Если вы занимаетесь бизнесом, то так или иначе сталкиваетесь с конкурентами. Ваше лучшее предложение через какое-то время может быть перебито вашим соперником, а ваши доходы значительно снизятся. В бизнесе, как и в шахматах, очень важно научиться предсказывать следующий ход соперника. Если вы преуспеете в этом, тогда у вас в руках появится мощнейшее оружие и ваш конкурент больше таковым не будет. Развивайте свой конкурентный интеллект и через какое-то время поймете, что он имеет принципиальные отличия от эмоционального или IQ. Тем более, что для бизнеса этот навык является едва ли не ключевым.
Что такое конкурентный интеллект?
Конкурентный интеллект — это систематический мониторинг действий ваших конкурентов для определения того, чем он на данный момент занимается и чем вероятнее всего займется в будущем. Собирая всю эту информацию вы улучшаете качество своих собственных действий, стратегически и тактически, и лучше понимаете свою конкурентную позицию.
Конкурентный интеллект фокусируется на пяти основных категориях информации:
- Оценка стратегии. Какая стратегия у конкурента?
- Текущие действия. Что на данный момент делает ваш конкурент?
- Восприятие конкурента. Как клиенты воспринимают вашего конкурента?
- Возможности конкурента. Какие преимущества ваш конкурент использует сейчас и будет использовать в будущем?
- Рыночные перспективы. В каком направлении движется рынок и какие перспективы у вашего конкурента?
Если вы правильно оцените информацию в этих пяти сферах, то сможете спланировать свои действия соответствующе.
Где найти информацию о конкурентах?
Конечно, никто вам не даст в руки нужную информацию, однако вы можете собирать косвенную. Иногда она может быть даже более важной, если вы научитесь ее «читать».
Вы можете найти информацию о конкуренте из трех основных источников.
Конкурент
- Соберите все брошюры и прочие рекламные материалы.
- Купите продукты конкурента и проанализируйте их.
- Читайте сайт конкурента.
- Для публичных компаний читайте отчеты и доклады акционеров.
- Посетите магазины конкурента и поговорите с людьми.
- Подпишитесь на публикации.
Клиенты
- Соберите мнение клиентов относительно товаров и услуг конкурента.
- Спросите клиентов, почему они покупают товары у конкурента, а не у вас.
- Запишите позитивные и негативные отзывы клиентов о вашем конкуренте.
- Читайте блоги таких клиентов.
Поставщики
- Посетите выставки и презентации поставщиков, чтобы понять, чьими именно услугами пользуется ваш конкурент.
- Посетите сайт поставщика.
- Подпишитесь на почтовую рассылку поставщика.
Конкурентная стратегия
Когда вы начнете собирать информацию, у вас может возникнуть чувство фрустрации от того, что же именно с ней делать. Поэтому вам потребуется конкурентная стратегия. Существует четыре основные компонента данной стратегии.
Планирование
Определите, что вам нужно и почему.
- Какую информацию я должен знать?
- Почему я должен ее знать?
- Что я уже знаю?
- Сколько мне будет стоить получить важную информацию?
- Что я сделаю с информацией, когда ее получу?
Сбор информации
- Где я буду ее искать?
- Кто будет этим заниматься? Я (или другой человек) буду использовать внутренние или внешние сервисы?
- Буду ли я использовать специализированный софт?
- Как мне убедиться в том, что я не нарушаю закон?
Анализ
Определите, как именно будете использовать информацию.
- Что ваша компания делает лучше?
- Что вы можете делать иначе?
- Какой диапазон стратегических действий скорее всего предпримет ваш конкурент?
- Как ваш конкурент отреагирует на новые тренды и тенденции?
Коммуникация
- Какой информацией я поделюсь со своей командой сейчас? А в будущем?
- Кому нужна информация сейчас? А в будущем?
- Где я буду хранить эту информацию?
- Чему я буду учиться и что вынесу из своего опыта?
Конкурентный интеллект во многом основан на предсказаниях и догадках. Вы никогда не сможете знать, что точно задумал ваш конкурент, однако вы сможете заметить тенденции и сделать правильные выводы.
Как и любой другой интеллект, конкурентный интеллект можно развить с теорией, практикой и опытом. Поэтому не только собирайте информацию, но и учитесь ее использовать с умом. Желаем вам удачи!