ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Метод мозгового штурма


метод мозгового штурма

Порой бывает так, что любое совещание с обсуждением проекта превращается в мозговой штурм. Слово за слово и тематика сместилась в сторону от заданной, и каждый уже говорит о чем-то своём. Это, конечно, смоделированная ситуация, которая скорее подходит для комедии, чем передаёт суть поиска нетривиальных решений. Но нам она интересна другим. О мозговом штурме, как методе выработки необычных творческих идей, слышали многие, но представляется он чаще именно как описанное совещание, хотя это и не верно. Поэтому дальше мы поговорим об этапах и правилах организации бесспорно отличного метода активизации творческого мышления – коллективном и личном мозговом штурме.

Коллективный мозговой штурм

Мозговой штурм – метод стимулирования творческой активности. Во время поиска решения какой-либо проблемы участниками предлагается максимальное количество любых вариантов (в том числе, абсурдных и фантастических). В дальнейшем массив оценивается, и выбираются наиболее удачные идеи.

В законченном виде метод мозгового штурма был представлен американским рекламистом, копирайтером Алексом Ф. Осборном. Он  начал разработку техники повышения способности творчески решить проблему ещё в 1939 г., когда пришёл к выводу, что большинство сотрудников рекламных агентств индивидуально не могут генерировать много идей для разных кампаний. Заинтересовавшись этим фактом, А. Осборн углубился в тему, и со временем отметил:  в любой компании есть люди, которые лучше генерируют идеи, но не склонны к анализу, и наоборот – есть люди, которые лучше детально осмысливают предложенное решение, но не в состоянии выработать его самостоятельно. На этом основании он и предложил искать решения коллективно, высказывая наибольшее количество идей.

Как организовать такой коллектив автор рассказал в книге «YourCreativePower», вышедшей в 1948 г. Но целостную разработку и превращение концепции в самостоятельную теорию он изложил в 1963 г. в труде «Applied Imagination».

Требования к процессу организации эффективного мозгового штурма. А. Осборн выделил 4 правила, следование которым позволяет уменьшить социальные запреты среди членов группы, стимулировать генерацию идей и повысить общую способность коллектива к творчеству. Это:

 

  1. Сосредоточение на количестве. Хорошо это или плохо с точки зрения различных жизненных ситуаций судить не будем, но создатель метода мозгового штурма заметил, что количество почти всегда перерастает в качество. Другими словами, чем больше идей сгенерировано изначально, тем выше шанс получить отличное решение на выходе.
  2. Воздержание от критики. Важно, чтобы творческая группа чувствовала себя достаточно уверенно и комфортно для высказывания вариантов решения проблемы. С этой целью, на первой стадии мозгового штурма, очень важно создать доверительную, свободную абсолютно для всех предложенных идей атмосферу. Чужие идеи можно развивать, совершенствовать, но не критиковать.
  3. Стимулирование необычных решений. Об этом мы уже упоминали. Действительно, чтобы получить хороший и длинный список идей, одной логикой не ограничишься. Креативность рождается где-то на стыке реализма и фантастики, поэтому любые необычные идеи приветствуются.
  4. Объединение и совершенствование идей. В маркетинге часто применяется формула «1+1=3» для распродаж. Её стоит взять на вооружение и в случае с мозговым штурмом. Для решения проблемы нужно отбирать не единственную хорошую идею, а несколько, объединив их. Это позволяет дополнительно улучшить решение, предвидеть и заранее решить возможные будущие проблемные ситуации, а, порой, и прийти к более креативному видению ситуации.

Дополнительные требования, организационные моменты. Метод Осборна зарекомендовал себя как отличный инструмент коллективной выработки решений, поэтому многочисленные его последователи вносили свои правки в методику, опираясь на опыт применения. Вот несколько из них, которые также будут полезны:

  • Отбор участников. Люди с небольшим опытом работы не имеют стереотипов и лучше генерируют идеи, поэтому неплохо время от времени вводить в коллектив новых участников. Оптимальное количество – 6-12 человек (лучше и мужчины, и женщины – так создаётся более оживлённая атмосфера). Они должны быть примерно одного возраста и равными по должностным позициям, чтобы избежать «авторитетности суждений».
  • Обстановка. Лучше всего мозговой штурм проводить в отдельной аудитории или кабинете, исключив внешние отвлекающие факторы. Обязательно должна быть доска для графического изображения идей или ментальных карт. Столы лучше расположить по кругу.
  • Руководитель выполняет функцию модератора, но при этом сам берёт участие в генерировании идей. Вначале знакомит аудиторию с проблемой (коротко, если тема была раскрыта заранее, в противном случае – полностью). Дальше следит за соблюдением тематики, стимулирует всех участников, поддерживает переходы.
  • Консультант в вопросах управления временем и личной продуктивности Дэвид Аллен, создатель теории GTD, считает мозговой штурм частью «естественной модели планирования», которая строится следующим образом: определение цели и принципов; видение желаемых результатов; мозговой штурм; организация; определение следующего конкретного действия. Автор уверен, что лишь применяя метод Осборна в комплексе с перечисленными действиями, можно получить желаемый результат. Так, если не ставить конкретную цель, не фокусировать группу, не определять чётко, чем идеи будут полезны и как будут воплощены – группа просто потратит своё и время компании, выполнив функцию обмена мнениями.

Существуют также многочисленные вариации метода: метод номинальных групп, индивидуальный мозговой штурм и другие.

Ловушка для идей или личный мозговой штурм

А. Осборн противопоставлял коллективную выработку идей методом мозгового штурма индивидуальным усилиям по генерации идей, считая первую более продуктивной. Но поздние исследования этот вывод раскритиковали. Сегодня техника личного мозгового штурма или «ловушка для идей» успешно применяется индивидуально, что делает её интересной для многих специалистов.

Люди творческих профессий для достижения успеха должны находиться в перманентном поиске новых идей всегда. Вспомните хотя бы историю об изобретении Д. И. Менделеевым периодической таблицы химических элементов. Он так долго и много думал и работал над её созданием, что в результате идея пришла ему во время сна. Трудно сказать какова эта история, вымышленная или правдивая, поэтому приведём ещё один показательный пример. Д. Огилви, известный рекламист и копирайтер, в книге «О рекламе», подводя итог своей карьеры, даёт ценный совет желающим построить карьеру в этой сфере. Из собственного опыта он выносит уверенность: «Вы никогда не научитесь производить действительно эффективную рекламу до тех пор, пока не начнёте добросовестно выполнять «домашние задания»». Под ними автор понимает подготовку. Нужно перебрать десятки, а то и сотни вариантов, детально изучить свойства товара, «понять» его и, лишь тщательно всё обдумав, приниматься за редактирование черновика.

Описанное выше в общих чертах характеризирует метод личного мозгового штурма. Традиционно данная техника подразумевает запись абсолютно всех идей, которые приходят в голову, когда думаешь над темой. Просто идеи, без лишних расшифровок и деталей. Позже, например, через неделю, стоит приняться за анализ собранного материала, отобрать удачные варианты, попробовать развить идеи путём ассоциаций.

Известна также вариация метода, называемая «техникой 100». Суть её в том, что нужно ограничить себя 100 идеями. Планка ставится с целью подтолкнуть своё мышление, преодолеть инертность, ведь в случае с личным мозговым штурмом максимум можно «выжать» только из себя и собственных идей. Как это реализуется:

  1. Идеи записываются за один раз.
  2. На время работы вы не должны быть заняты ничем другим, отвлечение сведено к минимуму.

Преимущества метода в том, что, как уверяют психологи, первые 30 идей лишь помогают выйти за рамки привычного мышления. Во время генерации последующих 40 происходит разрыв шаблона, становятся очевидными повторы, изобретаются методы борьбы с ними. А вот последние 30 идей считаются «жемчужинами», поскольку к этому моменту практически всегда исчерпаны возможности логики. Они могут казаться вам сумасшедшими, нереализуемыми, фантастичными. Но их все равно нужно записывать.

К слову, «технику 100» можно использовать и как практический инструмент для развития воображения. Чтобы потренировать свой мозг, составьте следующие списки: «100 вещей, которые я люблю больше всего», «100 вещей, которые мне удаётся делать хорошо», «100 вариантов улучшить мою жизнь», «100 главных тревог моей жизни», «100 вещей, важных для человека». Темы кажутся довольно простыми, но, попробовав, вы убедитесь, что нужно хорошо потрудиться, чтобы завершить свой перечень.

Отзывы и комментарии

Если вам понравился материал, и вы/ваша компания применяете метод мозгового штурма и хотите поделиться мнением относительно его работоспособности или наоборот – оставляйте свои комментарии.