ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Современные принципы эффективного преподавания


Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние.

Генри Адамс

Истинному наставнику, учителю, для достижения высоких результатов в своей деятельности, очень важно победить безликость и скуку, украшая учебный процесс собственным стилем, посредством которого и доносится содержание предмета.

Правильно подобранный стиль может оказать действительно ошеломляющее воздействие на успехи в передаче знаний и умений ученику.

Универсальные стимуляторы скуки

Обратимся к небольшому опросу, проведенному среди студентов, и определим, что в преподавателе учащиеся считают катастрофичным дилетантством.

  • Ключевым фактором непрофессионализма признается малозначительное вовлечение аудитории в образовательный процесс; воистину, так могут ошибаться многие наставники, слабо понимающие существо своей деятельности. Эгоцентризм губителен для обеих сторон: это свойство характера, словно бетонный раствор, накрепко сковывает подвижные умы, так сильно жаждущие свободы и развития.
  • Низкий уровень подготовленности также считается слабостью; речь идет о пренебрежении к составлению адекватного плана урока и привлечению, для повышения продуктивности занятий, наглядных материалов: презентаций с фото, видео, экспериментов, историй из личной жизни с естественным отношением к сути разбираемого вопроса. Нередко бывает и так, что педагог прилежно и совестно организует плодотворную структуру занятий, однако, к разочарованию учащихся, не принимает во внимание их уровень познаний, равно как и конституцию их амбиций и целей.
  • Черствость и однообразие педагогических приемов – под этим подразумевается рутинность манеры преподавания, которая может погасить потенциал ученика даже с предельно сильной мотивацией и интересом к изучаемому предмету. Учителя совершают непростительную ошибку, если изо дня в день придерживаются сложившихся стереотипов, боясь вносить даже толику новаторства и оригинальности, в угоду консервативной сухости.
  • Кризис зрительного контакта и жестикуляции, скованность, неподвижность – в совокупности все это приобретает серьезный масштаб, ведь эффективная коммуникация происходит посредством не только вербальных, но и невербальных средств.
  • Ну и последним проявлением дилетантства, по мнению практически всех учащихся, является недостаток энтузиазма, то есть настоящей, подлинной любви к своему ремеслу, той любви, что своей всеобъемлющей энергией бесконечно подтверждает правильность выбранного пути.

Как стать хорошим наставником?

Устанавливайте основные правила единогласно, и лучше всего, если сила вашего голоса будет наравне с голосами преемников. Это очень действенная практика, которая нацелена на свободу и полноценное раскрытие потенциала взаимодействующих сторон.

Познакомиться в общих чертах с особенностями этой техники вы можете в нашей статье про школу свободы «Саммерхил» – там мы рассказываем, в чем заключается принципиальная разница между свободой и вседозволенностью. И если впечатления от образовательных методов Саммерхила вас пронзят, то знайте: вы всегда можете расширить свои представления, обратившись к одноименной книге или фильму.

В начале каждого занятия предоставляйте его полную структуру ученику, чтобы он осознавал с чем ему предстоит работать; лаконично задайте цель, подзадачи и отведите место для ведения ярких коротких заметок – они способствуют лучшему запоминанию материала.

Откажитесь от излишней спешки, кроме того и от информации, которую в конечном итоге никак нельзя будет применить на практике. В хороших школах, а особенно в тех, где преподают восточные философии, например, йогу или аюрведу – ученик не может продвинутся дальше, пока не освоит текущую ступень и не научится полноценно применять ее на практике.

Не стесняйтесь своего незнания – хороший преподаватель понимает и признает, что незнание – это верный путь к познанию мира.

Если возможно, то всегда начинайте обучение с этапа «опыт», а не с этапа «теория». У большинства людей в той или иной степени есть реальный жизненный опыт, пересекающийся в некотором роде с проблемами изучаемого предмета, будь то задачи маркетинга, иностранного языка или выжигания по дереву.

Оценивайте учеников только по их личным продвижениям, а не по мнимым критериям. Для учета прогресса используйте сто балльную систему и самоотметки.

Советы от преподавателей ведущих университетов мира

  1. Сделайте свое мышление более вольным, не загоняйте себя в какие-либо устоявшиеся рамки, которые вам не по душе. Преподавательская деятельность близка по своей структуре к серфингу: свободному, раскованному катанию по волнам, ритм которых нужно чувствовать, принимать и умело использовать, а не надменно противостоять их силе.
  2. Ведите занятия в форме беседы, используя как можно больше вопросов и ответов, и практических примеров из жизни. Подобный формат упрочнит ваши взаимоотношения с учеником, вовлечет в процесс и усилит мотивацию для освоения знаний.
  3. Во время общения используйте процентное соотношение – 50/50, всегда давайте возможность раскрыться собеседнику – эгоизм и какое-либо доминирование ни к чему хорошему не приведут.
  4. При получении требующих времени для размышления, сложных вопросов, никогда не говорите: «я не знаю» или «я не уверен»; дайте себе возможность найти подходящие ответы и вернуться к ним чуть позже.

Самоанализ: какие вопросы себе задавать?

Чтобы достичь вершин в искусстве педагогики – занимайтесь самоанализом, обдумывайте варианты как стать лучше.

  • Люблю ли я свой труд, стал бы я этим заниматься безвозмездно?
  • Насколько хорошо я владею собственным телом при коммуникации?
  • Какие приемы для улучшения занятий я могу внедрить уже сейчас?
  • Часто ли я ограничиваю собственную свободу и свободу своих учеников из-за проявлений стереотипного мышления?
  • Выслушиваю ли я собеседника до конца или прерываю на полуслове?
  • Корректно ли я ставлю цели и выставляю оценки труда?
  • По каким критериям я оцениваю работу, верны ли они?
  • Адекватно ли я реагирую на особенности, уникальность учеников?
  • Как я воспринимаю ошибки учащихся и свое собственное незнание?
  • На кого возложена основная ответственность за происходящее на уроке; кто принимает решения?
  • Создаю ли я вокруг себя творческое пространство?
  • Какие иллюстративные материалы я могу использовать для достижения наилучших результатов?

Достойные фильмы о преподавательской деятельности

«Саммерхилл» – тема свободы;

«Общество мертвых поэтов» – противостояние человека и системы;

«Звездочки на земле» – использование индивидуального подхода для гармоничной жизни и развития способности самовыражаться;

«Триумф: правдивая история Рона Кларка» – фильм о страсти к преподаванию и инновационных методах;

«Писатели свободы» – небольшая, невзыскательная история о толерантности, вере и любви;

«Мирный воин» – повествование о смысле действия и концентрации на настоящем;

«Покорители волн» – кино, рассказывающее о силе духовной связи, о стремлении жить и развиваться.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook