Любые взаимоотношения между людьми так или иначе несут признаки конфликта. Когда же речь заходит о работе, вероятность его возникновения увеличивается в несколько раз. В итоге страдают все — обе (или больше) стороны, а также сама компания и ее репутация. Профессор Джон Элдред разработал модель и объяснил, что происходит в конфликтных ситуациях.
Будьте внимательны при любом конфликте и пытайтесь моментально разобраться, какой именно стратегией пользуется ваш сотрудник. Данные стратегии могут моментально переходить друг в друга, поэтому отслеживайте тенденции и будьте осознанны.
Онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации» поможет научиться взаимодействовать с людьми. Вы узнаете и сможете применять в своей жизни 72 лучшие коммуникативные техники, которые мы собрали из десятков книг и тренингов.
Четыре стратегии силы Элдреда
Сотрудничество
Вы все вместе играете за одну команду при полном отсутствии конфликта интересов. Эта стратегия считается идеальной, потому что помогает справиться с трудностями и разделить успех. Участники не считают друг друга врагами и настроены благожелательно.
Несмотря на идиллию, требуется огромное мастерство для того, чтобы подпитывать сотрудничество на хорошем уровне значительное время. Изучайте психологию и деловую коммуникацию.
Переговоры
Вы не уверены за какую команду играете, поэтому намерены выяснить это. Переговоры могут оказаться весьма эффективной стратегий и привести к сотрудничеству, однако могут испортить взаимоотношения и привести к конфликту интересов.
Изучайте искусство переговоров и учитесь находить общий язык с противоположной стороной. Вам нужно быть начеку, потому что некоторые переговорщики только притворяются, что хотят найти компромисс.
Влияние
Вы играете за одну и ту же команду, однако один человек находится впереди, а все остальные в запасе. Несмотря на это, обе стороны могут влиять друг на друга в позитивном ключе и оба выиграют. Однако негативная манипуляция может уничтожить одну из сторон. Также возможно объединение двух сторон ради влияния на третью.
Доминация
Вы играете за разные команды; победит сильный и хитрый. Компромисса быть не может: либо побеждаете вы, либо побеждают вас. Такая атмосфера в коллективе приводит к стрессу и неэффективности, причем по итогу страдают все стороны, даже победившая.
Вы можете стать свидетелями бесчестной и мошеннической тактики, которая закончится конфликтом и саботажем. Такая стратегия называется «Проиграл — Проиграл».
Выберите правильную стратегию
Ни один человек не может себя обезопасить от попадания в конфликтную ситуацию, однако он вполне может из нее выйти. Вы можете работать эффективно и усердно, но все равно найдется тот, кому это не понравится. Поэтому вам прежде всего нужно узнать, в какую игру вы играете.
- Когда вы имеете дело с человеком, играющим в доминацию, задайте себе следующие вопросы:
- Сейчас происходит конфликт или недопонимание? И почему именно?
- Делаю ли я что-то, что только подпитывает негативные эмоции в коллективе? Вел ли я себя неуважительно к другим?
- Были ли у меня конфликты с доминирующими людьми в прошлом и влияет ли это прошлое на мое поведение сейчас?
- Действительно ли я нахожусь под угрозой или могу вынести из ситуации пользу и погасить конфликт?
- Как именно я могу погасить конфликт?
- Если вы имеете дело с человеком, играющим во влияние, рассмотрите следующие варианты:
- Спросите себя, как вы можете помочь друг другу.
- Найдите способы поддержать этого человека публично.
- Рассмотрите возможность начать наставнические взаимоотношения.
- Если вы имеете дело с человеком, играющим в переговоры, рассмотрите следующие варианты:
- Найдите точку отсчета и найдите общую выгоду.
- Возьмите передышку для размышлений.
- Будьте открыты и честны.
- Постарайтесь заглянуть дальше ваших личных целей и амбиций и увидеть общую картину.
- Когда вы имеете дело с человеком, играющим в сотрудничество, рассмотрите эти варианты:
- Работайте над поддержанием этих взаимоотношений.
- Повышайте эффективность такого сотрудничества.
Помните, что многие конфликты возникают из-за недоразумения, поэтому в большинстве случаев поможет ясный и прозрачный диалог. Всегда ищите способы сделать коммуникацию простой. Чем сложнее используются слова и понятия, тем запутанней становится ситуация и тем ближе конфликт. Если вы являетесь лидером, попытайтесь распознать признаки конфликта ваших сотрудников и погасите его.
Желаем вам удачи!