ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Познавательные методы мотивации


познавательные методы мотивации

«Способность быть счастливым во многом зависит от нас самих» Шарлотта Бронте (английская романистка).

Мотивация («мотив»  от лат.  – толкать, приводить в движение) – обязательный компонент любой деятельности, развивается на протяжении всей жизни человека, обогащаясь жизненным опытом.

Процесс мотивации – это сложный психологический феномен, но именно он является стимулом к активной познавательной деятельности человека.

Как нам всем известно: качество знаний учащихся школ в последние годы стремительно снижается и причина этого явления – чрезмерно низкая мотивация у учащихся к получению знаний.

В связи с чем, мы решили разобраться в данном нелёгком вопросе и ответить на главный вопрос всей системы образования  – по каким причинам мы имеем такой исход, и что можно сделать, чтобы изменить ситуацию.

Будем разбираться.

Итак, низкая мотивация учащихся нередко скрывается за рядом причин:

  1. Бедность сообщаемого учебного материала
  2. Некомпетентность педагога, учителя, преподавателя
  3. Незаинтересованность его в работе
  4. Однообразие занятий, повторяемость
  5. Недоброжелательный настрой педагога к аудитории
  6. Принуждение к деятельности

А теперь давайте  будем искать методы мотивации учащихся, и для начала ознакомимся с областями мозга, отвечающими за мотивацию:

Мотивация

Формирование учебно-познавательной мотивации

Современная жизнь диктует свои условия – просто родить и любить своего ребёнка – этого уже недостаточно, важно ещё суметь воспитать достойного, мыслящего человека, подготовленного к жизни в обществе.

А для этого нам самим, а также преподавателям, педагогам и учителям необходимо создавать условия, вызывающие активную деятельность учащихся, а это возможно за счёт нехитрых действий:

  • Оригинальности подачи материала (в игровой форме, или же путём совместной с детьми подготовки учебного проекта)
  • За счёт использования инновационных, оригинальных технологий (ноу- хау)
  • Приглашая гостей (работников музея, ветеранов, видных деятелей культуру, искусства и политики)

Есть одна очень полезная, фундаментальная  книжка (объясняющая необходимость раннего развития мотивации): «После трёх уже поздно»  — автор Масару Ибука – президент и основатель фирмы «Sony». Книга написана с особой добротой и благожелательностью.  На мой взгляд, она должна быть в каждом доме! Один момент, предупреждаю сразу – его методика, постулаты, далеки от нашего обыденного восприятия процесса мотивации, и это один из больших плюсов данной книги. Например, М.Ибука считает: роль окружения важнее наследственности: кто и что окружают ребёнка, то (те) и формируют его взгляды на жизнь. Читайте книгу, учитесь смотреть на жизнь по-новому.

Формирование положительной мотивации учащихся

«Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека» Дж. Равен

Если человек стремится овладеть знаниями  — эффективность познавательного процесса в разы возрастает. Однако преподаватели  часто сетуют на то, что дети не проявляют интерес к учёбе. А вот почему так происходит и в чем здесь основная причина – это вопросы вопросов. Давайте будем разбираться вместе, для того, чтобы помочь воспитателям и  учителям привить нашим деткам интерес к познавательной деятельности, то есть научить более усердно выполнять свою работу – учиться только на отлично.

Несмотря на то, что в каждом конкретном случае кроется своя причина  «нежелания» учиться, в тоже время есть и довольно распространённые, типичные основания, вот на них то, мы и обратим особое внимание.

Давайте для начала выявим причины низкой школьной мотивации (по причине учащегося, а ранее мы рассматривали – по вине педагога):

  1. Непринятие новых условий, отсутствие адаптации
  2. Трудности с восприятием нового материала
  3. Неусидчивость, постоянное отвлечение на посторонние дела, игры
  4. Проблемы в общении со сверстниками, учителями
  5. Нежелание следовать нормам и правилам
  6. Нервно-психические расстройства
  7. Отсутствие интереса к предмету
  8. Эмоционально-некомфортная обстановка

Мотивацию ребёнка также снижает:

  • Недостаток родительского внимания и любви
  • Сомнения в способностях ребёнка, упрёки, принижающая критика
  • Высокие нагрузки (не по возрасту)

Выход: разговаривайте с ребёнком, пытайтесь его услышать, обязательно выясните все причины нежелания выполнять задания, и причины агрессии в адрес учебного заведения. Узнали причину – предложите решение, (а лучше всего находите их совместно с ребёнком).

Задайте ребёнку вопрос: « Тебя что-то беспокоит? — расскажи нам о своих переживаниях.  Подскажите ему решение: «Нам нечего бояться, все будет хорошо». Поборов страх ребёнка, вы уберёте у него препятствия к достижению нужного результата.

Помните! Радость от достижения – стимул двигаться дальше. Вера в себя —  путь к успеху.

Познавательные методы мотивации учащихся

Учебная деятельность – вторая профессия каждого человека, от умения осуществлять учебную деятельность во многом зависит его продвижение в основном избранном деле (и главный ее компонент – самоконтроль и самооценка).

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = ПОТРЕБНОСТЬ + МОТИВ + ЦЕЛЬ +САМОКОНТРОЛЬ  = РЕЗУЛЬТАТ

Американский психолог А.Кинг придумал серию общих вопросов, которые действенны в самых разных учебных ситуациях:

  • Что случится, если…?
  • Приведите пример…
  • В чем сильные и слабые стороны…?
  • На что это похоже…?
  • Что мы уже знаем о…?
  • Каким образом…можно использовать для…?

Современный учитель, педагог и родители должны быть в первую очередь сами:

  • Стрессоустойчивы
  • Креативны
  • Самокритичны
  • Иметь широкий кругозор

Важно! Если педагогу, учителю или кому-то из родителей  удаётся понять причины поведения ребёнка, то он приближается к тому, чтобы управлять не только его действиями, но и мотивами.

Для того, чтобы значительно повысить мотивацию учащихся необходимо использовать полный арсенал методов и приёмов организации познавательной деятельности:

  • Словесные (беседа, лекции, рассказы)
  • Наглядные и практические методы (позволяют снизить утомляемость, повысить интерес)
  • Поисковые методы (позволяющие ребёнку самостоятельно разрешить проблемную ситуацию)
  • Методы самостоятельной учебной работы (вырабатывает стимул сделать лучше, чем у соседа)

Необходимо  иметь в виду, что учебная деятельность ребёнка всегда является совместной (с педагогом, со сверстниками). Индивидуально протекающая учебная деятельность —  есть абстракция. Ученик всегда (явно или неявно) использует переданные ему старшим наставником общественно-выработанные способы учебных действий, соотносит свои действия и оценки с оценками окружающих. В этом плане учебная деятельность всегда пронизана социальными взаимодействиями, общением ребёнка с другими людьми.

Существуют следующие познавательные методы мотивации учащихся:

  1. Эмоциональные методы (поощрение, наказание)
  2. Познавательные методы (опора на жизненный опыт, выполнение творческих заданий)
  3. Волевые методы (предъявление требований, информирование об обязательных результатах)
  4. Социальные методы (развитие желания быть полезным Родине, Стране)

Для повышения мотивации, есть ещё один весьма интересный вариант — это использование детских, шуточных «контрактов»  (своеобразные договора), заключаемые между учителем и учащимися. В таком соглашении (после совместного обсуждения) чётко фиксируется объёмов работы, её качества и оценки. Такие контракты – не только вырабатывают и организуют самостоятельность у учащихся, но и к тому же создают в процессе обучения психологическую атмосферу безопасности, ответственности и свободы.

Мотивированные на достижение успеха учащиеся активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя внутренние ресурсы.

P.S.

Анализ литературы показал, что понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно выделить:

  1. Познавательный интерес (эмоциональное включение в решение поставленной задачи)
  2. Творчество (креативность) – вложить в идею что-то своё
  3. Любознательность (стремление узнать что-то новое)

Все эти понятия близки по содержанию, имеют общее объединяющее начало — направленность человека на бескорыстное узнавание нового и получения чувства удовлетворение от самого процесса умственных усилий, то есть  — мотивации.

Друзья, расскажите нам о своих способах мотивации, оставляйте, пожалуйста, свои отзывы и комментарии в строке ниже.

Удачи вам!