.
И в качестве заключения несколько слов о Школе Китайгородской.
Школа Китайгородской
Школа Китайгородской является единственным в нашей стране научно-образовательным центром, в котором научные и практические методы направлены на достижение единого результата – интенсивного обучения людей общению на иностранных языках.
Данное научно-образовательное учреждение было основано в 1985 году на базе открывшегося в 1979 году при Московском государственном университете им. В. М. Ломоносова Центра интенсивного обучения иностранным языкам.
Сегодня в Центре интенсивного обучения иностранным языкам проводится обучение для студентов и преподавателей МГУ им. В. М. Ломоносова, а в самом научно-образовательном центре «Школа Китайгородской» имеют возможность проходить обучение все, кто желает овладеть иностранными языками.
И уникальность Школы Китайгородской заключается вот в чём:
- Только в Школе Китайгородской иностранные языки преподаются по авторской методике интенсивного обучения, разработанной Г. А. Китайгородской, защищённой докторской диссертацией и описанной многими монографиями, методическими пособиями и статьями.
- Система интенсивного обучения Г. А. Китайгородской снабжена авторскими учебниками, специально разработанными для каждого из уровней.
- Преподавательский состав Школы Китайгородской состоит из лучших учеников-последователей профессора Г. А. Китайгородской, которые великолепно владеют мастерством педагогики.
Школа Китайгородской всегда верна своей специфике и сохраняет неизменное высшее качество обучения иностранным языкам, которое основано на многолетнем опыте, множестве экспериментов и исследований.