Меню курса

Урок 3. Решение распространенных проблем с автомобилем

Урок 3. Решение распространенных проблем с автомобилемЛюбой автомобилист, который хочет чувствовать себя уверенно, используя свой автомобиль, должен уметь решать самые распространенные проблемы с машиной. И на этом уроке мы рассмотрим типичные неполадки, такие как проблемы с аккумулятором, перегрев двигателя, проколы шин и другие.

Мы рассмотрим признаки этих проблем, причины их возникновения и пошаговые инструкции по устранению. Также уделим внимание мерам профилактики, которые помогут избежать многих из этих неприятностей в будущем.

Цель урока: научиться решать распространенные проблемы с автомобилем и предотвращать их.

А еще в этом уроке мы расскажем о том, к какому специалисту обращаться, если решить проблему своими силами не удается.

Содержание:

Начнем же мы с одной из самых распространенных проблем, с которыми встречаются автомобилисты в своей практике, – с запуска автомобиля с севшим аккумулятором.

Запуск автомобиля с разряженным аккумулятором

Можно ли завести машину, если сел АКБ? Да, можно, и уметь запускать автомобиль с севшим аккумулятором очень важно. Если АКБ разрядится в неподходящее время, например, в дороге, в удаленном месте или в плохую погоду, это может привести к задержкам и неудобствам, но навык запуска авто с севшим аккумулятором поможет вам начать или продолжить путь.

Кроме того, он позволит вам сэкономить деньги, потому как вызов службы техпомощи или эвакуатора часто выходит в копеечку. А еще в некоторых ситуациях, например, если вы застряли ночью в небезопасном районе или на дороге с интенсивным движением, возможность быстро завести авто и уехать может быть важна для вашей безопасности.

Плюс, это важный навык взаимопомощи. Знание того, как запустить автомобиль с разряженным аккумулятором, может позволить вам помочь другим водителям в трудной ситуации, что укрепляет чувство солидарности и взаимопомощи на дороге. Но, прежде чем узнать, как завести машину с севшей батареей, стоит узнать причины, по которым это вообще может происходить.

Причины разрядки аккумулятора

Аккумулятор автомобиля может разрядиться по разным причинам. Вот самые распространенные из них:

  • Оставленные включенными электрические устройства. Самая распространенная причина – забытые включенные фары, салонное освещение, магнитола или другие устройства, которые продолжают потреблять энергию при выключенном двигателе.
  • Старый аккумулятор. Срок службы автомобильного аккумулятора обычно составляет от 3 до 5 лет. Со временем его способность держать заряд снижается, и он может начать разряжаться быстрее.
  • Проблемы с генератором. Генератор заряжает аккумулятор во время работы двигателя. Если генератор не работает должным образом, аккумулятор не будет получать необходимую зарядку и постепенно разрядится.
  • Короткие поездки и частые остановки. При коротких поездках генератор может не успеть полностью зарядить аккумулятор, особенно если автомобиль часто стоит на холостом ходу или глушится.
  • Плохие электрические соединения. Коррозия или слабые соединения на клеммах аккумулятора могут мешать эффективной зарядке и приводить к разрядке аккумулятора.
  • Экстремальные температуры. Очень высокие или низкие температуры могут негативно влиять на аккумулятор, снижая его емкость и способность держать заряд.
  • Утечки тока. Некоторые электрические компоненты автомобиля могут потреблять энергию даже при выключенном двигателе из-за неисправности или неправильной установки, что ведет к разрядке аккумулятора.
  • Неисправности в электрической системе автомобиля. Проблемы с проводкой или другими электрическими компонентами могут приводить к ненужному потреблению энергии из аккумулятора.
  • Низкий уровень электролита. В свинцово-кислотных аккумуляторах уровень электролита должен быть достаточным. Если уровень падает, аккумулятор может не держать заряд.

Зная эти причины, вы можете понять, почему садится АКБ вашего авто, предотвратить или устранить разрядку аккумулятора и поддерживать его в рабочем состоянии. И далее мы расскажем, что следует делать, если вы замечаете, что проблема стала систематической.

Что делать при постоянной разрядке аккумулятора?

Если аккумулятор вашего автомобиля постоянно разряжается, важно выявить и устранить причину проблемы. Вот несколько советов и рекомендаций, которые помогут вам в этом:

  • Проверьте аккумулятор и его соединения: очистите клеммы аккумулятора, т.к. коррозия на клеммах может мешать нормальной зарядке аккумулятора. Проверьте крепления и убедитесь, что клеммы плотно закреплены и не болтаются.
  • Оцените состояние аккумулятора: проверьте возраст АКБ, и, если аккумулятор старше 3-5 лет, возможно, его пора заменить. Проведите тестирование: обратитесь к специалисту для проверки состояния аккумулятора. Это поможет определить, способен ли он держать заряд.
  • Проверьте генератор: проверьте напряжение с помощью вольтметра или мультиметра при работающем двигателе. Нормальное напряжение должно быть между 13.7 и 14.7 В без нагрузки (когда все энергопотребители выключены) и 13-14 В под нагрузкой, т.к. при включении дополнительных приборов значение падает на 0,1-0,2 В при включении каждого потребителя.
  • Проверьте ремень генератора: убедитесь, что ремень генератора натянут и не проскальзывает.
  • Проверьте систему на наличие утечек тока: используйте мультиметр, подключив его последовательно с клеммой аккумулятора, и проверьте ток утечки при выключенном двигателе. Нормальный ток утечки должен быть менее 50 мА. Если ток уходит, найдите источники утечки, последовательно отключая предохранители и реле, чтобы выявить источник проблемы.
  • Проверьте электроприборы: убедитесь, что все электрические устройства (фары, салонное освещение, магнитола) выключены, когда вы покидаете автомобиль. Если у вас установлены дополнительные устройства, такие как сигнализация или аудиосистема, проверьте, не вызывают ли они разрядку.
  • Поддерживайте уровень электролита: если АКБ обслуживаемый (т.е. в нем есть возможность восполнять уровень электролита), регулярно проверяйте уровень жидкости и доливайте дистиллированную воду при необходимости. Чтобы отличить обслуживаемый и необслуживаемый АКБ, просто посмотрите на фото ниже:

Обслуживаемый и необслуживаемый АКБ

  • Следите за режимом эксплуатации: постарайтесь избегать частых коротких поездок, которые не дают генератору возможности полностью зарядить аккумулятор. Если автомобиль не эксплуатируется долгое время, используйте зарядное устройство для поддержания заряда аккумулятора.

Также регулярно проводите техническое обслуживание, включая проверку аккумулятора и электрической системы. Если вы не можете самостоятельно определить причину разрядки, обратитесь к специалисту для проведения диагностики.

Но что делать, если аккумулятор сел, а ехать нужно обязательно? Самый простой способ – зарядить АКБ с помощью зарядного устройства. Как правило, на полную зарядку севшего АКБ требуется не менее 12 часов, и, если у вас есть время, это лучший вариант. Если же нужно завестись срочно, оптимальный выход – «прикурить», т.е. завестись от аккумулятора другого автомобиля.

Как прикурить машину?

Как завести машину с севшим АКБ? Прикуривание машины с разряженным аккумулятором – это процесс простой, но требующий осторожности и соблюдения определенных правил. Представляем вам пошаговый алгоритм, как прикурить машину правильно.

Подготовка

Найдите автомобиль-донор, от которого будете прикуривать. Припаркуйте его рядом с авто, которое нужно завести, так, чтобы длина пусковых проводов была достаточной для подключения аккумуляторов. Автомобили не должны касаться друг друга.

Заглушите автомобиль-донор и выключите все электрические устройства (фары, радио, кондиционер и т.д.) в обеих машинах, чтобы избежать скачков напряжения. Также убедитесь, что оба аккумулятора имеют одинаковое напряжение (обычно 12 В) и что на них нет видимых повреждений.

Подключение проводов

Возьмите пусковые провода и убедитесь, что они в хорошем состоянии. Подсоедините один конец (краб) красного провода (положительный) к положительной (+) клемме донорского аккумулятора. Подсоедините другой конец красного провода к положительной (+) клемме разряженного аккумулятора.

Подсоедините один конец черного провода (отрицательный) к отрицательной (–) клемме донорского аккумулятора. Подключите черный провод к заземлению на машине с разряженным аккумулятором, т.е. подсоедините его к неокрашенному металлическому участку двигателя или кузова (это называется «на массу»).

Чтобы не запутаться, запомните эту схему:

Схема прикуривания

 Подключать на массу лучше как можно дальше от аккумулятора.

Запуск автомобилей

Заведите двигатель донорского автомобиля и дайте ему поработать несколько (5-10) минут на холостом ходу. Это зарядит разряженный аккумулятор. По истечении времени попробуйте завести авто с разряженным аккумулятором. Если не заводится машина, подождите еще несколько минут и попробуйте снова – автомобиль заведется.

Отключение проводов

Отсоедините конец черного провода, подключенный к заземлению на автомобиле с разряженным аккумулятором. Затем отсоедините конец красного провода, подключенный к положительной клемме его АКБ. Далее отсоедините оба провода от аккумулятора автомобиля-донора.

Кстати, иногда водители путаются в том, какой провод подключать первым, а какой – вторым: красный или черный. Чтобы не путаться, запомните простую лаконичную фразу: подключение – плюс-минус, отключение – минус-плюс. Заучите ее, и в следующий раз, когда вам потребуется прикурить или подключить какое-то допоборудование, вы сразу вспомните, что подключать нужно сначала красный провод (плюс), а отключать – черный (минус).

После того как разряженный автомобиль запустился, дайте ему 10-15 минут поработать на холостом ходу, чтобы аккумулятор успел зарядиться. На этом процесс окончен, и теперь вы знаете, как завести машину, если сел аккумулятор. А в качестве дополнения скажем, что, если вы хотите всегда быть во всеоружии, рекомендуем приобрести и постоянно возить с собой провода для прикуривания и бустер – устройство, позволяющее завести авто с севшим аккумулятором без прикуривания.

Ну и, конечно же, купите и храните зарядное устройство, чтобы в случае чего всегда иметь возможность зарядить АКБ. К тому же опытные автомобилисты советуют хотя бы раз в полгода снимать АКБ с машины и заряжать его до 100% дома. Впрочем, о советах мы поговорим в другом уроке, а пока продолжим рассматривать распространенные проблемы.

Замена проколотого колеса

Необходимость заменить колесо может возникнуть в самый неподходящий момент. Причиной тому способен послужить саморез, оказавшийся на дороге, наезд на что-нибудь острое или, что еще хуже, лопнувшая покрышка.

Естественно, потеря давления в одном из колес не просто затрудняет управление автомобилем, но и может быть опасной. К тому же езда на спущенном колесе чревата дальнейшим повреждением резины и деформацией диска.

Вообще, заменить колесо очень просто, и это одна из простейших процедур, которую может выполнить даже девушка. Но для этого необходимо иметь под рукой кое-что из инструментов:

Домкрат
Баллонный ключ (крестовой или Г-образный)
Запасное колесо
Перчатки (по желанию)
Фонарик (если замена происходит в темное время суток)
Подставка (страховочная стойка) под автомобиль (по желанию, для дополнительной безопасности)

Если замена происходит на неровной поверхности, то под домкрат желательно положить какой-нибудь плоский предмет, например, деревянный брусок, что придаст ему большей устойчивости.

Как заменить колесо:

  • Найдите безопасное место вдали от движения, предпочтительно на ровной и твердой поверхности. Включите аварийную сигнализацию.
  • Затяните ручной тормоз и убедитесь, что автомобиль неподвижен. При необходимости поставьте под колеса упоры (можно подложить кирпич или камень с той стороны, куда может самопроизвольно покатиться автомобиль).
  • Достаньте домкрат, баллонный ключ и запасное колесо.
  • Используя баллонный ключ, ослабьте (но не откручивайте полностью!) болты на проколотом колесе, повернув их против часовой стрелки.
  • Поместите домкрат под автомобиль в указанное производителем место (обычно возле колесных арок) и поднимите автомобиль до тех пор, пока проколотое колесо не оторвется от земли. При желании можете поставить под авто страховочную стойку.
  • Полностью открутите болты и снимите проколотое колесо.
  • Наденьте запасное колесо на болты и вручную прикрутите болты на место, затянув как можно сильнее по часовой стрелке.
  • Используя домкрат, аккуратно опустите автомобиль на землю.
  • Затяните болты с помощью баллонного ключа.

Затягивать болты необходимо крест-накрест, чтобы равномерно распределить нагрузку. Схема затяжки в зависимости от количества шпилек представлена ниже:

Схема затяжки болтов

Убедитесь, что все болты надежно затянуты, уберите проколотое колесо, домкрат и баллонный ключ на свое место. Также имейте в виду, что, если ваша запаска является полноразмерной (т.е. такой же, как все остальные колеса вашего авто), можно смело продолжать путь дальше, а проколотое колесо отремонтировать в свободное время.

Если же у вас в наличие только докатка (ее еще называют «бананом»), то, во-первых, при езде на ней необходимо двигаться не выше скорости, указанной на боковине, а во-вторых, нужно как можно быстрее заехать в шиномонтаж, починить проколотое колесо (если оно подлежит ремонту) и поставить его на место.

Также в любом автомагазине сегодня можно купить специальный набор для ремонта покрышек, который позволяет прямо на дороге отремонтировать колесо. Иногда этого достаточно в принципе, а иногда это лишь временная мера, но все же позволяющая добраться до автосервиса или переждать время, пока не будет куплена новая покрышка. Посмотреть, как самостоятельно отремонтировать колесо, можно в этом видео:

Как видите, заменить и даже отремонтировать проколотое колесо, если ситуация не критичная, достаточно просто. Естественно, чтобы быть наготове, возите с собой перечисленный инструмент и ремкомплект для ремонта шин. А мы идем дальше.

Что делать при перегреве двигателя?

Еще одной проблемой, с которой может внезапно столкнуться любой автомобилист, является перегрев двигателя. Да, случается это не часто, но и не застрахован никто, а потому нужно четко понимать, как действовать при перегреве.

Перегрев двигателя может привести к серьезным и дорогостоящим повреждениям автомобиля. Одним из самых опасных последствий является деформация или растрескивание головки блока цилиндров и блока двигателя. Это может вызвать утечку охлаждающей жидкости и масла, что приведет к потере смазки и дальнейшему перегреву.

Также могут быть повреждены прокладки головки блока цилиндров, что вызывает утечку газов и жидкостей между камерами сгорания и системой охлаждения. В конечном итоге, это может привести к отказу двигателя, который потребует капитального ремонта или полной замены. Говоря проще, перегретый двигатель – это одно из самых страшных зол для авто.

Причины перегрева двигателя

Первым делом необходимо узнать, каковы причины перегрева двигателя. Перегрев двигателя происходит, когда его температура превышает нормальные рабочие пределы. Это может случиться по нескольким причинам:

  • Недостаток охлаждающей жидкости. Утечка или испарение охлаждающей жидкости могут привести к ее недостаточному уровню в системе охлаждения, что вызывает перегрев.
  • Проблемы с радиатором. Засоренный, поврежденный или неисправный радиатор не может эффективно охлаждать охлаждающую жидкость.
  • Неисправный термостат. Термостат, застрявший в закрытом положении, не позволяет охлаждающей жидкости циркулировать через радиатор.
  • Неисправный водяной насос. Водяной насос отвечает за циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Если он не работает должным образом, жидкость не будет циркулировать.
  • Проблемы с вентилятором радиатора. Неисправный вентилятор или датчик включения вентилятора могут приводить к недостаточному охлаждению, особенно на низких скоростях или при остановках.
  • Утечки в системе охлаждения. Утечки в шлангах, прокладках или радиаторе снижают эффективность системы охлаждения.
  • Засорения в системе охлаждения. Минеральные отложения или коррозия могут засорять радиатор, водяной насос или шланги, уменьшая поток охлаждающей жидкости.

Чтобы довести двигатель до перегрева, нужно, как говорится, постараться, т.е. не следить за машиной совсем. Но и сами машины тоже могут иногда преподносить сюрпризы, даже если до этого ничего не предвещало проблем. Так что всегда нужно быть настороже и внимательно смотреть на температуру охлаждающей жидкости на приборной панели.

Порядок действий при перегреве двигателя

Если вы заметили перегрев, вы должны действовать следующим образом:

  • Остановитесь и выключите двигатель: если вы заметили, что температура двигателя повышается до критического уровня, сразу остановите автомобиль в безопасном месте и выключите перегретый двигатель. Не пытайтесь продолжать движение, т.к. это может привести к серьезным повреждениям двигателя.
  • Откройте капот: откройте капот, чтобы дать двигателю быстрее остыть. Будьте осторожны, т.к. капот и компоненты двигателя могут быть очень горячими.
  • Проверьте уровень охлаждающей жидкости: после того как двигатель остынет, проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Если уровень низкий, долейте охлаждающую жидкость или воду, если антифриза нет под рукой. Это временная мера, и необходимо будет долить правильный антифриз как можно скорее.
  • Проверьте на утечки: осмотрите систему охлаждения на наличие видимых утечек охлаждающей жидкости. Это могут быть шланги, радиатор или водяной насос.
  • Запустите двигатель и проверьте температуру: если температура остается нормальной, осторожно продолжайте движение до ближайшего сервиса. Если двигатель снова начинает перегреваться, остановитесь и вызовите помощь.

При перегреве двигателя у вас две основные задачи: первая – остановить дальнейший перегрев, вторая – как можно скорее охладить двигатель.

Зачастую при проблемах с системой охлаждения рядовой автолюбитель не в силах решить их самостоятельно. И если вы владеете лишь базовыми знаниями, рекомендуем как можно скорее обратиться в автосервис. А если проблем нет, вы можете предпринять некоторые меры по их предупреждению.

Предотвращение перегрева

Чтобы не допустить перегрева двигателя, следуйте нескольким рекомендациям:

1Проводите регулярные проверки уровня и состояния охлаждающей жидкости.
2Регулярно очищайте радиатор от грязи, листьев и насекомых, чтобы улучшить его эффективность.
3Следите за состоянием термостата и водяного насоса, проводите профилактическое обслуживание и заменяйте эти компоненты при необходимости.
4Регулярно осматривайте шланги и соединения на предмет утечек.
5По возможности избегайте длительных поездок на высоких скоростях в жаркую погоду или пробок, которые могут вызвать перегрев.

И в обязательном порядке возите с собой хотя бы пару литровых бутылок антифриза на всякий случай. Лучше, если он будут, но не понадобятся, чем они понадобятся, но их не будет. Запомните, что перегрев – это одно из самых страшных зол для двигателя, и, если его допустить, можно попросту больше не завестись.

Что делать, если не заводится машина?

Пожалуй, одна из самых печальных неприятностей, которая только может случиться с автомобилем, – это когда он не заводится, что бы вы ни делали. И тут не так важно собственно завести машину, как понять, почему не заводится машина. Причины тому могут быть самые разные, но мы перечислим лишь наиболее распространенные, а также дадим несколько советов, что делать в том или ином случае.

Итак, машина не заводится – причины:

  • Разряженный аккумулятор. Признаки: тусклые или вообще не работающие фары, слабое свечение приборной панели, щелчки при попытке завести двигатель, полное отсутствие реакции на поворот ключа. Что делать: проверить клеммы аккумулятора на наличие коррозии и прочность соединений. Использовать пусковые провода и донорский автомобиль для прикуривания либо попробовать завестись с помощью бустера.
  • Неисправный стартер. Признаки: щелчки при повороте ключа, но двигатель не запускается, часто сопровождается нормальной работой приборной панели и фар. Что делать: попробовать несколько раз повернуть ключ зажигания. Если стартер щелкает, но не крутит двигатель, возможно, потребуется замена или ремонт стартера. Иногда легкий удар по стартеру может временно решить проблему.
  • Проблемы с топливной системой. Признаки: двигатель пытается завестись, но не схватывает, запах бензина, отсутствие звука работающего топливного насоса при включении зажигания. Что делать: проверить уровень топлива в баке. Слушать звук работы топливного насоса при включении зажигания. Если звука нет, возможно, неисправен насос или топливный фильтр забит. Можно попробовать подкачать топливо вручную при помощи специального рычага на бензонасосе или груши подкачки.
  • Неисправность свечей зажигания или системы зажигания. Признаки: двигатель пытается завестись, но не схватывает, неровная работа двигателя или пропуски зажигания. Что делать: проверить состояние и заменить свечи зажигания. Убедиться, что провода свечей и катушка зажигания в хорошем состоянии.
  • Проблемы с иммобилайзером. Признаки: индикатор иммобилайзера мигает или горит постоянно, двигатель не запускается. Что делать: проверить, используется ли правильный ключ с чипом. Иногда помогает использование запасного ключа. Если проблема не решается, обратиться в сервис.
  • Неисправность датчика положения коленвала или распредвала. Признаки: двигатель пытается завестись, но не схватывает, отсутствие искры на свечах зажигания. Что делать: проверить работу датчиков самостоятельно сложно, поэтому лучше обратиться в сервис для диагностики и замены.
  • Перегрев двигателя. Признаки: высокая температура на датчике температуры, запах перегретого металла или охлаждающей жидкости. Что делать: дать двигателю остыть, проверить уровень охлаждающей жидкости. Если все равно не заводится автомобиль, возможно, повреждены компоненты двигателя.

Это лишь небольшой список причин, почему не заводится машина. Как правило, большинство причин достаточно подробно описаны в руководстве по эксплуатации автомобиля. Там же указаны и возможные способы устранения неисправностей. Если же самостоятельные меры не помогают завести автомобиль, лучше всего обратиться к профессиональному механику для более глубокой диагностики и устранения проблемы.

К кому обращаться при сложных проблемах?

Зачастую у автовладельцев, особенно у новичков, возникает вопрос: куда ехать и к кому обращаться в случае какой-либо проблемы. Поэтому ниже мы постарались составить небольшой чек-лист, который поможет вам быстро определить специалиста, к которому следует ехать на диагностику и/или ремонт:

  • Автомеханик (общий специалист). Область специализации: общие ремонтные работы и обслуживание автомобиля. Когда обращаться: при необходимости регулярного технического обслуживания, замене масла, фильтров, тормозных колодок и других общих задач по уходу за автомобилем.
  • Автоэлектрик. Область специализации: электрическая система автомобиля. Когда обращаться: проблемы с аккумулятором, генератором, стартером, фарами, сигнализацией, центральным замком, датчиками и другими электрическими компонентами.
  • Диагност. Область специализации: компьютерная диагностика автомобиля. Когда обращаться: при необходимости точной диагностики проблем с двигателем, трансмиссией, системами управления и другими электронными системами автомобиля.
  • Специалист по ремонту двигателя (моторист). Область специализации: двигатель и его компоненты. Когда обращаться: проблемы с запуском двигателя, перегрев, шумы при работе, падение мощности, утечка масла и т.д.
  • Специалист по трансмиссии. Область специализации: коробка передач и трансмиссия. Когда обращаться: проблемы с переключением передач, проблемы со сцеплением, шумы при работе трансмиссии, утечка трансмиссионной жидкости и т.д.
  • Специалист по подвеске и ходовой части. Область специализации: подвеска, амортизаторы, стойки, рулевое управление и ходовая часть. Когда обращаться: проблемы с управляемостью, стуки и скрипы в подвеске, неравномерный износ шин, нарушение сход-развала и т.д.
  • Шиномонтажник. Область специализации: шины и колеса. Когда обращаться: необходимость замены шин, балансировки колес, ремонта проколов, рихтовки дисков и т.п.
  • Специалист по кондиционерам. Область специализации: система кондиционирования и климат-контроль. Когда обращаться: проблемы с охлаждением или обогревом салона, утечка хладагента, неприятные запахи из системы кондиционирования.
  • Специалист по кузовному ремонту. Область специализации: кузовной ремонт, покраска, устранение вмятин и царапин. Когда обращаться: повреждения кузова, необходимость покраски, устранение ржавчины, восстановление после аварии.
  • Автостекольщик. Область специализации: ремонт и замена автомобильных стекол. Когда обращаться: трещины, сколы или необходимость замены лобового или боковых стекол.
В большинстве хороших автосервисов можно найти сразу несколько мастеров разного профиля, которые помогут провести комплексную диагностику и/или ремонт автомобиля. Но в некоторых случаях необходимо искать конкретного специалиста, например, для замены хладагента в кондиционере, ремонта роботизированной КПП, проверки топливных форсунок и т.п. Обращение к нужному специалисту позволит сэкономить время и деньги, а также обеспечит качественное решение проблемы.

Думаем, что теперь вы в состоянии самостоятельно решить наиболее распространенные проблемы с автомобилем, и пока что сделаем паузу в разговоре о технической части. Далее предлагаем закрепить материал с помощью проверочного теста и перейти к следующему уроку.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

На следующем уроке мы будем учиться вождению в сложных условиях.

1Вождение