ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Пять уровней продукта


Когда вы разрабатываете новый продукт или услугу, ключевое значение придаете тому, чтобы он сумел удовлетворить желания и потребности клиентов. Не менее важно значительно превысить их ожидания, добившись вау-эффекта. Это ставит перед вами несколько вопросов. Как можно определить ожидания потребителей? Как обойти конкурентов? И какие особенности товара или услуги следует при этом выделить? Филипп Котлер и Кевин Келлер разработали свою модель, которая поможет ответить на все эти вопросы.

О пяти уровнях

В 2003 году Котлер и Келлер, эксперты по маркетингу, представили модель пяти уровней продукта в учебнике под названием «Marketing Management».

Эта модель выделяет пять способов, при помощи которых можно придать ценности практически любому продукту. Чем выше уровень, тем больше ценен продукт в глазах потребителей — это позволит превзойти их ожидания и получить серьезное конкурентное преимущество.

Пять уровней:

  • Основное преимущество.
  • Базовый продукт.
  • Ожидаемый продукт.
  • Дополненный продукт.
  • Продукт с потенциалом.

Используйте эту модель как для новых, так и для существующих продуктов. Вы также можете изменить маркетинговое сообщение для своих клиентов, исходя из информации, которую получите в процессе размышлений.

1

Основное преимущество

Это преимущества, которые клиенты получают от вашего продукта на самом базовом уровне.

Например, когда вы покупаете дождевик, то основным преимуществом будет то, что вы останетесь сухим во время дождя. Когда покупаете машину, то таковым будет перемещение с места на место за короткий срок.

2

Базовый продукт

На втором уровне вы включаете основное преимущество в реальный продукт и определяете базовые функции, которые он должен иметь.

Если продолжить рассмотрение вышеупомянутых примеров, дождевик должен быть водонепроницаемым и иметь капюшон, чтобы голова оставалась сухой. Машина же должна иметь двери, двигатель, колеса и твердый каркас, чтобы вы могли ею управлять.

3

Ожидаемый продукт

Ожидаемый продукт — набор свойств или функций, наличие которых ожидает потребитель при покупке продукта. Это дополнение к функциям базового продукта, которые вы определили на втором уровне.

Например, дождевик может быть создан из материала, через который проникает воздух. Таким образом человек не потеет и имеет презентабельный вид.

Клиент может рассчитывать на то, что в машине будут подушки безопасности, антиблокировочная система тормозов и встроенная система навигации. Надежность и долгосрочная гарантия, к примеру, имеют для клиента огромную ценность.

4

Дополненный продукт

На этом уровне вы предвосхищаете ожидания клиентов. Именно здесь можно получить конкурентное преимущество.

Производитель дождевиков может использовать легкие материалы, а также карманы, в которые не попадет влага.

Производитель автомобиля может создать боковые подушки безопасности, колеса высокого качества или саморазмораживание ветрового стекла.

5

Продукт с потенциалом

На этом этапе следует подумать над возможными трансформациями продукта, которые произойдут в будущем и другими функциями и особенностями, повышающими его ценность.

В нашем примере с дождевиком производитель может предложить кейс для его хранения или новый дизайн, который позволит получить большой обзор при надевании капюшона.

Расширением для автомобиля может стать бесплатное приложение для смартфона, новая модель двигателя, потребляющая меньше бензина или навигационную систему, использующую распознавание голоса.

Использование инструмента

Как же можно использовать модель, предложенную Котлером и Келлером?

Уровни 1, 2 и 3

Если вы разрабатываете новый продукт, посмотрите на него с точки зрения потребителя для того, чтобы убедиться в том, что он удовлетворяет их потребности и желания. Если этого не случится, вы не сможете получить преимуществ на четвертом и пятом уровне, ведь тяжело превзойти ожидания человека, когда базовые нужды не удовлетворены. При разработке маркетинговой стратегии следует учитывать эти три уровня в первую очередь.

Уровень 4

Вам нужно понять, каким образом можно приятно удивить потребителя, предложив ему больше, чем он хотел. Возможно, помимо продукта следует предложить ему качественные услуги и сервис или расширить возможности стандартных функций?

Уровень 5

На этом уровне нужны инновации, которые помогут продлить действие «вау-эффекта». Современного потребителя трудно удивить, поэтому нужно сделать все возможное для того, чтобы предложить продукт, который поможет человеку получить незабываемый и новый опыт.

Желаем вам удачи!