Блог о саморазвитии

Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла

Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла

В этой статье вы познакомитесь с психологической теорией о структуре познавательных способностей. Теория сразу трёх учёных: Раймонда Кеттелла, Джона Хорна и Джона Кэрролла считается самой влиятельной в сфере изучения человеческого интеллекта. Она основана на результатах множества исследований, проводимых на протяжении 70-ти лет, и определенно заслуживает внимания всех, кто занимается самообразованием.

История создания и введение в теорию

Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла – синтез двух теорий, каждую из которых мы рассмотрим в этой статье. Первая теория – теория подвижного и кристаллизировавшегося интеллекта Кеттелла-Хорна, вторая – трёхуровневая теория познавательных способностей Кэрролла.

Обе теории имеют существенное сходство, их создатели во многом соглашались друг с другом, что и стало причиной дальнейшего синтеза этих идей.

Подвижный и кристаллизировавшийся интеллект

Подвижный интеллект. В него входят следующие способности и качества:

  1. Обучаемость.
  2. Способность мыслить абстрактно.
  3. Способность находить связи и выявлять закономерности, систематизировать получаемую информацию, анализировать и обрабатывать новые знания.
  4. Способность приспосабливаться к новым условиям, умение быть гибким.
  5. Способность к дедуктивному и индуктивному мышлению.
  6. Способность решать проблемы, с которыми человек сталкивается впервые, и способность решать старые, уже знакомые проблемы, но новыми способами.
  7. Хорошая рабочая память. Очень часто уровень развития подвижного интеллекта связывают именно с ней.

Подвижный интеллект человека достигает своего пика в конце подросткового возраста, после чего его уровень начинает постепенно снижаться.

Кристаллизировавшийся интеллект. Это уже накопленные знания и умения. Кристаллизировавшийся интеллект вытаскивает из долговременной памяти то, что накопил подвижный интеллект, и применяет это. Он включает в себя:

  1. Словарный запас.
  2. Способность решать проблемы привычными и уже проверенными методами.
  3. Общий запас знаний, эрудированность.

Стоит заметить, что уровень кристаллизировавшегося интеллекта в различных областях разный. Вы можете быть одновременно экспертом в одном деле и дилетантом в другом.

Уровень кристаллизировавшегося интеллекта повышается до старости, а потом начинает понижаться.

Кристаллизировавшийся интеллект зависит от подвижного: чем быстрее вы обучаетесь, чем больше информации можете усвоить, тем больше ваш объём знаний. Таким образом, подвижный интеллект – инструмент накопления кристаллизировавшегося.

Трёхуровневая теория познавательных способностей

Кэрролл выделил три уровня познания:

Первый уровень: ограниченные способности. Это более конкретные способности второго уровня, они являются его основой и главной составной частью.

  1. Скорость речи, знание грамматики и лексики, способность к изучению иностранных языков, умение слушать и общаться.
  2. Скорость чтения, умения осмысливать и усваивать прочитанное, скорость письма и умение дешифрировать.
  3. Математические знания.
  4. Способность мыслить дедуктивно и индуктивно, правильно выстраивать логический ход мыслей.
  5. Объём рабочей памяти.
  6. Скорость мышления и способность быстро находить ассоциации, оригинальность и уровень долгосрочной памяти.
  7. Способность запоминать услышанное, восприятие музыки и умение определять локализацию звука.
  8. Умение визуализировать, уровень развития визуальной памяти, способность мыслить образами, пространственное мышление.

Второй уровень: широкие способности. Сюда относятся:

  1. Постижение знаний: способность рассуждать, основываясь на прошлом опыте, умение применять ранее полученные знания.
  2. Способность к чтению и письму.
  3. Способность усваивать количественные понятия и производить операции с числами
  4. Умение логично рассуждать.
  5. Кратковременная память.
  6. Долговременная память и способность извлекать из неё информацию.
  7. Способность производить слуховую обработку.
  8. Способность производить визуальную обработку.
  9. Умения автоматически выполнять некоторые задачи.

Третий уровень: общий интеллект. Общеинтеллектуальные способности – это уровень корреляции между широкими способностями.

Вывод: учитесь учиться и развивайтесь всесторонне.

Желаю успехов!

Автор: Игорь Болтовнин

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова: