Урок 5. Опорное число при умножении чисел до 100
Наиболее популярной методикой умножения больших чисел в уме является прием использования, так называемого, опорного числа. В прошлом уроке, когда показывался способ умножения чисел до 20, по сути мы использовали опорное число 10.
Также стоит отметить, что подробнее вы можете ознакомиться с методикой использования опорного числа в книге "Считайте в уме как компьютер" Билла Хэндли.
Содержание:
- Общие правила использования опорного числа
- Оба числа меньше опорного (под опорным)
- Оба числа больше опорного (над опорным)
- Одно число под опорным, а другое над
- Одно число близко к опорному, а другое нет
- Использование нескольких опорных чисел
- Тренировка
Сначала рассмотрим общие правила.
Общие правила использования опорного числа
Опорное число полезно при перемножении чисел, находящихся близко и при возведении в квадрат. Как можно использовать метод опорного числа вы уже поняли из прошлого урока, теперь давайте обобщим все сказанное.
Опорное число при умножении – это число, к которому близко находятся оба множителя и на которое удобно умножать. При умножении чисел до 100 опорными числами удобно использовать все числа кратные 10, а особенно 10, 20, 50 и 100.
Методика использования опорного числа зависит от того, являются ли множители больше или меньше опорного числа. Тут возможны три случая. Покажем, все 3 методики на примерах.
Оба числа меньше опорного (под опорным)
Допустим, мы хотим умножить 48 на 47. Эти числа находятся достаточно близко к числу 50, а следовательно удобно использовать 50 в качестве опорного числа.
Чтобы умножить 48 на 47, используя опорное число 50, нужно:
47*48
- Из 47 вычесть столько, сколько не хватает 48 до 50, то есть 2. Получается 45 (или из 48 вычесть 3 – это всегда одно и то же)
- Дальше 45 умножаем на 50 = 2250
- Затем прибавляем 2*3 к этому результату и вуа ля – 2 256!
Схематично в уме удобно представлять приведенную ниже табличку.
50 (опорное число) |
48 |
* |
47 |
(48-3)*50 = 45*50 = 2 250 (или (47-2)*50 = 45*50 вспомните, что умножение на 5 – это тоже самое что деление на 2) |
|
2 |
* |
3 |
+6 |
Ответ: |
|
|
|
2 250 + 6 = 2 256 |
Опорное число пишем слева от произведения. Если числа меньше опорного, то разница между ними и опорным пишется ниже этих чисел. Справа от 48*47 пишем расчет с опорным числом, справа от остатков 2 и 3 пишем их произведение.
Если использовать упрощенную схему, то решение выглядит так: 47*48=45*50 + 6= 2 256
Посмотрим другие примеры:
Умножить 18*19
20 (опорное число) |
18 |
* |
19 |
(18-1)*20 = 340 |
|
2 |
* |
1 |
+2 |
Ответ: |
|
|
|
342 |
Короткая запись: 18*19 = 20*17+2 = 342
Умножить 8*7
10 (опорное число) |
8 |
* |
7 |
(8-3)*10 = 50 |
|
2 |
* |
3 |
+6 |
Ответ: |
|
|
|
56 |
Короткая запись: 8*7 = 10*5+6 = 56
Умножить 98*95
100 (опорное число) |
98 |
* |
95 |
(95-2)*100 = 9300 |
|
2 |
* |
5 |
+10 |
Ответ: |
|
|
|
9310 |
Короткая запись: 98*95 = 100*93 + 10 = 9 310
Умножить 98*71
100 (опорное число) |
98 |
* |
71 |
(71-2)*100 = 6900 |
|
2 |
* |
29 |
+58 |
Ответ: |
|
|
|
6958 |
Короткая запись: 98*71 = 100*69 + 58 = 6 958
Оба числа больше опорного (над опорным)
Допустим, мы хотим умножить 54 на 53. Эти числа находятся достаточно близко к числу 50, а следовательно удобно использовать 50 в качестве опорного числа. Но в отличие от предыдущих примеров, эти числа больше опорного. По сути, модель их умножения не меняется, но теперь нужно не вычитать остатки, а прибавлять.
- К 54 прибавить столько, на сколько 53 превышает 50, то есть 3. Получается 57 (или к 53 прибавить 4 – это всегда одно и то же)
- Дальше 57 умножаем на 50 = 2 850 (умножение на 50 – схоже с делением на 2)
- Затем прибавляем 4*3 к этому результату. Ответ: 2862
|
4 |
* |
3 |
+12 |
50 (опорное число) |
54 |
* |
53 |
(54+3)*50 = 2 850 или (53+4)*50 = 57*50 (вспомните, что умножение на 5 – это тоже самое что деление на 2) |
Ответ: |
|
|
|
2 862 |
Короткое решение выглядит так: 50*57+12 = 2 862
Для наглядности еще ниже приведены примеры:
Умножить 23*27
|
3 |
* |
7 |
+21 |
20 (опорное число) |
23 |
* |
27 |
(23+7)*20 = 600 |
Ответ: |
|
|
|
621 |
Короткая запись: Короткая запись: 23*27 = 20*30 + 21 = 621
Умножить 51*63
|
1 |
* |
13 |
+13 |
50 (опорное число) |
51 |
* |
63 |
(63+1)*50 = 3 200 |
Ответ: |
|
|
|
3 213 |
Короткая запись: Короткая запись: 51*63 = 64*50 + 13 = 3 213
Одно число под опорным, а другое над
Третий случай использования опорного числа – когда одно число больше опорного, а другое меньше. Такие примеры решаются не сложнее, чем предыдущие.
Умножить 45*52
Произведение 45*52 считается так:
- Из 52 вычитаем 5 или к 45 прибавляем 2. В любом обоих случая получается: 47
- Дальше 47 умножаем на 50 = 2 350 (умножение на 50 – схоже с делением на 2)
- Затем вычитаем (а не прибавляем, как раньше!) 2*5. Ответ: 2 340
|
|
|
2 |
|
50 (опорное число) |
45 |
* |
52 |
(45+2)*50 = 2 350 |
|
5 |
|
|
-10 |
Ответ: |
|
|
|
2 340 |
Короткая запись: 45*52 = 47*50-10 = 2 340
Также поступаем с подобными примерами:
Умножить 91*103
|
|
|
3 |
|
100 (опорное число) |
91 |
* |
103 |
(91+3)*100 = 9400 |
|
9 |
|
|
-27 |
Ответ: |
|
|
|
9 373 |
Только одно число близко к опорному, а другое нет
Как вы уже видели из примеров, опорным числом удобно пользоваться, если даже только одно число близко к опорному. Желательно, чтобы разница этого числа с опорным составляла не более 2-x или 3-х или была равна числу, на которое удобно умножать (например, 5, 10, 25 – см. второй урок)
Умножить 48*73
|
|
|
23 |
|
50 (опорное число) |
48 |
* |
73 |
(73-2)*50 = 3 550 |
|
2 |
|
|
-46 |
Ответ: |
|
|
|
3 504 |
Короткое решение: 48*73 = 71*50 – 23*2 = 3 504
Умножить 23*69
|
3 |
|
49 |
147 |
20 (опорное число) |
23 |
* |
69 |
(3+69)*20 = 1440 |
Ответ: |
|
|
|
1 587 |
Короткая запись: Короткое решение: 23*69 = 72*20 + 147 = 1 587 - чуть сложнее
Умножить 98*41
100 (опорное число) |
98 |
* |
41 |
(41-2)*100 = 3900 |
|
2 |
* |
59 |
+118 |
Ответ: |
|
|
|
4018 |
Короткая запись: Короткая запись: 98*41 = 100*39 + 118 = 4 018
Таким образом, с помощью использования одного опорного числа можно умножать большую комбинацию двузначных чисел. Если у вас получается хорошо умножать на 30, 40, 60, 70 или 80 – тогда, вы сможете с помощью этой методики умножать любые числа (до 100 и даже больше).
Использование нескольких опорных чисел
Методика двух опорных чисел заключается в том, что мы сначала делим 88 на 4 и получаем 22, производим умножение 23 на 22 и произведение умножаем снова 4. То есть, мы сначала делим произведение на 4, а потом умножаем на 4. Получается: 23*22 = 250*2+6= 506, а 506*4 = 2024 – это и есть ответ!
Для визуализации можно использовать уже привычную схему. Произведение23*88 считается так:
- Записываем удобное опорное число «20» и рядом приписываем множитель 4, с помощью которого можно выразить 80 через 20.
- Дальше делаем, как и раньше, пишем, на сколько 23 превышает 20 (3), а 88 превышает 80 (8).
- Выше тройки пишем произведение 3 на 4 (то есть 3 на множитель опорного).
- К 88 прибавляем произведение 3 на 4 и умножаем на опорное (20), получается 100*20 = 2000
- Прибавляем к 2000 произведением 3-х и 8-и. Результат: 2024
|
3*4=12 |
|
|
|
|
3 |
* |
8 |
+24 |
20*4 (опорное число) |
23 |
* |
88 |
(88+12)*20 = 2 000 |
Ответ: |
|
|
|
2 024 |
Короткая запись: 23*88 = (88+3*4)*20 + 24 = 2024
Теперь давайте попробуем умножить 23*88, используя опорное число 100 для 88 и 25 для 23. В этом случае главным опорным числом является 100. А 25 можно записать, как 100:4=25
100:4 (опорное число) |
23 |
* |
88 |
(23-3)*100 = 2 000 |
|
2 |
|
12 |
+24 |
|
|
|
12:4=3 |
|
Ответ: |
|
|
|
2 024 |
Короткая запись: 23*88 = (23-12:4)*100 + 24 = 2024
Как видим, ответ получается один и тот же.
Способ с использованием двух опорных чисел несколько сложнее, и требует дополнительных действий. Во-первых, вы должны понять, какие 2 опорных числа вам удобно использовать. Во-вторых, нужно совершить дополнительное действие, для поиска числа, которое нужно умножать на опорное.
Эту методику применяйте лучше тогда, когда вы уже достаточно хорошо усвоили умножение с одним опорным числом.
Тренировка
Если вы хотите прокачать свои умения по теме данного урока, можете использовать следующую игру. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что числа каждый раз разные.
Перед тем как начать игру, рекомендуем зарегистрироваться, чтобы результат был сохранен в вашей истории, и вы смогли бы видеть собственный прогресс.
В следующем уроке рассмотрим умножение до 100.