Блог о саморазвитии

Ментальные ловушки

ментальные ловушки

Всему свое время, и время каждой вещи под небом — Книга Екклесиаста

Содержание:

  1. Упорство
  2. Амплификация
  3. Фиксация
  4. Реверсия
  5. Опережение
  6. Противление
  7. Затягивание
  8. Разделение
  9. Ускорение
  10. Регулирование
  11. Формулирование
  12. Немного об авторе и его книге

С момента выхода из печати книги Андре Кукла «Ментальные ловушки», она получила множество позитивных отзывов и оценок по всему миру. Труд оказался востребованным во всех смыслах: и как идеальный образец для занятного чтения, благодаря авторскому стилю изложения, и как своеобразная методичка к актуальным вопросам логичного мышления, и как техника «самопомощи» для желающих повысить контроль за временем и эффективно им управлять.

«Ментальные ловушки – это глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь». «Ментальные ловушки – это накатанные и привычные пути, по которым мучительно и безрезультатно движется наша мысль, сжигая невероятные объемы нашего времени, высасывая энергию и не создавая никаких ценностей ни для нас самих, ни для кого бы то ни было».  Если говорить предельно просто, ментальные ловушки – наши неправильные действия и поступки, порой основывающиеся на заблуждениях и неверных представлениях, которые приводят к потере времени. При этом мы абсолютно уверены, что все делаем правильно. Профессор А. Кукла, психолог и философ, написал книгу о разоблачении этих ошибок. Вашему вниманию предлагаются основные постулаты из этой книги.

Также приглашаем вас пройти нашу онлайн-программу «Когнитивистика». За 2 месяца теории и практики вы научитесь применять более 20 техник мышления, чтобы видеть каждую ситуацию в обзоре 360°, принимать быстрые и эффективные решения, а также находить нестандартные подходы в трудных задачах.

Ментальные ловушки

Собранный в этом блоке материал является, в основном, сокращенным пересказом основных идей книги, подкрепленным некоторыми примерами, как предложенными Андре Кукла, так и из повседневности каждого. Это позволяет максимально донести авторские концепции и при этом показать их «в жизни».

Автор говорит об 11 ментальных ловушках:

Упорство

«Первая ловушка – упорство – это продолжение работы над тем, что уже потеряло свою ценность. Когда-то дело действительно что-то значило для нас – иначе мы вообще не занялись бы им. Но его значимость и смысл испарились до того, как мы дошли до конца. А мы продолжаем и продолжаем – либо потому, что не заметили этой перемены, либо просто по инерции». Здесь же А. Кукла приводит любопытный пример: садясь играть в монополию, мы испытываем интерес, азарт, но порой, задолго до конца, это все пропадает и мы доигрываем партию до конца по инерции. Это не приносит ни удовольствия, ни пользы, но срабатывает социальный рефлекс – «начатое нужно доводить до завершения».

Проблема в том, что общество предписывает упорству благодетель. С раннего детства родители требуют от детей завершать начатые дела. Многие гуру бизнеса и личностного развития говорят, что секрет успеха в умении не сдаваться, идти наперекор всем обстоятельствам. Иногда человек продолжает заниматься потерявшим свою ценность делом лишь из жалости к потраченному времени и силам. Начав что-то делать, тяжело оставить это на середине пути и в силу различных психологических факторов: борьба с собой, желание быть сильным и независимым от обстоятельств.

Но в большинстве своем всё это неверно. А. Кукла не идет наперекор устоявшемуся мнению, утверждая, что упорство это плохо. Он просто просит различать упорство и настойчивость – навык, который без сомнения нужен. Поэтому, в очередной раз напевая вертящийся на языке куплет песни, и весь день пытаясь вспомнить припев, отбросьте это бессмысленное для вашего мышления занятие.

Амплификация

«Амплификация – это ловушка, в которой мы оказываемся, когда вкладываем в достижение цели больше усилий, чем нужно, так, словно пытаемся убить муху кувалдой». Открытие этой ментальной ловушки никак не назовешь заслугой автора. Вспомните хотя бы народную мудрость: «Лучшее – враг хорошего». Применим здесь, в некоторой мере, и известный всем принцип Парето о том, что 20% усилий дают 80% результата, остальные 20% результата достигаются 80% прилагаемых усилий. Примером амплификации может быть излишняя подготовка к произнесению речи оратором, когда многочисленные репетиции и упражнения в самом авторе убивают подлинный интерес к предмету выступления. Жизненный пример (настолько, что часто подобная тематика поднимается многими юмористами) приводит А. Кукла, описывая процесс сбора чемоданов для поездки в отпуск, когда «на всякий случай» упаковывается фрак, несмотря на цель отдыха – путешествие по джунглям Новой Гвинеи.

Как и в случае с предыдущей ментальной ошибкой, амплифицировать не всегда плохо. Важно уметь ощущать грань между ценностью и затрачиваемыми на ее достижение ресурсами. А. Кукла пишет: «Бесспорно, всегда есть шанс, что большее количество работы даст большую выгоду. Но очевидно и то, что большее количество работы будет стоить нам времени и усилий, которые мы могли бы потратить на что-то другое. Вопрос не в том, можно ли добиться большей выгоды, если работать больше, а в том, нельзя ли добиться большей выгоды, приложив ту же энергию к чему-то еще».

Фиксация

«При фиксации наше продвижение к цели заблокировано. Мы не можем продолжать начатое дело, пока не дождемся телефонного звонка, разрешения, отгрузки сырья, вдохновения. Вместо того чтобы обратиться к другим делам, мы остаемся в подвешенном состоянии до тех пор, пока не сможем снова продолжить работу над этим же проектом. Попросту говоря, мы ждем».

Каждый сталкивался с мучительным, а иногда гнетущим ожиданием, которое отбирает у нас время. В «Ментальных ловушках» приводится хороший пример. Вы ждете прихода гостей: убрались, приготовили лакомства, расставили сервиз, привели себя в порядок. До прихода приглашенных остается еще полчаса, но это время редко удается провести продуктивно. Вы начинаете снова протирать посуду или поправлять скатерть – ждете. Так же бывает и на работе, когда человек не может решить задачу без наступления определенных событий. В таких случаях, чтобы попросту не тратить драгоценное время, А. Кукла рекомендует либо переключаться на решение других задач, либо, по крайней мере, не перегружать себя бесполезными занятиями, экономя силу и энергию для того, чтоб позже полноценно сосредоточиться на чем-то действительно важном.

Реверсия

«Иногда становится очевидно, что наши планы однозначно потерпели неудачу. Игра закончена, мы проиграли. Последствия неудачи могут быть пугающими, однако здесь ничего не поделаешь. Мы исчерпали наши ходы, а время ушло. Но если и на этом этапе нас продолжают волновать все та же проблема, значит, мы оказались в ловушке реверсии… Реверсия – это временная противоположность фиксации. При фиксации мы яростно трудимся над тем, чтобы ускорить наступление застывшего будущего. При реверсии мы тщимся изменить необратимое прошлое».

Вы собрались с друзьями пойти в кино или за покупками, но застряли в пробке/ изменилось расписание сеансов/ закрыт любимый торговый центр. Вы находите как провести время по-другому или отправляетесь домой. Волей-неволей, большинство людей начинают жалеть о том, что их планы не сбылись. Часто это вызывает разочарование и, несмотря на то, что изменить ничего нельзя, человек все равно продолжает думать о том, что не произошло, искать виновных, составлять альтернативные сценарии развития событий.

Прошлое изменить нельзя. Выход из этой ментальной ловушки один, хоть и не легкий – перестать мыслить категориями сослагательного наклонения. Никаких «если бы». Иначе наша жизнь превратится в череду нереализованных идей и вызванных этим разочарований и сожалений.

Опережение

«Опережение – это ловушка, в которую мы попадаем, начиная слишком рано. Конечно, если начать слишком поздно, то времени на завершение работы может не хватить. Но за слишком раннее начало тоже приходится платить. Когда мы опережаем события, то сплошь и рядом перерабатываем, «предрабатываем» и работаем впустую». Эта ментальная ловушка, как и все предыдущие, может иметь место или не иметь – все зависит от ситуации. Суть ее можно сформулировать так: откладывать дела в долгий ящик неправильно, но и сильно торопиться с началом не стоит.

Например, копирайтер, пишущий статьи для туристических агентств и профильных сайтов, получает заказ на серию статей о Шри-Ланке. Конкретные темы заказчик обещает выслать позже, но, следуя своему опыту и не желая тратить время попусту, исполнитель пишет пару черновиков на «стандартные» для отрасли темы: история, климат, достопримечательности. Позже турфирма высылает конкретный запрос с просьбой собрать детальный материал о нескольких популярных туристических направлениях и отдельных местах. В результате часть сделанной копирайтером работы теряет свою ценность из-за опережения.

Выводы А. Кукла об опережении вступают, как и в случае с упорством, в дискуссию с общепринятым мнением. Б. Франклин говорил: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». И это верно, но лишь до того момента пока вы не чувствуете себя загнанным, постоянно уставшим и совершенно не имеете времени на отдых. В таком случае лучше прибегнуть к другой поговорке, озвученной в эпиграфе к данной статье.

Противление

«Противление – это болезнь «ну еще чуть-чуть»». Особо ярко это демонстрирует ситуация, когда с утра человек переводит три раза будильник на 5 мин вперед. Или когда во время просмотра захватывающего фильма раздается звонок в дверь и лишь после «энного» нажатия неизвестным гостем на кнопку звонка, вы встаете и идете открывать.

Противление – это полная противоположность опережению. Попросту говоря, если опережение это своеобразное желание забежать вперед во времени, то противление – оставаться подольше в текущей ситуации, не реагируя на новые условия. Этими условиями может быть внезапно изменившаяся ситуация, которая ставит более важные задачи. А. Кукла шутит: «Не будете же вы продолжать смотреть как закипает кофе, если к вам в квартиру ворвется грабитель?».

Благодаря механизму противления, который человеку представляется как помеха по отношению к его текущим делам, эту ментальную ошибку легко выявить и бороться с ней. Борьба в данном случае не предполагает отказ от действий при любой перемене ситуации и следовании новым условиям. Нужно лишь уметь различать сверхважные и чрезвычайные задачи, которые требуют немедленного решения и не отрицать неизбежное.

Затягивание

«Нередко бывает так: мы однозначно решились на какое-то дело, но нам трудно приступить к нему. Наш ум просто отказывается сразу переходить к делу». С этой ментальной ошибкой сталкивался в своей жизни практически каждый – бухгалтер, который выискивая мелкие занятия, откладывает на последнюю пятницу месяца написание месячного отчета; студент, откладывающий сдачу курсового проекта на последний день отведенного для этого срока; предприниматель, игнорирующий до последнего заполнение налоговой декларации.

Затягивание – вариация противления, с учетом поправки на то, что при противлении мы не желаем сразу сменить одну занятость на другую, а при затягивании, не будучи занятым чем-то конкретным, просто не хотим приниматься за работу. В таком случае человек начинает придумывать для себя оправдания почему он не хочет что-либо делать. Хотя причина на самом деле одна – нам неприятна работа. Не конкретно эта, а как факт. Работа ассоциируется с чем-то скучным, мучительным. От такой привычки нужно избавляться. Главное – начать делать, дальше будет легче.

Разделение

«В ловушку разделения мы попадаем тогда, когда пытаемся делать два дела одновременно… Существует фундаментальный закон мышления: мы не можем одновременно заниматься двумя делами, требующими участия нашего сознания. Иначе говоря, внимание неделимо в принципе».

Примерами разделения может служить любая деятельность, когда человек одновременно работает над двумя задачами. Эта ошибка может быть следствием как других ментальных ошибок, например, опережения (начало работы над новым проектом, прежде чем завершен предыдущий), так и самостоятельной, когда с целью экономии времени ведется работа над двумя разными задачами. В повседневности мы сталкиваемся с разделением внимания в случаях, когда, например, придя на работу, запускаем 1С и параллельно проверяем обновления в соцсетях.

А. Кукла достаточно категоричен в том, что касается ловушки разделения: «Вселенная никогда не требует от нас решать более одной задачи в одно и то же время. Оказавшись в гуще тысячи срочных и жизненно важных дел, нужно заниматься только одним – самым неотложным… В реальной жизни не бывает ситуаций, когда нужно делать больше одной вещи одновременно. Чрезмерная занятость всегда ловушка».

Ускорение

«Ускорение – это ловушка, в которую мы попадаем тогда, когда делаем что-то с большей, чем нужно, скоростью. Мы так торопливо чиним какой-нибудь домашний прибор, что совершаем ошибку за ошибкой, и проклятая железка немедленно ломается снова. В результате все усилия, вложенные нами в эту работу, идут насмарку. Можно было бы и вообще ничего не делать».

Ускорение противоположно затягиванию. Желая покончить с работой как можно быстрее, мы недостаточное внимание посвящаем решению проблемы, что может привести к результату, характеризующемуся фразой «лишь бы как». Принявшись за дело и, быстро покончив с ним, люди испытывают облегчение от того, что быстро справились, быстро достигли цели и скорее возьмутся за новое дело. Но есть и обратная сторона медали. Делая что-либо быстро, можно наделать ошибок. К тому же чувство спешки вызывает раздражение. Сами подумайте: минное поле правильнее пробежать или пройти медленно, выявляя безопасное место для шага?

Чтобы избежать попадания в ментальную ловушку ускорения нужно пользоваться латинской сентенцией:  «Festina lente» – «Спеши медленно».

Регулирование

«…самая непостижимая ошибка заключается в том, что мы морочим себе голову тем, о чем вообще не нужно думать. В схожих, как близнецы, ловушках регулирования и формулирования мы формируем свое отношение к предметам, которые никак не относятся к нашей жизни, принимаем решения, которые лучше оставить на волю случая, или же настойчиво, шаг за шагом, описываем происходящие события – словно фильм под названием реальность нуждается в нашем комментарии».

Ментальная ловушка регулирования возникает на основе неспособности определить как действовать в разных ситуациях, на основе импульса или предписания. В эту ловушку мы попадаем каждый раз, когда думаем о действии там, где можно довериться импульсу и наоборот. Игнорирование импульсов ведет к тому, что на процесс принятия решения и сам поступок уходит гораздо больше времени, ведь предписание требует различать импульсы и описывать, прежде чем последовать им.

Формулирование

«Формулирование – это ловушка беспрерывного проговаривания своих мыслей о том, что нам кажется истинным».

С одной стороны это может быть описание и оценка. А. Кукла говорит, что проблема человека в том, что вместо наслаждения красотой заката, он начинает рассуждать о его красоте, описывать, сравнивать. Это мешает получить истинное удовольствие от момента. Хотя, если б люди не прибегали к таким мыслительным операциям – никогда не было б открытий, а сокровищница знаний человечества осталась пустой. С другой стороны формулирование приводит к проигрыванию в голове различных сценариев событий, большинство из которых никогда не наступит. Ответьте себе честно, сколько раз  подготавливаясь к конференции или к собеседованию по поводу трудоустройства, вы представляли себе возможные варианты развития ситуации, задавали возможные вопросы? А сколько из всего этого реально произошло позже?

В конце А. Кукла дает универсальную рекомендацию: «Большинства ментальных ловушек можно избежать, просто сосредоточившись на текущей задаче. Во время мытья посуды или прогулки в магазин нет никакой нужды думать о том, что произойдет дальше или что происходило до того. Есть только эта грязная ложка, эта улица перед нами. Любое отклонение в сторону – и нас поджидает ловушка. Если наши мысли устремляются в будущее, мы оказываемся в состоянии фиксации или опережения. Если мы обращаемся к прошлому, то попадаем в ловушку реверсии или противления. Но еще есть и путь ухода от настоящего, который не ведет ни в прошлое, ни в будущее. Он уводит от мытья посуды к тому, чтобы сообщить себе: мы моем посуду. Эти мысли так же бесполезны и разрушительны, как опережающий полет на двадцать лет вперед или реверсия к болячкам двадцатилетней давности».

Немного об авторе и его книге

Андре Кукла (Andre Kukla) – почетный профессор факультета психологии университета Торонто. Родился в 1942 г. в оккупированной Германией Бельгии. «Не лучше время и место для рождения»,– позже напишет Кукла в автобиографии. В 1950 г. семья переехала в нью-йоркский район Бруклин, а спустя некоторое время – в Лос-Анджелес. Научные интересы будущего профессора были довольно разнообразными. Он получил степень бакалавра математических наук в 1962, степень магистра философии в 1965 и степень доктора психологических наук в 1970 в университете Торонто. По признанию самого Андре Куклы, он никогда не видел особой разницы между философией и психологией, всегда занимаясь вопросами, которые находятся на стыке этих двух наук.

На сайте университета Торонто можно увидеть внушительный список работ А. Куклы. Это многочисленные научные статьи и такие работы как «Наблюдение», «Методы теоретической психологии», «Мистицизм и социальная эпистемология», «О перспективах поиска неземного интеллекта». Но без сомнения особо выделяется книга «Ментальные ловушки». Читатели со всего мира высоко оценили этот труд. Дж. Уайт, автор «Преступлений против логики», утверждает, что благодаря этой книге он открыл и научился бороться с «плохими привычками собственного ума». Р. Холлоуэй, писатель и ведущий ВВС однажды сказал: ««Ментальные ловушки» бьют в колокола и включают ясный свет в голове каждого, кто прочёл эту книгу». В предисловии к английскому изданию была фраза, которая лучше всего характеризирует труд: «Это противоядие от извращенной логики, нечеткого мышления и обреченного на провал поведения, которые опутали ваше сознание».

Развивайте свое мышление и научитесь избегать ментальных ловушек на курсе «Когнитивистика». Присоединяйтесь!

Отзывы и комментарии

А вы попадаете в ментальные ловушки, описанные в этой статье? Помогают ли вам авторские методики или вы доверяете собственному опыту? Поделитесь своим мнением путем добавления комментария ниже.

Ключевые слова: