ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Эффект Зейгарник


эффект Зейгарник

Случалось ли вам чувствовать тревогу и даже некоторую вину по поводу какого-либо незавершённого дела? Когда вы не успевали довести начатое до конца, вынуждены были отложить, а в результате полночи не могли спать, переживая, и постоянно мысленно возвращались к этому незаконченному занятию? Если да, то, возможно, вы будете удивлены узнать, что причиной такого состояния является не пресловутая совесть, привычка доводить начатое до конца или личная склонность к излишним переживаниям. Подобный эффект в разной степени характерен для всех людей, и психологам он известен относительно давно. Это – эффект Зейгарник, получивший своё название от имени советской исследовательницы, основательницы отечественной патопсихологии, которая первая его описала.

Забывчивые официанты

Представьте себе ребёнка, увлечённо собирающего домик из кубиков или рисующего любимого персонажа мультфильма. Если занятие действительно интересное, оторвать его от него, не предложив взамен такой же по силе стимул, очень сложно – спустя время он всё равно вернётся, чтобы закончить начатое. Впервые данную закономерность открыл немецкий (позже эмигрировавший в США) психолог Курт Левин.

Развитие этого наблюдения, его научное обоснование и экспериментальное подтверждение было совершено ученицей Левина – Блюмой Вольфовной Зейгарник, которая защитила на эту тему диплом в Берлинском университете. В отдельных источниках указывается, что на саму мысль её натолкнуло наблюдение за работой официантов в ресторане. С момента принятия заказа и до подачи блюда они отлично помнили, что заказал посетитель, но как только блюдо оказывалось на столе – информация о заказе мгновенно забывалась.

В дальнейшем исследование было перенесено в стены университета. Б. Зейгарник сосредоточилась на экспериментальном обосновании теории, ранее предложенной Левиным. Суть его сводилась к тому, чтобы показать, что если прервать человека и не дать закончить начатое, он будет пребывать в состоянии эмоционального напряжения, которое сохранится до тех пор, пока дело не будет завершено. Кроме того, всё это время он будет помнить о задании.

Сам эксперимент был очень простой. Испытуемым предлагали решить ряд задач за отведённое время. Но в определённый момент их прерывали, объясняя это нехваткой времени. Позже участников просили назвать те задания, которые они запомнили. Среди ответов преобладало описание тех задач, которые они не успевали выполнить. Их испытуемые помнили в 2 раза лучше, чем те, которые успели сделать.

Результатами данного исследования и была подведена черта под пониманием открытого психологического эффекта, который впоследствии назвали в честь Б. Зейгарник. Им описывается особенность (или феномен, если угодно), которая сводится к тому, что люди лучше запоминают прерванные дела, чем завершённые. Происходит это вследствие нарушения мотивационного компонента памяти. В дальнейшем, в основном зарубежными психологами, эти выводы были многократно подтверждены и детализированы. Но что дают эти знания нам?

Эффект Зейгарник, реклама, прокрастинация и память

Во-первых, теперь вы знаете научное определение чувства вины за невыполненное дело или обещание. Если же говорить серьёзно, то отпечаток, наложенный эффектом Зейгарник, можно проследить на простых примерах из повседневной жизни. А благодаря этому лучше понять природу некоторых своих действий и даже провести небольшой эксперимент над собой.

Ещё в начале 1970-х двое учёных, Дж. Хаймбэк из Nationwide Research Center и Дж. Джейкоби из университета Пардью, провели серию экспериментов о значении и возможностях применения эффекта Зейгарник в рекламе. Использование тактики прерывания продемонстрировало своё  положительное влияние на вовлечение и запоминание бренда. Отсюда выводы, которые сегодня широко применяются в рекламной и медийной сферах: 1) ролик должен интриговать с первых секунд, чтобы, отказавшись от просмотра, у человека возникало ощущение незавершённости; 2) недосказанность рекламы или одного из сюжетов способствуют лучшему запоминанию. Эти уловки позволяют «вести» потенциального покупателя не только в процессе просмотра, но и на всей дистанции принятия решений.

Насколько это влияет на современного потребителя? Очевидно, что рекламы вокруг нас сегодня так много, что временами уже на уровне подсознания мы блокируем её в любых проявлениях. Но судить об эффективности приёма можно хотя бы из простого примера. Подумайте, какие фильмы вызывают у вас больший отклик и лучше запоминаются: с открытым финалом (почему-то на ум сразу приходит «Начало» К. Нолана) или те, где история в конце завершается?

Но это всё тоже не более чем занимательные факты. Как можно применять эффект Зейгарник в повседневной жизни с пользой для себя? Как минимум, в качестве инструмента тайм-менеджмента для налаживания эффективной работы и борьбы с прокрастинацией. Для первого вам понадобится избавиться от многозадачности. Другими словами, применить правило «одно дело за один раз». Сконцентрировавшись на выполнении занятия до конца, вы не окажетесь в ситуации, когда сразу несколько дел будут требовать своего завершения и «давить» на вас.

Для того чтобы справиться с проволочками, следует прибегнуть к правилу 15 минут. Если вы интересовались вопросами управления временем раньше, то, наверняка, слышали о нём. Суть заключается в том, что если начать заниматься чем-либо и продолжать 15 минут, то в дальнейшем работа будет идти во многом автоматически, и уже не доставлять такого дискомфорта как сразу. Как говорится, в любом деле главное – начать. Положительное влияние эффекта Зейгарник здесь в том, что, прервавшись от занятия, вы легче вернётесь к его дальнейшему выполнению, поскольку задействованными окажутся мотивационные компоненты памяти.

Но есть и неутешительные данные, которые следует знать всем руководителям. Эффект Зейгарник работает хуже, когда человек ожидает награду. В материале на «Лайфхакере» приводились данные об исследовании университета Миссисипи, подтвердившем этот факт. Две группы участников, как и в традиционном исследовании, работали над заданием. В какой-то момент их прервали и одним сказали, что заплатят за участие, вторым же награду не обещали. После перерыва к выполнению работы вернулись лишь 58% людей, которым раньше заплатили. Тех, кто не ждал оплаты и продолжил выполнять задание, оказалось аж 86%. К тому же, первые ещё и меньше времени тратили на каждое задание. Вывод: получив вознаграждение, человек теряет запас мотивации и в некоторой мере интерес к выполнению работы.

Памятуя об эффекте Зейгарник можно попробовать проделать фокус со своей памятью. Поскольку прерванные занятия запоминаются в 2 раза лучше, можно сознательно не завершать некоторые дела, с целью дальнейшего более детального их воскрешения в памяти. Например, готовясь к экзамену, не стараться изучить тему досконально, а оставлять небольшие пробелы. Попросту говоря, не стоит быть перфекционистом.

Отзывы и комментарии

А что вы думаете по этому поводу? Часто ли вы подвержены действию эффекта Зейгарник? Делитесь собственным опытом и мыслями по поводу статьи.