Меню курса

Урок 2. Базовая проверка автомобиля и плановое техобслуживание

Урок 2. Базовая проверка автомобиля и плановое техобслуживаниеУмение проводить базовую проверку автомобиля и понимание важности планового технического обслуживания (ТО) являются неотъемлемыми качествами каждого автомобилиста. Это не только способствует поддержанию технической исправности автомобиля, но и играет ключевую роль в обеспечении безопасности на дороге.

Регулярная базовая проверка автомобиля позволяет выявлять потенциальные проблемы с двигателем, тормозной системой, системой охлаждения и другими ключевыми компонентами до того, как они приведут к серьезным аварийным ситуациям или дорогостоящему ремонту.

Цель урока: научиться проводить базовую проверку и понять, почему важно своевременно проводить техобслуживание автомобиля.

Выполнение планового ТО помогает поддерживать автомобиль в отличном техническом состоянии на протяжении всего срока его эксплуатации. В результате вы экономите на ремонтных работах и обеспечиваете сохранность своего авто, что делает его более надежным и экономически эффективным средством передвижения.

Содержание:

Независимо от опыта, этот урок будет полезен как новичкам, так и опытным водителям, ведь, как известно, повторение – мать учения, да и вообще, век живи – век учись. И начнем мы с самого простого – проверки авто перед любой дорогой.

Базовая проверка проводится очень просто и включает в себя несколько шагов:

  • Проверка уровня жидкостей
  • Осмотр колес
  • Проверка тормозных колодок
  • Проверка оптики и звукового сигнала

Рассмотрим каждый пункт подробнее.

Проверка уровня жидкостей

В современных автомобилях есть несколько основных типов жидкостей, которые рекомендуется регулярно проверять. При этом запомните, что такую проверку лучше проводить «на холодную», т.е. после того, как автомобиль постоял длительное время, все агрегаты остыли, а жидкости сжались и стекли. Также проверяйте жидкости на ровной поверхности.

Моторное масло

Как проверить масло в двигателе? Для этого откройте капот и найдите щуп уровня масла, обычно имеющий яркую ручку:

Масляный щуп

Вытяните щуп, протрите его чистой тряпкой и вставьте обратно до упора. Снова вытяните щуп и посмотрите на уровень масла. Он должен находиться между отметками «min» и «max». Если масло ниже отметки «min», добавьте рекомендованное проверенное масло до нужного уровня, не превышая отметку «max»:

Уровень масла

Теперь вы знаете, как проверить уровень масла в двигателе, и в этом нет ничего сложного. Если масла больше уровня «max», это также может привести к проблемам. Излишек масла может вспениваться при работе двигателя, что снижает его способность к смазке и охлаждению деталей, а также может вызвать повышение давления и утечки.

В этом случае следует слить излишек масла до достижения правильного уровня. Лучше всего обратиться в автосервис для корректной процедуры слива масла, чтобы избежать повреждения двигателя.

Тормозная жидкость

Как проверить тормозную жидкость? Для проверки уровня тормозной жидкости откройте капот и найдите бачок, обычно расположенный на главном тормозном цилиндре и имеющий прозрачные стенки с отметками «min» и «max»:

Бачок с тормозной жидкостью

Убедитесь, что уровень жидкости находится между этими отметками. Если уровень ниже «min», добавьте рекомендованную тормозную жидкость, избегая попадания грязи в систему. Если уровень тормозной жидкости постоянно падает, проверьте систему на утечки и обратитесь в автосервис для устранения проблемы.

Антифриз

Как проверить антифриз? Чтобы проверить уровень антифриза, откройте капот и найдите расширительный бачок системы охлаждения, который обычно имеет прозрачные стенки с отметками «min» и «max»:

Расширительный бачок

Убедитесь, что уровень антифриза находится между этими отметками. Если уровень ниже «min», добавьте рекомендованный тип антифриза до нужного уровня, избегая перелива. Также проверьте систему на наличие утечек, если уровень антифриза часто снижается. Для этого лучше всего обратиться в автосервис, потому как зачастую для выявления утечек используется специальное оборудование, а простой осмотр может не помочь.

Теперь вопроса о том, как проверить уровень антифриза, у вас возникать не должно, как и вопроса о том, как проверить уровень масла в двигателе.

Жидкость гидроусилителя руля (ГУРа)

Здесь важно отметить, что до сих пор встречаются автомобили, в которых нет гидроусилителя руля (например, автомобили ВАЗ 1990-х годов). Соответственно, и жидкости ГУРа в них нет. Но практически все современные авто оснащены ГУРом.

Как проверить жидкость ГУР? Для проверки уровня жидкости гидроусилителя руля откройте капот и найдите бачок гидроусилителя руля:

Бачок ГРУа

Бачок, как правило, снабжен крышкой, имеющей встроенный щуп с отметками «min» и «max»:

Щуп ГУРа

Очистите крышку, открутите ее и вытяните щуп. Протрите щуп, вставьте обратно и снова извлеките для проверки уровня. Убедитесь, что уровень жидкости находится между отметками «min» и «max». При необходимости долейте рекомендованную жидкость, избегая перелива, и закройте крышку.

Отдельного внимания в разговоре о жидкостях заслуживает масло МКПП или АКПП в автомобиле. Наверняка у вас возникает вопрос, как проверить масло в коробке. Зачастую проверить его уровень невозможно ввиду отсутствия щупа в коробке передач, поэтому здесь рекомендация одна – менять проверенное масло согласно регламенту конкретного автомобиля. То же касается замены масла в раздаточной коробке и мостах автомобилей, в которых они есть.

И несколько слов об обслуживании кондиционера авто: частота замены фреона (хладагента) в кондиционере автомобиля зависит от нескольких факторов, включая тип используемого хладагента, состояние системы кондиционирования воздуха и наличие утечек, а также производителя автомобиля, модели кондиционера и условий эксплуатации. Понять, как часто нужно обслуживать «кондей», вам помогут либо рекомендации производителя вашего авто, либо диагностика на специализированном сервисе.

Касаемо жидкостей также важно отметить, что, если уровень основных жидкостей в автомобиле (проверенное моторное масло, антифриз, тормозная жидкость и жидкость гидроусилителя) регулярно снижается, необходимо предпринять следующие шаги:

1Осмотрите систему на наличие утечек: проверьте наличие видимых утечек под капотом и под машиной. Обратите внимание на пятна жидкости на земле после стоянки. При этом не стоит бить тревогу, если вы обнаружили небольшую лужицу под автомобилем, проездив некоторое время с включенным кондиционером, – это выделяется конденсат, что является нормальным явлением.
2Проверьте соединения и шланги: осмотрите все шланги, трубки и соединения на предмет повреждений или ослабления. Убедитесь, что все соединения плотно затянуты и нет видимых повреждений.
3Осмотрите систему охлаждения: проверьте радиатор и все элементы системы охлаждения на наличие утечек. Особое внимание уделите швам и стыкам.
4Обратитесь в автосервис: если причина снижения уровня жидкости не очевидна или устранить утечку самостоятельно не получается, обратитесь к квалифицированному механику. Специалисты смогут провести детальную диагностику и выявить проблему.

Вообще, при регулярном обслуживании и внимании к автомобилю уровни жидкостей падать не должны. И во многом это обусловлено своевременной заменой этих самых жидкостей. По этой причине не забывайте про регламент обслуживания своего авто, где всегда указано, с какой периодичностью какую жидкость необходимо менять.

Невнимание к жидкостям в автомобиле может иметь серьезные последствия, включая потерю контроля над автомобилем, расходы на ремонт, риск аварии, перегрев двигателя, потерю гарантии и т.д. Соблюдение рекомендаций производителя и регулярное техническое обслуживание помогут сохранить надежность, безопасность и долговечность вашего транспортного средства.

Осмотр колес

Проведение осмотра колес автомобиля является ключевым фактором обеспечения безопасности и эффективности его эксплуатации, т.к. от состояния шин зависит сцепление автомобиля с дорогой, а изношенные или поврежденные шины могут значительно ухудшить сцепление и управляемость автомобиля, особенно на мокром или скользком покрытии.

Также от состояния колес зависят расход топлива и износ покрышек. Осмотр колес позволяет своевременно обнаружить повреждения шин и дисков и проблемы с крепежными элементами, что помогает предотвратить поломки и аварии.

Осмотр колес включает в себя несколько шагов:

  • Проверка давления в шинах. Используйте манометр для измерения давления в каждой шине. Убедитесь, что давление соответствует рекомендациям производителя, указанным на боковине двери водителя, на кузове или в руководстве по эксплуатации автомобиля. Если давление выше или ниже нормы, нормализуйте его с помощью компрессора.
  • Проверка наличия износа и повреждений. Осмотрите боковые стенки шин на наличие порезов, проколов или других видимых повреждений. Проверьте, нет ли выпуклостей или вдавленных мест, которые могут указывать на неисправность шины. При обнаружении повреждений или деформации шин немедленно обратитесь в автосервис.
  • Проверка крепежных болтов или гаек. Убедитесь, что все крепежные болты или гайки надежно затянуты. Если затяжка ослабла, затяните болты или гайки. Также имейте в виду, что для литых дисков рекомендуется использовать гайки с прилегающей поверхностью «конус», а для штампов – с поверхностью «сфера». Кроме того, фирменные диски для определенных марок авто могут крепиться только соответствующими гайками или болтами.
  • Проведение визуального осмотра внутренней стороны шин. Если возможно, осмотрите шины с внутренней стороны на наличие признаков неравномерного износа или других проблем, которые могут быть обнаружены визуально. При обнаружении повреждений или деформации шин немедленно обратитесь в автосервис.
  • Осмотр состояния протектора. Проверьте глубину протектора с помощью измерительного инструмента и сравните с рекомендованной минимальной глубиной (обычно 1.6 мм для летних шин и 4 мм для зимних; речь про легковые авто). Убедитесь, что протектор равномерно изношен и нет явных признаков неправильного износа или повреждений.

И еще несколько слов о протекторе. Обычно на шинах есть специальные индикаторы износа:

Индикатор износа шин

При регулярном осмотре шин вы обязательно заметите, что протектора становится все меньше, и чем ближе он к индикатору, тем скорее вам потребуются новые шины.

Еще одним тревожным сигналом служит неравномерный износ шин, который может говорить либо о несоответствующем давлении в колесах, либо о нарушении развала/схождения колес:

Неравномерный износ шин

Погружаться в глубины не будем, но скажем, что развал и схождение – это параметры, определяющие угловые отклонения колес автомобиля от вертикальной оси и друг относительно друга. Они влияют на устойчивость автомобиля, износ шин и расход топлива.

Если вы заметили, что шины вашего автомобиля изнашиваются неравномерно, для начала можете попробовать нормализовать давление. Но для верности рекомендуем посетить автосервис и убедиться, что развал-схождение в норме, иначе, даже если вы выставите правильное давление, шины продолжат изнашиваться.

При регулировке развал-схождения вам либо выставят все углы в заданных производителем значениях, либо «приговорят» какие-то элементы ходовой части под замену. И чем быстрее вы их поменяете, тем дольше прослужит вам «резина». Если же вы регулярно осматриваете и обслуживаете свой автомобиль, проблем с колесами возникнуть не должно. Но осмотр колес все равно следует проводить систематически.

Проверка тормозных колодок

Проверка тормозных колодок автомобиля является важной профилактической мерой, которая обеспечивает безопасность и надежность торможения. Внимание к тормозным колодкам обеспечит вам безопасность на дороге, предотвратит повреждения тормозной системы и сэкономит деньги на ремонт.

Проверка тормозных колодок включает в себя несколько шагов:

  • Визуальный осмотр. Найдите тормозные колодки, которые расположены внутри тормозного диска или барабана в зависимости от типа тормозной системы вашего автомобиля. Оцените толщину колодок: новые колодки имеют значительную толщину, а изношенные могут быть очень тонкими или даже полностью изношенными. Если толщина фрикционной накладки колодок менее 3 мм, они нуждаются в замене. В некоторых моделях авто колодки можно осмотреть, не снимая колес. В других же без этого не обойтись. Если есть возможность, лучше поднимите автомобиль домкратом или используйте подъемник, чтобы осмотреть тормозные механизмы.
  • Индикатор износа. Некоторые колодки оснащены индикаторами износа. Это маленькие металлические зажимы, которые выступают из колодки. Чем ближе индикатор износа к тормозному диску, тем скорее потребуется замена (если индикатора нет, нужно ориентироваться на толщину фрикционной накладки на самой колодке – чем она тоньше, тем ближе замена):

Индикатор износа колодок

  • Состояние тормозного диска. Обратите внимание на состояние тормозного диска. Если диск имеет глубокие борозды, ямы или значительный износ, это может быть признаком того, что тормозные колодки также износились и могут требовать замены вместе с дисками.
  • Звуки и ощущения. Внимательно слушайте звуки при торможении. Скрипы или стуки при нажатии на педаль тормоза могут указывать на износ или другие проблемы с тормозной системой. Оценивайте также чувствительность педали тормоза и общую эффективность тормозов при торможении. Если тормоза начинают работать менее эффективно или педаль становится более мягкой, это может указывать на проблемы с колодками и тормозами.

Лучше всего проводить осмотр тормозных колодок вместе с плановым техобслуживанием (ТО), когда вы меняете масло и фильтры. Так вы сможете всегда быть в курсе состояния колодок и не упустите момент для замены.

Кроме того, очень важно уметь выявлять неполадки с тормозной системой в принципе. Вот несколько показателей того, что есть проблемы с тормозами:

  • Увеличение тормозного пути. Если автомобилю стало требоваться больше расстояния, чтобы остановиться, чем обычно, это может указывать на износ или дефекты тормозных колодок или дисков.
  • Педаль тормоза опускается до пола. Если тормозная педаль опускается до пола или оказывается слишком мягкой («ватной») при нажатии, возможно, система требует прокачки, либо имеется утечка в тормозной системе.
  • Повышенное усилие при нажатии на педаль. Если для остановки требуется более сильное нажатие на педаль тормоза, это может указывать на проблемы с гидравлической или вакуумной системой, например (наличие воздуха в системе или износ тормозных компонентов).
  • Шумы и скрипы. При торможении слышны необычные звуки, такие как скрипы, царапанье, стуки или скрежет. Это может быть вызвано износом тормозных колодок, загрязнением тормозных дисков или другими проблемами.
  • Вибрация при торможении. Вибрация в руле или кузове автомобиля при торможении может свидетельствовать о проблемах с тормозными дисками (например, образование борозд или деформация).
  • Проблемы с ABS (антиблокировочная система). Если на приборной панели загорается индикатор ABS или система ABS начинает срабатывать чаще, это может указывать на проблемы с датчиками ABS, гидравлической системой или электронными компонентами системы.
  • Неправильное поведение автомобиля при торможении. Если автомобиль начинает тормозить неравномерно, уходит в сторону или ведет себя неустойчиво при торможении, это может указывать на дисбаланс в тормозной системе, износ колодок или другие проблемы.

Как только вы заметите любые из этих признаков, важно немедленно обратиться к специалисту для диагностики и, возможно, ремонта тормозной системы. Оперативное устранение проблем избавит вас от риска серьезных неприятностей на дороге.

Проверка оптики и звукового сигнала

Проверка оптики и звукового сигнала на автомобиле не менее важна, чем все, о чем мы уже рассказали. От исправной работы фар, фонарей, поворотников и звукового сигнала зависит ваша безопасность на дороге.

Работоспособная оптика играет критическую роль в обеспечении видимости и коммуникации с другими участниками дорожного движения. Правильно работающие фонари и поворотники помогают уменьшить риск аварий, предупреждая других водителей о ваших намерениях на дороге.

А работающий звуковой сигнал помогает водителям общаться с другими участниками движения, что особенно полезно в случае необходимости предупредить о возможной опасности или экстренном маневре на дороге.

Чтобы убедиться, что все работает исправно, выполните несколько несложных действий:

  • Фары и поворотники. Включите габариты и фары (ближний и дальний свет, противотуманные фары) и убедитесь, что все лампы работают корректно. Проделайте ту же операцию, поочередно включая поворотники.
  • Проверка регулировки фар. Убедитесь, что фары правильно настроены. Отвечая на вопрос, как настроить фары, скажем, что они не должны светить слишком высоко, ослепляя водителей, движущихся во встречном направлении, или слишком низко, сокращая видимость перед авто. Если фары настроены неправильно, вы можете обратиться в специализированный автосервис (там могут настроить фары и рассказать, как настроить фары) либо настроить их самостоятельно. Придется немного «заморочиться», но результат вас обязательно порадует. Как правильно настроить фары, можно посмотреть в этом видео:
  • Освещение номерного знака. Проверьте работу освещения номерного знака. Убедитесь, что лампочки не перегорели и светятся достаточно ярко.
  • Проверка стоп-сигналов и задних фонарей. Попросите помощника проверить, работают ли стоп-сигналы, когда вы нажимаете на тормоза. Убедитесь, что горят обе лампы заднего хода, когда вы включаете заднюю передачу.
  • Проверка аварийной сигнализации. Включите аварийную сигнализацию и проверьте, что все поворотники мигают с одинаковой частотой и интенсивностью.
  • Проверка звукового сигнала. Нажмите кнопку звукового сигнала автомобиля и убедитесь, что звуковой сигнал работает и издает достаточно громкий звук.

В случае, если вы заметили, что какая-то лампочка не горит, горит слишком тускло или мигает, когда делать этого не должна, замените ее. В руководстве по эксплуатации вашего авто должны быть указаны номера цоколей всех ламп в вашем автомобиле. Также можете посмотреть рисунок ниже:

Цоколи ламп

Если же не работает звуковой сигнал, следует проверить предохранители, реле и проводку. В большинстве случаев это позволяет найти проблему и устранить ее, т.к. сам по себе звуковой сигнал в автомобиле выходит из строя очень редко.

Проведение описанных проверок поможет вам убедиться, что все оптические и звуковые системы вашего автомобиля работают правильно и соответствуют требованиям безопасности на дороге. Если вы обнаружите какие-либо неисправности или проблемы, которые не можете устранить самостоятельно, это повод обратиться к специалисту для диагностики и ремонта.

Итак, теперь вы знаете, как провести базовую проверку своего любимого автомобиля, чтобы убедиться, что все в порядке, либо определить наличие проблем. О том, как решать самые распространенные проблемы с автомобилем самостоятельно, мы поговорим в следующем уроке, а пока рассмотрим еще один важный аспект взаимодействия с автомобилем, который непосредственно связан с его проверкой. Это плановое техобслуживание.

Плановое техобслуживание

Плановое техобслуживание автомобиля – это систематическое и регулярное обслуживание, выполняемое согласно рекомендациям производителя автомобиля или сервисной книжки. Оно включает в себя комплекс мероприятий по проверке, замене и обслуживанию различных систем и компонентов автомобиля с целью поддержания его надежной работы и безопасности.

Плановое техобслуживание важно по нескольким причинам:

  • Продление срока службы автомобиля. Регулярное обслуживание помогает предотвратить преждевременный износ и поломку узлов и агрегатов авто, что способствует увеличению срока эксплуатации автомобиля.
  • Безопасность на дороге. Проверка и обслуживание тормозной системы, подвески, рулевого управления и других важных компонентов обеспечивает безопасность вождения.
  • Экономия на ремонте. Регулярное обслуживание помогает выявить потенциальные проблемы на ранних стадиях, что позволяет избежать дорогостоящего ремонта в будущем.
  • Соответствие гарантийным требованиям. В большинстве случаев выполнение планового техобслуживания является условием для сохранения гарантии на автомобиль.

Плановая проверка автомобиля может включать в себя следующие работы:

  • Замена масла и фильтра – для снижения износа двигателя.
  • Проверка и замена тормозных колодок – для обеспечения надлежащей эффективности торможения.
  • Проверка и замена тормозной жидкости – для поддержания работоспособности тормозной системы.
  • Проверка и замена воздушного, топливного и салонного фильтров – для обеспечения чистоты воздушного потока и безопасности двигателя.
  • Проверка аккумулятора и системы зажигания – для поддержания эффективности стартера и генератора.
  • Проверка системы охлаждения – для устранения риска перегрева двигателя.
  • Проверка ходовой части – для обеспечения комфортного управления и сцепления с дорогой.
  • Диагностика электронных систем – для обеспечения работоспособности всех электросистем систем автомобиля.

Рекомендуемая частота проведения планового техобслуживания может варьироваться в зависимости от производителя и модели автомобиля, а также от условий эксплуатации. Но обычно она составляет от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч километров пробега или раз в 6-12 месяцев.

При этом важно знать, что плановое ТО в обязательном порядке будет включать в себя замену масла и фильтров (масляного, воздушного, салонного и топливного). Остальные работы носят по большей части рекомендательный характер и необходимы для получения общего представления о состоянии автомобиля.

Другими словами, если вы приехали на ТО, это вовсе не означает, что вы будете менять тормозные колодки, пружины и амортизаторы, проводить ревизию генератора или заливать новый антифриз. Но проверить все это, конечно же, можно и даже нужно, чтобы знать, стоит ли обратить на что-то повышенное внимание. Здесь очень к месту поговорка «Предупрежден – значит вооружен».

Плановое техобслуживание автомобиля является ключевым аспектом заботы об автомобиле, которое помогает обеспечить его надежную и безопасную эксплуатацию на долгий срок. Игнорирование регулярного обслуживания может привести к серьезным проблемам и дополнительным расходам на ремонт. Поэтому каждому автовладельцу важно быть осведомленным о необходимости и значении планового техобслуживания для поддержания своего автомобиля в отличном состоянии.

Что ж, теперь вы точно в состоянии проследить за тем, «как чувствует» себя ваш автомобиль, и не упустить ничего из виду. Поэтому предлагаем закрепить материал урока с помощью проверочного теста и перейти к следующей теме.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

На следующем уроке мы будем учиться самостоятельно решать распространенные проблемы с автомобилем.

1Вождение